Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-11-17 | 112 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема «Причастие как форма глагола».
III. Этап урока. Закрепление материала.
Цели:
1.Спишите слова К.Д. Ушинского «Язык народа...»
– Докажите, что «увядающий» является причастием. Как вы будете действовать?
– Какое еще слово в этом предложении является причастием?
– Почему слово «духовный» не причастие? Что это? Как будете рассуждать?
2.Работа с учебником.
Т.А. Ладыженская 7кл., стр. 22, упр. 46.
– Прочитайте текст. Определите тип текста, его стиль.
– Какова главная мысль текста?
– Прочитайте все задания к тексту.
– Ради какого задания дается упражнение?
1) Устно анализ 1 предложения.
2) Письменно 2 предложения – самостоятельно определить причастия и прилагательные, подписать их. (Не знаешь – не пиши!)
3) Проверка.
3. Образуйте из предложенных сочетаний определения – какой частью речи они являются?
снег как серебро
снег, который сверкает (наст. вр.)
луч солнца
луч солнца, который выглянул (пр. вр.)
туча, которая приближается, приближалась
4. Работа с учебником.
Стр. 22, упр. 47.
Определить 1) вид, время,
2) число, род, падеж,
3) синтаксическую роль.
1 вариант – 1, 3 предложение,
2 вариант – 2, 4 предложение.
5. Объяснительный диктант с грамматическим и творческим заданием.
Утомленный дорогой, я лег вздремнуть. Когда я проснулся, внимание мое привлекло что–то настойчиво мелькавшее по потолку. Я поднял глаза и увидел светлое пятнышко, облегающее карниз комнаты, прыгающее на потолок и снова соскальзывающее на стены. Это был...
– Подчеркнуть определения, выраженные причастиями.•
– Допишите текст одним–двумя предложениями с причастиями.
6. Вернемся с вами к поставленным задачам.
– Удалось ли их выполнить?
– Кому было трудно? Что особенно было трудно?
|
Методика обучения орфографии.
Методика орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков. Несмотря на то, что орфография представляет самостоятельный раздел о языке, в школе она изучается параллельно с грамматикой. Связано это с тем, что русская орфография по своей природе грамматическая, т.е. ее усвоение предполагает наличие у обучающегося определенных знаний в области грамматики.
Спор о том, как изучать грамматический и орфографический материал, шел с XIX века.
Существовали такие точки зрения:
1. грамматика связана с речью, поэтому должна быть связана с практикой: орфографией и пунктуацией;
2. необходимо отдельно рассматривать грамматику и орфографию;
3. грамматику изучать не надо: орфографический навык – механический, поэтому изучение грамматической теории ничего не дает.
В школьной программе 1921 года термин «грамматика» отсутствовал, вместо него использовался «наблюдение над языком». «Наблюдения» были полностью изолированы от правописания.
1927 г. – разделы «наблюдения над языком» и правописание опять слиты. 50-е гг.– грамматика и орфография изучаются раздельно.
60-е гг. – грамматика изучается вместе с орфографией и развитием речи.
Цель раздела – формирование орфографической грамотности.
Существует 2 уровня овладения орфографической грамотностью:
– абсолютная грамотность,
– относительная грамотность.
Абсолютная грамотность – умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами и безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами.
Относительная грамотность – умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, которые изучаются в школе.
Для достижения основной цели формулирования относительной грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:
|
1. познакомить учащихся с основными орфографическими понятиями;
2. сформировать на основе этих понятий орфографические умения;
3. научить писать слова с непроверяемой орфограммой;
4. формировать у учащихся потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;
5. создать необходимые условия обучения школьников орфографии.
Научные основы методики орфографии.
Две трактовки основного закона орфографии.
Основные разделы орфографии (см. лекцию совр. р. яз.).
Понятие об орфограмме.
Термин вошел в школьную практику сравнительно недавно. В конце 60-х гг. в учебниках по русскому языку для средних школ появились списки изучаемых орфограмм, а с 1980 г. определение орфограммы вошло в начальную школу. Орфограмма – такое написание в слове или сочетании слов, которое соответствует определенному орфографическому правилу.
Работая над понятием «орфограмма», мы учим обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, формируем тем самым орфографическую зоркость.
Признаки орфограммы:
1. написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем);
2. наличием менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.
Состав русских орфограмм:
1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:
– на месте слабых позиций,
– отдельные случаи обозначения в сильных позициях (черный, цирк).
2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем:
– прописная буква,
– слитно–раздельно–дефисное написание,
– перенос,
– сокращение слов.
Следует различать орфограммы:
– практические
– теоретические (бегут – бегуд – ошибка может быть, но почти никогда не бывает)
– ложные (опасный)
Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу и включается в орфографическое действие, в котором есть 2 стадии:
1. постановка орфографической задачи (выделение орфограммы),
2. решение орфографической задачи (выбор написания).
М.Р. Львов выделяет 6 ступеней орфографической задачи:
1. найти орфограмму,
постановка орфографической задачи
2. определить ее тип,
3. наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы,
4. определить последовательность «шагов» решения задачи,
|
5. выполнить намеченную последовательность действий,
6. написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
Важное значение в развитии орфографической зоркости имеют первые «шаги». Систематическое подсказывание ученику трудных мест в слове порождает «орфографическую слепоту».
Орфографическое поле (ОП) – пространство орфограммы, в пределах которого осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка орфограммы.
1) минимальное ОП – 2 буквы: чувство, рожь...
2) ОП, равное корню: весна,
3) ОП, равное слову: пол-лимона,
4) ОП, равное словосочетанию: в зимнюю ночь,
5) ОП, равное предложению: Мы едем на экскурсию в Орел.
Местонахождение орфограммы – это строго закрепленное ее положение в слове или сочетании слов в зависимости от типа.
Тип орфограммы – это разновидность орфографического написания по способу ее графического изображения.
Различаются следующие типы орфограмм:
1 – орфограмма – буква,
2. орфограмма – пробел (не с глаголом),
3. орфограмма – контакт (единое написание),
4. орфограмма – дефис,
5. орфограмма – черточка (перенос).
Вид орфограммы – написание, регулируемое определенным орфографическим правилом.
Вариант орфограммы – одно из возможных нормативных написаний орфограммы определенного вида.
Опознавательный признак орфограммы – это сигнал того, что в данном слове или сочетании слов находится орфограмма, сигнал точки применения правила:
1. расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием,
2. сами звуки, дающие наибольшее количество несовпадений, – «опасные» звуки,
3. морфемы в словах.
Частные опознавательные признаки (на примере сущ. с основой на шипящий):
– наличие шипящей,
– часть речи,
– мн. число., м. р., ж. р.
Условия выбора орфограммы – это такие языковые особенности слова, от которых зависит выбор правильного написания. Соотносятся с правилом.
Орфографическое правило – указание, инструкция, подсказывающая выбор того или иного написания.
Орфографический разбор – способствует формированию умения излагать мысли в учебно-научном стиле типа рассуждения.
Порядок орфографического разбор а – «вода»:
|
1. орфограмма – буква,
2. гласная,
3. опознавательный признак – безударность,
4. орфографическое поле – корень,
5. правило.
Орфографическая зоркость – способность или умение быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их тип; умение обнаруживать ошибки.
Виды упражнений на развитие орфографической зоркости:
– найти в тексте изученные орфограммы,
– в записанном тексте выделить графически орфограммы,
– подбор слов с указанными орфограммами,
– группировать орфограммы.
– списать текст с пропусками тех букв, правильное написание которых затрудняет,
– самопроверка.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!