Тема 3. Р ебенок д ошкольного возраста к а к субъект воспитания и объект педагогического исследования — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 3. Р ебенок д ошкольного возраста к а к субъект воспитания и объект педагогического исследования

2019-09-17 573
Тема 3. Р ебенок д ошкольного возраста к а к субъект воспитания и объект педагогического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

План

1. Содержание понятий: "субъект", "объект"

2. Общая характеристика признаков человека как субъекта деятельности, познания и общения

3. Основные направления исследований проблемы субъекта в педагогике 4. Дошкольник как субъект педагогического процесса в дошкольном

образовательном учреждении (ДОУ)

5. Развитие субъектных качеств ребенка дошкольного возраста

 

 

45


 

6. Дошкольник как объект педагогических исследований

 

 

Рекомендуемаял и т ер а т ура

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. – Л., 1991.

3. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8. – С.65-69.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

5. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. – М., 1965.

6. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев, 1983.

7. Объект // БСЭ, - М. – 1974. – Т. 18. – С. 765.

8. Панько Е. Воспитатель и его влияние на формирование самостоятельности дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 2. – С. 39-41.

9. Психолого-педагогический словарь. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н /Д., 1998.

10. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10. – С.63-65.

11. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т./ Гл. ред. Давыдов В.В. – М., - 1993, 1999.

12. Субъект // БСЭ, - М. – 1976. – Т. 25. – С. 24.

13. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.

 

 

1. Содержание понятий: "субъект", "объект"

В рамках курсов общей и дошкольной педагогики понятия субъект и объект, встречаются достаточно часто. Они являются ключевыми при раскрытии вопросов организации взаимодействия педагога и дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения, при обосновании принципов обучения и воспитания (диалогичности, приоритета человеческих ценностей и др.). Как и в отношении многих других педагогических понятий, они не имеют однозначной трактовки. Авторами учебников и пособий даются разные формулировки, вместе с тем, обладающие сходными признаками. Рассмотрение содержания данных понятий, выяснение соотношений между ними и выработка собственной позиции в их определении выступят первыми задачами работы над темой.

Остановимся на нескольких определениях.

Объект, по определению, данному в Большой советской энциклопедии, -совокупность предметов, явлений, на которые направлено действие субъекта. Действия, как правило, носят преобразующий или регламентирующий характер. В качестве объектов могут выступать животные, а так же люди, характеризующиеся определенными признаками. К ним относятся: потребность во внешней регламентации поведения и деятельности, безынициативность,

 

46


 

отсутствие самоуправляемой, целенаправленной активности, творчества, четкого осознания своего "Я" и его места в обществе. Таким образом, наличие названных признаков позволяет отнести человека, в т.ч. и ребенка к категории объекта.

Понятие субъект является прямо противоположным объекту по своим основным характеристикам. В Большой советской энциклопедии субъект определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов.

С точки зрения Л.И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам.

М.М.Бахтин отмечает, что субъект – личность, характеризующаяся осознанной активностью, целенаправленностью и творчеством.

Сравнивая содержание понятий субъект и объект, В.А.Лекторский констатирует: "Объект означает все то, что не есть субъект.

Субъект и объект – категории философские, их возникновение связано с теориями, раскрывающими вопросы человекознания и человековедения. Что же есть человек? Человек – сложнейшая система, которая заключает в себе биологические, интеллектуальные и духовные начала. Человек – это сложная конструкция, обладающая несколькими ступенями сложности. Это биосоциокультурное существо, которое живет в обществе, по законам общества, но которое создается культурой, творит культуру и зависит от культуры.

В связи с тем, как меняется роль и место человека в обществе (от беспрекословного раба божьего, средства труда, "винтика" в общественной системе до разумной части природы, личности, обладающей инициативой, активностью и самостоятельностью), меняется система отношений к нему как феномену.

Сегодня мы рассматриваем человека с точки зрения гуманистической концепции, как личность, индивидуальность, обладающую свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере образования в целом, и дошкольного – в частности, накладывают иной смысл на цели обучения и воспитания подрастающего поколения.

Цель–идеал образования можно сформулировать как развитие активной, самостоятельной, высоконравственной, интеллектуальной личности, являющейся носителем и представителем национальной и мировой культуры, способной к дальнейшему осознанному и творческому преобразованию окружающего. Ставя перед системой образования цель формирования всесторонней, гармонически развитой  личности, мы строим свое взаимодействие с ребенком, оцениваем его как субъекта деятельности, познания и общения. Невозможно воспитать субъекта жизнедеятельности, рассматривая его на всех возрастных этапах с позиции пассивного объекта, нуждающегося в постоянной опеке и регламентации.

 

 

47


 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.