Особенности художественного монтажа в производстве рекламного — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности художественного монтажа в производстве рекламного

2017-11-17 924
Особенности художественного монтажа в производстве рекламного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Видеоролика

Совсем недавно в честь юбилея великого Л.Н. Толстого на телевидении вновь прошел шедевр отечественного кинематографа - знаменитый фильм «Война и мир», в котором режиссер С.Ф.Бондарчук выступает полноправным соавтором литературного гения.

Именно соавтором, потому что С. Бондарчук не просто иллюстрирует основные мысли произведения, а прочитывает их изнутри, согласно своего понимания и восприятия действительности, делая нас как бы современниками происходящего.

Как возможно кинематографическими средствами перенести на экран сложнейшие философские куски произведения, в которых Л.Н. Толстой размышляет о жизни и смерти, о человеческом предназначении, о любви и предательстве?

Оказывается, возможно; и это мощнейшее средство художественной выразительности кинорежиссуры называется - монтаж.

Помните знаменитую сцену фильма, в которой сопоставляется уход из жизни в муках старого человека (отца Пьера Безухова) и начало новой, всеобещающей будущности, светящейся от счастья жизни, Наташи Ростовой. Экран как бы делится на две половины: слева - старик на одре смерти, в окружении черных силуэтов, жаждущих наследства родственников; справа - бал в честь дня рождения Наташи Ростовой, на котором веселится и сын умирающего - молодой Пьер Безухов. Звучит мелодия русской плясовой, под которую задорно пляшут гости, на нее накладываются причитания заупокойного молебна (это прием звукового монтажа). Далее один кадр накладывается на другой (наплыв, расфокусировка, опять наплыв). Все быстрее звучит мелодия пляски, закружив в веселье молодость, жизнь, надежду и поверх этого кадра крупный план недвижимой, искаженной смертной судорогой, старческой руки, уходящего из этой жизни человека.

Вот он, монтаж! И тот мастер, который им владеет - поистине художник!

Каковы же функции и приемы художественного и технического монтажа в современном кинематографе, в том числе и рекламном, и пойдет далее речь.

Еще со времен С. Эйзенштейна и В. Пудовкина российская история кино, а следом за ней и российская теория телевидения подразумевают под емким словом «монтаж» не только и не столько «сборку» фильма и телепрограммы из отдельных кадров в целостное произведение. За этим термином стоит и «сборка» мыслей автора в сценарий, и «сборка» режиссером пластических и звуковых образов в его воображении, и умение профессионально монтировать фильм до съемок на «внутреннем» экране своего творческого сознания.

В рекламе на телевидении (как и в жизни) все находится в движении. Меняется мода, звучат новые имена, появляются и исчезают ролики и даже циклы рекламных передач. Но далеко не всегда запоминаются и выполняют свои функции рекламные видеоклипы, созданные даже по самым новейшим технологиям. Потому что главное - это тот классический фундамент творческих навыков, которые необходимо изучать, постоянно возвращаясь к тому лучшему, что уже было найдено до нас и проверено временем.

Может, в классическом базисе нашего искусства и лежит залог высших достижений российской видеорекламы на мировом рынке.

Поэтому уместно будет начать разговор о художественном монтаже с известного воспоминания основоположника нашего отечественного кинематографа С. Эйзенштейна о неудачном дебюте своего ученика. Его первую кинокартину художественный совет студии не выпустил в прокат, хотя он вложил в нее все свои творческие силы, затратил огромные денежные средства. Ему было сказано, что он не сможет работать в кино никогда! И тогда С. Эйзенштейн предложил перемонтировать этот фильм. Он просидел в монтажной несколько дней и, ничего не добавив, смонтировал фильм заново. Каково же было удивление членов художественного совета, когда они вместо прежней посредственной работы увидели киношедевр. Картина имела оглушительный успех, завоевав премию и прославив режиссера. «Его вещь была правильно снята, но неправильно смонтирована»,*

- сказал о фильме великий мастер художественного монтажа в отечественном кинематографе.

Монтаж (от французского - сборка) - термин, имеющий несколько взаимосвязанных значений:

1. Система специфических выразительных средств экрана, создающих кинематографическую образность.

2. Принцип и закономерности построения художественного образа (общий монтажный принцип в искусстве).

3. Технологический и творческий процесс соединения отдельно снятых кадров в единое идейно-художественное целое.

Различают два вида монтажа - внутрикадровый и межкадровый.

Внутрикадровый монтаж - построение единого выразительного пространства - времени кадра. Его выразительный арсенал - ракурс, объектив (глубина резко изображаемого пространства), масштаб изображения (дальний, общий, средний, крупный план, деталь), длина кадра (метраж), движение камеры, цвет, звук, актерское исполнение, музыкальное и декорационное решение фильма.

Межкадровый монтаж - сочетание (склейка) мизанкадров на основе их содержательного взаимодействия, ведущего к созданию единой монтажной системы фильма.

Композиция кадра объединяет все его выразительные средства в новое художественное целое - мизанкадр (термин С. М. Эйзенштейна) элемент монтажного ряда (контекста)

 

 

* С. Эйзенштейн, Полное собрание сочинений, том 3, стр. 63.

«Монтаж - это мысль художника, его видение мира, его идея, выраженная в отборе и сопоставлении кусков кинематографического действия в наиболее выразительном и наиболее осмысленном виде» *.

Фильм, в том числе и рекламный, представляет собой сочетание отдельно снятых кадров. На основе сценария возникает режиссерский замысел фильма, включающий в себя монтажное видение будущего произведения. Это видение конкретизируется в режиссерском сценарии и раскадровке. В них определяется монтажная доминанта каждого мизанкадра, по которой он будет сочетаться с соседними. Решение каждого кадра обусловлено данным монтажным контекстом. Каждый кадр режиссер и оператор задумывают и снимают как часть целого – монтажной фразы, в которую входит этот кадр; но данная монтажная фраза вместе с другими составляет монтажную сцену, а данная монтажная сцена наряду с другими входит в монтажный эпизод; он, в свою очередь, вместе с другими образует фильм как «целое». Таким образом, снимая каждый кадр, режиссер и оператор снимают фильм как целое. Создание этого целого завершается в монтажно-тонировочном периоде. Снятые кадры (предварительно отбираются лучшие дубли) режиссер с помощью монтажера соединяет, руководствуясь своим замыслом фильма, учитывая композицию произведения, его музыкальную и цветовую гамму.

Внутрикадровый и межкадровый монтаж при этом образуют нерасторжимое единство, в котором все выразительные элементы монтажа согласуются по законам монтажной полифонии для создания целостной образной системы фильма.

Окончательный монтаж фильма - процесс не только технологический, но и творческий. Как бы точно ни был снят фильм, как бы полно ни соответствовал отснятый материал режиссерскому сценарию и раскадровке, он неизбежно отличается от них и подсказывает режиссеру новые решения.

*М. Ромм. Заметки о монтаже. – Ис-во кино, 1959 г. № 6.

Уточняется необходимость каждого кадра (некоторые из них исключаются), меняется метраж кадров, их последовательность, так же как и последовательность сцен и даже эпизодов.

Монтаж тесно связан с композицией фильма, поэтому каждое монтажное решение влияет на нее и, в свою очередь, от нее зависит. В этот период окончательно определяется общий ритм фильма, возникающий из ритмичного многообразия сцен и эпизодов.

Творческий характер завершающего этапа работы над фильмом заключается в том, что здесь продолжает развиваться, углубляться и уточняться режиссерский замысел, а нередко именно в это время он вполне и до конца осмысляется самим режиссером.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что монтаж – это один из способов сблизить иногда весьма отдаленные и не встречающиеся друг с другом в обычной жизни предметы и человеческие судьбы, вскрыть как внешнюю, так и внутреннюю логическую связь их, выстроить в единое целое, анализируя, сопоставляя и обобщая.

Основные законы художественного монтажа, его функции и приемы едины для всех кинематографических форм, в том числе и для рекламного фильма, хотя каждый из видов киноискусства обладает своими монтажными особенностями, которые обусловлены спецификой сценарных материалов и методов их режиссерских выразительных средств решения.

Рассмотрим же основные функции и приемы монтажа, которые являются общими для всех видов киноискусства.

1. Изобразительная. Режиссеры используют монтаж, чтобы избежать длительных описаний, нередко используют параллельно развивающиеся две интриги, множество сходных тем и эпизодов. Их сочетания, пересечения, сопоставления еще контрастнее высвечивают основную мысль. Если произведение строится путем высвечивания наиболее броских, характерных деталей, то картина целого приобретает большую изобразительную силу, смысловую емкость.

2. Образно-смысловая функция. Рассмотрим пример из фильма «Стачка» Эйзенштейна. В нем параллельно изображаются то сцены массового зверского избиения и расстрела бастующих рабочих, то городская бойня, куда привозят бить скот. Сближение этих эпизодов рождает художественное обобщение, метафору «человеческой бойни», кровавых репрессий самодержавия. Таким образом, сопоставляя два, казалось бы, отдаленных друг от друга явления, художник приводит к рождению третьего смысла, созданию нового качества. Это не простое соединение фактов или их сочетаний, а определенное сопоставление, вызывающее в зрительском восприятии оценку, суждение. Суть сопоставления в том, что при соединении двух эпизодов рождается «третий смысл», отличающийся от смысла каждого из них, отдельно взятого. Например, если мы видим то человека с цветами, то мчащийся поезд, то у нас возникает суждение – встречающий.

При сопоставлении важно учитывать динамику – постепенное вызревание не только у автора, но и у зрителя. Ведь в жизни, как мы знаем, мнение о человеке складывается не сразу, а постепенно. Мы мысленно сопоставляем его поступки, слова, дела, отдельные штрихи поведения. В нашем сознании возникает монтаж деталей, фактов и складывается постепенно целостное представление о его облике, возникает суждение о личности. В рекламном ролике, как и в жизни, происходит постижение истины через монтаж наиболее характерных эпизодов, через вовлечение зрителей в процесс активного соразмышления.

«Монтаж имеет реалистическое назначение в том случае, если отдельные куски в сопоставлении дают общее; синтез – темы, то есть «образ, воплощающий в себе тему».*

Остановимся на наиболее распространенных приемах художественного монтажа:

*С. Эйзенштейн, Полное собрание сочинений, т.3, стр. 128.

1. Контрастность. Это сближение противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. По контрасту можно строить не только эпизоды, но и их части. Здесь важно, чтобы зритель видел как бы все время два факта, два явления, два действия. И тогда достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность. Конфликт здесь проявляется через монтаж, через столкновение.

2. Параллелизм - тоже прием монтажа. Параллельно могут развиться две линии, два сюжета, две судьбы, внешне вроде бы и не связанные, но имеющие огромный внутренний контакт. Пудовкин так объяснил сущность этого приема на примере: «Рабочий из вожаков забастовки приговорен к смерти; казнь назначена на пять часов утра. Эпизод смонтирован так: фабрикант – хозяин смертника – выходит пьяный из ресторана, он смотрит на часы-браслет: четыре часа. Показывается смертник – его готовят к отъезду. Снова фабрикант. Звонит у дверей, справляясь с часами, - половина пятого. По улице несется черная под конвоем машина. Открывшая дверь горничная - жена смертника - становится жертвой внезапного бессмысленного насилия. Пьяный фабрикант храпит на постели, рука свисла вниз, виден браслет с часами, стрелка подползает к пяти часам. Рабочего вешают.

Здесь два тематически не связанных действия соединены вместе идут параллельно благодаря часам, которые указывают приближение казни».*

3. Одновременность. Действие одновременно происходит на нескольких экранах сразу, картинка в картинке.

4. Лейтмотив («напоминание»). Сущность его - подчеркивание основной мысли сценария. Лейтмотив чаще всего включает все средства художественной выразительности. В рекламном ролике - чаще всего, - повторяющийся показ марки товара или его основного качества.

 

*В. Пудовкин. Избранные статьи. – М., 1955, с. 96-97.

 

5. Последовательность - прием монтажа, предполагающий формирование

материала в хронологическом порядке, исторически последовательно, природно обусловлено, в логически поступательном развитии.

Вот несколько из наиболее распространенных приемов художественного монтажа. Практически количеству их нет предела, так как не может быть предела творческим поискам.

Монтаж в рекламе понятие чрезвычайно сложное и многогранное. Попытаемся рассмотреть виды монтажа, которые характерны для основных этапов производства фильмов, телепередач и рекламных видеоклипов.

1. Видеомонтаж (электронный монтаж, ВМЗ) - способ фиксации звука и изображения на магнитную пленку электронным способом. При звукозаписи используются все приемы современного монтажа (конструктивного, художественного, синхронного, асинхронного), применяемые как в телевизионной практике (при студийных и внестудийных передачах), так, непосредственно, и в производстве рекламных видеороликов.

2. Черновой монтаж заключается в выборе наиболее выразительных дублей, их предварительной подрезке и подборе в требуемой последовательности кусков изображения и фонограмм по сценарным эпизодам, сценам и т.д. Обычно черновой монтаж производится параллельно со съемками с таким расчетом, чтобы по окончании съемок иметь изображение и синхронные фонограммы, которые подобраны в сценарной последовательности.

3. Окончательный (режиссерский) монтаж производится по окончании съемок и вместе с озвучением составляет особый монтажно-тонировочный период производства фильма (видеоролика). На этом этапе отрабатывается композиция фильма (видеоролика) в целом и его отдельных эпизодов, а также решается звуковая часть.

4. Классический монтаж. Самой простой и первоначальной формой кинематографического показа действия является фиксация целой сцены или даже эпизода в одном длительном кадре, снятом при статичном положении камеры или при незначительном ее движении, не изменяющем направления съемки и крупности персонажей. Такой монтаж только соединяет одну сцену с другой, сохраняя целостность действия в одном непрерывном плане (прямой, классический монтаж).

5. Параллельный монтаж предназначен для соединения двух и более различных по динамике или сюжетной линии мизансцен. Может и должен как можно шире применяться в рекламном монтаже, но при условии тщательного внутрикадрового монтажа, чтобы исключить необязательные действия. Большинство рекламных роликов имеет несколько сцен. Они соединяются определенными способами.

6. Описательный монтаж - монтаж, посредством которого соединены монтажные фразы по принципу сохранения причинно-следственных связей, подчиненных логике развития образов и характеров, и имеющие общий изобразительный рисунок кадров. Как правило, описательный монтаж передает плавность, поступательность развития драматургического конфликта, действия, сюжета. Он включает в себя изменение точки зрения (передвижение камеры в пространстве). При монтажных переходах содержание одного куска подчинено содержанию предшествующего. При этом переключение зрительского внимания с плана на план подчиняется законам соединения кадров по их формальным связям (по крупности, по сохранению направления движения, по ракурсам, по свету, цвету и т.д.).

7. Тематический монтаж - в стоящих рядом кадрах отсутствует драматургическое развитие действия в обычномсмысле, но утверждается, повторяясь в разных аспектах, одно и то же положение, одна и та же тема, мы имеем дело с тематическим монтажом.

8. Ассоциативно-образный монтаж. Связь между кадрами носит условный, умозрительный характер.

При ассоциативно-образном монтаже в основное действие вставляются дополнительные кадры, которые приобретают значение сравнений, символов, метафор, или же вполне реальные, связанные с развитием сюжета. Детали трактуются таким образом, что им придается особый (неожиданный) смысл. При использовании этого типа монтажа в основе соединений монтажных фраз лежат не причинно-следственные связи, а ассоциации. Они могут быть вызваны как предметами материального мира (например, альбом с фотографиями - дни минувшего детства и т.д.), так и душевными переживаниями героя, состоянием его внутреннего мира (лирическое настроение или дискомфорт).

Кинематография как синтетический вид искусства заключает в себе разнообразие изобразительных средств: драматургию, светопись, композиционное решение кадра, актерское исполнение, музыкальное и звуковое сопровождение, мизансценирование, декорационное решение, собственно монтаж и т.д. Каждый фильм - это огромная пирамида, в которой от режиссерского мастерства и осмысления материала зависит прочность ее строения. Кирпичик за кирпичиком складываются маленькие составляющие рекламного видеоклипа в единое целостное произведение. Конструкция должна быть настолько строго выстроена, что без понимания одной самой маленькой детали весь труд пойдет насмарку. Далее приводится градация фильмокомпонентов, начиная от кадра и заканчивая сложными монтажными построениями.

1. Мизанкадр - образное решение действия в кадре с учетом всех выразительных средств экранного искусства.

2. Стоп-кадр создает впечатление остановившегося времени, концентрации эмоционального воздействия; служит обобщением, а также может подчеркнуть движение в его наивысшем проявлении.

3. Глубинный кадр строится по принципам диагонального построения действия, а также от аппарата и на аппарат.

4. Внутрикадровый монтаж - внутрикадровым монтажом называется такой метод работы, при котором внутри одного длинного кадра сменяются различные ракурсы и крупности при помощи «выкадрирования» камерой.

Кадры, постепенно соединяясь, выстраиваются в сцены.

5. Сцена - серия кадров, объединенных единством содержания, времени и места действия.

Сцена в экранных искусствах строится из ряда кадров различной крупности или одного кадра, снятого с движения, или сочетания кадров различной крупности и кадра, снятого с движения. Если логика развития сюжета не нарушена, не нарушен общий рисунок изобразительной характеристики кадра (светотональный, колористический и т.д.), направления и характера движения, то зритель не заметит монтажных склеек и ощутит ее непрерывное течение с психологическими и драматическими «укрупнениями», с остановками движения камеры как акцентами.

6. Мизансцена - размещение действующих лиц и обстановки действия на сцене, выражающее идейно-художественный замысел фильма или передачи.

«Мизансцена, прежде всего, есть способ передачи зрителю содержания чувства, также как и текст. Ведь жизнь проявляется не только в слове, но и в движении. Слово и движение равноправны.

В руках режиссера мизансцена - это немой текст, немое действие, и хорошо построенная мизансцена выражает мысль эпизода, его действие в той же мере, как и слово. Сочетание движения и слова открывает смысл сцены, ее темперамент, е чувственную сторону», - писал М. Ромм.*

При просмотре видеоряда зрители, воспринимая и осмысливая его, тоже ведут сложный процесс сопоставления времени, места и действия. Пространственную объемность места происходящего действия зрителю задает «план».

Эпизод - это относительно завершенная часть сценария, фильма или передачи, не требующая единства места, но обладающая единством действия и темы.

Эпизод состоит из ряда кадров, единых по композиционному решению, т.е. имеющих единый ключ освещения, тональности, колорита, изобразительного

 

*М.Ромм. Беседы о кинорежиссуре. М. 1975 г., стр.15.

рисунка.Эпизод должен включать в себя: смену отношений между персонажами или окружающей средой (конфликт), кульминацию, линии, обнажающие контекст, благодаря чему зритель будет понимать те

внутренние противоречия и мотивы, которые развивают основную тему.Внутри каждого эпизода решается частный драматургический конфликт, который является либо отражением, либо противопоставлением основного конфликта. Однако каждый раз он должен рассматриваться под новым углом зрения, что позволяет прямо или косвенно выразить основную идею фильма или передачи. Чем острее сталкиваются «частности», тем более выпукло обнажаются противоречия, подготавливающие финальное разрешение темы.Изобразительно-монтажным решением эпизода называется такое развитие действия, при котором оно разбивается на отдельные сцены внутри эпизода и соединяется при помощи монтажа.

Монтажная фраза - это составная часть эпизода, которая имеет определенный темпо-ритм и состоит из отдельных планов, объединенных единым содержанием.Если действие разбивается на отдельные планы, которые потом будут монтироваться в единое целое, как правило, оно фиксируется с общего плана. Другие кадры этого же действия разбиваются на крупные и средние планы, меняется положение и угол зрения камеры. Главная задача здесь - обеспечить полную последовательность планов. Начало и конец каждого кадра содержат «захлест» действия для того, чтобы при монтаже найти наиболее подходящее место для перехода.

Монтажная фраза может быть составлена из кусков, снятых в разное время и в разных местах, либо включать в себя фрагменты определенного действия. При этом смысл отдельного кадра может существенно измениться от контекста монтажной фразы.

При производстве рекламного видеоклипа следует придерживаться определенных правил переходов внутри одной сцены. По этим принципам глубокого внутреннего соответствия монтажа природе мышления и природе восприятия человека кинематограф становится самым близким и самым понятным искусством для широких масс зрителей с учетом их психосоциальных особенностей. Рассмотрим основные из этих правил:- Монтаж по крупности.

Основной принцип крупности - через план. При монтаже нужно соблюдать соответствие масштаба двух рядом стоящих планов.

Крупный план монтируется со средним американским 9 (по колено).

Средний - по колено монтируется с общим.

Средний - поясной монтируется с деталью.

Общий план монтируется с крупным (как «удар» или акцент).

При монтаже необходим контраст между двумя кадрами, который достигается на стыке между ними. Однако необходимо, чтобы зритель без труда мог бы узнать предмет или героя.

Следует также учитывать особенности отношения ракурсов соседствующих кадров. При переходе от общего к среднему плану нужно изменить положение героя или угол зрения камеры - по оси движения. При переходе с крупности на крупность необходимо не резко изменять ракурс двух соседних кадров.

Обратные планы следует предварять переходными (через статичный крупный план либо через композиционное изменение).


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.