Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Развитие графомоторных навыков (развитие крупной и мелкой моторики пальцев рук, формирование пространственных представлений, рисование

2017-11-18 436
Развитие графомоторных навыков (развитие крупной и мелкой моторики пальцев рук, формирование пространственных представлений, рисование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Развитие мелкой моторики:

  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, массаж (самомассаж).
  • Нанизывать бусины, пуговицы.
  • Застегивать и расстегивать пуговицы, замки, кнопки крючки.
  • Собирать мозаику, конструктор.
  • Раскрашивание, штриховка.

Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений

  • Ориентировка в собственном теле.
  • Ориентировка в окружающем пространстве.
  • Уточнение пространственного расположения фигур, букв.

Изобразительно-графические способности

  • Контурные изображения предметов.
  • Перечеркнутые контурные изображения предметов.
  • Контурные изображения, наложенные друг на друга
  • Вертикальные, горизонтальные и прямые линии, комбинации из них.
  • Дуги, волнистые линии, круги и овалы.

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Подготовительный класс

№ п/п Тема урока Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
I четверть    
1,2 Диагностическое обследование
  Осень. Признаки осени. Различение звуков окружающей действительности.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Отвечает на вопросы. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Воспринимает и воспроизводит звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, предложения. - Игрогимнастика «Ветер и ветерок» (дети показывают, как ветерок качает ветки деревьев). - Пальчиковая гимнастика «Деревья» (друг от друга деревья росли далеко, только корни деревьев однажды сплелись, будто дерева два навсегда обнялись).
  Огород. Овощи. Различение и распознавание речевых и неречевых звуков.   -Выполняет комплекс артикуляционных упражнений (улыбочка, трубочка, чередование, лопаточка, «лошадка» и т.д). - Выполняет упражнения на развитие внимания. Упр. «Сбор овощей». - Выполняет упражнения на развитие слухового внимания. Упр. «Тропинка за овощами». - Выполняет пальчиковую гимнастику «Считаем пальчики». - Выполняет задания на развитие речевого дыхания (кончики пальцев соединяются, «срывают овощи» и дети ритмично произносят текст (по сухой дорожке- топ- топ- топ- топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек). - Упражнения на развитие внимания «Назови овощи». Дети сидят на ковре по кругу, называют овощи и при этом перекатывают мяч через круг другому. -Различает и распознает речевые и неречевые звуки.
  Сад. Фрукты. Направление звука в пространстве (далеко-близко, справа-слева).   - Выполняет упражнения на развитие арт. моторики (под музыку дети открывают рот широко «А», без музыки «Я»). - Выполняет упражнения на развитие фонематического слуха «Кто внимательный?» (Дети идут под музыку по кругу, педагог называет звуки «О,Е, А, У, Р, К, Т», дети хлопком выделяют «О, Е». При назывании нужного слова «фрукты»- дети приседают. - Выполняет упражнения на развитие внимания «Назови фрукты». Дети стоят по кругу, педагог в середине круга с мячом. Педагог бросает мяч ребёнку, называя при этом фрукт, ребёнок бросает мяч педагогу, классифицируя предмет: шиповник – это ягода. - Различает и распознает направление звука в пространстве.
  Овощи-фрукты Развитие слухового внимания, различие неречевых звуков по силе (громко-тихо).   -Упражнения на развитие арт. моторики (трубочка, улыбочка, чередование, надувание щёк и т.д.). -Дыхательные Упр. «Певец» (сделать глубокий вдох, руки подняты к верху. Задержать дыхание. Выдохнуть открытым сильным звуком У-У-У, медленно при этом опуская руки. Тоже самое с «ю».) -Упражнения на развитие внимания «Назови фрукты, овощи». Дети стоят по кругу, педагог в середине круга с мячом. Педагог бросает мяч ребёнку, называя при этом фрукт, ребёнок бросает мяч педагогу, классифицируя предмет: шиповник – это ягода. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания.
  Грибы. Выделение первого звука в слове.   -Упражнения на развитие арт. моторики (трубочка, улыбочка, чередование, надувание щёк и т.д.). -Выполняет пальчиковую гимнастику. - Отвечает на вопросы учителя. -Участвует в диалоге. - Называет нужный звук в слове.
  Ягоды. Умение слушать нужный звук в слове.   -Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит. -Называет предмет по его действию. -Отгадывает загадки. -Выполняет упражнения на развитие внимания. -Слушает. Узнает и называет нужный звук в слове.
  Инструменты. Формирование правильного дыхания. Пропевание гласных звуков на одном выдохе.   -Понимает речевое обращение другого человека. -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет дыхательную гимнастику. -Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает совместно с учителем с раздаточным материалом.
II четверть    
  Одежда. Определение количества услышанных звуков.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. - Упражнения на развитие арт. моторики (трубочка, улыбочка, чередование, надувание щёк и т.д.). -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. -Называет изображенные предметы.
  Обувь. Произнесение простых по артикуляции согласных М,Б,П.   -Демонстрирует готовность к уроку. -Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Выполняет упражнения на развитие ритма. Упр. «Веселые ладошки» -Артикулирует и произносит изученные звуки. -Узнает согласные звуки на слух и по артикуляции.
  Одежда – обувь. Произнесение простых по артикуляции согласных В, Ф.   -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Называет и показывает изображенные предметы. -Узнает согласные звуки на слух и по артикуляции. -Повторяет и воспроизводит по подобию отдельные слоги, слова.
  Зима. Признаки зимы. Произнесение простых по артикуляции согласных Н, Д, Т.   -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Узнает согласные звуки на слух и по артикуляции.
  Посуда. Произнесение простых по артикуляции согласных К, Г, Х.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Называет и показывает изображенные предметы. -Узнает согласные звуки на слух и по артикуляции.
  Дом. Мебель Слово. Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова, выделение 2-3 слов из ряда на слух с фиксацией каждого слова картинкой).   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. -Называет и показывает изображенные предметы.
  «Праздник – Новый год!». Дифференциация сходных по звучанию слов (дом-дым, мишка-миска).   -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Дифференцирует сходные по звучанию слова.
III четверть    
  Зимующие птицы. Кто и как голос подает?   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики.
  Домашние животные и их детёныши: кошка, собака, корова, свинья. Умение слышать заданный звук в ряду других звуков, слове.   -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Упражнения на развитие внимания «назови животное». Дети сидят на ковре по кругу, называют дикое животное и при этом перекатывают мяч через круг другому. -Упражнения на развитие. внимания «Назови детёныша». Дети встают в круг, педагог по середине. Педагог бросает мяч и называет животное, а ребёнок- детёныша. -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики.
  Домашние птицы и их птенцы. Ориентация во времени.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Упражнения на развитие внимания «назови животное». Дети сидят на ковре по кругу, называют дикое животное и при этом перекатывают мяч через круг другому. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики.
  Домашние животные и птицы. Ориентация в пространстве.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Упражнения на развитие внимания «Назови животное». Дети сидят на ковре по кругу, называют дикое животное и при этом перекатывают мяч через круг другому.
  Дикие животные и их детёныши: заяц, волк, лиса, медведь. Моторные умения.   -Демонстрирует готовность к уроку. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Упражнения на развитие слухового внимания. Педагог называет животное, а дети выполняют соответствующие движение: «Зайчики», «Лошадки», «Мишки», «Кошечка». -Упражнения на развитие внимания «назови животное». Дети сидят на ковре по кругу, называют дикое животное и при этом перекатывают мяч через круг другому. -Упражнения на развитие подражательных движений (у мишки дом большой- дети поднимаются на носках, руки тянут вверх, у зайки дом маленький- дети присаживаются на корточки, руки опускают к полу, мишка наш пошёл домой- шагают как мишки, переваливаясь, а за ним и заинька- прыгают на двух ногах). -Упражнения на развитие внимания «Назови детёныша». Дети встают в круг, педагог по середине. Педагог бросает мяч и называет животное, а ребёнок- детёныша.
  23февраля - День защитника Отечества. Начальные графические навыки.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. -Называет и показывает изображенные предметы.
  Профессии: врач, повар, продавец. Образование множественного числа существительных.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. -Отвечает на вопросы учителя.
  Весна. Признаки весны. Определение схемы тела.   -Демонстрирует готовность к уроку. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Называет и показывает изображенные предметы. -Задает вопросы.
  8 марта – Мамин праздник. Пространственные взаимоотношения предметов.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. -Отвечает на вопросы учителя. -Задает вопросы.
  Весна. Перелётные птицы. Пространственная ориентировка на плоскости листа.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Называет и показывает изображенные предметы.
  Зимующие птицы. Кто и как голос подает?   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие слухового внимания и памяти. -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. -Отвечает на вопросы учителя.
IV четверть    
  Человек. Строение тела. Гигиена. Предложение. Знакомство с предложениями.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Называет и показывает изображенные предметы.
  Я и моя семья. Составление предложений. (из 2-3 слов).   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. -Отвечает кратко и развернуто на вопросы учителя.
  Транспорт. Правила дорожного движения. Часть слова (слог). Деление двусложных слов на части.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Называет и показывает изображенные предметы.
  Цветы: одуванчик, ромашка. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. -Называет и показывает изображенные предметы. -Отвечает кратко и развернуто на вопросы учителя. -Описывает под руководством учителя явления природы, простые предметы после их рассматривания и бесед об их качестве, форме.
  Насекомые: жук, бабочка. Слова, которые обозначают предметы.   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики. -Описывает под руководством учителя явления природы, простые предметы после их рассматривания и бесед об их качестве, форме.
  Игрушки. Уточнение понятий об основных единицах времени (месяцы, времена года).   -Демонстрирует готовность к уроку. - Слушает объяснения учителя. -Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. -Работает с раздаточным материалом. -Выполняет задания, предлагаемые учителем. -Выполняет упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. -Отвечает кратко и развернуто на вопросы учителя. -Называет и показывает изображенные предметы. -Называет дни недели, месяц, времена года. -Описывает под руководством учителя явления природы, простые предметы после их рассматривания и бесед об их качестве, форме.
  День Победы. Уточнение представлений о схеме тела.   -Выполняет поручения типа: Нарисуй…, Покажи…., Возьми … -Отвечает кратко и развернуто на вопросы учителя. -Выполняет упражнения на развитие арт. моторики.
8,9 Диагностическое обследование

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Учебно-методическая и справочная литература

1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

3. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. – М.: «Академия», 2007.

4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

5. Лалаева Р.И. Нарушения чтения. – Санкт-Петербург, 1998.

6. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. Гном, 2008.

7. Садовников И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших щкольников. – М.: 1995.

8. Светлова И.В. Домашний логопед. – М.: Изд-во «Эксмо», 2004.

9. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР. Альбом1,2,3,4. М.: Издательство «Гном и Д» 2008.

10. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. – М., 1999.

11. Егорова О.В. Звуки В, ВЬ Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дид. материал по автоматизации звуков Р, РЬ у детей. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.

13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.

14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №2 для закрепления произношения свистящих звуков С, З. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.

15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.

16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №4 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998

17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №5 для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998

18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №6 для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998

19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №7 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998

20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №8 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998

21. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно (в 2-х частях). – М., 1991

22. Филичева Т.Г., Н.А. Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989

23. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989

24. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.: илл.

25. Щербакова Е.К. Свистящие звуки. Альбом №1. Дид. материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития, 2001.

26. Щербакова Е.К. Шипящие звуки. Альбом №2. Дид. материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития, 2001.

27. Щербакова Е.К. Альбом №3. Дид. материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития, 2001.

28. Щербакова Е.К. Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией. Альбом №4. Дид. материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития, 2001.

 

Аудио и видео материалы

1. Презентации к урокам.

2. Компьютерная программа «Игры для тигры».

3. «Помоги Мише».

 



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.