Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-09-17 | 1188 |
5.00
из
|
Заказать работу |
План
1. Содержание понятия «обучение». Особенности обучения детей дошкольного возраста.
2. Закономерности и принципы обучения дошкольников.
3. Структура, функции, движущие силы процесса обучения детей дошкольного возраста.
4. Цели и задачи обучения детей в дошкольный период.
5. Содержание, формы, методы, средства, результаты процесса обучения в ДОУ.
6. Педагог в системе обучения дошкольников. Функции и позиция в разных возрастных группах ДОУ.
З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы
1. Повторите содержание понятий «закономерность», «принцип». Составьте таблицу «Закономерности и принципы обучения дошкольников». Пропишите в таблице их краткое содержание, стрелками укажите взаимосвязи между закономерностями и принципами. Для выполнения задания пользуйтесь базовыми учебниками «Дошкольная педагогика», «Педагогика».
2. Отобразите в виде схемы структуру процесса обучения дошкольников. Сделайте опорные записи, раскрывающие каждый компонент.
3. Поясните, почему движущими силами в обучении выступают противоречия. Раскройте эти противоречия, приведите практические примеры.
4. Выявите роль педагога на каждом возрастном этапе обучения дошкольников. Представьте наглядно результаты изысканий. Для выполнения задания пользуйтесь основной и дополнительной литературой по теме.
5. Пользуясь педагогическими словарями, выпишите определения «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Раскройте возможности их осуществления в процессе обучения дошкольников (см. темы и
143
рекомендации для самостоятельной работы по дополнительным темам курса «Дошкольная педагогика»).
Рекомендуемаял и т ер а т ура
1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981. 2. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.
3. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1994.
4. Груба Г.В. Современные тенденции дошкольного обучения // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997.
5. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. – М., 2000.
6. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. – М., 1995. 7. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001.
8. Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
9. И.Я. Лернер Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. 10.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации
образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. – 1995. № 9.
11.Обучение детей в дошкольных учреждениях села/ Под ред. А.С. Алексеевой. – М.. 1990.
12.Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
13.Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987. 14.Поддъяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического
развития и саморазвития // Дошкольное воспитание. – 1998. № 12. 15.Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.
16. Щербинина Ю. Обучение без огорчения // Дошкольное воспитание. – 2004. № 8.
1. Содержание понятия «обучение». Особенности обучения детей дошкольного возраста
Изучение каждого вопроса необходимо начинать с раскрытия содержания ведущих понятий темы. В рамках изучения дошкольной педагогики актуализируем понятие «обучение», а затем выделим особенности этого процесса в дошкольный период.
По определению Ю.К.Бабанского, «обучение – целенаправленное, последовательное, изменяющееся взаимодействие педагога и детей в ходе которого решаются обучающие, воспитательные, развивающие задачи». Это определение отражает признаки взаимодействия в процессе обучения (целенаправленность, последовательность, динамичность) и его функции (обучающая, воспитательная, развивающая).
Опираясь на трактовку, данную И.Я.Лернером, - «обучение – это взаимодействие педагога и ребенка с целью усвоения им некоторого отрезка
144
содержания социального опыта». Это определение характеризует обучение как взаимодействие, указывает на цель и содержание этого процесса.
Обучение является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса. Обучение в дошкольном учреждении направлено на решение спектра обучающих, воспитательных, развивающих задач, позволяющих приблизиться к достижению генеральной цели дошкольного образования – всестороннему, гармоничному развитию личности дошкольников. Обучение детей проходит в процессе взаимодействия взрослого (педагога) и детей в различных формах, в регламентированной, свободной и самостоятельной деятельности участников образовательного процесса.
В современных словарях по педагогике дошкольное встречается следующее определение: «Обучение - это целенаправленное сообщение детям дошкольного возраста знаний, умений, а так же формирование навыков, полезных привычек по определенной образовательной программе». Наша задача, как будущих педагогов проанализировать определения и выделить опорное рабочее определение обучения дошкольников. В курсе педагогики мы установили, что определение И.Я. Лернера в полной мере, всесторонне отражает суть и значение процесса обучения. Это не просто передача знаний и умений от поколения к поколению. Это освоение детьми содержания социального опыта, необходимого для гармоничного развития ребенка на данном возрастном этапе (т.е. усвоение происходит не только на уровне знаний, умений и навыков, но и на уровне их ценностного, личностного осмысления и формирования на этой основе опыта творческой деятельности).
Обучение дошкольников имеет свою специфику. Определим ее. Особенностипроцессаобучениядошкольников
1. Учебно-познавательная деятельность детей тесно связана с игрой.
2. Обучение дошкольников осуществляется в разных формах (на экскурсиях, в играх, в разных видах деятельности, в повседневной жизни, при проведении режимных процессов и т.д.), а не только на занятиях как в школе.
3. В процессе обучения в ДОУ дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и учатся учиться (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте - ставить или принимать учебно-познавательную задачу, планировать ее достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими).
4. Обучение во всех формах и видах деятельности происходит при ведущей роли взрослого, который целенаправленно передает детям социальный опыт.
5. В дошкольном возрасте дети испытывают затруднения при отделении главного от второстепенного.
6. Необходимость обеспечения в процессе обучения непосредственного восприятия детьми изучаемых свойств предметов и явлений окружающего мира.
7. Особая важность при обучении дошкольников таких факторов как интерес к обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая
145
эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат.
8. Непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость дошкольников, небольшой объем памяти, быстрая утомляемость определяют специфику форм, методов и средств обучения детей, продолжительность регламентированных занятий.
9. Уровень развития психических процессов определяет ряд особенностей построения учебных заданий на занятиях с детьми:
- в младшем возрасте учебно-познавательные задания даются педагогом ступенями (пошагово) по мере их выполнения детьми;
- преобладание возбуждения над торможением указывает на необходимость построения кратких, четких инструкций к заданиям, использованию преобладающего числа простых предложений.
2. Закономерности и принципы обучения дошкольников Эффективность обучения дошкольников в ДОУ зависит от соблюдения
педагогами принципов обучения, которые в свою очередь выстраиваются на основе закономерностей этого процесса. Вспомним, что такое закономерности и принципы, раскроем их содержание.
З а к ономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между явлениями и процессами, характеризующие их развитие. Закономерности обучения отражают комплекс связей в процессе обучения. Закономерности обучения отражают внешние и внутренние связи.
Принципы обучения вытекают из установленных наукой закономерностей этого процесса. Принципы (основа, первоначало) – система исходных, основных требований к обучению, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности, это практические указания, руководящие требования по осуществлению обучения.
На основании принципов могут быть сформулированы конкретные педагогические правила. Правила – основанные на общих принципах описания педагогической деятельности воспитателя в определенных условиях обучения для достижения дидактических, воспитательных, развивающих целей. Правила раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила являются переходным звеном от теории к практике.
Для раскрытия содержания закономерностей и принципов обучения дошкольников самостоятельно выполните задание к лекции № 1, отразите закономерности и принципы в форме таблицы.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!