Стилистические понятия на уроках русского языка. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Стилистические понятия на уроках русского языка.

2017-10-07 283
Стилистические понятия на уроках русского языка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуются особенности функционирования, употребления языковых единиц и категорий в рамках литературного языка и соответствие с его функциональным расслоением в различных условиях и ситуациях речевого общения, а также изучается функционально-стилевая система литературного языка в его истории и современном состоянии.

Формирование стилистических понятий начинается с интуитивного представления учащихся о правильности/неправильности применения речевых средств в определенных условиях и завершается полным овладением учащимися стилистическим понятием,позволяющим школьникам правильно и уместно использовать стилистические средста языка.

Формирование стилистических понятий- условия развиия лингвистического мышления школьников и их твлрческих способностей.

В курсе русского языка используется классификация стилей по функциональному признаку.Выделяются группы стилей:

– разговорный

– книжные:

официально-деловой;

публицистический

научный

художественный

При обучении стилистике необходимо опираться на ряд положений лингвистическрй науки,относящихся к стилистике:

– функциональные стили — системы,которым характерны как нейтральные,так и стилистически окрашенные языковые средствами

– сили не изолированы друг от друга, они находятся во взаимодействии и взаимосвязи

– стили формируют как экстралингвистические факторы,так и собственно лингвистические

– изучение особенностей того или иного стиля предусматривает анализ как экстралингвистических факторов,так и языковых средств всех уровней(фонетического,лексического,грмматического)

Принципы и методы функционально-стилистической работы:

Принцип органического соединения стилистической работы с изучением фонетики, лексикологии,словообразования,морфологии синтаксиса. Школьники знакомятся с функционированием в речи языковых средств всех уровней.

Принцип сочетания синтетической работы с аналитической. Регулирует соотношение стилистических упражнений аналитического и творческих типов.Аналитические упражнения опираются на образец и позволяют получить знание,без которых невозможно выполенение творческого задания.

Функционально-стилистический принцип. Способстует формированию у школьников умения свободно пользоваться стилями речи,жанрами для эффективного построения общения.

Принцип стилистических различий между контекстами или речевыми средствами и обусловленности этих различий социальными факторами Основыввается на том,что сущность стиличтических явлений четче обнарживается при сопоставлении.


Принцип оценки уместности или неуместности использования речевых средств и стилистических приемов в контексте. Ориентирует школьников на умение оценивать речь с точки зрени ее эффективности,соответсвия ситуации речевого общения

Методы функционально- стилистической работы:

– методы обучения стилистическим ресурсам языка

– методы обучения стилистически дифференцированной речи

Наиболее эффективными являются методы: объяснительно-иллюстративный,эвристический и исследовательскй,беседа с ипользованием словарей,справочников,самостоятельное усвоение информации школьниками.

Упражнения:

упражнения аналитического характера — стилистический анализ.Виды:

– анализ,направленный на распознавание стилистических явлений,широко применяется на превом этапеи при повторении изученного.Например,рекомндуется разграничить риторические вопросы и вопросно-ответную форму изложения материала

– сопоставление в стилистическом отношении различных вариантов языковых средств хорошо сочетается с грамматическим и пунктуационным разбором

– сопостовление чистовых и черновых вариантов

– сопоставление текстов одной темы,но разных стилей речи

– стилистический эксперимент,направлен на сопоставление,только варианты для него находит сам учащийся.С цель. Эксперимента школьник заменяет использованное в тексте слово,конструкцию

– упражнения при обучении связной речи и направленные на осознание норм стилей речи


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.