Формирование у детей правильного произношения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Формирование у детей правильного произношения

2017-10-10 118
Формирование у детей правильного произношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Краткая характеристика речи детей

Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быст­рым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообраз­нее. Ohi знакомится с различными свойствами предметов, уста­навливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

На третьем году жизни у детей появляется более точное про­изношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой» — открой, «сото»— высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» — скамейка, «тул» — стул);вставляют лишние звуки в слово («таньканчик»— стаканчик) и т. п.

Таким образом» наряду с задачей накопления и уточнения ак­тивного и пассивного словарного запаса важная задача речевой работы в первой младшей группе — совершенствование произ­ношения слов. Упражняя детей в правильном произношении слов (на занятиях и вне их), воспитатель широко использует прием речевого образца.

Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок на­чинает высказывать элементарные суждения о предметах, про­стых явлениях. При этом он пользуется как однословными пред­ложениями («Мосьно» — Можно?) так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умывацая» — Мама будет умы­ваться). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посо-ла» — Куда папа пошел?), числе и падеже («Вот лубасекв — Вот рубашка); не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает; «Кису каду патока — Кошку кладу в платок) и т. д.

Воспитатель в процессе бесед с детьми (вопросы педагога служат детям образцом для ответа), чтения рассказов» сказок, стихов, инсценировок, дидактических игр, занятий по картинкам ит. д. помогает им овладевать грамматическим строем речи.

Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребен­ка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значитель­ный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваива­ются детьми лишь через слово» которое является для них наимень­шей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, п' б, б', м, м'), губно-зубные (ф, ф', в, в'), переднеязычные (т, т', д, д', н, н', с', л'), заднеязычные (к, к,', г, г', х, х ' ). Свистящие звуки (с, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и со­норные (р, р', л) он обычно или пропускает, или заменяет (с- с', ф'; з-с' в; ц-т'; ш-с', т'; ж-с', д'; ч-т'; щ-т'; р-л'; р'-л'; л-л'). Поэтому основная задача воспитателя — проводить работу, направленную на овладение детьми движениями1 органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. А следовательно, необходимо развивать и слухо­вое внимание.

 

Обследование речи детей

В период от двух до трех лот у ребенка бурно развиваются словарь и фразовая речь. Вместе с тем развитие речи у разных детей в зависимости от разных причин (уровня физического и. психического развития ребенка, окружающей среды и др.) про­текает по-разному. Именно в этой группе важно выявить детей с отставанием в развитии речи или с различными речевыми на­рушениями. Воспитатель, используя дидактические игры, занятия по картинкам, индивидуальное общение с ребенком, выясняет следующее: служит ли речь для ребенка средством общения или он прибегает в основном к жестам, мимике? Общается ли ребенок посредством фразовой речи или произносит только от­дельные слова или даже отдельные слоги? Понятна ли речь ре­бенка окружающим? Охотно ли он повторяет за воспитателем слова, фразы, исправляя тем самым свое произношение?

Все эти данные воспитатель записывает и тетрадь, где на каж­дого ребенка отводится по 3-4 страницы (чтобы отмечать не только недостатки, но и успехи). На основе выявленных особен­ностей в развитии речи детей педагог составляет и соответствую­щий план работы.

Особое внимание необходимо обращать на тех детей, у кото­рых очень медленно протекает накопление словаря и развитие фразовой речи, т.е. если к двум - двум с половиной годам у ребенка в активном словаре только 20—30 слов, а фраза обычно состоит из двух слов типа «Мама ди» (Мама иди), или ребенок много говорит, но его речь непонятна для всех окружающих, кроме членов семьи. Пристально нужно наблюдать и за теми детьми, у которых вслед за ранним, бурным развитием речи появляется заикание (дети повторяют слоги, слова, вставляют перед словами гласные звуки и др.). Чем раньше воспитатель обратит внимание на таких детей и поможет им, используя индивидуальный подход, а также привлекая родителей к занятиям, дома, тем скорее начнет­ся правильное развитие речи ребенка,, формирование правиль­ного произношения.

Если же эти речевые недостатки не удастся исправить в те­чение длительного времени, детей следует направить на кон­сультацию к логопеду и психоневрологу.

 

Занятия

Для улучшения произносительной стороны речи у детей двух-трех лет, овладения ими правильным произношением слов необходима систематическая работа, направленная на разви­тие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения. С этой целью используют специальные игры и уп­ражнения. Особенно большое значение имеет развитие слу­хового внимания, так как под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи. Работу по улучшению произношения можно проводить путем вызывания звуков и уточнения их произношения в различных звукопод­ражаниях. Сначала берут более простые звукоподражания с открытыми слогами типа: му-му, ку-ку, потом с закрытыми сло­гами: ав-ав, бум-бум, топ-топ, а затем со слогами разной струк­туры и с различными сочетаниями звуков: чик-чирик, трень-брень,

дили-дон и т. и.

Для первой младшей группы в книге даются дидактические игры на развитие слухового внимания (концентрации, устой­чивости, переключения), длительного ротового выдоха, основ­ных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произноше­ния гласных и согласных звуков в различных звукосочетаниях. По данным образцам воспитатель в случае необходимости мо­жет сам подбирать материал. Каждый вид работы проводится как целое занятие (в первую половину года — с подгруппами детей, во вторую — со всей группой).

Развитие слухового внимания

Тема. Воспитание у детей умения переключать слуховое вни­мание.

Цель. Учить детей выполнять различные действия согласно звучанию тамбурина.

Предшествующая работа. На музыкальных заня­тиях внимание детей привлекали кхарактеру звучания музыкаль­ных произведений.

Подготовительная работа (здесь и далее, имеется в виду работа, которую проводят непосредственно к занятию). Воспитатель подбирает 2 картинки. На одной изображена про­гулка детей при ярком солнце. На другой — идет дождь и дети бегут под навес.

Игра «Солнце или дождик?»

Краткое описание

Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть там­бурином (бубном), вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда там­бурин звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3—4 раза.

Развитие речевого дыхания

Тема. Развитие ротового выдоха.

Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.

Игра «Чей одуванчик раньше улетит?»

Краткое описание

Игра проводится на даче, на воздухе. Когда дети гуляют на полянке, воспитатель предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок.

Методические указания. Дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчи­ка нужно за 3—4 раза.

Развитие силы голоса

Тема. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Цель. Учить детей говорить громко.

Предшествующая работа. Проводились игры и за­нятия на вызывание звукоподражаний, на развитие речевого ды­хания.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает игрушки: мишку, зайку, лису.

Игра «Идите с нами играть»

Краткое описание

Дети сидят полукругом. Воспитатель на расстоянии 2—3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисич­ке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Что­бы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом иг­рают с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, ког­да зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Развитие слухового внимания

Тема. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание-

Цель. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Предшествующая работа. Воспитание слухового внимания в игре «Солнце или дождик».

Подготовительная работа. Воспитатель подготав­ливает озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Игра «Угадай, кто кричит»

Краткое описание

Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, за­тем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из живот­ных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5—6 раз. Необходимо следить, чтобы дети внимательно слушали, активизировать их вопросами.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.