Стихи, потешки, скороговорки для закрепления произношения звука ш — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Стихи, потешки, скороговорки для закрепления произношения звука ш

2017-10-10 229
Стихи, потешки, скороговорки для закрепления произношения звука ш 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка боброва,

 

Маша черноброва.

Шила шубку, —

Сшила юбку! Шила шапку, Сшила тапку!

Хороша швея Наташа!

 

Шапка да шубка —

вот и весь Мишутка.

Находчивая Маша

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Выложила кашу в плошку

И накормила кошку.

Мышонок и мышь

Мышонку шепчет мышь:

«Ты что шуршишь, шуршишь,

шуршишь?»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише!»

 

Вот детишки Маша,

Миша. Маша меньше,

Миша выше. Миша

Маше что-то пишет.

Отгадай, что пишет Миша?

 

Кошка на окошке

Штанишки шьет,

А мышка в сапожках

Избушку метет.

 

Пыхтит, как пышка,

Наш пухлый Мишка.

Примечание. При подборе материала для закрепления звука ш во фразовой речи необходимо учитывать следующие пра­вила орфоэпии: на месте сочетаний сш и зш произносится двой­ной твердый ш: бесшумный, без шапки; сочетание чт в слове что и в производных от него произносится как шт: что, чтобы, что-то, кое-что, что-нибудь, не за что.

Звук ж

Описание правильной артикуляции звука см. на с. 51.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ж или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания, си­лы голоса.

Цель. Добиваться по возможности от каждого ребенка пра­вильного, длительного, громкого произношения звука ж.

Предшествующая работа. Отработан звук ш, оди­наковый по артикуляции со звуком ж. В средней группе отраба­тывали звонкий звук з.

Подготовительная работа. Уточнить, как произ­носят звук ж дети группы. Приготовить картинку с изображени­ем жука.

Упражнение «Жук жужжит»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям картинку с изображением жу­ка и предлагает вспомнить, как летом на даче летали и жужжа­ли жуки (длительно произносят звук ж: «жжж»). Воспитатель обращает внимание детей на положение губ (округлены и немно­го выдвинуты вперед), языка (широкий язык поднят к бугоркам за верхние зубы), на наличие теплой воздушной струи, выходя­щей изо рта.

Потом воспитатель говорит: «Вспомним, как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара... Что делал голос, когда мы говорили звук ш? («Голос спал, в домике было тихо».) Прило­жим руку к шее, скажем долго: «жжж...» Что делает голосок: спит или песни поет? («Голосок песни поет».) Громко он песни поет или тихо?» («Голос поет песни так громко, что стенки доми­ка дрожат».)

Затем воспитатель говорит, что кроме жуков умеют жужжать пчелы и мухи, и предлагает детям поиграть в пчел.

Игра «Пчелки собирают мед»

Краткое описание

Часть детей изображают цветы. Воспитатель надевает каж­дому ребенку на голову веночек из тех цветов, которые тот изо­бражает (одному — ромашки, другому — васильки и т. п.). Ос­тальные дети изображают пчел, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветов и жужжат: «жжж...» По сигналу воспитателя они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.

Игра «Мухи в паутине»

Краткое описание

Часть детей изображают паутину. Они образуют круг. Другие дети, изображающие мух, жужжат: «жжж...», вбегая в круг и выбегая из него. По сигналам воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в него, и паутина увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами из четырех-пяти человек.

Чтобы дети правильно произносили звук ж, необходимо сле­дить за правильным положением губ, языка, наличием прямо иду­щей выдыхаемой струи воздуха. Напомнить, что когда шумел ветер в деревьях, то он шумел тихо, а мухи, пчелы, жуки жужжат громко: при произнесении звука ж голос «песни поет».

Примечание. Эти игры можно проводить ивне занятий, для того чтобы закрепить произношение изолированного звука ж.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного произношения звука ж в сло­вах и фразах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка ж в словах и фразах.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ж.

Подготовительная работа. Воспитатель подбира­ет пары картинок, состоящие из одной предметной картинки, в названии которой есть звук ж, другой сюжетной, на которой не хватает этого предмета. Например, на предметной картинке изо­бражены ножницы, а на сюжетной — девочка с бумагой; на пред­метной картинке изображены лыжи, на сюжетной — мальчик в лыжном костюме; на предметной — пожарник, на сюжетной — горящий дом и т. д.

(При подборе картинок надо помнить, что звук ж на конце слов и перед глухими согласными оглушается и произносится как ш, например: нош, морш, лошка и т. п. Картинки с такими словами использовать нельзя.)

Игра «Кому что нужно?»

Краткое описание

Воспитатель вывешивает несколько сюжетных картинок, пред­лагает детям внимательно посмотреть на них и решить, чего не хватает. Потом он показывает предметную картинку и спраши­вает: «Что это?» Дети называют предмет, например ножницы. Воспитатель задает новый вопрос: «Кому нужны ножницы?» Де­ти отвечают: «Ножницы нужны девочке, чтобы разрезать бума­гу». Воспитатель меняет постепенно сюжетные картинки и пока­зывает предметные, в названии которых имеется звук ж, а дети определяют, кому нужен этот предмет.

Методические указания. В словах со звуком ж де­ти должны выделять этот звук голосом, произнося чуть длитель­нее других звуков.

 

IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Формирование правильного произношения звука ж в речи. Воспитание выразительной речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка ж во фразовой речи. Следить за изменением интонации в речи детей.

Предшествующая работа. Проведено уточнение правильного произношения звука ж изолированного и в словах.

Подготовительная работа. Продумать, как про­вести работу (инсценировка, пересказ) по сказке «Ох, тяжело!»

«Ох, тяжело!»

— Ох, тяжело!..

— Почему тебе, Яблоня, тяжело?

— На мне ветки от яблок гнутся, к земле клонятся... Еле держу!

— Ох, тяжело!

— А тебе, Тыква, отчего тяжело?

— На земле лежать да себя держать, вот отчего!

Методические указания. Следить, чтобы дети при пересказе сказки правильно произносили звук ж, рассказывали с выражением.

Игра «Жуки»

Краткое описание

Дети, изображающие жуков, сидят в своих домиках (на стульях) и говорят: «Я жук, я жук, я тут живу. Жужжу, жужжу». По сигналу воспитателя жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат. По сигналу «дождик» жуки ле­тят в домики (на стулья).

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука ж

Бедный ежик

Бедный ежик ежится,

Все ему неможется,

Посинела кожица

И скривилась рожица.

Мать его тревожится:

«Вот забот умножится –

Бедный ежик ежится».

 

Лежебока рыжий кот,

Отлежал себе живот.

 

Мой бумажный журавленок,

В синем небе не шали.

Чтоб тебя, мой журавленок,

Не прогнали журавли.

Песенка пчелы

С утра жужжу,

Цветы бужу.

Кружу, гужу

И мед вожу...

 

Кто он? (загадка-шутка)

Жу-жу, жу-жу.

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук.)

 

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

 

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух!

Пылесос

— Пылесос, пылесос,

Ты куда суешь свой нос?

— Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу!

 

Белая лужайка,

Теплая фуфайка. Я

на лыжах побегу

Ты меня поймай-ка!

Подснежники

Цветут подснежники,

Цветут подснежники,

Такие свежие,

Такие нежные.

Трава сухая,

Сухой валежник...

Но, все меняя,

Цветет подснежник.

 

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок:

Там растаял снежок,

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки!

Ежик

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

 

Вышла Женя погулять,

Стала дождик умолять:

«Дождик, дождик, подожди,

Дождик, дождик, не дожди.

Ты нам не нужен,

Не нужны и лужи».

Дождик Жене не мешал,

Дождик дальше побежал.

 

Я над речкою лежу,

Оба берега держу. (Мост.)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд.)

 

Примечание. При подборе материала для закрепления звука ж во фразовой речи необходимо учитывать следующие пра­вила орфоэпии: сочетание зж на стыке приставки и корня произ­носится как двойной твердый ж: разжег, изжарил. Сочетание зж внутри корня произносится как двойной мягкий ж: визжать, дре­безжит, езжу, позже.

Звук ч

Описание правильной артикуляции звука см. на с. 52.

 

II этап работы (проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ч или вы­зывание его по подражанию.

Цель. Вырабатывать у каждого ребенка умение правильно произносить звук ч и определять положение языка при произне­сении звука ч.

Предшествующая работа. Подъем языка вверх от­рабатывался на занятиях по звукам т, д, н, ш, ж.

Подготовительная работа. Выяснить, как дети про­износят звук ч, чтобы, используя специальные приемы, добиться правильного произношения звука. Подобрать картинки с изобра­жением кузнечика.

Игра «Поезд»

Краткое описание

Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за дру­гом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он дает сигнал к отправлению: «ууу...» Поезд едет. Дети, делая движения согнутыми руками, произносят: «ч-ч-ч...» По сигналу воспитателя «остановка» поезд останавливается, и дети замол­кают. Потом выбирают нового машиниста, и игра продолжается.

Упражнение «Кузнечики»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям картинку с изображением куз­нечика и говорит: «Когда летом мы были на даче, то слышали, как в траве стрекотали кузнечики: «ч-ч-ч». Как стрекочут кузне­чики?.. Когда вы произносите ч, что делает кончик вашего язы­ка? («Кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами».)

Методические указания. Следить, чтобы дети про­износили звук ч коротко, четко, без призвука ш. Обратить внима­ние детей на то, что кончик языка стучит в нёбо за верхними зу­бами. Если у ребенка звук не получается, надо предложить ему произносить слитно тш (при описанном выше положении органов артикуляции), все убыстряя темп, пока не получится звук ч.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного произношения звука ч в

словах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка ч в словах.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ч.

Подготовительная работа. Приготовить чудесный сундучок — красиво оформленную в виде сундучка коробку, от­крывающуюся сбоку. Подобрать картинки, в названии которых звук ч находится в разных частях слова, например: чемодан, оч­ки, чулки, точка, бочка, мальчик, девочка, пчела, качели, мяч, ключ и др.

Игра «Чудесный сундучок»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что этот сундучок чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо сказать та­кие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и четко называют их.

Методические указания. Следить, чтобы дети го­ворили слова достаточно громко, звук ч произносили четко.

IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного произношения звука ч во фразовой речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка ч во фразовой речи. Учить детей выразительной речи.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука ч в словах.

Подготовительная работа. Выучить с детьми сти­хотворение «Ручеек». Подобрать все необходимое для проведе­ния игры. Примерный перечень предметов для игры: чайник, чашка, чайная ложечка, печенье, калач, булочка.

Игра «Угостим кукол чаем»

Краткое описание

Дети сидят перед столом воспитателя. На нем стоит куколь­ный стол с чайным сервизом, рядом на стульчиках сидят 4 куклы. Воспитатель говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети называют «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем воспитатель вызывает ребенка, предлагая налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровож­дает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танеч­ке. Даю Танечке печенье».

Посадив ребенка на место, воспитатель спрашивает других детей: «Что делал Петя?» Дети отвечают. Затем он вызывает продолжать игру следующего ребенка. Заканчивая игру, дети вспоминают стихотворение «Ручеек»: Ручеек, ручеек, И, сверкая

Дай водички на чаек. под лучами,

Мы чаек горячий Засмеялся родничок,

Будем пить на даче. Быстро прыгнул

Пить с печеньем, С камня в чайник —

С калачом, Дал водички на чаек!

И пирог испечем!

Методические указания. Воспитатель должен сле­дить, чтобы дети делали все неторопливо, сопровождая свои дей­ствия речью, правильно называя предметы, хорошо произнося звук ч; читали стихотворение с выражением.

Стихи, потешки, загадки, считалочки для закрепления произношения звука ч

Мячик

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч.

 

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

 

Коробок со спичками.

Спичками-сестричками.

От спичек огонек

Пустился наутек!

 

Тили-тили-тили-тили,

Тилитинчики гостили

У веселых Тиличелей.

Пили чай, печенье ели.

Кто-то пролил сладкий чай,

Тот, кто пролил, отвечай!

 

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

— Приходите все на чай!—

— Сколько чаек, отвечай?

 

Чок, чок, каблучок

Наскочил на сучок;

Оторвался, поломался,

Чок, чок, каблучок.

У забора старичок,

Дам ему я башмачок.

«Старичок, старичок,

Почини мне каблучок».

 

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу, стучу, стучу.

Я лечу, лечу, лечу.

Опоздать я не хочу. (Поезд.)

 

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке? (Удочка.)

 

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков.

Разошлись мальчики

В темные чуланчики —

Каждый мальчик

В свой чуланчик. (Перчатки.)

 

Четыре Анюточки,

Не устав ни чуточки,

Пляшут третьи суточки,

Все под прибауточки:

Чок-чок, каблучок.

Чуки-чуки-чуки-чок!

 

Свинка Ненила

Сыночка хвалила: —

То-то хорошенький,

То-то пригоженький;

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком!

 

Примечание. При подборе материала для закрепления звука ч во фразовой речи необходимо учитывать следующее пра­вило орфоэпии: на месте сочетаний тч и дч произносится двойной звук ч, например: лётчик, находчивый, разведчик.

Звук щ

Описание правильной артикуляции звука см. на с. 5.

 

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука щ или вызывание его по подражанию.

Цель. Добиваться от детей правильного произношения зву­ка щ. Учить определять положение языка при произнесении звука щ.

Предшествующая работа. Умение удерживать губы в улыбке и делать язык широким формировалось при отра­ботке звуков и, э, с. Подъем языка вверх вырабатывался в процессе ознакомления со звуками т, д, н, ш, ж; направ­ленная воздушная струя — со звуками ф, в, с, з, ш, ж.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети про­износят звук щ.

Игра «Кто наблюдательный?»

Краткое описание

Дети сидят полукругом или за столами. Воспитатель спраши­вает: «Дети, вы видели, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщщ...» Как оно шипит?.. А кто видел в зоопарке змей? Знаете, как они шипят? Послушайте: «щщщ...»

Повторим теперь все вместе, как шипят змеи...» Дети выпол­няют задание сначала все вместе, потом индивидуально (те, кого вызвал воспитатель).

«Когда мы говорим звук щ, где находится кончик языка?»— спрашивает воспитатель. («Кончик языка находится за верхними зубами».) «Покажите, куда поднимается кончик языка». Во время показа воспитатель проверяет, как выполняет упражнение каж­дый ребенок.

Методические указания. Чтобы дети хорошо произ­носили звук щ, необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Если у ребенка звук щ не получается, надо предложить ему при открытом рте поднять ши­рокий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская, слитно произносить сочетание звуков шьтыиь, тогда получится звук щ. Или при том же положении органов артикуляции слитно про­износить шч. Следует обратить внимание детей на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.

III этап работы

(проводится как часть занятия и вне занятия)

Тема. Воспитание правильного произношения звука щ в сло­вах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка щ в словах.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука щ.

Подготовительная работа. Подобрать предметы и игрушки, в названии которых имеется звук щ, например: щетка, щенок, щепка, ящик, плащ, клещи и др.

Игра «Разведчики»

Краткое описание

Воспитатель прячет предметы в разных местах комнаты. При­гласив детей и усадив их полукругом, педагог говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям надо найти спрятанные пред­меты (Называет какие.) Для поисков выделяют группу развед­чиков: каждый должен принести найденный предмет и назвать его. Тот, кто отыскал и назвал предмет, получает «значок раз­ведчика».

Методические указания. Следить, чтобы при назы­вании предмета дети выделяли звук щ, произнося его чуть дли­тельнее других звуков. Когда ребенок принесет предмет и назо­вет его, можно предложить детям повторить название предмета всем вместе, а потом попросить повторить тех детей, которым надо закрепить этот звук в словах.

IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного произношения звука щ в речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка щ при ответах на вопросы по рассказу «Товарищи».

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука щ изолированного и в словах.

Подготовительная работа. Подобрать вопросы по содержанию рассказа «Товарищи».

«Товарищи»

Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щен­ка. Шли товарищи через цветущий луг. Там они собирали ща­вель. Щенок гонялся за летающими бабочками. Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птен­чики. Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побе­гали дети в роще, поиграли со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и реши­ли, что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и овощи.

Методические указания. Следить за правильным произношением звука щ.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука щ

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил,

От злющей стужи защищал.

Щенок от радости пищал.

Еще бы! Он счастливый рос!

 

Теперь мой щен не щен, а пес –

Настоящий!

 

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

А у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка — щелк щенков сплеча,

Два щенка ушли пища.

 

Плавниками трепеща,

И зубаста, да тоща,

Пищи на обед ища,

Ходит щука вкруг леща!

Вот так штука!

 

Глазищи, усищи,

Хвостище, когтищи,

А моется всех чище.

Кто это?

Кот-котище!

 

Ты нас, мама, не ищи —

Щиплем мы щавель на щи.

В роще, травы шевеля,

Мы нащиплем щавеля.

 

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

 

Щука в речке жила,

Щеткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

Кто он?

Он длиннющий!

он большущий,

Он от тучи до земли...

Пусть идет он пуще, пуще,

Чтоб грибы скорей росли!

 

Я вам быстро перечислю,

Что я каждой щеткой чищу.

Этой щеткой чищу зубы,

Это щеткой — башмаки.

Этой щеткой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны.

 

Примечание. При подборе материала для закрепления звука щ во фразовой речи необходимо учитывать следующие правила орфоэпии:

сочетания сч или зч на стыке корня и суффикса ник произно­сятся как щ, например: подписчик, рассказчик, грузчик и т. п.;

сочетание сч в тех случаях, когда приставка не выделяется достаточно ярко, произносится как щ, например: счастье, счи­тать и т. п.;

сочетание сч на стыке ясно выделяемой приставки и корня произносится как щч, например: исчеркать, расчесать и т. п.

Звук л

Описание правильной артикуляции звука см. на с. 61.

 

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по подражанию.

Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного произ­ношения звука л, воспитывать умение определять положения язы­ка при произнесении звука л.

Предшествующая работа. Подъем кончика языка вверх отрабатывался на звуках т, д, к; подъем задней части язы­ка — на звуке у; отработан звук ы.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети про­износят звук л.

Упражнение «Самолет гудит»

Краткое описание

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Улетел самолет вы­соко за облака, не видно его, только слышно, как он гудит: «ллл...» Дети, изображая летящие самолеты, гудят, длительно произнося звук л низким тоном. Воспитатель обращает внима­ние детей на то, что «сердитое» гудение высоко летящего само­лета напоминает звук л. Спрашивает: «Что делает кончик языка, когда мы говорим звук л? («Кончик языка поднимается вверх».) Куда прижимается кончик языка, когда мы говорим ллл? («Кон­чик языка прижимается к верхним зубам».) Покажите, куда при­жимается ваш язык, когда вы говорите «ллл...» Дети выполняют задание по подгруппам. Воспитатель проверяет, как получается упражнение, и следит, чтобы у всех кончик языка прижимался к внутренней стороне верхних резцов. Если у ребенка кончик язы­ка находится между зубами, надо попросить поднять его выше, к нёбу.

Методические указания. Для выработки хорошего произношения звука л необходимо следить за правильным поло­жением органов артикуляционного аппарата. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука л губы находятся в спокойном положении, кончик языка прижат за верхними зубами.

Примечание. Если у ребенка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляционного аппа­рата, надо вызвать у него л межзубный, при этом меняется лишь положение языка — широкий кончик языка зажимается зубами.

Упражнение «Пароход»

Краткое описание

Игра проводится с теми детьми, которые неправильно про­износят или пропускают звук л. Воспитатель говорит: «Сейчас, дети, мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как пароход гудит? Послушайте: «ыы». Повторим все вместе, как гудит па­роход...»

А теперь положите широкий язык между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: «ыы». Дети гудят. Полу­чается межзубный звук л. Воспитатель продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». (Произносит звук ы, держа ши­рокий кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская, но не снимая кончика языка с зубов. Получается многократное повторение слога лы.)

Когда у ребенка будет хорошо получаться л межзубный, надо предложить ему в процессе произнесения звука перевести язык за верхние зубы (с этим дети обычно легко справляются).

 

III этап работы (проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного произношения звука л в сло­вах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука л.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук л будет находиться в начале, середине, конце слова.

Игра «Что я видел?»

Краткое описание

На числовую лесенку воспитатель ставит 4-5 игрушек (ло­шадка, белка, кукла, флажок). Вызванный ребенок смотрит, в каком порядке они стоят, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лошадь, белку, куклу, флажок». Дети проверя­ют, в правильном ли порядке он назвал игрушки. Потом педагог вызывает другого ребенка и меняет порядок игрушек. Можно пос­тепенно заменять одни игрушки другими.

Методические указания. Следить, чтобы дети, назы­вая предметы, выделяли звук л, т. е. произносили его не­сколько длительнее, чем другие звуки.

IV этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного произношения звука л в речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л во фразовой речи.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука л.

Подготовительная работа. Воспитатель заранее выбирает игру, продумывает методику ее проведения и разучи­вает стихотворение.

Игра «Лошадки»

Краткое описание

Одна половина детей изображает лошадок, другая — кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживая их по спине, они говорят:

 

Ну и лошадка —

Шерстка гладка.

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела

И снова — за дело.

 

Кучера запрягают лошадок, говорят: «Но-но-но...» Лошадки цокают языком, скачут. Затем дети меняются ролями.

Игра «Пила»

Краткое описание

Дети парами, взявшись руками крест-накрест, «пилят дрова», декламируя в такт движениям:

Запилила пила,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и стала,

Начинай сначала.

 

Образовав новые пары, дети продолжают игру.

Методические указания. Воспитатель следит, чтобы во всех словах дети хорошо произносили звук л. Кто еще не умеет его произнести правильно, может участвовать в игре «Ло­шадки», изображая лошадку.

Звук л'

Положение органов артикуляционного аппарата при произ­несении звука л' (л мягкого) такое же, как и при произ­несении л (л твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л' или вызывание его по подражанию. Воспитание фонематического слуха.

Цель. Добиваться умения правильно произносить звук л' в слогах. Учить соотносить звукосочетания ли, ля, лё, лю с соот­ветствующими рисунками.

Предшествующая работа. Дети учились правильно произносить звук л.

Подготовительная работа. Подобрать 4 картинки с изображением балалаек разного размера и разного оформления.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.286 с.