Система орфографических упражнений. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Система орфографических упражнений.

2017-11-17 172
Система орфографических упражнений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Орфографический разбор:

1) сопутствующий другим видам работы,

2) самостоятельный вид работы:

– устный разбор примеров,

– анализ текста,

– анализ проверенных учителем работ.

II. Списывание:

1. простое списывание;

2. осложненное списывание (вставка орфограмм);

3. творческое списывание с грамматико-орфографическими заданиями:

– преобразовать формы слова,

– выбор форм написания,

– подбор проверочных слов,

– подчеркивание и выделение орфограмм;

4. творческое списывание:

– восстановление деформированного текста,

– ответы на вопросы с использованием слов для справок.

III. Творческие работы:

1. творческий диктант (учащиеся в диктуемый текст по заданию учителя вставляют определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых: слов и устно или письменно объясняют орфограммы),

2. деформированный текст,

3. свободный диктант (краткая подготовительная работа чтение всего текста – чтение части два раза – учащиеся пишут так, как запомнили),

4. ответы на вопросы,

5. сочинения–миниатюры.

В этих работах – отработка или включение слов с изучаемой орфограммой.

IV. Диктанты.

1. Предупредительный.

Зрительный: в тексте объясняются все орфограммы и пунктограммы, текст закрывается, записывается, проверяется; слуховой: перед записью устное объяснение, запись, проверка.

2. Объяснительный.

Сначала текст записывается, а потом объясняются орфограммы.

3. Выборочный.

Из текста выписываются слова на определенное правило, орфограмму.

4.Выборочно-распределительный.

Отдельные слова распределяются по орфограммам.

5.Диктант, с сигнальными карточками.

6.Диктант по перфокартам.

7.Диктант «Кто больше запомнит».

Учитель читает 4–5 слов, учащиеся по памяти их записывают.

8. Диктант с обоснованием.

Записывается текст, затем делается, графический комментарий орфограмм и пунктограмм.

9. «Обратный» диктант.

Учащиеся дома готовят диктант по указанной теме, а затем диктуют его учителю (учащимся), который записывает его на доске.

10. «Проверяю себя», «Помоги себе сам».

В процессе записи текста дети отмечают те орфограммы, в написании которых они сомневаются, затем спрашивают у учителя.

11. Волновой опрос.

12. Письмо наизусть.

Первый день – чтение, анализ под руководством учителя, запись, д/з –выучить; второй день – повторение, запись наизусть.

13. Работа в парах сменного состава.

14. Словарный диктант с сопоставлением.

15. Словарный диктант с продолжением.

16. Диктант на постоянной основе.

17. Упражнение «Эстафета».

18. Игра «Третий лишний».

Из трех слов учащиеся должны выбрать лишнее но какому–либо параметру и обосновать свой выбор.

19. Цифровой диктант.

20. Словарный диктант с подсказкой.

21. Словарный диктант с грамматическим заданием.

22. Словарный диктант с самопроверкой.

23. Словарный диктант с элементами игры.

24. Словарный диктант на основе загадок.

25. Словарный диктант с усложнением дидактического материала.

26. Словарный диктант с обобщением.

Словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Такой диктант обеспечивает обратную связь, так как, прежде чем написать слово, продиктованное учителем, дети поднимают сигнальные карточки с нужной орфограммой, и преподаватель может контролировать всех учащихся, по мере необходимости вмешиваясь в процесс работы, помогая учащимся осознать и исправить ошибки.

Правила работы с сигнальными карточками.

1. Зрительный образ на карточке должен быть только с одной стороны.

2. Зрительный образ для класса должен быть одинаковым.

3. Сигнальная карточка поднимается по указанию учителя.

4. Если в слове допущена ошибка, слово записывается с подробным графическим комментарием

Диктант по перфокартам.

1. Диктант проводится по сопоставимым орфограммам.

2. Учащимся подробно объясняется форма записи: записывается только одна буква – орфограмма в одно окошко перфокарты; буква следующего слова записывается в следующее окошко.

3. Слова диктуются в довольно быстром темпе, начало каждой строки фиксируется.

4. Диктуется 20 слов.

5. Проводится взаимопроверка по контрольному листу.

6. Норма оценок: 0 ошибок – «5», 1–2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3»,
4 ошибки – «2».

7. Обязательно проводится работа над ошибками для закрепления орфографического навыка: слово записывается, делается полный графический комментарий.

Словарный диктант с продолжением.

Формирует орфографическую зоркость.

В столбик записываются диктуемые слова. Диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта придумывается и записывается слово с той же орфограммой.

Пример:

круглолицый – смуглолицый,

безысходный – безызвестный,

цыплята – цирк.

Диктант на постоянной основе.

Постоянным остается текст, отдельные слова в нем могут изменяться в зависимости от выбора отрабатываемой орфограммы.

Я русский человек и с раннего детства говорю по-русски. Никто ни разу не сделал мне замечания, что я совсем не знаю русского языка, однако в письменных работах я часто допускаю ошибки в таких словах:

Иногда я сомневаюсь в правописании таких слов:

Зато в следующих словах я никогда не сделаю ошибок:

Упражнение «Эстафета».

1. Даются слова с пропуском орфограмм, учащиеся вставляют пропущенные буквы.

2. Все учащиеся по своим вариантам записывают слова по данному правилу.

3. Каждый вариант записывает слова на указанную орфограмму из всего блока орфограмм.

Далее учащиеся передают карточки со словами вперед по колонке. Выигрывает колонка, быстрее и правильнее выполнившая задание.

Подсчет очков: за 1 место – 6 очков, за 2 – 5, 3 – 4, 4 – 3...; за каждый правильный случай – одно очко.

Словарный диктант с сопоставлением.

В результате анализа и сопоставления взаимосмешиваемых орфограмм учащиеся приобретают навыки разграничения трудных написаний, выявляя сходство и различие в сопоставимых явлениях.

Учащиеся записывают диктуемые учителем слова и словосочетания, объясняют написание, обозначают орфограммы. После этого проводится самостоятельная работа – преобразование текста словарного диктанта в соответствии с заданием. Преобразование должно быть связано с изменением написания при изменении условий выбора орфограммы.

Пример: неосвещенная улица – не освещенная светом улица.

Выборочный словарный диктант.

Содействует формированию орфографических навыков, дисциплинирует внимание учащихся.

Ученикам предлагается из трех типов или видов орфограмм выбрать только один, и во время диктанта из каждых трех продиктованных учителем слов записать только одно слово с выбранной орфограммой.

Пример: записать слово с орфограммой в приставке циферблат, расщелина, замочек.

Одной из разновидностей выборочного диктанта является диктант с ограничением. Учащиеся должны найти одну запретную орфограмму и во время диктанта пропускать, не записывать ее.

Словарный диктант с подсказкой.

Эта форма диктанта используется для наименее подготовленных детей, и объем подсказки зависит от уровня подготовленности класса.

Учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила, называет слово, указывает, в какой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных. Можно записать слово с пропущенной орфограммой, затем после комментария вставить в слово орфограмму («Письмо с дыркой»).

Пример: (мячом) орфограмма находится в окончании существительного после шипящей; мы должны решить, что писать: О или Е; написание гласной зависит от того, находится ли оно под ударением или нет; поставьте ударение, вставьте орфограмму.

Другой вариант: учитель предупреждает, что следующее слово в предложении или тексте с орфограммой – внимание, корень с чередованием!

Словарный диктант с грамматическими заданиями.

Орфографическая грамотность учащихся зависит от их конкретных знаний в области грамматики, поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Эти диктанты содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить, помогает выбрать правильное написание.

Например: 1. Ветошь, пейзаж (определить род и склонение существительных). 2. К гвардии, к аллее, в санатории, в ущелье (определить падеж, написать рядом со словом его начальную форму). 3. Колышет, дышит (определить спряжение глагола, выделить окончания).

Словарный диктант с самопроверкой.

Основное назначение данного диктанта – формирование у детей навыков самоконтроля. Контроль за применением правила – неотъемлемая часть его усвоения. В процессе самоконтроля; учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильность: написания. Работа над диктантом включает следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, причем учитель называет параграфы, к которым нужно обратиться для самопроверки (номера параграфов записываются на доске). Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант, обозначают орфограммы.

Словарный диктант с элементами игры.

Игра обеспечивает заинтересованное–.восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления. Словарный диктант можно оживить с помощью игры "Зоркий глаз". Объявляется конкуре на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм? Игра "Я работаю волшебником" не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например: Преврати имена нарицательные в имена собственные. Птица орел – город Орел. Воздушный шарик – собачка Шарик. Плодородная земля – планета Земля. Наша школа – повесть "Школа".

Игра "Помоги Пете Ошибкину".

Например: 1. В слове "вьюга" Петя написал твердый знак, объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый, знак. Согласны ли вы с Петей? 2. «Не был» Петя написал слитно." Это слово, – сказал он, – можно заменить синонимом без не – отсутствовал." Почему он неправ?

Игра "По щучьему веленью" помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелания, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. Например: "По щучьему веленью, по моему хотенью назовите мне слова с орфограммой -тся -ться в глаголах".

Игра "Справочное бюро" способствует воспитанию навыков работы со словарем. Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет "адрес" слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами.

Игра "Угадайка" помогает учащимся усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам. Проводить словарный диктант на основе игры "Угадайка" можно несколькими способами:

1. учитель называет опознавательные признаки орфограмм, дети узнают орфограммы и называют слова с ними, затем эти слова записываются в тетрадь,

2. учитель диктует слова, дети записывают их, обозначают орфограммы, после проверки учитель называет опознавательные признаки орфограммы, а дети находят в диктанте слово с описанной орфограммой и объясняют написание. Например: 1. Орфограмма находится в окончании послё буквы, обозначающей шипящий звук. Выбор зависит от места ударения в слове. 2. Орфограмма находится в приставке. Выбор зависит от того, какой звук (звонкий или глухой) обозначает первая буква корня.

Словарный диктант на основе загадок.

Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму.

Например: тема "Правописание гласных после шипящих и ц".

Костяная спинка, Жесткая щетинка. С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. (Зубная щетка) По пригоркам, по равнинам Я веду свою машину. Я люблю дорог простор, А зовут меня... (Шофер) Зубастая пила В лес густой с утра пошла. Весь лес обходила, Ничего не спилила. (Расческа) В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь) Он циркач такой лихой, Чертит круг одной ногой: А другой проткнул бумагу, Уцепился – и не шагу. (Циркуль) По десятку на шесточке Сели умные кружочки. И считают громко вслух, Только слышно: стук да стук. (Счеты) Не моторы, а гудят, Не пилоты, а летят Не змеи, а жалят. (Пчелы) Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают; пером, Пилою, ложкой, топором. (Пальцы) Явился в желтой шубке. Прощайте две скорлупки! (Цыпленок)  

 

Словарный диктант с усложнением дидактического материала.

Одной из основных задач этого диктанта является формирование у школьников понятия орфограммы. В процессе такого диктанта детям даются слова без орфограмм, слова в которых нет выбора вариантов написания, слова в которых внимательный человек не допустит ошибки. Задача учащихся – изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы в нем появилась орфограмма. Можно предложить ученикам устно доказывать справедливость своего варианта.

Например: Честен – честность. Клубы – клуб. Шуба – шубка. Свет – осветить.

Словарный диктант с обобщением.

Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм. Обобщение и систематизация, в процессе обучения содействуют формированию у школьников системных знаний.

Словарный диктант с элементами обобщения можно проводить по–разному.

1. В процессе написания словарного диктанта составляется таблица, на основании которой делается последующее обобщение.

Например: Запишите слова в три столбика.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Гласные, проверяемые ударением Написание гласных проверяется правилом Непроверяемые гласные

Наращение, морковь, весна, бинокль, подросли, прилагательное, приложение, молодой, портфель, картофель, пилить, большой, росток.

После проверки и объяснения написанных в каждом столбике слов учащиеся формулируют общее правило правописания безударных гласных в корне слова.

2. После написания словарного диктанта; пол-окна, по-русски, кое-кто, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по-видимому, спортивно-авиационный, орлиный, пол-ложки, изжелта-зеленый, пол-Рязани, где-либо, перебежчик – учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем дети должны назвать этот общий признак и сформулировать общее (сводное) правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта.

3. После написания словарного диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким–то общим признакам: по типам орфограмм, например.

Формы контроля.

Для того, чтобы убедиться в усвоении материала, учитель может провести:

1) фронтальную проверку;

2) по цепочке;

3) с помощью сигнальных карточек;

4) индивидуально на оценку;

5) через кодоскоп и другие виды наглядности;

6) взаимопроверку;

7) контрольную проверку.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.