Тема 10. Обучение в целостном педагогическом процессе ДОУ — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 10. Обучение в целостном педагогическом процессе ДОУ

2019-09-17 1188
Тема 10. Обучение в целостном педагогическом процессе ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

План

1. Содержание понятия «обучение». Особенности обучения детей дошкольного возраста.

2. Закономерности и принципы обучения дошкольников.

3. Структура, функции, движущие силы процесса обучения детей дошкольного возраста.

4. Цели и задачи обучения детей в дошкольный период.

5. Содержание, формы, методы, средства, результаты процесса обучения в ДОУ.

6. Педагог в системе обучения дошкольников. Функции и позиция в разных возрастных группах ДОУ.

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

1. Повторите содержание понятий «закономерность», «принцип». Составьте таблицу «Закономерности и принципы обучения дошкольников». Пропишите в таблице их краткое содержание, стрелками укажите взаимосвязи между закономерностями и принципами. Для выполнения задания пользуйтесь базовыми учебниками «Дошкольная педагогика», «Педагогика».

2. Отобразите в виде схемы структуру процесса обучения дошкольников. Сделайте опорные записи, раскрывающие каждый компонент.

3. Поясните, почему движущими силами в обучении выступают противоречия. Раскройте эти противоречия, приведите практические примеры.

4. Выявите роль педагога на каждом возрастном этапе обучения дошкольников. Представьте наглядно результаты изысканий. Для выполнения задания пользуйтесь основной и дополнительной литературой по теме.

5. Пользуясь педагогическими словарями, выпишите определения «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Раскройте возможности их осуществления в процессе обучения дошкольников (см. темы и

 

143


 

рекомендации для самостоятельной работы по дополнительным темам курса «Дошкольная педагогика»).

Рекомендуемаял и т ер а т ура

1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981. 2. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

3. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1994.

4. Груба Г.В. Современные тенденции дошкольного обучения // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997.

5. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. – М., 2000.

6. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. – М., 1995. 7. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001.

8. Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

9. И.Я. Лернер Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. 10.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации

образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. – 1995. № 9.

11.Обучение детей в дошкольных учреждениях села/ Под ред. А.С. Алексеевой. – М.. 1990.

12.Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

13.Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987. 14.Поддъяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического

развития и саморазвития // Дошкольное воспитание. – 1998. № 12. 15.Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

16. Щербинина Ю. Обучение без огорчения // Дошкольное воспитание. – 2004. № 8.

 

 

1. Содержание понятия «обучение». Особенности обучения детей дошкольного возраста

Изучение каждого вопроса необходимо начинать с раскрытия содержания ведущих понятий темы. В рамках изучения дошкольной педагогики актуализируем понятие «обучение», а затем выделим особенности этого процесса в дошкольный период.

По определению Ю.К.Бабанского, «обучение – целенаправленное, последовательное, изменяющееся взаимодействие педагога и детей в ходе которого решаются обучающие, воспитательные, развивающие задачи». Это определение отражает признаки взаимодействия в процессе обучения (целенаправленность, последовательность, динамичность) и его функции (обучающая, воспитательная, развивающая).

Опираясь на трактовку, данную И.Я.Лернером, - «обучение – это взаимодействие педагога и ребенка с целью усвоения им некоторого отрезка

 

144


 

содержания социального опыта». Это определение характеризует обучение как взаимодействие, указывает на цель и содержание этого процесса.

Обучение  является  неотъемлемой  частью  целостного педагогического процесса. Обучение в дошкольном учреждении направлено на решение спектра      обучающих,  воспитательных,  развивающих задач, позволяющих приблизиться к достижению генеральной цели дошкольного образования – всестороннему,  гармоничному  развитию  личности дошкольников. Обучение детей проходит в процессе взаимодействия взрослого (педагога) и детей в различных формах, в регламентированной, свободной и самостоятельной деятельности участников образовательного процесса.

В современных словарях по педагогике дошкольное встречается следующее определение: «Обучение - это целенаправленное сообщение детям дошкольного возраста знаний, умений, а так же формирование навыков, полезных привычек по определенной образовательной программе». Наша задача, как будущих педагогов проанализировать определения и выделить опорное рабочее определение обучения дошкольников. В курсе педагогики мы установили, что определение И.Я. Лернера в полной мере, всесторонне отражает суть и значение процесса обучения. Это не просто передача знаний и умений от поколения к поколению. Это освоение детьми содержания социального опыта, необходимого для гармоничного развития ребенка на данном возрастном этапе (т.е. усвоение происходит не только на уровне знаний, умений и навыков, но и на уровне их ценностного, личностного осмысления и формирования на этой основе опыта творческой деятельности).

Обучение дошкольников имеет свою специфику. Определим ее. Особенностипроцессаобучениядошкольников

1. Учебно-познавательная деятельность детей тесно связана с игрой.

2. Обучение дошкольников осуществляется в разных формах (на экскурсиях, в играх, в разных видах деятельности, в повседневной жизни, при проведении режимных процессов и т.д.), а не только на занятиях как в школе.

3. В процессе обучения в ДОУ дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и учатся учиться (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте - ставить или принимать учебно-познавательную задачу, планировать ее достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими).

4. Обучение во всех формах и видах деятельности происходит при ведущей роли взрослого, который целенаправленно передает детям социальный опыт.

5. В дошкольном возрасте дети испытывают затруднения при отделении главного от второстепенного.

6. Необходимость обеспечения в процессе обучения непосредственного восприятия детьми изучаемых свойств предметов и явлений окружающего мира.

7. Особая важность при обучении дошкольников таких факторов как интерес к обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая

 

145


 

эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат.

8. Непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость дошкольников, небольшой объем памяти, быстрая утомляемость определяют специфику форм, методов и средств обучения детей, продолжительность регламентированных занятий.

9. Уровень развития психических процессов определяет ряд особенностей построения учебных заданий на занятиях с детьми:

- в младшем возрасте учебно-познавательные задания даются педагогом ступенями (пошагово) по мере их выполнения детьми;

- преобладание возбуждения над торможением указывает на необходимость построения кратких,  четких инструкций  к заданиям, использованию преобладающего числа простых предложений.

 

 

2. Закономерности и принципы обучения дошкольников Эффективность обучения дошкольников в ДОУ зависит от соблюдения

педагогами принципов обучения, которые в свою очередь выстраиваются на основе закономерностей этого процесса. Вспомним, что такое закономерности и принципы, раскроем их содержание.

З а к ономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между явлениями и процессами, характеризующие их развитие. Закономерности обучения отражают комплекс связей в процессе обучения. Закономерности обучения отражают внешние и внутренние связи.

Принципы обучения вытекают из установленных наукой закономерностей этого процесса. Принципы (основа, первоначало) – система исходных, основных требований к  обучению, выполнение  которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности, это практические указания, руководящие требования по осуществлению обучения.

На основании принципов могут быть сформулированы конкретные педагогические правила. Правила – основанные на общих принципах описания педагогической деятельности воспитателя в определенных условиях обучения для достижения дидактических, воспитательных, развивающих целей. Правила раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила являются переходным звеном от теории к практике.

Для раскрытия содержания закономерностей и принципов обучения дошкольников самостоятельно выполните задание к лекции № 1, отразите закономерности и принципы в форме таблицы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.