Коммуникативная направленность — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Коммуникативная направленность

2017-11-17 442
Коммуникативная направленность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучений русскому языку.

Проблема обозначилась более 10 лет назад. Коммуникативный подход есть деятельностный подход. Речь – это не самоцель: она связана с каким–то видом деятельности человека (быт,наука, профессия).

Коммуникативная направленность характеризуется тем, что в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании.

Существенное отличие нового подхода – комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения.

Цели обучения, его содержание, уровни ЗУН определяются через языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенцию.

Компетенция – совокупность тех ЗУН, которые формируются в процессе обучения русскому языку как учебному предмету и которые обеспечивают овладение ими.

Языковую компетенцию составляют освоение языковой системы, овладение самим языковым материалом.

Речь идет о совершенствовании и развитии языковой компетенции: введение новых пластов лексики, обогащение фразеологического запаса, усвоение морфологических норм и т.д.

Лингвистическая компетенция представляет собой осмысление речевого опыта, включает в себя знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы курса, определенного комплекса понятий (единицы и категории языка: фонема, морфема и т.д.) Включает и элементы науки об истории языка, о методах лингвистического анализа, сведения о выдающихся лингвистах. Предполагает формирование умений учебно-языковых: опознавательных, классифицирующих, аналитических.

Коммуникативная компетенция – это ЗУН, необходимые для понимания чужих и порождения своих программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

Включает:

– знание основных понятий лингвистики речи – речеведческих (стили, типы речи и т.д.)

– умения и навыки анализа текста;

– собственно коммуникативные умения – умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.

К коммуникативным относятся следующие умения:

1) осмысливать тему и строго соблюдать ее границы;

2) подчинять свое высказывание определенной теме и основной мысли;

3) составлять простой и сложный план, конкретизирующий тему и основную мысль высказывания;

4) отбирать материал из одного или разных источников в соответствии с темой и замыслом высказывания, систематизировать собранный материал;

5) излагать материал логически последовательно, в соответствии с планом;

6) строить высказывание в определенной жанрово-композиционной форме (повествование, описание, рассуждение) и с использованием сложных композиционных форм (повествование с элементами описания);

7) правильно выражать мысли в устной и письменной форме в соответствии с литературными нормами (орфоэпическими, речевыми, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), соблюдать стилевое единство.

Формирование навыков общения – это не только практическая цель коммуникативной направленности обучения, но и средство ее достижения. Учиться общению, общаясь – вот основная характеристика коммуникативности.

Это выражается в особой организации учебного материала:

1. компоненты содержания коммуникативного курса русского языка – темы и содержания:

– речеведческие темы (описания),

– темы, в основе которых лежит какой–либо фрагмент объективного мира («Живопись», «Театр»);

2. использование учебных ситуаций общения;

3. использование текстов в качестве дидактической единицы учебного материала;

4. изменение характера деятельности и учащихся, и учителя. Важное значение – общение ученика и учителя, речевая активность обучаемых на каждом уроке.

Средство создания возможностей общения на уроке – специальная система ситуативных упражнений. Характеристики упражнений:

а) коммуникативные целевые установки (словесные действия учителя, которые организуют общение учащихся, вовлекают их в коммуникацию),

б) моделирование речевых ситуаций (совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в речевую коммуникацию).

В основе ситуативно-коммуникативных упражнений лежит речевая ситуация, максимально приближенная к естественным условиям. Начальной фразой таких ситуаций может быть следующая: «Представьте себе...» Внедрение обозначенных выше упражнений вызывает повышенный интерес у учащихся. По степени сложности все ситуативно-коммуникативные упражнения делятся на три группы:

1. учитель сам задает ситуацию и называет языковые средства, необходимые для нее (тема «Глагол» → работа над речевым этикетом → форма повелительного наклонения, используемая в разговоре по телефону);

2. учитель задает ситуацию, а ученик уже сам выбирает языковые средства (тема «Предлоги» – объясни дорогу к дому);

3. ситуацию и языковые средства излагает ученик.

Необходимо обращать внимание на текстовые функции частей речи (тема «Причастие» → тип речи – описание → научный стиль, художественный стиль (оживит предметы). Учитывать лингвистические свойства. Ситуация и задания должны быть ненавязчивыми, реалистическими.

Основой коммуникативной направленности является текст, который полифункционален. Текст идеален для наблюдения над всеми языковыми явлениями, является образцом речевого высказывания для учащихся, выполняет воспитательную и развивающую функцию.

Каким должен быть текст в качестве дидактического материала?

1. Небольшой по объему.

2. Должно быть максимально представлено изучаемое лингвистическое понятие.

3. В тексте должна проявляться текстообразующая функция изучаемого явления, которая рассматривается на содержательном и структурном уровнях.

4. Установка на комплексный подход к использованию текста.

Методическая обработка текста.

1. Выделение орфо– и пунктограмм.

2. Разбор предложений с разных точек зрения.

3. Формулировка заданий по тексту.

4. Следует учитывать цель использования текста: объяснение, закрепление, контроль.

5. Ориентировка, по возможности на творческий подход при работе с текстом.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.