Семантико-грамматический принцип русской пунктуации. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семантико-грамматический принцип русской пунктуации.

2017-11-17 379
Семантико-грамматический принцип русской пунктуации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Чтобы уметь ставить знаки препинания, надо хорошо знать синтаксис».

П.О. Афанасьев

Пунктуация – система единых правил постановки знаков препинания. Методика пунктуации – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков. На основы пунктуации существовали разные точки зрения.

В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов видели основное назначение пунктуации в смысловом расчленении речи.

Грамматическая точка зрения (Н.И. Греч, Я.К. Грот): русская пунктуация основана на грамматическом строе речи, ее назначение – служить показателем грамматической структур предложения.

Интонационная т. зр. (А.Х. Востоков, А.М. Пешковский): русская пунктуация основывается на интонации.

Позднее А.М. Пешковский пересматривает свою т. зр, и говорит о необходимости тесной связи пунктуационных навыков с изучением синтаксиса.

В 1930 г. выходит «Проект свода правил об употреблении знаков препинания», в котором делается акцент на синтаксически-смысловые основы (логико-синтаксические).

П.О. Афанасьев считает основой русской пунктуации логико-синтаксический принцип, но вместе с тем не отрицает интонационную сторону речи. Исходя из общих принципов, Афанасьев выдвигает требование осмысленного изучения синтаксических конструкций и в процессе их изучения развитие пунктуационных навыков.

Правильное понимание назначения пунктуации дает возможность определить и ее основу.

Вывод: в основе русской пунктуации исторически сложившийся семантико-грамматический принцип, и вопрос о взаимоотношении между пунктуацией и интонацией следует рассматривать в двух аспектах:

– семантическом,

– грамматическом

Три других принципа:

1. смысловой (логический) – выдвинут Ф.И. Буслаевым;

2. синтаксический (грамматический) Я. Грота;

3. интонационный Л.В. Щерба.

Принципы перекрещиваются и эффективны в единстве.

Принципы методики пунктуации.

Методика пунктуации, не являясь исключением, опирается на общедидактические и методические принципы обучения.

Среди методических выделяются собственные принципы методики пунктуации.

Принципы Текучева А.В.:

1. Принцип анализа языкового материала (синтаксические и пунктуационные разборы, прием сравнения синтаксических конструкций, систематические обобщения материала).

2. Принцип развития речевого слуха (опора на речевой слух во внешней и внутренней речи приучает учеников наблюдать за интонацией).

Пр.: Он верно меня понял.Он, верно, меня понял.

3. Принцип выразительного чтения знаков препинания (текст должен быть проанализирован перед чтением).

4. Принцип развития навыков расстановки знаков препинания в процессе письма.

5. Принципы регулярной работы над пунктуационными правилами.

Принципы Бариновой Е.А.:

1. Связь обучения пунктуации с синтаксисом.

2. Связь обучения пунктуации с развитием речи.

3. Связь обучения пунктуации с выразительным чтением.

Место пунктуации в школьном курсе.

Каждое пунктуационное правило в качестве одного из условий выбора знака препинания содержит в себе указание на ту или иную синтаксическую категорию. Работа над пунктуацией идет параллельно с изучением синтаксических понятий. Азы пунктуации дети получают в начальной школе. Сведения 5 класса носят пропедевтический характер. 7 класс – обособленные конструкции (причастный, деепричастный оборот). 8–9 кл. – систематический курс синтаксиса.

Современный взгляд на систему пунктуационных правил.

(РЯШ№3 1997г. стр. 82)

Цели работы по пунктуации.

Теоретические:

– раскрыть назначение пунктуации и знаков препинания;

– познакомить с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания;

– способствовать усвоению пунктуационных правил.

Практические:

– развивать у учащихся пунктуационную зоркость;

– научить расставлять знаки препинания в соответствии с пунктуационными правилами;

– развивать умение обосновывать выбор знаков препинания;

– научить детей находить пунктуационные ошибки и исправлять их;

– научить выразительному чтению текста с учетом использования в нем знаков препинания.

Методы обучения пунктуации.

1. Метод наблюдения и анализа языка.

2.Слово учителя.

3.Беседа.

4.Самостоятельная работа с учебником:

– ответы на вопросы;

– составление плана;

– выборочное чтение;

– составление схем;

– подбор своих примеров.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.