Изложение как вид работы по развитию речи. Различные классификации изложений. Методика обучения изложению. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Изложение как вид работы по развитию речи. Различные классификации изложений. Методика обучения изложению.

2017-10-07 370
Изложение как вид работы по развитию речи. Различные классификации изложений. Методика обучения изложению. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изложени е (пересказ) - вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, соз­ дание текста на основе данного (исходного)

Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителя - одним из средств проверки усвоения учебного материала.

Изложе­ ние - одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся. Основные характеристики изложения связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом), со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста, и т.д. По отношению к объему исходног о текст а разли­ чаются подробные и сжатые (краткие) изложени я. Задача подробног о изложения - воспроизвести как можно более подроб­ но, полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложе­ ния - передать это содержание кратко, обобщенно. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой ос­ новной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст. При этом степень сжатия текста может быть раз­ личной.

По отношению к содержани ю исходног о текст а различаются

-полные. В полны х изложениях содержа­ ние исходного текста передается полностью (даже если это сжатое изложение).

- выборочные изложения. В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одна из подтем, как правило, находящаяся в разных частях исход­ ного текста (например, описание наступления ночи, если это опи­ сание «рассыпано» и соответствующий материал надо выбирать).

– с дополнительным заданием. В изложениях с дополнительны м задание м исход­ ный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополня­ ется связанным по смыслу с исходным, но самостоятельным тек­ стом, создаваемым автором изложения. В результате содержание изложения не совпадает с содержанием исходного текста.

Можно выделить две группы заданий к таким изложениям:

1. Предлагается ответить на вопрос, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте. В этом случае в исходный текст соб­ ственно не вносится никаких изменений - автор создает свой текст, как правило, посл е изложения.

2. Предлагается дописат ь начало (вступление), конец (за­ ключение) к исходному тексту, или ввест и в него элементы опи­ сания, диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу и т.д., или изложить текст от имени другого лица, другого литера­ турного героя. В этих случаях изложение по содержанию отлича­ ется от исходного текста.

По восприятию исходного текста различаются:

а) изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста;

б) изложение услышанного, воспринятого на слух текста;

в) изло­ жение воспринятого и на слух, и зрительно текста.

По степен и знакомств а с исходным текстом различают­ ся изложения незнакомого, т.е. воспринимаемого впервые, текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся, текста.

По осложненности языковым заданием выделя­ ются изложения с лексическим, грамматическим (морфологи­ ческим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями. Среди этих заданий можно выделить два типа:

1. Предлагается изменить форму лица, времени, наклонения: например, передать содержание исходного текста не от 1-го, а от 3-го лица, не в форме прошедшего, а в форме настоящего времени и т.д. Необходимо различать изложение с заменой лица рассказ­ чика и изложение с заменой форм ы лица рассказчика.

2. Предлагается употребить в изложении определенные слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или определенные группы слов, словосочетаний, предложений. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются и т.д

В V-IX классах словесник проводит специальные обучающие изложения. Смысл этой работы - научить детей способам дея­ тельности по созданию текста на основе исходного. Основны е этап ы это й работы:

1) уточнение (учи­ телем) речевой задачи;

2) вступительное слово об авторе и произ­ ведении, откуда взят текст для изложения (если это необходимо);

3) чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи текста на пластинке;

4) определение темы и основной мысли исходного текста;

5) анализ его содержания и структуры (составление компо­ зиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ язы­ ковых особенностей текста;

6) повторное чтение или прослушива­ ние текста.

Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная (за несколько дней) языковая подготовка (лекси­ ческая, орфографическая и т.д.), рассредоточенная во времени (рассредоточенная подготовка). Ее назначение - предупредить различного рода ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста.

 

25. Сочинение как вид работы по развитию речи. Различные классификации сочинений. Методика обучения сочинению.

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематик е (по содержанию) делятся на две большие груп пы: сочинения на лингвистические темы (например: «Сравни­ тельная характеристика слов зелень - зеленый - зеленеть», «Самая интересная тема программы по русскому языку», «Для чего нужно изучать фонетику» и т.д.) и сочинения на темы из жизни - на так называемые свободные темы (это наименование не совсем точно отражает существо дела, так как обычно ученику предлагается одна или несколько тем и он или совсем несвободен или относи­ тельно свободен в выборе темы).

По типу создаваемых текстов различаются:

а) сочи­ нения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам», - сочи­ нения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения; рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;

б) сочинения, близкие к тем рече­ вым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике, - речевые жанры (хотя и они выполняются на школьном уровне): рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк (портретный), доклад и т. д.

По стилю различаются сочинения разговорного стиля (на­ пример, рассказ о случае из жизни) и книжных стилей: делового (например, деловое описание), научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газе­ ту, очерк), художественного (например, художественное описание природы).

По источник у получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произ­ ведений живописи, диа-, кино-, телефильмов, радио- и телевизи­ онных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатле­ ний и т.д. При этом, естественно, в сочинении может использо­ ваться как один, так и несколько источников получения мате­ риала.

К источникам другого - психологического - ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе кото­ рых лежат прошлый опыт, сложившиеся представления, приобре­ тенные ранее знания и т.д.); восприятие (сочинения по наблюде­ ниям, т.е. на основе специально организованного восприятия); воображение

По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отли­ чаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объе­ мом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным «узким» характером темы («Осеннее небо сегодня», а не «Осень в нашем парке»), реже - композиционно-жанровыми особенностя­ ми сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пей­ зажных зарисовок и т.д.). К сочинениям-миниатюрам предъявля­ ются те же требования, что и к обычным сочинениям

По осложненност и дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфо­ логическим, синтаксическим), стилистическим и другими зада­ ниями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям. Эти сочинения используются, как правило, на уроках родного языка для закрепления знаний, умений и навыков, полученных учени­ ками при изучении материала основной программы.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочине­ ний, выделяются три этапа:

1) подготовка и организация сочинений;

2) их проверка и оценка;

3) анализ проверенных работ в классе.

I. Начиная подготовку, учитель прежде всего объявляет о теме (тематике) предстоящего сочинения и ставит перед соавто­ рами определенные задачи (за 1-2 недели до написания работы). Затем начинается актуализация, условно говоря, «зимнего словаря» учащихся. В первый раз дети назовут или запишут на страницах своего словаря те из «зимних слов», которые они вспомнят в связи с объявленной темой. На следующих уроках эти «зимние словарики» будут пополняться за счет тех слов, которые ученики найдут в результате своих наблюдений и чтения «зимних» текстов.

На «пути» к созданию своего текста-описания (по наблюде­ ниям) могут быть использованы самые различные виды работ, например:

- подробное изложение текста описательного характера;

- творческий диктант по картине с задачей обогатить диктуемый текст определенными языковыми средствами (наречиями, определениями и т.д.);

- сочинение-описание (устное или письменное) изображенного на картине пейзажного характера; -сочинение (устное или письменное) на основе музыкальных впечатлений («Ноябрь», «Декабрь» П. И. Чайковского);

-сочинение (устное или письменное) на основе телепередач, тематически связанных с описанием зимней природы; - редактирование (коллективное, самостоятельное) текстов-опи­ саний с типичными недочетами (неконкретность впечатлений и наблюдений, наличие «общих мест» и «общих слов» типа «Птицы улетели», «Деревья в зимнем уборе», «Хорошо зимой!»;

-отсутст­ вие личностного восприятия или его недостаточное выражение; непоследовательность в описании и др.).

II. При проверк е сочинений учитель отмечает (начиная с V класса) тип ошибки на полях работы, пользуясь определен­ ными обозначениями. При этом он пользуется теми условными знаками, которые даны в учебниках русского языка, или вводит свои, в том числе и всякого рода поощрительные замечания типа «Интересная мысль!», «Точно увидел!». Введение «своих» услов­ ных обозначений оправдано, когда с их помощью конкретизиру­ ются ошибки

III. Смысл уроков анализ а сочинени й в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализа­ ции и оригинальность (на фоне остальных), построение и язык уче­ нических сочинений (находки) и т.д.; читает 1-2 наиболее удач­ ных сочинения (или их части); организует редактирование (кол­ лективное или самостоятельное) нескольких отрывков из сочи­ нений. Завершается урок самостоятельной переработкой, со­ вершенствованием учащимися своих сочинений (если в этом есть необходимость).

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.