Программы воспитания и обучения дошкольников — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Программы воспитания и обучения дошкольников

2019-09-17 644
Программы воспитания и обучения дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М., 1985, 2005.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб., 1997.

3. Методические советы к программе "Детство". – СПб., 2001.

 

154


 

4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др. – М., 2000.

5. Из детства в отрочество / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 1998. 6. Золотой ключик / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др. – М., 1996.

7. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет / Т.Н. Доронова, В.А. Гербова и др. – М., 1997.

8. Развитие / Л.И. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1995.

9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

10. От рождения до школы / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2011.

 

 

1. Содержание понятий. Структура содержания образования Изучение  темы  необходимо  начать  с  определения  содержания

заложенных в нее основных понятий.

Образование – общественно организуемый и нормируемый процесс и результат постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально-значимого опыта.

? Что означает понятие содержание образования? На какой вопрос мы отвечаем, когда говорим о содержании образования?

? Проанализируйте определение образования И.Я. Лернера и выделите основную функцию образования.

Если функция образования в передаче социального опыта, то что выступает источником формирования содержания образования (социальный опыт, т.к. функция образования состоит в передаче социального опыта).

Следовательно, чтобы раскрыть понятие "содержание образования", необходимо выяснить:

- что называется социальным опытом;

- какие элементы включает социальный опыт;

- какой социальный опыт становится содержанием образования. Социальный опыт – все, что накоплено человечеством, совокупность

исторически обусловленных средств и способов деятельности, созданных в процессе общественно исторической практики людей для воспроизведения культуры и способных стать достоянием личности. Социальный опыт передается с целью сохранения и развития культуры.

? Может ли весь социальный опыт стать достоянием отдельной личности?

Этого не может быть. Так как одна личность не может стать обладателем всего социального опыта, то возникает необходимость выделения основных, необходимых элементов социального опыта, усвоение которых обеспечивает разностороннее развитие личности.

? Какие же элементы входят в состав социального опыта.

 

 

С т руктурасоциальногоопыта

 

155


 

1 элемент социального опытазнания о природе, обществе, технике, человеке, которые составляют ОНКМ (общенаучную картину мира), а так же знания о способах деятельности, обеспечивающие применение теоретических знаний в практической деятельности.

2 элемент социального опыта – опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности. Этот компонент выделен в самостоятельный, так как наличие знаний о способах деятельности не является абсолютным гарантом способности их практической реализации.

В жизнедеятельности могут возникать не только типичные ситуации и проблемы, но и совершенно новые, (решение которых еще не готово в рамках социального опыта), поэтому человеку необходим третий компонент.

3 элемент социального опытаопыт творческой деятельности – опыт переноса известных знаний и способов деятельности в новые условия деятельности, опыт их преобразования и интерпретации. 2 компонент выполняет функцию воспроизведения культуры, а 3 компонент функцию развития культуры.

4 элемент социального опытао п ыт эмоционального о т н о ш ения людей к миру и другим людям. Этот опыт включает в себя опыт эмоциональной воспитанности, знания о нормативных отношениях, навыки соблюдения этических норм.

? Существуют ли взаимосвязи между этими элементами? Да. Для элементов социального опыта характерно то, что каждый из предшествующих является условием функционирования последующих (без знаний о деятельности и способах деятельности не может быть осуществление способов деятельности в практике; без опыта творческой деятельности не может существовать деятельность в новых условиях, не может осуществляться дальнейшее накопление социального опыта; без отношения к миру и себе не может быть личности, так как индивид становится личностью только при осознании себя и других, своего места среди других). Каждый последующий элемент видоизменяет предыдущий (применение знания в составе умения делает его более глубоким, гибким, системным).

? Зачем мы рассматривали социальный опыт? Каково соотношение социального опыта и содержания образования.

Цель образования и его функция – передача социального опыта. Тогда структура социального опыта и структура содержания образования должны совпадать? Однако, есть ли отличия между ними? Есть. В объеме, широте содержания этих элементов. В содержание образования включаются лишь основные, доступные и необходимые для усвоения аспекты каждого из элементов социального опыта.

Выстроим определение содержания образования.

Содержаниео бразования – это педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, готовой к воспроизведению и развитию культуры (И.Я. Лернер).

 

156


 

? Каковы основные критерии отбора содержания образования для разных возрастных ступеней. На основе чего ведется педагогическая адаптация содержания образования. Таким образом, каковы же критерии отбора содержания образования?

 

 

Критерии о тбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

1) Критерий целостного отражения в содержании образования всех компонентов социального опыта;

2) Критерий высокой научной и практической значимости содержания, подлежащего усвоению;

3) Критерий соответствия сложности содержания реальным возможностям данного возраста;

4) Критерий соответствия объема содержания, имеющемуся времени для изучения этого объема;

5) Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения;

6) Критерий учета международного опыта построения содержания образования (с целью обогащения опыта, соответствия мировым образовательным стандартам).

Рассматривая теоретические основы содержания образования, мы опирались на концепцию И.Я. Лернера, В.В. Краевского. Их определение содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте в большей степени соответствует установкам гуманистического мышления. Смысл концепции в том, что целостная личность не может быть ограничена знаниями, умениями и навыками. Личность многогранна, она характеризуется своими эмоциями, ценностями, мировоззрением, системой мотивов, а так же возможностью творчества. Это субъект.

Существуют и иные концепции, определяющие структуру содержания образования. Ведущей долгое время являлась концепция, рассматривающая содержание образования как системы знаний, умений, навыков. Она ориентировала образовательные учреждения на их передачу от старшего поколения младшему. Как следствие, преобладание репродуктивных методов обучения, ориентированных на повторение несколько раз одной деятельности и выполнение действий по образцу, не включая в процесс обучения продуктивные методы. Эта концепция не ориентирована на овладение всеми компонентами культуры человечества, ограничиваясь двумя из них.

 

 

2. С о держание дошкольного о б разования. Его специфика Сделав вывод о соответствии структур социального опыта и содержания

образования, об их различии, т.е. рассмотрев теоретические основы содержания образования, обратимся к более подробному изучению содержания дошкольного образования, его специфичности.

 

157


 

На базе ДОУ осуществляется передача и освоение детьми содержания дошкольного образования.

? Соответствует ли структура содержания дошкольного образования рассмотренной выше структуре содержания образования? Конечно.

В структуре содержания дошкольного образования просматриваются те же элементы. Рассмотрим элементы содержание дошкольного образования, его специфику.

1. Знания – основной компонент содержания образования. Их накоплено множество и необходима их педагогическая адаптация применительно к каждой ступени образования (в т.ч. дошкольного образования). Совокупность знаний всегда предшествует конкретной практике, поэтому знания – первый элемент содержания дошкольного образования.

Существуют разные виды знаний, не все из которых присутствуют в системе дошкольного образования. Знания подразделяются на:

- основные понятия и термины (создают базу для дальнейшего обучения в школе);

- факты (накопление осуществляется через наблюдение за окружающим, действия с предметами, разные виды деятельности, обобщение);

- законы, теории, концепции (практически не представлены в содержании дошкольного образования);

- знания о способах деятельности и познания (детям даются знания о способах осуществления основных видов деятельности – двигательной, художественной, трудовой, игровой, речевой, коммуникативной и др.);

- знания о нормах отношений в обществе (дети получают знания о нормах отношений, правилах поведения и общения в обществе);

- оценочные знания (знания о том, что такое хорошо и что такое плохо, о способах оценки себя, своей деятельности и поведения, действий и поступков других людей).

? Какие виды знаний осваиваются дошкольниками?

В ДОУ даются все виды знаний, кроме теорий, законов, концепций. Исключение составляют законы природы, осваиваемые детьми при непосредственном наблюдении (течение времени, времена года,  их закономерная  смена). Эти знания  выполняют разные  функции, они взаимосвязаны, им необходимо обучать комплексно.

Таким образом, знания в системе дошкольного образования образуют основосоздающую систему представлений ребенка об окружающем, о себе и других. Они являются фундаментом для дальнейшего обучения и средством развития личности, ее эмоционально-волевой, интеллектуальной, нравственной, деятельностной сфер.

2. Опыт о существления с пособов д е ятельности. Знаний о способах деятельности недостаточно для практической их реализации. Важен конкретный опыт личности в осуществлении способов деятельности на практике. Основу названного опыта составляют умения и навыки, которые могут быть практического и интеллектуального характера.

? Приведите пример таких умений и навыков дошкольников.

 

158


 

Различают общие и специальные умения и навыки. К общим, относятся умения, необходимые в любых ситуациях жизнедеятельности: речевые навыки, навыки и привычки нравственного поведения, умение читать, рассказывать, задавать и отвечать на вопросы, умение ходить, бегать и т.д. К специальным умениям и навыкам относятся умения в конкретных видах деятельности: музыкальные, изобразительные, конструктивные и др.

Оценка развитости умений осуществляется на основе критериев: быстрота, автоматизм, скорость реакции, время на выполнение действий, наличие или отсутствие лишних движений, способность применять умения и навыки в практической деятельности.

3. О пыт т ворческой деятельности. Он накапливается при столкновении личности с новыми проблемами, никогда ей не решаемыми. В таких ситуациях важен перенос известных способов деятельности в новые, неизвестные условия деятельности и их необходимое преобразование. Этот опыт накапливается постепенно.

Знания и умения, усвоенные по образцу, не могут обеспечить развитие творчества ребенка. Необходимо в системе дошкольного образования создавать условия для проявления инициативы и самостоятельности в деятельности с целью формирования опыта творческой деятельности. Преобладание заданий, выполняемых по образцу, приводит к значительным затруднениям при выполнении самостоятельных действий вплоть до ее прекращения и развития отрицательных эмоций и напряжения.

? В теории и практике дошкольного образования обсуждается вопрос: "Можно ли обучать творчеству?" Практика доказала, что игнорирование целенаправленного формирования творчества не приводит к стихийному, массовому развитию творческих способностей детей. Творчеству нужно обучать, зная его черты и создавая специальные условия (организационно-педагогические, психологические и др.). Надо учить дошкольника действовать, мыслить самостоятельно, проявлять инициативу. Зная черты творчества, можно целенаправленно развивать их.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.