Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Системы обеспечения национальной (государственной) безопасности.

2017-10-21 933
Системы обеспечения национальной (государственной) безопасности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Понятия национальной безопасности, используемые различными государствами трактуються по разному, но фактически имеют один и тот же смысл.

В Российской Федерации - национальная безопасность(согласно Указа Президента РФ от10мая 2009г. №537) — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;

В США под национальной безопасностью понимают состояние, достигаемое совокупностью защитных мероприятий по снижению уязвимости государства от враждебных актов и влияний.

В Великобритании под «безопасностью» понимается сохранение свободы и территориальной целостности страны, ее заморских территорий и права гарантировать и обеспечивать государственные интересы в стране и за ее пределами в условиях стабильного мира.

Во Франции официально понятие национальной безопасности отсутствует. Оно фактически заменяется понятием «национальная оборона», которая объединяет проблемы использования вооруженных сил, дипломатии, экономики, гражданской обороны, науки и технологий для защиты французских интересов.

В Израиле исторически понятие национальной безопасности фактически отождествляется с национальной обороной.

Национальная безопасность любой страны обеспечивается целенаправленной деятельностью государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению и ликвидации угроз государству, обществу и личности. С этой целью политическое руководство страны определяет цели и задачи, а также указывает формы, методы и способы достижения этих целей и задач, как правило, в форме доктрины, концепций и стратегий.

Доктрина двляется теоретико-идеологическим обоснованием государственной политики. Доктрина любой страны есть продукт ее стратегической культуры. Ее главными составляющими выступают национальные интересы страны на данном этапе и образ врага, препятствующего удовлетворению этих интересов.

Концепция - это совокупность взглядов и рекомендаций по поводу того, какую политику государству целесообразнее проводить. Она носит более «прагматический», прикладной характер, нежели доктрина. Это как бы «теория» обеспечения национальной безопасности.

Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности.

Национальные доктрина, стратегия и концепция в виде программных документов принимаются правительством и имеют, как правило, законченную внутреннюю структуру (например, «ежегодные послания президента», «стратегия национальной безопасности», военная доктрина государства). Некоторые государства не имеют таких четко сформулированных документов. В этом случае их отдельные элементы могут быть разбросаны по текущим выступлениям официальных лиц государства, отражаться в теоретических работах, касающихся безопасности, программах партий и политических движений и т.д. Тем не менее, ни одно государство не обходится как без национальной доктрины, так и без концепции национальной безопасности.

Основным инструментом реализации политики национальной безопасности выступает система ее обеспечения.

Система обеспечения национальной безопасности —совокупность государственных и общественных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности национальных интересов от угроз в различных сферах жизнедеятельности. Другими словами — это система субъектов обеспечения национальной безопасности, которую образуют органы государственной власти, различные негосударственные субъекты (органы местного самоуправления, частные охранные службы, отдельные граждане, общественные организации и т.д.), а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере обеспечения безопасности

Она включает три взаимосвязанные подсистемы:

1. обеспечение жизнедеятельности государства, общества и гражданина, как совокупность всех ресурсов и ценностей государства, общества и гражданина, обеспечивающих при достаточной защищенности их эффективное использование и развитие;

2. обеспечение защиты государства, общества и гражданина, предполагающую совокупность всех законных сил и средств, обеспечивающих защиту национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов от внешних и внутренних угроз;

3. управление национальной безопасностью, представляющую собой совокупность государственных органов и общественных структур, обеспечивающих оперативное и стратегическое управление системой национальной безопасности.

Системы обеспечения национальной безопасности создаются каждым отдельно взятым государством от внешних и внутренних угроз, характерных для данного государства.

Государства, не способные самостоятельно обеспечить свою национальную безопасность, как правило, заключают международные договора с государствами, либо с международными организациями, которые в случае необходимости окажут ей помощь в защите их интересов.

Эти системы, в зависимости от особенностей страны (месторасположение, политический строй, вероятность проявления тех или иных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, экономики и др.) могут иметь самую различную структуру, состав сил и средств, но все они, как правило, будут включать в себя системы (либо подсистемы) по защите населения и территорий страны от внутренних и внешних угроз (внутренняя и внешняя безопасность).

Рассмотрим систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации создана и развивается в соответствии с ее Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. №24 была утверждена «Концепция национальной безопасности РФ», в которой сформулированы важнейшие направления государственной политики по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней изложены взгляды на место России в мировом сообществе, перечислены национальные интересы России (личности, общества и государства в различных сферах), названы угрозы национальной безопасности в различных сферах, а также определены основные задачи по ее обеспечению и направлению деятельности государства по решению этих задач.

12 мая 2009 г. Указом Президента РФ №537 была утверждена «Стратегия национальной безопасности РФ» до 2020 года, которая является базовым документом по планированию системы обеспечения национальной безопасности РФ на долгосрочный период.

Основная функция системы обеспечения национальной безопасности РФ - обеспечение нормальной жизнедеятельности страны и защищенности интересов личности, общества и государства от угроз посредством:

-выявления угроз, выработки и реализации мер по их нейтрализации и предупреждению;

- поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

-управления силами и средствами обеспечения безопасности;

-осуществления мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвычайных ситуаций (ЧС);

-участия в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ.

Система обеспечения национальной безопасности РФ включает в себя (согласно Федерального закона РФ «О безопасности»):

-органы законодательной, исполнительной и судебной властей;

-организации и объединения;

-граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности;

законодательство, регламентирующее отношения в области безопасности.

В целом государственная система обеспечения национальной безопасности образует три основные сферы:

1. Обеспечение обороноспособности страны (обеспечивается военной организацией государства).

2. Противоборство с экстремизмом, терроризмом, попытками изменения конституционного строя (государственная безопасность — обеспечивается спецслужбами).

3. Правоохранительная деятельность (обеспечивается органами охраны общественного порядка, прав и свобод граждан).

Основу системы обеспечения национальной безопасности составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Центральным элементом системы обеспечения безопасности страны является Совет Безопасности РФ, который готовит решения Президента по вопросам обеспечения национальной безопасности, проведения единой государственной политики в этой области.

Законодательные акты (как правило, постановления Правительства РФ) определяют состав и полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности, а также принципы и порядок их действий. В их состав входят: Вооруженные силы (ВС), федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), МЧС, органы обеспечения безопасности выполнения работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, а также органы таможни, налоговой полиции, природоохранные, миграционной службы, охраны здоровья населения и др.

Система обеспечения национальной безопасности функционирует в определенном режиме, зависящем от конкретных обстоятельств, в которых государственные органы ведут свою деятельность.

Нормальный режим - это повседновной деятельности. Он используется в стандартных повседневных ситуациях, когда показатели функционирования государства, его органов и состояния среды позволяют говорить об устойчивости и эффективности деятельности государства, отсутствии угрозы его конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности.

Деятельность государства в других случаях (кризисные ситуации) определены Конституцией РФ, как чрезвычайное положение и военное положение.

Следует отметить, что важнейшее место в системе обеспечения национальной (государственной) безопасности любой страны отводится место обеспечению безопасности жизнедеятельности, которая предполагает защиту населения и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

В мире накоплен значительный опыт в этой работе, созданы и действуют многочисленные государственные и общественные организации по решению проблем обеспечения жизнедеятельности. Рост глобальных угроз заставил человечество создать международные организации, цель которых – защитить нашу планету, животный и растительный мир, а также живущих на ней людей от их полного уничтожения.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятиям «опасность», «безопасность», и раскройте их сущность и содержание.

2. Назовите глобальные угрозы человечеству в настоящее время.

3. Назовите негативные факторы современной среды обитания человека.

4. В чем заключается неблагоприятное влияние человеческой деятельности на состояние производственной, природной и городской среды?

5. Чем обусловлена опасность бытовой среды?

6. С чем связано возникновение ЧС в среде обитания человека?

7. Изложите существующие взгляды на обеспечение безопасного развития земной цивилизации на современном этапе?

8. Какие задачи решает безопасность жизнедеятельности?

9. Дайте определение понятия «безопасность жизнедеятельности».

10. Что представляют собой опасности и угрозы жизнедеятельности?

11. Что является объектом безопасности жизнедеятельности?

12. Какие основные принципы заложены в основу безопасности жизнедеятельности?

13. Назовите основные направления безопасности жизнедеятельности?

14. Назовите составляющие понятия «среда обитания».

15. Какие выбросы являются приоритетными загрязнителями атмосферы.

16. Как можно классифицировать опасные и вредные факторы производственной среды?

17. В чем заключается опасность городской среды?

18. В чем сущность «аксиомы о потенциальной опасности»?

19. Какие факторы относят к социально опасным?

20. Назовите основные причины негативных воздействий техносферы на человека и природную среду.

21. По каким критериям определяется безопасность техносферы при загрязнении отходами?

22. Охарактеризуйте систему: «Человек – среда обитания».

23. Какие системы региональной безопасности Вы знаете?

24. ОБСЕ, ОДКБ, НАТО, ЕС, ОАГ – что это за системы? Какие вопросы они решают?

25. Охарактеризуйте существующие системы национальной безопасности в современном мире.

26. Какие системы безопасности Вы знаете? Охарактеризуйте их.

27. Система глобальной безопасности – назовите и дайте ей характеристику.

28. Совет безопасности ООН – на каких принципах он работает? Какие задачи решает?

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.61 с.