Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Психомоторика. 1 дополнительный класс

2017-11-18 503
Психомоторика. 1 дополнительный класс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

ПСИХОМОТОРИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Под нарушениями психомоторики понимают двигательную недостаточность, обусловленную поражением нервной системы на разных уровнях. Система коррекции психомоторных нарушений базируется на концепции уровневой организации движений Н. А. Бернштейна. В организации движений человека участвуют различные отделы центральной и периферической нервной системы. Простейшие двигательные рефлексы обусловлены деятельностью нижних отделов ЦНС (спинной, продолговатый, средний мозг). Более сложные рефлексы (позы, стояния) регулируются деятельностью среднего мозга, вестибулярного аппарата, которые подчинены деятельности мозжечка, координирующего соразмерность движений для передвижения тела в пространстве необходимо объединение всех видов чувствительности. Синтез кожно-мышечной, вестибулярной афферентации в единое целое происходит на уровне промежуточного мозга, подкорковых ядер. Все большее обогащение афферентации ведет к усложнению двигательных актов. Включение зрительной афферентации обеспечивает точность движений в пространстве. Более сложные двигательные действия – предметные – возникают при деятельности высокоорганизованных отделов коры головного мозга, лобных долей больших полушарий. Действия приобретают смысловое содержание, становятся целенаправленными.

Коррекционная работа в рамках данного предмета осуществляется индивидуально с учетом структуры уровневых поражений и нейродинамического состояния. При поражении коркового, предметного уровня организации движений, когда невозможна смысловая организация двигательного акта, овладение движениями должно происходить с опорой на более сохранные нижележащие церебральные уровни. Движение формируется в первую очередь по подражанию. На этом этапе большая роль принадлежит ритмике. В дальнейшем тренировки усложняются: используется чередование двигательных ритмов, гимнастические упражнения, упражнения с предметами. Как только движения и действия начинают автоматизироваться, в упражнение включается вербальное сопровождение. При сохранности коркового, смыслового уровня организации движений коррекционная работа ведется по развитию двигательных качеств, временных и пространственных параметров движения. Она осуществляется путем длительных тренировок, расчленения действия на простые элементы, с опорой на боле сохранные нижележащие церебральные уровни.

В клинике ДЦП ведущими являются двигательные нарушения, которые характеризуются центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами. У детей с ДЦП часто отмечается недостаточность целого ряда нервно-психических функций, в значительной мере связанная с поражение двигательной сферы. Это не только нарушения речи двигательного характера, но и недостаточность пространственного гнозиса, недоразвитие представлений о схеме тела, предметных действий, страдает формирование школьных навыков (чтения, письма, счета). Тяжелые двигательные расстройства, нарушения ряда корковых функций, сопутствующие им явления психической истощаемости являются причиной задержки интеллектуального развития, что усугубляет состояние ребенка и затрудняет его дальнейшее развитие.

Целью коррекционного курса «Психомоторика» является выявление особенностей эффективной коррекции у детей с церебральными параличами в процессе двигательной деятельности посредством телесно-ориентированной психотехники.

Задачи коррекционного курса:

- развитие пространственных представлений о собственном теле;

- развитие пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела;

- повышение уровня вербализации пространственных представлений;

- развитие лингвистических представлений.

Цель занятий писхомоторики: помощь детям подготовительного класса с ДЦП справиться с психомоторными нарушениями посредством телесно-ориентированной психотехники.

В связи с этим психокоррекционные занятия включают в себя следующие задачи:

- стимулирование и активизирование мышечного тонуса;

- создание позитивного настроя;

- воспитание уверенности в себе;

- развитие коммуникативных навыков.

Структура и содержание занятий.

Содержание психокоррекционной работы представлено групповой формой работы.

Групповая форма работы предполагает коррекционное воздействие не только со стороны дефектолога на каждого ребенка, посещающего занятие, но и внутри группы при взаимодействии участников. Все задания, преимущественно игровые. Задания подаются по образцу (показу и одновременно по развернутой речевой инструкции). Ведется контроль над правильностью выполнения тех или иных движений.

Каждое занятие имеет шесть этапов работы.

1. Активизирование лицевых мышц лица (М. Ю. Катушина). Массаж лица кончиками пальцев осуществлять легкие движения: поглаживающие; постукивающие; разминающие.

2. Развитие умения чувствовать свое дыхание (М. Ю. Картушина). Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Важно научить ребенка (с проблемами) чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох ух).

3. Развитие мелкой моторики (И. В. Ганичева). Упражнения с палочками, монетами, четками, карандашами, мелкими предметами. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Упражнения с монетами. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Подбираются разные по массе и размеру монеты. Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем-с открытыми.

Упражнения с четками. Перебирание пальцами четок или бус (лучше использовать природный материал-дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых четок, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп(для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание четок нормализует ритм дыхания, успокаивает.

Полезно перебирать четки или бусы, сопровождая движение рук речью-чтением стихотворения либо скороговорки.

Упражнения с палочками и карандашами. Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.

Упражнения с мячами. Первая проблема при работе с мячами, выдержать бурную реакцию, которая немедленно возникает, когда мячи розданы детям.

Чтобы ребенок почувствовал мяч в своей руке, полезно попросить детей закрыть глаза и почувствовать мяч: какой он теплый или холодный, легкий или тяжелый, круглый, гладкий и т.д. Следует обратить внимание детей на дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным.

4. Развитие способностей распознавать эмоции и умения адекватно выражать их. Этюды (Н. Яковлева). Дети выполняют упражнения творческого подражательно-исполнительского характера. Угадывают эмоции и воспроизводят их.

5. Развитие групповой сплоченности. Игровые упражнения на групповую сплоченность (Н. Яковлева, К. Фопель). Развитие коммуникативных навыков

Коммуникативные упражнения направлены на расширение "открытости" по отношению к партнеру, способности чувствовать, принимать и понимать его. Совместная деятельность дает ребенку навыки взаимодействия в коллективе [51,57].

6. Снятие эмоционального напряжения и создание положительного настроя

Эта часть занятия предполагает проведение релаксационных упражнений на снятие напряжения, чувства беспокойства. С помощью данного вида работы у детей развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, ощущения и чувства. Релаксация проводится с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса.

В этой же части подводятся итоги занятия, дети получают домашнее задание.

Методы и приемы:

1. Этюды.

2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).

3. Беседы.

4. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

5. Массаж лица.

6. Дыхательные упражнения.

7. Упражнения для мелкой моторики.

8. Релаксация.

9. Использование музыкальных записей.

Основные виды учебной деятельности: выполнение заданий на сравнение, сортировку, классификацию и ранжирование предметов пои разным признакам; наблюдение за демонстрацией учителя; составление краткого устного высказывания, описывающего предмет, человека; проведение простых практических опытов; анализ плана помещения.

Формы учебной деятельности: Занятия по психомоторике проводятся индивидуально (20минут) в 1,2 четверти. На каждого ребёнка разрабатывается программа коррекции в соответствии с его уровнем развития психомоторных функций. В занятии могут быть широко использованы музыка, стихи (ритмическая организация движений), ролевые и сюжетные игры, импровизации и этюды, творческие работы. Подгрупповые занятия 2-3 ученика (30 минут) проводятся в 3 и 4 четверти, основанные на самостоятельной индивидуальной деятельности учащихся по практическому изучению свойств предметов, изменению их положения в пространстве.

Планируемые результаты освоения курса

Обучающиеся получат возможность к овладению следующими предметными результатами:

– определять цвет, форму, размер, материал, температуру, фактуру предметов;

– сравнивать, классифицировать и ранжировать предметы по указанным признакам;

– определять и называть направления в пространстве относительно себя, человека, расположенного напротив, в плоскости листа;

– употреблять в речи предлоги отношения и направления;

Планируемые личностные результаты освоения курса

Обучающиеся получат возможность к овладению следующими личностными результатами:

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных условиях игровой и предметной деятельности;

– формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;

– бережное отношение к результатам чужого и своего труда.

Планируемые метапредметные результаты освоения курса

Обучающиеся получат возможность к овладению следующими метапредметными результатами:

– принимать и сохранять цели и задачи деятельности;

– в сотрудничестве с учителем планировать, контролировать и оценивать результаты деятельности соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– в сотрудничестве с учителем определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– в сотрудничестве с учителем определять причины успеха/неуспеха деятельности;

– слушать собеседника, быть готовым признавать возможность существования различных мнений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Содержание программы по психомоторике включает в себя следующие направления работы:

1. Пространственные представления о собственном теле. Представление о пространственных взаимоотношениях частей собственного тела: по отношению к собственному лицу; по отношению к телу в целом; по отношению к руке.

2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. Оценка данных пространственных представлениях проводится на действенном уровне, по инструкции взрослого. Анализ взаиморасположения объектов в пространстве в соответствии с основными осями тела: взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси; взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела); взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево от основной оси.

3. Уровень вербализации пространственных представлений. Оценивается возможность использования в собственной речи предлогов и простых предложных конструкций. Понимание и использование предлогов в отношении к собственному телу, далее на конкретных объектах (возможность называния взаимоотношений предметов в пространстве), понимание и использование предлогов и слов, отражающих пространственные взаимоотношения объектов в образном плане.

4. Лингвистические представления (пространство языка). Понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями, квазипространственными (в том числе пространственно-временными и причинно-следственными) представлениями: возможность словообразования; формирование сравнительных степеней прилагательных; подбор антонимов и синонимов; формирование и понимание пассивных речевых конструкций; оперирование пространственно-временными и причинно-следственными представлениями; решение задач с косвенным вопросом.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 дополнительный класс

Тема занятия  
1 четверть
  Формирование движений руки, мелкой моторики и зрительно-моторной координации  
  Развитие конструктивного праксиса  
  Ориентировка в пространстве относительно себя  
  Ориентировка в пространстве относительно себя  
  Развитие мимики  
  Формирование и развитие смыслового уровня организации движений  
  Формирование и развитие смыслового уровня организации движений  
  Формирование и развитие смыслового уровня организации движений  
  Развитие зрительного восприятия  
2 четверть
  Работа с компьютером: Развитие зрительного и осязательного восприятия  
  Работа с компьютером: Развитие зрительного и осязательного восприятия величины  
  Работа с компьютером: Развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры поверхности  
  Работа с компьютером: Развитие зрительного и осязательного восприятия плоскостной формы  
  Работа с компьютером: Развитие зрительного и осязательного восприятия объемной формы  
  Развитие внимания  
  Развитие стереогноза  
3 четверть
  Развитие стереогноза  
  Формирование предметно-орудийных действий  
  Формирование предметно-орудийных действий  
  Формирование предметно-орудийных действий  
  Формирование предметно-орудийных действий. Ориентировка в плоскости листа  
  Формирование предметно-орудийных действий. Ориентировка в плоскости листа  
  Формирование предметно-орудийных действий. Ориентировка в теле человека, сидящего напротив  
  Формирование предметно-орудийных действий Ориентировка в пространстве относительно человека напротив  
  Формирование предметно-орудийных действий Взаимное расположение предметов в пространстве  
4 четверть
  Развитие способностей распознавать эмоции и умения адекватно выражать их  
  Развитие способностей распознавать эмоции и умения адекватно выражать их Временные отношения: части суток  
  Развитие способностей распознавать эмоции и умения адекватно выражать их  
  Коммуникативные упражнения  
  Коммуникативные упражнения  
  Коммуникативные упражнения  
  Развитие мелкой моторики  
  Развитие мелкой моторики  
  Резерв  

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Формирование движений руки, мелкой моторики и зрительно-моторной координации: захват, удержание, перекатывание крупных и мелких предметов различной формы (объемных, плоскостных); выполнение элементарных действий с предметами (выкладывание на парту, вкладывание в какую-либо ёмкость, разворот предмета, соединение предметов – пазлов, частей разрезных картинок, элементов конструктора, магнитов), формирование предметно-орудийных действий (выполнение действий предметами по их назначению; обучение графическим умениям проводить прямые, ломаные, замкнутые линии), формирование одновременных действий (откручивание и закручивание пробки на бутылке, застёгивание и расстёгивание пуговиц, «молний», шнуровка, перелистывание книги и т. д.);

- развитие конструктивного праксиса ( конструирование из объемных и плоскостных объектов по подражанию, образцу, словесной инструкции; конструирование по итогам анализа задачи, по плану, по самостоятельно составленному плану); конструирование из бумаги («оригами»); конструирование пространственное и плоскостное. Действия производятся совместно с учащимся, выполняются под диктовку, совмещенные действия;

- развитие мимики: мимическая гимнастика с использованием зеркала, «отраженной мимики» и т.д.;

- формирование и развитие смыслового уровня организации движений: целеполагание, планирование, сознательный отбор операций, контроль;

- развитие пространственного гнозиса: развитие ориентировки на листе бумаги (центр, правый верхний угол, левый нижний и т.д.); расположение геометрических фигур на листе бумаги (слева от, за, между перед и т.д.); развитие ориентировки в собсственном теле; развитие ориентировки в пространстве (право, лево и т.д.); определение расположения предметов в пространстве («Найди игрушку» и т.д.); графический диктант; соотнесение собственного тела в пространстве; понимание и правильное использование предлогов (в, на, за, у, под и т.д.); понимание направления движения (к, от, по, из, в, до и т.д.);

- работа с компьютером: работа с компьютерной клавиатурой; формирование умения найти и нажать нужную клавишу (по инструкции учителя), формирование умения самостоятельно набрать нужный набор символов;

- развитие внимания: игры на развитие слухового внимания; игры на развитие слуховой памяти; игры на развитие зрительного внимания; игры на развитие зрительной памяти;

- развитие стереогноза: узнавание наложенных предметов, букв, цифр; узнавание зашумленных предметов, букв, цифр; узнавание недорисованных предметов, недописанных букв, цифр; узнавание предметов на ощупь; узнавание геометрических предметов на ощупь;

- формирование предметно-орудийных действий

Материалы и оборудование:

1. Теннисные мячи. 2. Карандаши (не заточенные с круглой и ребристой поверхностью). 3. Палочки деревянные (диаметр 1,5-2см., длиной 10-15см. с закругленными концами) 4. Четки или бусы. 5. Мелкие предметы камешки (разной формы, массы, фактуры), орехи, желуди и т.п. 6. Монеты. 7. Свеча. 8. Мяч. 9. Магнитофон. 10. Кассеты с записью спокойной музыки. 11. Газета. 12. Зеркала. Для занятий по психомоторике могут быть использованы различные дидактические игры (пальчиковый театр, доска для психомоторики, конструкторы, разрезные картинки), речевое сопровождение, картинные и схематические планы.

 

Рекомендуемая литература для использования в подготовке к занятиям:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. Издательство: АСТ., 2008.

2. Бадалян, Л.О. Невропатология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.О. Бадалян. -- Изд. 3-е, перераб. и доп. -- М.: Издательский центр "Академия", 2006.

3. Власова Т.А. Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии, 2-е изд., испр. и доп.М. "Просвещение". http://www.big-library.info

4. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) / И.В. Ганичева. М.: Книголюб, 2004. - 144 с. (Психологическая служба).

5. Гонеев, А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. Издательство: Академия; 2011 г. Серия: Высшее профессиональное образование

6. Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. Издательство: Детство-Пресс; 2011 г.

7. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. Издательство: "Медицина", 1981 год, 272 стр. http://www.twirpx.com

8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками.-М.: "Книголюб", 2008.

9. Лехтман-Абрамович, Р.Я. Этапы развития игры и действие с предметами в раннем детстве / Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкина. - Москва: МЕДГИЗ, 1949. http://lib.mgppu.ru

10. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога. - М.: Изд.-во Эксмо, 2007.

11. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2004.

12. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда.- М.: Просвещение, 1985. http://www.pedlib.ru

13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М: ВЛАДОС, 2007.

14. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников: Метод. пособие для воспитателей ДОУ, методистов и врачей ЛФК, учителей начальных классов.- Издательство: Творческий центр Сфера, 2009г.

15. Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия. Практическое руководство. - М.: "Класс", 2007.

16. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей / пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. М.: Теревинф, 2004.

17. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., "Медицина", 1976. http://www.kidsunity.org/biblioteka

18. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.

19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Т. 4, 3, 1. М.: Генезис, 1999.)

16. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. -- 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2010.

17. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. М:: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

18.Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Обучающиеся получат возможность к овладению следующими предметными результатами:

– определять цвет, форму, размер, материал, температуру, фактуру предметов;

– сравнивать, классифицировать и ранжировать предметы по указанным признакам;

– определять и называть направления в пространстве относительно себя, человека, расположенного напротив, в плоскости листа;

– употреблять в речи предлоги отношения и направления;

 



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.