Методика работы над ошибками, — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методика работы над ошибками,

2017-11-17 100
Методика работы над ошибками, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О подготовке учителя к уроку работы над ошибками.

1. Учитель классифицирует ошибки и отбирает для работы в классе 3–4 правила, на которые допущено наибольшее количество ошибок. За основу берется та тема, которая заявлена в диктанте.

2. Учитель готовит опорные схемы, алгоритмы, способы рассуждения для повторения правил (сущ. → род → окончание → скл. → падеж → окончание – сб. орфограмм).

3. Учитель готовит небольшие тексты, словосочетания для слухового диктанта.

4. Учитель готовит индивидуальные задания по пробелам учащихся. Для этого составляется тематическая картотека.

Работа над ошибками оценивается – способ закрыть «2» за диктант.

Структура урока работы над ошибками.

1. Сообщение темы и цели урока

2. Количественный анализ диктанта.

В классе – 32 чел, писало – 30 чел, получили оценки: " 5" – 3, "4" – 17, "3" – 5, "2" – 5.

% неуспеваемости:

30 100%

5 х %

х == 5 * 100: 30 == 16,6%

Плохой результат!

% качества знаний:

3 + 17 = 20 ≈ 67 % – мало (для высшей категории – 75 %)

Просчитываются все результаты в 5 кл. по 8 диктантам. Эти данные обязательно записываются.

3.Раздача тетрадей.

Похвалить отдельных учеников. Если есть продвижение вперед, то похвалить слабых.

4.Качественный анализ диктанта.

Учитель рассказывает:

– Как справились с основной темой.

– Какие правила еще вызвали трудность.

5.Коллективная работа над ошибками.

Самый главный этап работы. Все ошибки исправить нереально. Проводится коллективная, индивидуальная, дополнительная работа над ошибками. Учитель выбирает 3–4 орфографических и 1–2 пунктуационных правила.

Порядок работы:

1. Учитель называет правило, на которое были допущены ошибки.

2. Учащиеся отыскивают слова на это правило в диктанте.

3. Повторяется правило, используется алгоритм, опорная схема.

согл. Ъ е, е, ю, я

4. Учитель указывает слова, в которых допущены ошибки.

5. Проводится работа над ошибками в тетради и на доске с использованием памяток по работе над ошибками «Пиши правильно».

6. Слуховой диктант:

2–3 предложения или 5–6 словосочетаний.

Пунктуационные ошибки исправляются в самом тексте. Коллективную работу выполняют все!

6. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками.

А) посадить сильных учеников к слабым

Б) учитель со слабыми

Сильным ученикам и средним заранее подготовить индивидуальные задания на западающее правило, которое они будут выполнять на самом уроке.

Не переносить работу над ошибками на Д/3!

7.Домашнее задание.

«5» – нет

«4», «3» – индивидуальные карточки по пробелам

«2» – переписать диктант без ошибок

Индивидуальные задания:

– карточки с пропусками орфограмм,

– графически прокомментировать.

Корректировка грамотности дома.

Аксиома: не умеющий читать, не будет уметь писать.

Необходимы точность, скорость (в 5 кл. – 120 сл. в минуту), понимание.

Алгоритм работы для подготовки к письменному диктанту дома:

1. читаем текст, обеспечиваем понимание его содержания и значения отдельных слов;

2. проставляем знаки ударения над словами, имеющими в своем составе более одного слога;

3. производим «сортировку» гласных на ударные и безударные;

4. подбираем однокоренные слова, определяем границу корня, обозначаем его;

5. выделяем аффиксы, входящие в состав этого слова и применяем правила их правописания.


Направления работы учителей–словесников

На современном этапе развития школы.

Методическое письмо.

Направленная работа учителя-словесника по гуманизации преподавания русского языка. Гуманизация школьного образования – одна из ведущих целей развития современной школы.

Сущность гуманизации проявляется в:

– содержании уроков;

– в технологиях, методах, приемах обучения, в организации учебного процесса.

В условиях современных глобальных перемен в обществе:

– социальных (среди них – дегуманизация человека, упадок культуры и нравственности, ломки ценностных ориентаций, отчуждение от жизни общества),

– экономических,

– экологических,

гуманизация образования приобретает особую значимость.

Русский язык и литература занимают особое место в гуманизации образования, в формировании и развитии личности.

Русский язык.

1844 г. Ф.И. Буслаев "О преподавании отечественного языка": "Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному – значит вместе и развивать духовные способности учащихся".

1. Место предмета в решении задач гуманизации.

– Русский язык – государственный язык Российской Федерации,

– формирует и объединяет нацию.

– связывает поколения

– обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры, отражая духовную жизнь нации, ее культуру.

Язык – главный хранитель знаний о мире.

Язык – национальное достояние русского народа, основа великой русской культуры.

Гуманны сами цели обучения русскому языку:

1) язык – средство общения,

2) средство обучения;

3) хорошее владение речью – это залог успеха в будущей профессиональной деятельности;

4) правильность, точность, богатство и выразительность речи – часть общей культуры человека.

2. Направления работы учителя–словесника по гуманизации образования.

Одно из важных направлений: организация дифференцированного подхода к учащимся, решение задач личностно-ориентированного обучения.

На современном этапе необходимо обратить внимание на:

– учет индивидуального развития возможностей, интересов учащихся с высокой и пониженной успеваемостью;

– дифференциацию Д\з для разноуровневых групп учащихся одного класса (дифференцированное обучение предполагает возможность выбора учащимися материала, заданий, форм деятельности).

На уроке нужно создать условия для:

– гармоничного развития личности;

– усвоения учениками системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях;

– осмысления нравственных этических понятий и нравственных позиций;

– воспитания гуманистического мировоззрения;

– формирования эстетических вкусов, эстетической восприимчивости, интереса к ценностям культуры;

– расширения творческого потенциала, кругозора учащихся.

Приобщение школьников к действительности и к ценностям культуры → познание → речевая деятельность → содержание → дар слова.

Решению задач гуманизации способствует:

– интересный дидактический материал;

– продуманная, развивающая тематика творческих работ, устных и письменных высказываний;

– оснащение уроков;

– расширение образного пространства за счет использования просветительских возможностей Петербурга и его пригородов.

– связь уроков русского языка и развития речи с внеклассной работой, в т.ч. литературно-краеведческой;

– связь уроков русского языка с литературой и внеклассным чтением; сопоставление русского языка и иностранного;

– связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (что интересно); использование таких форм обучения, таких видов заданий, которые способствуют обретению и осмыслению нового опыта.

Велика роль гуманистического общения учащихся и учителя между собой. Демократический подход (ученик – субъект), методическое мастерство учителя, доверительные отношения стимулируют речевое развитие, совершенствуют коммуникативные умения, закладывают основы, взаимопонимания.

3. Актуальные проблемы преподавания русского языка в условиях гуманизации образования.

Интересы и образовательные потребности учащихся.

 

базовый уровень углубленный уровень (включ. базовый стандарт как инвариантн. + вариативн. ч. рациональн. направл. углубл. базового стандарта)

 

Базовый стандарт:

– усиление практической, коммуникативной направленности обучения;

– решение задач функциональной грамотности;

– внимание к речевому развитию, воспитание культуры устной и письменной речи, знание правил речевого поведения, использование в речи элементов речевого этикета.

Цель гуманистического образования – подготовка к жизни. Задача учителя русского языка – развитие грамотной связной речи учащихся, сформирование коммуникативных умений.

Этому способствует:

1) обучение комплексному анализу текста (воспитывает чуткость к красоте, выразительности речи) → интонация, произносительная культура речи:

2) воспитание потребности обращения к справочной литературе;

3) обучение грамотному, каллиграфическому правильному письму (элемент общей культуры общения).

Л.В. Щерба: "Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не понимаешь написанное. Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся".

Об этом и в программе!

4) введение в уроки русского языка культурологического, петербурговедческого компонента (краеведческое направление гуманизации образования в петербургской школе)

– способствует развитию общекультурного кругозора,

– стимулирует интерес к освоению многообразного культурного наследия Петербурга (связь любого материала на уроках русского языка с Петербургом);

5) оснащение уроков наглядностью (музыка, живопись, художественная литература) – формирует эстетическое восприятие, способствует развитию творческих способностей, стимулирует речевое развитие, коммуникативные умения;

6) использование различных форм организации учебного процесса

– необходимо использовать групповые и индивидуальные формы работы

Групповая работа → сотрудничество, диалог. Другие формы: уроки–семинары, творческие отчеты, уроки–зачеты, практикумы, уроки–конференции, уроки в форме дидактической игры, уроки–праздники, соревнования, мастерские творческого письма.

Способствуют:

– активной самостоятельной творческой работе,

– созданию положительного эмоционального настроя,

– создают каждому учащемуся условия для проявления творческой индивидуальности,

– достижения оптимального участия в учебном процессе → мотивация, интерес к уроку русского языка.

Интерес на традиционном уроке:

– мотивация деятельности;

– проблемы, постановка задач;

– разумная смена деятельности;

– организация с/р, если ученик сам активно действует на грани посильного;

– осознание своего продвижения в ЗУН.

В.А. Сухомлинский: "Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным... Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, трудового достижения. Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера неумелсегодня научился. Вот в чем счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они... хорошо учились!'"

В.Н. Ивлева "О гуманизации оценок", стр. 12–13.

4. Предложения учителям–словесникам и руководителям школ.

1) Осуществлять своевременный контроль за выполнением гос. программ, за соответствием уровня ЗУН стандарту.

2) Количество часов русского языка в расписании должно соответствовать программам. Не сокращать!

3) Каждый урок (не только р/р) – это урок р/р, логического мышления.

4) Для качественной реализации стандарта, для достижения функциональной грамотности:

– усилить практическую направленность,

– внимание с/р,

– краеведческий компонент,

– коммуникативная направленность (через текст),

– выразительное чтение, каллиграфическое письмо,

– контроль выполнения учителями "Единых требований",

– оснащение уроков,

– ввести в 10–11 кл. факультатив по русскому языку,

– курсы по повышению квалификации.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.