История формирования и развития латиноамериканского права. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История формирования и развития латиноамериканского права.

2017-11-16 1235
История формирования и развития латиноамериканского права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У истоков латиноамериканского права стояли взгляды и обычаи коренного населения — индейцев, проживавших на территории Латинской Америки, отразившиеся на его правовых процессах.

В большинстве государств Латинской Америки правовые сис­темы сформировались на основе четырех правовых культур: ин­дейской, испанской, французской и англо-американской. Великий аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес писал: «Сами арген­тинцы признают, что находят свое подобие, скорее в гаучо (этни­ческая группа, создавшаяся в XVI—XVII вв., занимающаяся ско­товодством), чем в военном, и этим отличаются от североамери­канцев и многих европейцев. Для аргентинцев государство — абстракция, оно безлично, они чувствуют себя индивидами, а не гражданами, несущими обязанности. Нередко кража обществен­ного даже не кажется преступлением, ибо оно ничье».

Основатель философии «латиноамериканской сущности» Л. Сеа, стремясь осмыслить специфику латиноамериканской цивилиза­ции в общемировом контексте и в ряду родственных ей цивили­заций, выделяет проблему идентичности как центральную для на­родов, осознающих свое маргинальное положение. Мексиканский философ видит определяющие черты этого цивилизационного типа в том, что относящиеся к нему социокультурные общности, занимая периферийное положение в структуре «мировой» исто­рии, представленной западным миром, всячески стремятся отсто­ять свою самобытность и право на историческое творчество пе­ред лицом «центров» этого мира. Порождением этой цивилиза­ции и является латиноамериканское право.

В истории становления и эволюции права в Латинской Амери­ке необходимо выделить три периода:

— первый период связан с формированием правовых начал, заложивших основы латиноамериканского права (X—XV вв.);

— второй период связан с колонизацией территории Латинс­кой Америки (XV — начала XIX вв.);

— третий период связан с формированием национальных пра­вовых систем после завоевания независимости (начало XIX в. — до настоящего времени).

Первый период формирования латиноамериканского права связан с зарождением правовых начал, основой которых высту­пила соционормативная система коренного населения — индей­цев, сохранившаяся отчасти до сих пор, особенно в сфере орга­низации и деятельности сельских общин.

Темп развития социальных отношений у племен, проживавших на территории Латинской Америки, был более медленным, чем в Европе. Общество и соответственно и право у племен майя, инков, ацтеков и некоторых других народов, проживавших на территории Латинской Америки до колониального завоевания ев­ропейцами, напоминало раннерабовладельческое, где большую роль играла община и общинное производство. К XVI в. процесс отмирания родоплеменного строя в некоторых обществах еще не завершился, например, испанские колонизаторы застали на Юка­тане глубокую социальную дифференциацию. Но в целом, обще­ственное развитие разных племен, например, расположенных в долине Мехико, шло крайне неравномерно, и многие из них со­храняли в основном родоплеменное устройство. К моменту своего появления в долине Мехико во второй половине XIII в. ацтеки сохраняли еще такое устройство. В 1325 г. во время основания Теночтитлана, ставшего впоследствии столицей ацтекского госу­дарства, у ацтеков были многочисленные роды, которые объеди­нялись в четыре фратрии и составили одно племя. То есть к мо­менту колонизации у этих племен сложилось раннерабовладель­ческое общество, в котором сохранялись пережитки родоплемен­ных отношений.

После X в. на Юкатане существовали отдельные города-госу­дарства. Некоторые из них (Майяпан, Уксмал, Чичен-Ица) смогли добиться господства над другими городами-государствами, но эта власть была непрочной. Междоусобные войны, усилившиеся в XV в., привели к ее распаду.

Система управления в различных городах-государствах, в основ­ном, была однотипной. Во главе каждого государства у майя стоял вождь (халачвиник), у инков — верховный инка (сапа-инка), у ацтеков — правитель (тлакатекухтли), в1 руках которых была со­средоточена вся верховная власть, которая была наследственной и после смерти вождя переходила к старшему сыну (если у умер­шего не было сына или он был молод, то правление в государстве осуществлял его брат. Если же у него не было брата, то жрецы и знать избирали нового правителя).

Государство инков, расположенное на огромной территории и подчинившее множество различных племен, при слабых экономи­ческих связях между отдельными его частями представляло со­бой чисто политическое объединение. Само государство инков на­зывалось Тауантинсуйу, что в переводе означает: четыре соеди­ненных вместе области.

Важнейшим источником права у этих племен в период становле­ния их государственных начал были правовые обычаи. Вместе с тем, развитие общества требовало также закрепления новых отно­шений с помощью государственных установлений. В частности, фор­мирование монархической власти сопровождалось постепенным раз­витием законодательных полномочий верховного правителя, а также правотворчеством других, подчиненных ему должностных лиц.

Необходимо отметить, что право в этих обществах было тесно переплетено с моральными и религиозными нормами и представ­лениями, которые нередко отставали от социального развития и не позволяли законодательству вносить резкие изменения в уже сложившуюся систему правовых отношений. Отсутствие развито­го и всеобъемлющего законодательства, с одной стороны, и недо­статочная гибкость обычного права, с другой, привело к тому, что с развитием судебных функций государственной власти сами судьи, исходя из конкретной ситуации, руководствуясь судейским усмотрением, создали правовые нормы.

Для понимания сущности древнейшего права Латинской Аме­рики наибольший интерес представляют нормы, регулирующие собственность, договорные и брачно-семейные отношения. Разви­тие частной собственности и имущественного неравенства умайя, ацтеков и инков было закреплено в праве. В этих обществах, по­мимо частной собственности, существовала государственная, об­щинная собственность на землю.

Договорные отношения, связанные с развитием обмена и имущественного неравенства, также нашли закрепление в право­вых нормах. Меновая торговля свидетельствует о значительной распространенности договора мены и купли-продажи. В качестве единицы обмена часто выступали зерна какао, перья и т.д. У ацтеков при продаже раба требовалось присутствие двух сви­детелей и согласие самого раба, если он не имел особого ошей­ника за бегство или неповиновение.

Регулирование брачно-семейных отношений в этих обще­ствах не было единообразным. Семья в этих обществах была пре­имущественно моногамной. У ацтеков мужчина мог иметь не­сколько жен и наложниц, но первая жена считалась старшей. У инков многоженство допускалось только для верховного прави­теля и знати.

Брак заключался после достижения определенного возраста (у ацтеков 20 лет для мужчин, 16 — для женщин) в виде торже­ственной процедуры, имевшей и юридическое, и религиозное зна­чение. При заключении брака определялось приданое невесты, а жених делал подарки будущему тестю.

Уголовно-правовые отношения в древних государственных образованих Латинской Америки отличались простотой и суро­востью, выражавшиеся в том, что за правонарушение следовало определенное и весьма строгое наказание. Наказания тесно пере­плетались с нравственно-религиозными санкциями.

Основными видами преступлений у ацтеков были: богохуль­ство, колдовство, предательство, бунт против власти, присвоение отличительных знаков должностных лиц, похищение свободных людей, пьянство, клевета и т.д. У инков преступлениями (помимо указанных выше) считались восстания, измена, неподчинение администрации, в частности, приказаниям старосты, уничтожение мостов, путешествие без разрешения, аборт, лжесвидетельство, пьянство и др.

Следующий период развитие латиноамериканского права был связан с колонизацией Латинской Америки Португалией и Испа­нией.

Этот процесс сопровождался уничтожением их правовых начал и правовых обычаев. Основу колониального права в Латин­ской Америке составило феодальное право Испании и Португа­лии.

После открытия Америки в 1492 г. Испания и Португалия стали сильнейшими державами Западной Европы и вплоть до XVII в. удерживали первенство в колониальных захватах этого континента. В соперничестве между этими двумя католическими монархиями сферы влияния в мире делились при посредничестве Ватикана и закреплялись серией договоров. Для судеб Нового Света решающее значение имел Тордесильясский договор 1494 г., установивший границу между будущими испанскими и португаль­скими владениями таким образом, что открытая позднее Брази­лия досталась Португалии. Остальная часть Южной Америки, вся Центральная Америка и Карибский бассейн, значительная часть южных штатов современных США оказались под властью Испании. В XVII в. окрепшие Голландия, Франция и Англия на­чали теснить испанских и португальских колонизаторов1.

Таким образом, в течение четырех веков с XV до начала XIX вв. территория Латинской Америки была колонией Испании, Португалии и частично Франции, и, соответственно, на этой тер­ритории действовало колониальное право. В частности, с 1537 г. в Испанской Америке было распространено законодательство Кастилии — крупнейшей исторической области Испании, вклю­чавшее множество сборников, большей частью происходивших из римского права и законодательства вестготов. Тай, королевскаяседула 1530 г. указала, что на Испанскую Америку распростра­няются законы Кастильи.

В 1567 г. было издано собрание законов в девяти томах — «Новый свод», регулировавший основные отрасли права в Испа­нии и на территории колоний. Колониальные судебные органы часто выносили решения, ссылаясь на доктрины римского и кано­нического права.

На территории Бразилии, колонизированной Португалией, действовали сборники законов португальских королей — Ордо­нансы королей Альфонсов III и IV конца XIV — начала XV вв., Ордонансы Филиппа 1603 г.

Установив в Латинской Америке новый социальный и право­вой порядок, колонизаторы столкнулись с устойчивостью некото­рых традиционных институтов (община и общинное землепользо­вание и т.д.). В результате они были вынуждены санкциониро­вать действие индейских правовых и доправовых норм. Некото­рые из них были включены в колониальное право. Например, была узаконена подушная подать с индейцев — трибуто.

В специальном акте испанского короля 1555 г. предписывалось соблюдать законы и добрые обычаи, которые с древних времен индейцы использовали для своего хорошего управления, но при непременном условии, что они не противоречат священной религии и законам. В колониальной Мексике нормы, действовавшие в этот период — испанское и новоиспанское законодательство, «индий­ское право» и право индейцев постепенно составили единый пра­вовой корпус1. Это было характерно для всей Латинской Америки.

В XVI в. в связи с накоплением в колониях огромного правового материала стали появляться компиляции законов, носившие не­официальный характер. В 1556 г. был подготовлен сборник зако­нов, действовавших в Новой Испании.

Таким образом, в колониальный период постепенно существо­вавшие ранее обычаи и традиции древних народов, населявших Латинскую Америку, видоизменялись и ограничивались колони­альным правом.

Следующий этап развития латиноамериканского права связан с формированием самостоятельных национальных правовых систем, обусловленный провозглашением независимости госу­дарств. Так, Чили стала независимой в 1810 г.; Бразилия была провозглашена независимой империей в 1822 г., а в 1889 г. — независимой республикой. После освободительной войны против колонизаторов в 1889 г. была образована Федеративная Респуб­лика Аргентина.

В этот период колониальное право с помощью кодификации заменялось национальным правом. Кодексы составлялись на основе европейских моделей, с одной стороны, а с другой учиты­вались особенности латиноамериканского общества. Процесс ко­дификации длился достаточно долго, но его исходные моменты связаны с двумя важнейшими документами нормативного и док­тринального характера.

Во-первых, это Гражданский кодекс Чили, который был подго­товлен по поручению правительства известным венесуэльским юри­стом А. Белло. Работа над этим документом началась в 1846 г. и завершилась в 1855 г. Его автор разработал уникальную модель кодификации, которая заключалась в том, что за основу были взяты положения римского права, испанской средневековой кодификации 1263 г. и Французского гражданского кодекса, а также были учтены национальные особенности политической, экономической и культур­ной жизни не только Чили, но всей Латинской Америки.

Чилийский Гражданский кодекс, использовавший наряду с французским и испанским правом германское законодательство (ГГУ), представлял собой наиболее полный и всесторонне разра­ботанный кодекс гражданского права второй половины XIX в. Он состоял из вступления и четырех книг. Первая книга посвяща­лась лицам и вопросам семейного права. В отличие от кодекса Наполеона, ГК Чили предусматривал уже понятие юридического лица (два вида: общества с целью наживы и корпорации или учреждения, не преследующие корыстных целей) и посвятил некоторые статьи определению их правового статуса. ГК Чили на несколько лет раньше ГК Италии выдвинул принцип равенства в гражданских правах чилийских граждан и иностранцев. Влияние канонического средневекового права проявлялось в том, что брак рассматривался не как договор, а как церковное таинство. Расторжение браков практически не допускалось. Главенствую­щую роль в семье играл муж и отец. Совершеннолетие в области гражданских прав под влиянием испанского права наступало лишь с 25 лет. Вторая книга «Об имуществах» закрепляла право частной собственности и другие вещные права. Собственность определялась как реальное право на телесную вещь с целью пользования и распоряжения ею по своему усмотрению, но при условии, что это право не противоречит законам или праву другого лица. Третья книга кодекса посвящалась наследованию, которое значительно упрощалось по сравнению со старым испан­ским режимом наследования. Четвертая книга была посвящена регулированию вопросов обязательственного права.

Во-вторых, это классический труд бразильского ученого-юриста Тексейра де Фрейтаса о кодификации и систематизации права, в котором была изложена латиноамериканская концепция кодифика­ции, построенная, с одной стороны, на основе восприятия европей­ской основы кодификации, а с другой — на восприятии собствен­ных правовых традиций.

Вышеуказанные разработки законодательного и доктринально­го характера послужили классической моделью дальнейшей коди­фикации на латиноамериканском континенте. В частности, были приняты Гражданские кодексы Аргентины, Эквадора, Колумбии, Панамы, Никарагуа и др.

Вслед за кодификацией гражданского права последовало приня­тие кодексов в других отраслях права. Так, в 1874 г. был принят Уголовный кодекс Чили по образцу Уголовного кодекса Испании 1870 г. с максимальным учетом национальных особенностей. В 1859 г. в Аргентине был принят Торговый кодекс, а в 1886 г. — Уголовный кодекс.

Сильное влияние на формирование правовых систем госу­дарств Латинской Америки в XX в. оказало становление военных диктаторских режимов. Это характеризуется, прежде всего, ос­лаблением процесса кодификации и усилением роли делегирован­ного законодательства, которым сильно ограничивается право­творческая деятельность парламентов, происходит ограничение основных прав и свобод человека, и, наконец, устанавливается жесткий государственный контроль над политической, экономи­ческой и социальной сферой жизни общества.

Если одни компаративисты относят правовые системы государств Латинской Америки к романо-германской правовой семье, то дру­гие выделяют их в самостоятельную группу среди различных пра­вовых семей современного мира. Латиноамериканское право, заим­ствовав многие правовые положения у романо-германского и об­щего права, точнее, американского права, выступает как самосто­ятельная правовая семья смешанного типа.

Таким образом, важнейшая специфика латиноамериканского права заключается в его смешанном характере, выражающемся в том, что правовые системы государств Латинской Америки во многом построены на основе романо-германских моделей (это особо проявляется в сфере частного права), а также моделей правового строительства в рамках общего права (это очевидно в сфере публичного права).

Латиноамериканское право, также как и романо-германское право — это кодифицированное право, причем кодексы постро­ены по европейским образцам с учетом национальных особенно­стей. Кодификация закрепила политическую независимость и способствовала становлению развитого национального законода­тельства. Заимствование кодификации романо-германского права вело к построению аналогичной структуры права и системы ис­точников, что проявилось вабстрактом характере изложения норм права и восприятии юридической техники у континенталь­ного права.

Что касается сферы публичного права, особенно конституци­онного права, то оно построено по образцу правовой системы США. Это проявляется в том, что конституции этих государств заимствовали американскую форму правления, т.'е. президентс­кую республику, и другие государственные институты. Главная причина этого заимствования заключается в том, что на момент провозглашения независимости в ряде ведущих стран Латинской Америки, в частности, Чили, Бразилии, Аргентине Конституция США была единственной действующей писаной конституцией республиканско-президентской формы правления.

Латиноамериканский федерализм, один из старейших в мире, оказал воздействие на формирование и функционирование правовых систем этих государств. С XIX в. после завоевание независимости 15 государств Центральной и Южной Америки испытали на своем опыте федеративную форму государствен­ного устройства, а к настоящему времени осталось только четы­ре федеративных государства: Аргентина, Бразилия, Венесуэла и Мексика. Причем, федеративная форма утвердилась в этих государствах как следствие победы федералистов над унитари­стами.

Одной из причин создания федераций в Латинской Америке явилось, как отмечалось ранее, значительное влияние Конститу­ции США на латиноамериканский конституционализм. Этому процессу способствовала внутриполитическая ситуация в созда­ваемых независимых государствах. Необходимо отметить, что на первых этапах формирования этих федераций центральное прави­тельство вынуждено было идти на значительную децентрализа­цию государственного управления с целью создания и сохране­ния единства и целостности этих государств. На последующих этапах развития федеративного устройства в государствах Латинской Америки ситуация меняется в сторону централизации государственного управления, что обуславливало сужение полно­мочий субъектов федераций. Например, бюджет субъекта феде­рации прямо контролируется центральным правительством в до­ходной и расходной частях, а пределы такого контроля могут быть довольно обширными.

Принципы построения и функционирования судебной системы государств Латинской Америки также заимствованы из правовой системы США, что особо проявляется в деятельности и структуре верховных судов этих государств. Однако, судебный прецедент в системе источников права в правовых системах этих государств не выступает в качестве основного источника, аналогично амери­канскому праву.

В латиноамериканских государствах функционирует институт судебного контроля конституционности законодательства, заимствованный у романо-германского права, и отличается от аме­риканской модели судебного конституционного контроля.

Правовые системы государств Латинской Америки тради­ционно находятся под влиянием католической церкви. Это нахо­дит свое проявление на конституционном уровне. В частности, в Конституции Аргентины признается приоритет конкордатов над национальным законом. Это объясняется, прежде всего, тем, что абсолютное большинство населения этих государств (свыше 90%) исповедует католицизм. Отсутствует единая система взаи­моотношений церкви и государства. Они строятся по-разному: если в одних государствах провозглашается нейтралитет в отно­шении между ними, то в других существует официальный союз церкви с публичной властью; а в-третьих — государство ограни­чивает деятельность церкви с помощью специальных законов, вплоть до ее подконтрольности специальному законодательству.

Рассматривая правовые системы государств Латинской Аме­рики, необходимо обратить внимание на особое место и роль армии как института государства. Армия в этих государствах считается полноправным участником в регулировании политичес­ких вопросов жизни общества. Более того, решающее участие армии в разрешении политических проблем в латиноамериканс­ких государствах является общепризнанным фактом. В государ­ствах Латинской Америки традиционно армия рассматривалась в качестве единственного гаранта стабильности государственно-­правовой жизни и эффективного средства разрешения социально- экономических конфликтов общества, особенно в период острых политических кризисов. Политическая нестабильность ставила армию в исключительное положение, делала ее часто арбитром в политических конфликтах. Армия не считала себя связанной кон­ституцией.

Особенностью современного этапа развития латиноамерикан­ских государств являются попытки координации их деятельности в политической, экономической, культурной, социальной сферах общественной жизни. Соответственно для достижения этих це­лей проводится правовая политика, направленная на гармониза­цию законодательства и унификацию правовых норм как средств сближения их правовых систем.

Рассматривая тенденции развития латиноамериканского права, необходимо отметить, что Латинская Америка сегодня освобож­дается от пассивного подражания иностранным политико-право­вым моделям. Набирает силу тенденция учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институ­тов национального происхождения. Тексты конституций стали более конкретны и учитывают социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще, и в Латинской Америке в частности.

Таким образом, современные правовые системы латиноамери­канских государств характеризуются двумя тенденциями:

— усиление интеграции в рамках латиноамериканского кон­тинента, т.е. выработка общих подходов в решении различных проблем;

включение государств этого региона в формирование едино­го политического, экономического, торгового и правового про­странства в масштабах всего американского континента, которое раньше охватывало только США, Канаду и Мексику.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.