Метод проектов в педагогике: краткая история развития явления — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Метод проектов в педагогике: краткая история развития явления

2019-09-17 845
Метод проектов в педагогике: краткая история развития явления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Метод проектов пришел в Россию из зарубежной педагогики. Предшественником «метода проектов» был   Дальтон-план.  Основная особенность заключалась в личном учебном плане и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика. Ребенок мог двигаться в удобном темпе, в нужные моменты, кооперируясь с другими учениками и призывая учителя для консультации. Цель образования в этом подходе – приобретение суммы знаний через индивидуальное продвижение ребенка. Минусом этого подхода к обучению детей считается отсутствие учета насущных познавательных потребностей детей, недостаточность общения ребенка с другими детьми и как следствие, несформированность навыков совместной деятельности, организаторских и коммуникативных способностей, коллективистских качеств личности.

Основоположником использования метода проектов в образовании детей стал ДжонДьюи – американский педагог и ученый. Он считал, что с помощью «метода проектов» достигается главная цель образования – развитие личности ребенка как непрерывная перестройка его опыта. Образование, по Дж.Дьюи, -это приобретение жизненного опыта.

Суть метода состояла в том, что учебная программа строилась как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из жизненных задач. Для выполнения каждого проекта (задуманного ребенком, группой, классом самостоятельно или с помощью учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных, связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с другими. Чтобы добиться успеха, надо добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Дж.Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей жизни. Детство – полноценный период человеческого бытия. Поэтому образование должно давать не только знания, которые понадобятся будущему взрослому, но также ЗУНы, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Ребенка надо научить приобретать необходимые ему знания, умения и навыки (ЗУНы). Для этого обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на их личном опыте. Основной задачей и методом становится актуальное исследование окружающей жизни. Педагог и дети идут вместе от проекта к проекту. По Дж.Дьюи, приобретаемый ребенком опыт бывает разным. Поэтому детский сад должен давать детям возможность для накопления опыта, ценного в педагогическом значении, который ребенок приобретает самостоятельно в интересной и значимой для него деятельности.

 

187


 

Опыт должен стать для ребенка движущей силой, от которой идет направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Проект, выполненный детьми, должен быть увлекательным, задевать их чувства и эмоции. Любое действие, выполняемое индивидуально или в группе при поддержке взрослого, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Важно, чтобы они четко понимали цель выполняемого проекта. Опыт, который накапливает ребенок в процессе самостоятельной проектной деятельности обязательно должен быть структурирован. Содержание образования дошкольников должно строится вокруг человека. Опыт маленьких детей, по Дьюи, должен быть связан с домом и близкими людьми. Для ребенка старшего возраста стержнем образования является более широкий круг человеческого общения. Он считал, что темы проектов должны основываться на воспроизведении домашней жизни, отношений в семье, работа взрослых, связь домашней жизни с гражданской. В детском саду ребенок должен иметь возможность изучать все доступные для него виды социальной деятельности. Задачей воспитателя является создание среды для этой деятельности. У Дьюи были последователи, развивающие его идеи, несмотря на критику ряда его позиций и высокую, не соответствующую возрасту сложность проектов.

У.Килпатрик, последователь Дж.Дьюи, определил 3 главных правила новой педагогики:

1) «Внутренний» учебный материал, т.е. вытекающий из природы и интересов детей.

2) Целесообразная деятельность.

3) Обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени.

В 1918 г. (в России в 1925 г.) широкую известность получила работа Уильяма Килпатрика «Метод проектов», в которой он развивал идею обучения через организацию «целевых актов». Различал 4 вида проектов:

- созидательный (производительный) – итогом является материальный продукт;

- потребительский – его цель – потребление в широком смысле слова, включая развлечение;

- проект решения проблемы или каких-либо интеллектуальных затруднений, которые могут являться сопутствующими в созидательном проекте, но здесь выступают как ведущие;

- проект – упражнение, обучающий детей целеполаганию, планированию, осуществлению, анализу и оценке проектной деятельности.

Идеальный проект, по мнению этих ученых, – это проект, для исполнения которого необходимы знания из разных областей, позволяющих разрешать комплекс проблем. Система знаний должна сложиться в процессе постоянного приращения новых фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, как результат собственного опыта действий.

 

 

188


 

Обучение при этом, должно иметь форму экспериментирования, исследования, применения уже имеющегося опыта в деятельности. Это путь развития мышления детей.

На этапе дошкольного детства осуществляется подготовка к решению основной задачи образования – развитие научного мышления человека. В процессе обсуждения плана, дошкольники приобретают способность рассуждать: они осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства  ее достижения, оценивать последствия, принимать за них ответственность, т.е. учатся мыслить.

Применение «метода проектов» способствует и социальному воспитанию детей, учит их взаимодействовать с другими, интегрировать усилия.

Таким образом, «метод проектов» считают вторым шагом (после Дальтон-плана) прагматической педагогики.

В 1905 г. в России русский педагог С.Г.Шацкий пытался использовать проектный метод в подготовке педагогических кадров. После 1917 г. метод нашел одобрение и использовался в обучении и воспитании учащихся. Трансформация этого метода привела к появлению комплексного метода, метода жизненных заданий. «Метод проектов» нашел свое выражение в трудах ученых 20-ых гг.: Б.В.Игнатьева,В.Н.Шульгина,Н.К.Крупской,Е.Г.Кагарова,М.В.Крупениной. Они считали, что критически переработанный метод может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, связь теории с практикой в их обучении.

Ученые этого времени выделяли учебныепроекты:

- по составу участников – коллективные и индивидуальные;

- по целевой установке – игровые, общественно-полезные и производственные;

- по срокам реализации – большие и малые.

Однако впоследствии этот метод обучения получил критические отзывы. В работе с детьми делался упор на роль личного опыта ребенка во взаимодействии с окружающей средой. Прагматическая педагогика не придавала должного значения планомерному и последовательному образованию, а ставила в центр образовательной работы спонтанные интересы детей. К ним должна была приспосабливаться передача культурного наследия человечества молодому поколению. Это привело к тому, что после 30 -ых годов 20 века в России «метод проектов» перестал широко использоваться в работе с детьми. Затем эти идеи с новой трактовкой возродились в 60-80-ые годы 20 века.

Сегодня прагматическая педагогика основывается на идеях опоры в образовании на интерес ребенка, возникающий на основе осознания полезности того или иного действия. Эта педагогика требует непосредственной ориентации на цели и ценности ребенка, которые утверждают цели и ценности общества. Роль педагога – в конструировании условий для полноценного развития детей, консультирование и психолого-педагогическая поддержка, изучение целей и ценностей, личного опыта воспитанников. В последние годы в отечественном образовании наблюдается усиление интереса к этому методу (ряд причин мы

 

189


 

рассмотрели выше, вопрос 1 данной темы). Педагог перестает быть транслятором опыта, а начинает выполнять функции сопровождения ребенка в образовании, в приобретении личного опыта. Дети учатся действовать целенаправленно, самостоятельно и совместно с другими, осваивают исследовательскую деятельность. Увлеченность детей интересными делами конструктивно решает вопросы познавательного, социального, речевого развития, во многом снимает дисциплинарные проблемы.

Таким образом, «метод проектов» получил новое развитие в современном образовании с учетом новых условий. Он стал частью обучения школьников, нашел применение в профессиональной подготовке специалистов. Раскроем сегодняшние подходы к этим идеям организации учебного процесса, определим типы проектов и требования к их использованию в обучении и воспитании.

 

 

3.Типология проектов. Проекты в дошкольном образовании. Основные требования к использованию метода п роектов.

 

 

Изучая вопрос классификации проектов, используемых в образовании, мы рассмотрим общую в педагогике типологию проектов Е.С. Полатом. Затем рассмотрим типы проектов, применяемые в ДОУ с дошкольниками и их возможности.

Е.С. Полат выделяет притипологиипроектов6основныхпризнаков, лежащих в основе классификации проектов. К ним относятся:

1. Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная). Отсюда типы проектов: исследовательский, игровой, практико-ориентированный, творческий.

2. Предметно-содержательная область и отсюда: проект в области одного учебного предмета, одного раздела программы обучения детей; межпредметный проект, охватывающий несколько предметов, несколько разных разделов программы.

3. Характер координации проекта: непосредственный (гибкий или жесткий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (проект среди участников одного класса, группы, ДОУ, района, города, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный).

6. Продолжительность проекта (годовой, полугодовой, недельный).

Е.С. Полат так же выделяет требованиякиспользованиюметодапроектов в педагогической практике. К ним он относит:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (напр. Исследование демографической проблемы в разных странах мира, репортажи из стран по одной проблеме);

 

190


 

-  практическая, теоретическая,  познавательная значимость предполагаемых результатов (план мероприятий по решению проблемы в действительности, совместный выпуск газеты, информационного блока);

- самостоятельная деятельность детей (групповая, парная, индивидуальная);

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов, предусматривающих последовательность действий участников проекта:

а) определение проблемы и задач исследования; б) выдвижение гипотез их решения;

в) обсуждение методов исследования (наблюдение, экспериментальные, статистические);

г) обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);

д) систематизация и анализ полученных данных;

е) подведение итогов, оформление результатов и их презентация; ж) выводы и выдвижение новых проблем исследования.

Сегодня метод проектов получает активное применение в дошкольном образовании. В работу с детьми и родителями вошли разные проекты – по их длительности, количеству участников, направленности.

На современном этапе в дошкольных учреждениях используют несколько типов проектов, которые могут быть осуществлены детьми самостоятельно или в зоне их ближайшего развития с помощью взрослых (педагогов, родителей, детей старших групп ДОУ). Раскроем эти типы проектов.

 

 

Типыпроектов,используемыхвДОУ

1. Исследовательско-творческие. Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна и др.

2. Ролево-игровые. Проекты с использованием элементов творческих игр, когда дети, входя в образы персонажей сказок решают по-своему поставленные проблемы.

3.  Информационно-практико-ориентированные. Дети  собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы ДОУ).

4. Творческие. Оформление результата в виде детского праздника или детского дизайна.

По продолжительности эти проекты могут быть краткосрочными (одно или несколько занятий – одна, две недели), средней продолжительности,долгосрочными (на весь учебный год).

По охвату изучаемого материала, проекты могут быть междисциплинарными  (охватывающими несколько разделов программы обучения и воспитания детей) и монопроектами (охватывающими одно направление деятельности).

 

191


 

Как пример, рассмотрим тематику проектов, предлагаемых группой авторов из ГОУ ЦРР – детский сад № 183 г. Москвы. Начиная с младшего возраста авторами рекомендуются проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья», «Мои любимые занятия дома» и др.

В качестве комплексных проектов можно рассматривать: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя». Межгрупповые проекты, в которых занято несколько групп ДОУ – «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года». Творческие проекты могут быть осуществлены по темам: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Познай себя», «Любим сказки», «Мир природы». Групповые: «Сказки о любви», «Уральские самоцветы», «подводный мир», «Веселая астрономия». Индивидуальные проекты могут быть посвящены семье, особенностям семьи, самому ребенку: «Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица», «Генеологическое  древо»,  «Сказочная птица». Исследовательские проекты могут быть направлены на изучение разных интересных для детей тем – например, «дыхание и здоровье», «питание и здоровье», «Мир воды» и др.

Разнообразие типов проектов открывают просторы для творчества педагогов и детей в изучении самих себя и окружающего мира.

Анализ педагогической литературы выводит нас на обобщение «плюсов»проективногометодаворганизациио бразовательногопроцессавДОУ:

- организация обучения с использованием метода проектов обеспечивает сочетание интересов взрослых и детей, совпадение целей взаимодействия;

- дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности;

- педагог выполняет консультативную роль, а не транслирует только готовый социальный опыт;

- повышается доля продуктивных методов в обучении и воспитании детей;

- знания, приобретаемые детьми становятся достоянием их личного опыта, необходимость этих знаний продиктована содержанием инициированной детьми  деятельности, расширяются знания детей об окружающем;

- развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регуляторные;

- дети приобретают навыки публичных выступлений, изложения своих мыслей, учатся слушать и принимать точку зрения другого;

- проектная деятельность обогащает содержание игровой деятельности4

- эта деятельность способствует постоянному профессиональному саморазвитию педагога.

Метод проектов может быть использован с младшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей и интересов детей. Задачи и этапы работы с проектом в условиях образовательной ситуации в ДОУ рассмотрим в следующем пункте плана лекции.

 

192


 

 

4.   Цели и задачи проектного м етода в ДОУ. Этапы проекта в ДОУ

 

 

Итак, рассмотрев типы проектов, возможную их тематику, обобщим цели и задачи проективной деятельности в ДОУ. А так же проследим логику проектной деятельности – те этапы, которые проходят при использовании метода проектов в ДОУ.

Основнойцельюпроектногом е т одавдошкольныхучреждениях является развитие свободной, творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

З а д ачамио бученияприи спользованииметодап роектоввр а б о т есдошкольникамиявляются:

1. Развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

2. Развитие специальных способов ориентации: экспериментирование и моделирование.

3. Формирование обобщенных способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности.

4. Формирование предпосылок учебной и исследовательской деятельности;

5. Развитие способности к прогнозированию будущих изменений.

6. Воспитание личностных качеств дошкольников: любознательность, самостоятельность, целенаправленность, инициатива и др.

7. Формирования умений детей работать в коллективе, координировать свои действия, распределять обязанности в соответствии с целью и этапами проекта.

Наряду с решением задач общего развития дошкольников. в проектной деятельности решаются задачиразвитияисследовательскойдеятельности.

Вмладшемд о школьномвозрасте-это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (при ведущей роли педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности 9практические опыты).

Вс т аршемдошкольномвозрасте–это:

-  формирование предпосылок поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

 

193


 

Организуя работу с использованием метода проектов, необходимо проследить 4 основных этапа: целеполагание, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов проектной деятельности. Кратко охарактеризуем эти этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку (группе детей) выбрать актуальную и посильную задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели проекта, определение системы совместных действий, их последовательности.

3. Выполнение проекта – осуществление последовательности совместных действий педагога и детей в соответствии с целями, типом, планом проекта.

4. Подведение итогов – анализ результатов проделанного проекта, предоставление визуализированной формы результатов, постановка задач для новых проектов.

При использовании этого метода в ДОУ педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной). Деятельность осуществляется совместно и опирается на собственный опыт ребенка.  Роль педагога в проектной деятельности  –  педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Учитывая возрастные особенности детей, перед ними не ставят слишком отдаленные задачи. Не нужно требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Индивидуальные проекты детей могут быть объединены в более сложные коллективные проекты. Например, «Мои родные», «История моей улицы» и др.

При использовании проектной деятельности в работе с детьми так же важно помнить, что замысел ребенка намного опережает его технические возможности (в силу недостатка опыта, сформированных умений и навыков). Воображение выводит ребенка на более высокие горизонты, чем он может выполнить самостоятельно. В этом случае включается дозированная помощь взрослых, помогающих ребенку (детям) осуществить проект и создать реальный практически значимый продукт.

В ДОУ актуальны интегрированные проекты, объединяющие задачи трудового и экологического воспитания, нравственного и эстетического. Реализация проектов осуществляется в игровой форме, с включением детей во взаимодействие с разными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с разными людьми, практически полезные дела для животных, растений, для группы ДОУ, для малышей, родителей, всего детского сада).

Обобщимисделаемвыводыос утиметодапроектоввДОУ:

- метод проектов тесно связан с идеями прагматической педагогики;

- метод предполагает обязательное определение будущего результата, мотивировку его необходимости, последовательное описание шагов по реализации проекта, которые по мере их свершения расширяются и корректируются;

 

194


 

- при использовании метода проектов существует два результата: скрытый и видимый;

- метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников. Это взаимодействие необходимо, так как ребенок не может самостоятельно найти ответы на все вопросы;

- метод проектов предполагает преимущественную долю методов проблемного обучения. Дети применяют имеющийся опыт в решении эвристических задач;

- метод проектов всегда предполагает решение практической задачи и создание некоего продукта;

- логика применения метода подразумевает постановку цели, построение четкого плана действий, определение проблемы, выдвижение гипотезы, деятельность по ее проверке, получение практического результата и его обоснование, презентация продукта совместной работы;

- в реализации проектов принимают участие родители воспитанников ДОУ, которые становятся участниками совместного проекта на всех его этапах или как участники некоторых из них;

- преимущества метода по отношению к другим в том, что он позволяет ребенку участвовать самостоятельно в видоизменениях окружающего и личного опыта ребенка, оказывается включенным в поисковую деятельность, повышается мотивация в обучении.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.