Практическая работа по закреплению ГП. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Практическая работа по закреплению ГП.

2017-11-17 112
Практическая работа по закреплению ГП. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема «Причастие как форма глагола».

III. Этап урока. Закрепление материала.

Цели:

1.Спишите слова К.Д. Ушинского «Язык народа...»

– Докажите, что «увядающий» является причастием. Как вы будете действовать?

– Какое еще слово в этом предложении является причастием?

– Почему слово «духовный» не причастие? Что это? Как будете рассуждать?

2.Работа с учебником.

Т.А. Ладыженская 7кл., стр. 22, упр. 46.

– Прочитайте текст. Определите тип текста, его стиль.

– Какова главная мысль текста?

– Прочитайте все задания к тексту.

– Ради какого задания дается упражнение?

1) Устно анализ 1 предложения.

2) Письменно 2 предложения – самостоятельно определить причастия и прилагательные, подписать их. (Не знаешь – не пиши!)

3) Проверка.

3. Образуйте из предложенных сочетаний определения – какой частью речи они являются?

снег как серебро

снег, который сверкает (наст. вр.)

луч солнца

луч солнца, который выглянул (пр. вр.)

туча, которая приближается, приближалась

4. Работа с учебником.

Стр. 22, упр. 47.

Определить 1) вид, время,

2) число, род, падеж,

3) синтаксическую роль.

1 вариант – 1, 3 предложение,

2 вариант – 2, 4 предложение.

5. Объяснительный диктант с грамматическим и творческим заданием.

Утомленный дорогой, я лег вздремнуть. Когда я проснулся, внимание мое привлекло что–то настойчиво мелькавшее по потолку. Я поднял глаза и увидел светлое пятнышко, облегающее карниз комнаты, прыгающее на потолок и снова соскальзывающее на стены. Это был...

– Подчеркнуть определения, выраженные причастиями.•

– Допишите текст одним–двумя предложениями с причастиями.

6. Вернемся с вами к поставленным задачам.

– Удалось ли их выполнить?

– Кому было трудно? Что особенно было трудно?

 

Методика обучения орфографии.

Методика орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков. Несмотря на то, что орфография представляет самостоятельный раздел о языке, в школе она изучается параллельно с грамматикой. Связано это с тем, что русская орфография по своей природе грамматическая, т.е. ее усвоение предполагает наличие у обучающегося определенных знаний в области грамматики.

Спор о том, как изучать грамматический и орфографический материал, шел с XIX века.

Существовали такие точки зрения:

1. грамматика связана с речью, поэтому должна быть связана с практикой: орфографией и пунктуацией;

2. необходимо отдельно рассматривать грамматику и орфографию;

3. грамматику изучать не надо: орфографический навык – механический, поэтому изучение грамматической теории ничего не дает.

В школьной программе 1921 года термин «грамматика» отсутствовал, вместо него использовался «наблюдение над языком». «Наблюдения» были полностью изолированы от правописания.

1927 г. – разделы «наблюдения над языком» и правописание опять слиты. 50-е гг.– грамматика и орфография изучаются раздельно.

60-е гг. – грамматика изучается вместе с орфографией и развитием речи.

Цель раздела – формирование орфографической грамотности.

Существует 2 уровня овладения орфографической грамотностью:

– абсолютная грамотность,

– относительная грамотность.

Абсолютная грамотность – умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами и безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами.

Относительная грамотность – умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, которые изучаются в школе.

Для достижения основной цели формулирования относительной грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:

1. познакомить учащихся с основными орфографическими понятиями;

2. сформировать на основе этих понятий орфографические умения;

3. научить писать слова с непроверяемой орфограммой;

4. формировать у учащихся потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;

5. создать необходимые условия обучения школьников орфографии.

Научные основы методики орфографии.

Две трактовки основного закона орфографии.

Основные разделы орфографии (см. лекцию совр. р. яз.).

Понятие об орфограмме.

Термин вошел в школьную практику сравнительно недавно. В конце 60-х гг. в учебниках по русскому языку для средних школ появились списки изучаемых орфограмм, а с 1980 г. определение орфограммы вошло в начальную школу. Орфограмма – такое написание в слове или сочетании слов, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Работая над понятием «орфограмма», мы учим обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, формируем тем самым орфографическую зоркость.

Признаки орфограммы:

1. написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем);

2. наличием менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

Состав русских орфограмм:

1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:

– на месте слабых позиций,

– отдельные случаи обозначения в сильных позициях (черный, цирк).

2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем:

– прописная буква,

– слитно–раздельно–дефисное написание,

– перенос,

– сокращение слов.

Следует различать орфограммы:

– практические

– теоретические (бегут – бегуд – ошибка может быть, но почти никогда не бывает)

– ложные (опасный)

Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу и включается в орфографическое действие, в котором есть 2 стадии:

1. постановка орфографической задачи (выделение орфограммы),

2. решение орфографической задачи (выбор написания).

М.Р. Львов выделяет 6 ступеней орфографической задачи:

1. найти орфограмму,

постановка орфографической задачи

2. определить ее тип,

3. наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы,

4. определить последовательность «шагов» решения задачи,

5. выполнить намеченную последовательность действий,

6. написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Важное значение в развитии орфографической зоркости имеют первые «шаги». Систематическое подсказывание ученику трудных мест в слове порождает «орфографическую слепоту».

Орфографическое поле (ОП) пространство орфограммы, в пределах которого осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка орфограммы.

1) минимальное ОП – 2 буквы: чувство, рожь...

2) ОП, равное корню: весна,

3) ОП, равное слову: пол-лимона,

4) ОП, равное словосочетанию: в зимнюю ночь,

5) ОП, равное предложению: Мы едем на экскурсию в Орел.

Местонахождение орфограммы – это строго закрепленное ее положение в слове или сочетании слов в зависимости от типа.

Тип орфограммы – это разновидность орфографического написания по способу ее графического изображения.

Различаются следующие типы орфограмм:

1 – орфограмма – буква,

2. орфограмма – пробел (не с глаголом),

3. орфограмма – контакт (единое написание),

4. орфограмма – дефис,

5. орфограмма – черточка (перенос).

Вид орфограммы – написание, регулируемое определенным орфографическим правилом.

Вариант орфограммы – одно из возможных нормативных написаний орфограммы определенного вида.

Опознавательный признак орфограммы – это сигнал того, что в данном слове или сочетании слов находится орфограмма, сигнал точки применения правила:

1. расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием,

2. сами звуки, дающие наибольшее количество несовпадений, – «опасные» звуки,

3. морфемы в словах.

Частные опознавательные признаки (на примере сущ. с основой на шипящий):

– наличие шипящей,

– часть речи,

– мн. число., м. р., ж. р.

Условия выбора орфограммы – это такие языковые особенности слова, от которых зависит выбор правильного написания. Соотносятся с правилом.

Орфографическое правило – указание, инструкция, подсказывающая выбор того или иного написания.

Орфографический разбор – способствует формированию умения излагать мысли в учебно-научном стиле типа рассуждения.

Порядок орфографического разбор а – «вода»:

1. орфограмма – буква,

2. гласная,

3. опознавательный признак – безударность,

4. орфографическое поле – корень,

5. правило.

Орфографическая зоркость – способность или умение быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их тип; умение обнаруживать ошибки.

Виды упражнений на развитие орфографической зоркости:

– найти в тексте изученные орфограммы,

– в записанном тексте выделить графически орфограммы,

– подбор слов с указанными орфограммами,

– группировать орфограммы.

– списать текст с пропусками тех букв, правильное написание которых затрудняет,

– самопроверка.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.