История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-10-07 | 370 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Изложени е (пересказ) - вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, соз дание текста на основе данного (исходного)
Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителя - одним из средств проверки усвоения учебного материала.
Изложе ние - одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся. Основные характеристики изложения связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом), со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста, и т.д. По отношению к объему исходног о текст а разли чаются подробные и сжатые (краткие) изложени я. Задача подробног о изложения - воспроизвести как можно более подроб но, полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложе ния - передать это содержание кратко, обобщенно. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой ос новной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст. При этом степень сжатия текста может быть раз личной.
По отношению к содержани ю исходног о текст а различаются
-полные. В полны х изложениях содержа ние исходного текста передается полностью (даже если это сжатое изложение).
- выборочные изложения. В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одна из подтем, как правило, находящаяся в разных частях исход ного текста (например, описание наступления ночи, если это опи сание «рассыпано» и соответствующий материал надо выбирать).
– с дополнительным заданием. В изложениях с дополнительны м задание м исход ный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополня ется связанным по смыслу с исходным, но самостоятельным тек стом, создаваемым автором изложения. В результате содержание изложения не совпадает с содержанием исходного текста.
|
Можно выделить две группы заданий к таким изложениям:
1. Предлагается ответить на вопрос, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте. В этом случае в исходный текст соб ственно не вносится никаких изменений - автор создает свой текст, как правило, посл е изложения.
2. Предлагается дописат ь начало (вступление), конец (за ключение) к исходному тексту, или ввест и в него элементы опи сания, диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу и т.д., или изложить текст от имени другого лица, другого литера турного героя. В этих случаях изложение по содержанию отлича ется от исходного текста.
По восприятию исходного текста различаются:
а) изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста;
б) изложение услышанного, воспринятого на слух текста;
в) изло жение воспринятого и на слух, и зрительно текста.
По степен и знакомств а с исходным текстом различают ся изложения незнакомого, т.е. воспринимаемого впервые, текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся, текста.
По осложненности языковым заданием выделя ются изложения с лексическим, грамматическим (морфологи ческим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями. Среди этих заданий можно выделить два типа:
1. Предлагается изменить форму лица, времени, наклонения: например, передать содержание исходного текста не от 1-го, а от 3-го лица, не в форме прошедшего, а в форме настоящего времени и т.д. Необходимо различать изложение с заменой лица рассказ чика и изложение с заменой форм ы лица рассказчика.
2. Предлагается употребить в изложении определенные слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или определенные группы слов, словосочетаний, предложений. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются и т.д
|
В V-IX классах словесник проводит специальные обучающие изложения. Смысл этой работы - научить детей способам дея тельности по созданию текста на основе исходного. Основны е этап ы это й работы:
1) уточнение (учи телем) речевой задачи;
2) вступительное слово об авторе и произ ведении, откуда взят текст для изложения (если это необходимо);
3) чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи текста на пластинке;
4) определение темы и основной мысли исходного текста;
5) анализ его содержания и структуры (составление компо зиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ язы ковых особенностей текста;
6) повторное чтение или прослушива ние текста.
Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная (за несколько дней) языковая подготовка (лекси ческая, орфографическая и т.д.), рассредоточенная во времени (рассредоточенная подготовка). Ее назначение - предупредить различного рода ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста.
25. Сочинение как вид работы по развитию речи. Различные классификации сочинений. Методика обучения сочинению.
Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематик е (по содержанию) делятся на две большие груп пы: сочинения на лингвистические темы (например: «Сравни тельная характеристика слов зелень - зеленый - зеленеть», «Самая интересная тема программы по русскому языку», «Для чего нужно изучать фонетику» и т.д.) и сочинения на темы из жизни - на так называемые свободные темы (это наименование не совсем точно отражает существо дела, так как обычно ученику предлагается одна или несколько тем и он или совсем несвободен или относи тельно свободен в выборе темы).
По типу создаваемых текстов различаются:
а) сочи нения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам», - сочи нения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения; рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;
б) сочинения, близкие к тем рече вым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике, - речевые жанры (хотя и они выполняются на школьном уровне): рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк (портретный), доклад и т. д.
|
По стилю различаются сочинения разговорного стиля (на пример, рассказ о случае из жизни) и книжных стилей: делового (например, деловое описание), научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газе ту, очерк), художественного (например, художественное описание природы).
По источник у получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произ ведений живописи, диа-, кино-, телефильмов, радио- и телевизи онных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатле ний и т.д. При этом, естественно, в сочинении может использо ваться как один, так и несколько источников получения мате риала.
К источникам другого - психологического - ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе кото рых лежат прошлый опыт, сложившиеся представления, приобре тенные ранее знания и т.д.); восприятие (сочинения по наблюде ниям, т.е. на основе специально организованного восприятия); воображение
По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отли чаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объе мом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным «узким» характером темы («Осеннее небо сегодня», а не «Осень в нашем парке»), реже - композиционно-жанровыми особенностя ми сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пей зажных зарисовок и т.д.). К сочинениям-миниатюрам предъявля ются те же требования, что и к обычным сочинениям
По осложненност и дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфо логическим, синтаксическим), стилистическим и другими зада ниями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям. Эти сочинения используются, как правило, на уроках родного языка для закрепления знаний, умений и навыков, полученных учени ками при изучении материала основной программы.
В деятельности учителя, связанной с проведением сочине ний, выделяются три этапа:
1) подготовка и организация сочинений;
2) их проверка и оценка;
3) анализ проверенных работ в классе.
I. Начиная подготовку, учитель прежде всего объявляет о теме (тематике) предстоящего сочинения и ставит перед соавто рами определенные задачи (за 1-2 недели до написания работы). Затем начинается актуализация, условно говоря, «зимнего словаря» учащихся. В первый раз дети назовут или запишут на страницах своего словаря те из «зимних слов», которые они вспомнят в связи с объявленной темой. На следующих уроках эти «зимние словарики» будут пополняться за счет тех слов, которые ученики найдут в результате своих наблюдений и чтения «зимних» текстов.
|
На «пути» к созданию своего текста-описания (по наблюде ниям) могут быть использованы самые различные виды работ, например:
- подробное изложение текста описательного характера;
- творческий диктант по картине с задачей обогатить диктуемый текст определенными языковыми средствами (наречиями, определениями и т.д.);
- сочинение-описание (устное или письменное) изображенного на картине пейзажного характера; -сочинение (устное или письменное) на основе музыкальных впечатлений («Ноябрь», «Декабрь» П. И. Чайковского);
-сочинение (устное или письменное) на основе телепередач, тематически связанных с описанием зимней природы; - редактирование (коллективное, самостоятельное) текстов-опи саний с типичными недочетами (неконкретность впечатлений и наблюдений, наличие «общих мест» и «общих слов» типа «Птицы улетели», «Деревья в зимнем уборе», «Хорошо зимой!»;
-отсутст вие личностного восприятия или его недостаточное выражение; непоследовательность в описании и др.).
II. При проверк е сочинений учитель отмечает (начиная с V класса) тип ошибки на полях работы, пользуясь определен ными обозначениями. При этом он пользуется теми условными знаками, которые даны в учебниках русского языка, или вводит свои, в том числе и всякого рода поощрительные замечания типа «Интересная мысль!», «Точно увидел!». Введение «своих» услов ных обозначений оправдано, когда с их помощью конкретизиру ются ошибки
III. Смысл уроков анализ а сочинени й в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализа ции и оригинальность (на фоне остальных), построение и язык уче нических сочинений (находки) и т.д.; читает 1-2 наиболее удач ных сочинения (или их части); организует редактирование (кол лективное или самостоятельное) нескольких отрывков из сочи нений. Завершается урок самостоятельной переработкой, со вершенствованием учащимися своих сочинений (если в этом есть необходимость).
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!