Проектирование комнаты отдыха для п ерсонала ДОУ — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Проектирование комнаты отдыха для п ерсонала ДОУ

2019-09-17 841
Проектирование комнаты отдыха для п ерсонала ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нет ничего более трудного, чем целый день не иметь пристанища хотя бы для краткого отдыха, если работа требует постоянных профессиональных действий, активного внимания, принятия решений, постоянного поиска формы общения и т.д. Такова работа воспитателя. Ведь дети не дают ему отвлечься ни на минуту и при простой повседневной работе, а если эта работа творческая, связанная с содержательным общением с детьми, с использованием новых информационных технологий в условиях новых развивающих возможностей, когда дети постоянно обращаются с вопросами. Совершенно правильное, ставшее крылатым, выражение: "Хорошо детям там, где и воспитателю (учителю) хорошо", - предъявляет соответствующие требования к условиям труда в детском образовательном учреждении.

Проект комнаты отдыха должен предусматривать для каждого воспитателя (учителя) возможность хотя бы не надолго отвлечься и отдохнуть. Комната отдыха должна иметь стол, стулья, мягкие кресла, журнальный столик, холодильник, современные аппараты для быстрого приготовления чая или кофе. В комнате отдыха может быть телевизор, музыкальный центр. В комнате отдыха сотрудники детского учреждения могут пообедать, если они не обедают вместе с детьми. Желательно также, чтобы рядом было помещение, в котором можно было бы умыться, принять душ, привести себя в порядок. Разумеется, комфорт отдыха не должен нарушать распорядок рабочего дня, но он необходим даже при самом жестком графике. Наличие такого места отдыха для воспитателей и остального персонала образовательного учреждения повысит работоспособность и самоуважение людей, будет способствовать воспитанию уважения к ним со стороны детей и их родителей.

 

259


 

Тема16.СистемапланированияпедагогическогопроцессавДОУ

 

План

 

1. Содержание понятий «план», «планирование», «планирование педагогического процесса».

2. Педагогический процесс как объект планирования. Функции, требования к планированию в ДОУ.

3. Цели и содержание планирования в ДОУ.

4. Формы планирования педагогической работы, их характеристика. Альтернативные формы планирования.

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

1. Посетите базовое дошкольное учреждение, ознакомьтесь с формами планирования в данном ДОУ. В виде табличек подготовьте формы и образцы заполнения: календарного плана воспитателя, перспективного плана воспитателя, годового плана.

2. Отразите в тетради варианты альтернативных форм планирования (блочный план, циклограмма и др.), раскройте их особенности. Для выполнения задания используйте журналы «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ».

3. Составьте календарный план на полный день работы педагога в младшей и подготовительной группах ДОУ.

 

Рекомендуемаял и т ер а т у ра

 

1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М., 1997. – С. 161-179.

2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М., 2001.

3. К.Ю. Белая От сентября до сентября, М.,1998.

4. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в ДОУ. – М., 1997. С.17-19.

5. Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: В 2 ч. – М., 1988. – Ч.2. – Гл. 6.

6. Казакова Е.Н. Технология проектирования личностных достижений. -Спб., 1994.

7. Князева О.Л. и др. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. – М., 1998. – С. 9-62.

8. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. – Ростов-на-Дону, 2003. – Ч.1, 2.

9. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 1999.

10. Третьякова П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. – М., 2001.

11. Логинова В.И., П.Г. Саморукова Дошкольная педагогика. – М., 1989. – Ч. 2.

 

260


 

Практическиезаданиястудентам

 

1. По учебнику и ниже представленному списку литературы рассмотреть своеобразие планирования работы в разновозрастных группах в дошкольном учреждении.

 

Опорная литература к вопросу

 

• Авилова Е. и др. Практика о новой форме планирования //Дошкольное воспитание, 1991, № 1, с. 32

• Балиева Н. Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в д/c // Дошкольное воспитание, № 5, 1991, с. 36

• Красницкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы в д/c // Дошкольное воспитание, №4, 1991

• Мыслицкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы // Дошкольное воспитание № 11, 1990

• Планирование работы в детском саду// Обруч, №3, 1996.

• Журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ».

 

 

2. Подготовить в наглядной форме разные варианты планов с целью наглядного представления опыта  педагогического планирования образовательного процесса.

3. Посмотреть и проанализировать вариативные планы, особый акцент на календарные, перспективные планы работы специалистов ДОУ.

 

Содержание базовых понятий

План – (по отношению к деятельности) краткий, логически выстроенный перечень мероприятий, раскрывающий задачи, содержание деятельности, последовательность и сроки ее выполнения. Это модель будущего действия.

 

Планирование в психолого-педагогическом словаре И.П. Пидкасистого рассматривается как вид умственной деятельности, при которой создается образ потребного (желаемого) будущего, включающий понимание этапов его достижения.

 

Педагогическоеп ланирование, отмечает В.И. Логинова, что это заблаговременное определение порядка осуществления образовательной программы с указанием условий, используемых средств, форм, методов педагогической работы.

 

Основная задача планирование – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому планированию, организацию работы со всеми воспитанниками, индивидуально-личностный подход к каждому из них. Составить план – увидеть ход педагогического процесса во всем его многообразии, возможность  прогнозировать трудности и результаты

 

261


 

педагогической работы. План связывает цели и прогноз с реализацией задуманного.

 

План должен содержать ответы на вопросы: кто, что, когда, за счет каких ресурсов и какими способами предполагается достижение намеченных результатов

 

Планированиепозволяет:

 

• получить необходимую информацию о предстоящей деятельности

• выбрать наиболее приемлемое решение поставленных целей и задач

• четко определить цели, содержание работы с детьми на отрезок времени • отобрать рациональные формы и методы работы с детьми

• заранее оценить возможные конфликты, противоречия

• обеспечить своевременный контроль и диагностику развития педагогического процесса

• определить степень ответственности участников педагогического процесса, их взаимосвязь

• наметить перспективы развития педагогического процесса • по итогам проанализировать плюсы и минусы работы

• определить имеющиеся в ДОУ ресурсы для реализации запланированного, продумать возможности их совершенствования.

Под ресурсами мы будем понимать: содержание деятельности, технологии, материальное  и методическое  обеспечение, кадры, их компетентность, другие участники педагогического процесса (дети, родители).

 

Таким образом, педагогическое планирование – необходимая для успешной организации педагогического процесса в ДОУ деятельность специалистов, основная цель которой состоит в обеспечении организации педагогического процесса в соответствии с поставленными целями и прогнозируемыми результатами при учете имеющихся условий и ресурсов.

 

262


 

2.       Функции педагогического п ланирования

Функция – роль, действие, выполняемое объектом, процессом. Раскроем функции, которые выполняет педагогическое планирование в дошкольном учреждении. К основным функциям относятся две. Это функции:

1. Функция педагогического планирования как единого целого. Понимается как заблаговременное (предварительное) определение в единстве целей, задач, содержания, видов деятельности, форм, методов, средств, комплекса условий, технологий, результатов и способов оценки участников педагогического планирования.

2. Функция обеспечения, движения и развития педагогического процессаво времени и пространстве. Наличие у специалистов четкого плана предполагает усложнение целей, задач, содержания, форм, методов работы с детьми по мере их роста, развития. План определяет последовательность действий педагогов в ежедневной работе с детьми, что позволяет четко видеть настоящую, прошедшую и перспективную деятельность всех специалистов, работающих с детьми разных возрастных групп.

 

План определяет направление движения всех участников педагогического процесса в ходе обучения, воспитания и развития, обеспечение организованного, планомерного характера педагогического планирования, характер целенаправленной и эффективной деятельности педагогов.

 

3. Т ребования к педагогическому планированию

Обеспечение адекватного планирования педагогического процесса в ДОУ,        всех направлений деятельности специалистов предусматривает соответствие планирования как деятельности ряду педагогических требований. Рассмотримкомплексэтихтребований:

 

 

• планирование должно обеспечить целостную направленность педагогического процесса (опираться на  общечеловеческие ценности, педагогические идеи), то есть отражать миссию дошкольного учреждения

• Должно быть направлено на организацию педагогического планирования в целом, то есть обеспечивать единство целей, задач, содержания, форм, методов, средств, результатов, условий, участников педагогического планирования

• Должно предусматривать соблюдение основных закономерностей, принципов воспитания и образования дошкольников

• Все формы планов должны сочетаться между собой. План воспитателя должен вытекать из плана ДОУ, соотносится с планами ПДО

Годовой – перспективный – календарный

 

• План должен служить руководством к действию следовательно должен быть реальным для осуществления и предусматривать конкретные действия всех членов педагогического коллектива (во времени и пространстве, в конкретных действиях и делах).

 

 

263


 

4. Содержание планирования образовательной работы в ДОУ Раскрывая                 организацию планирования как одного из видов

педагогической деятельности в ДОУ, необходимо рассмотреть содержание этого процесса.

 

ОсновойдляпланированияпедагогическогопроцессавДОУявляется:

 

• социальный заказ общества системе дошкольного образования • ведущая цель дошкольного образования

• требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС)

• образовательная программа ДОУ

• Программа воспитания и обучения дошкольников, в которой определены цели, задачи, содержание, основные формы, методы и средства педагогической работы.

При планировании содержания программы получает конкретизацию – устанавливается время, последовательность реализации задач по каждому разделу программы в рамках каждой возрастной группы.

 

Содержаниепланированияс оставляют:

 

• Планирование воспитательной работы с детьми по всем направлениям программы.

• Планирование обучения детей на занятиях и в других формах (игры, беседы, экскурсии и др.).

• Планирование регламентированной, нерегламентированной, свободной самостоятельной деятельности детей в течение дня.

• Планирование игровой, трудовой, художественной, познавательной, двигательной деятельности дошкольников.

• Планирование праздников, развлечений, дней открытых дверей.

• Планирование диагностической деятельности в педагогическом процессе.

• Планирование работы с родителями воспитанников. • Планирование работы с педагогическими кадрами.

• Планирования взаимодействия ДОУ с другими учреждениями науки, образования, культуры, здравоохранения.

Таким образом, эти направления педагогической работы специалистов ДОУ становятся тем содержанием, которое необходимо четко выстраивать в соответствии с принципами целенаправленности, последовательности, систематичности,        взаимосвязанности,     личностно-ориентированной направленности  всех видов  и  форм  педагогической деятельности в образовательном процессе.

 

 

5.       ФормыпедагогическогопланированиявДОУ

 

264


 

Планирование как деятельность специалистов осуществляется в дошкольном учреждении в разных формах. В дошкольной педагогике различают три основные формыпедагогическогопланирования:

 

• Годовое планирование

• Перспективное планирование • Календарное планирование

Подробнее остановимся на основных характеристиках этих форм.

 

1. Годовой план охватывает работу всего детского сада в целом. В нем отражаются основные цели, задачи, направления деятельности на год. В нем планируется учебно-воспитательная работа, методическая работа (работа с педагогическими кадрами), взаимодействие с семьей, социально-психологическая  работа,  оздоровительная  работа, административно-хозяйственная работа, контроль за учебно-воспитательной работой. Задачи и направления работы определяются исходя  из  проблемного анализа деятельности ДОУ в предыдущий год – это плюсы и минусы в работе за год, проблемы; задачи на следующий год.

 

В годовом плане может быть отражена экспериментальная работа, задачи обобщения передового педагогического опыта. В годовом плане расписывается содержание и формы методической работы с воспитателями (темы педагогических советов, консультаций, методических объединений, семинаров и т.д.).

 

Годовой план разрабатывается заведующей, старшим воспитателем, психологом и медицинским персоналом. Утверждается на общем собрании сотрудников. Задачи и содержание годового плана отражается в перспективном и календарном планах педагогов дополнительного образования (ПДО), воспитателей.

 

2. Перспективный план определяет основные направления работы педагога на ближайшие 1-3 месяца. Он отражает все разделы работы в рамках образовательной программы. На его основе строится календарный план, имеющий наибольшую степень детализации педагогического процесса.

 

Перспективный план не должен быть объемным, но вместе с тем, должен отражать все направления воспитательной, обучающей и развивающей, оздоровительной и коррекционной работы с детьми, взаимосвязь с родителями, школой, развитие видов деятельности дошкольников.

 

В группах раннего возраста перспективное планирование обязательно. Чему и как научить в игре, в организации труда, в воспитании, занятия и обучение в других формах.

 

Перспективный план составляется воспитателями для каждой возрастной группы, педагогами дополнительного образования, старшим воспитателем и заведующей исходя из их должностных обязанностей, годового плана, целей и

 

265


 


задач образовательной программы, дошкольников, их возрастных     и способностей.


программы воспитания и обучения индивидуальных  возможностей  и


 

3. Календарный план. Составляется на 7-14 дней. В нем отражается содержание деятельности педагога и детей в течение всего дня. Условно день делится на первую и вторую половину. Расписываются все режимные процессы, виды педагогической работы, начиная с приема детей (время, способы организации,  режим).  К календарному плану воспитателей прилагается сетка занятий на неделю, комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна (1раз в месяц), конспекты (или планы) проводимых воспитателем занятий. Так же приложениями к календарному плану являются картотеки игр, прогулок, наблюдений и др. разработок, помогающих педагогу организовывать эффективное пребывание детей в детском саду.

 

Опытные воспитатели используют бюрографическую форму заполнения календарного плана, то есть используют систему общепринятых в ДОУ условных знаков и символов при обозначении различных видов деятельности. Рассмотрим некоторые форматы календарного плана воспитателя.

 

Календарныйпланвоспитателя-вариант1

 

Дни недели   Время дня   Регламентированная деятельность детей   Свободно-ориентированная деятельность детей  

 

Утро

 

Виды деятельности педагога и детей

 

   

 

Календарныйпланв оспитателя-вариант2

 

Дни недели   Утро   Прогулка   2 половина дня   прогулка   вечер  
           

 

Календарныйпланв оспитателя–вариант3

 

Занятия   Совместная деятельность   Самостоятельная нерегламентированная деятельность  

 

 

266


 

Табличной формой плана пользуются педагоги, имеющие опыт работы в ДОУ. Для начинающих педагогов дошкольного учреждения рекомендуется более подробный и широкий формат.

 

Календарныйпландняначинающихпедагогов(вариант4) должен включать следующие, подробно прописываемые разделы:

 

1. Утро

2. Занятия

3. Деятельность помощника воспитателя (чем занять подгруппу) 4. Предметно-практическая деятельность детей

5. Игры в течение дня (из перспективного плана)

6. Художественная, театральная и изобразительная деятельность 7. Работа с родителями

8. Физкультурно-оздоровительная деятельность

9. Организация самостоятельной деятельности детей 10. Индивидуальная работа с дошкольниками.

Воспитатель подробно расписывает разделы по дням. Использует отдельно конспекты занятий, карточки для организации трудовой деятельности, наблюдений, прогулок. В зависимости от мастерства педагогом пишется календарный план на неделю, месяц, квартал, полгода. От полного и подробного описания переходят к бюрографическому планированию.

 

При планировании педагогической работы важно помнить, что любой план не является догмой. Он должен обладать динамичностью, так как динамичны дети и педагогический процесс в целом. Так, например, в связи с изменением погоды, состояния здоровья, настроения детей, их познавательных интересов и потребностей может варьироваться и характер педагогического взаимодействия, запланированный на день.

 

Календарное планирование педагог осуществляет в соответствии с перспективным планом образовательной работы на квартал. Представим пример перспективного плана воспитателя, снабдив его рядом рекомендаций по его написанию.

 

 

267


 

Перспективныйпланвоспитателя

 

Эта форма плана включает следующие примерные разделы:

 

1.С пециально-организованнаядеятельностьн азанятиях: • Формирование математических представлений детей

• Развитие речи

• Ознакомление с окружающим миром • Рисование

• Лепка

• конструирование

• Физическая культура

Эти пункты закладываются в табличную форму.

 

 

Дата   Тема, вид занятия   Задачи, оборудование   Методы, приемы  
       

 

 

2.С о вместнаядеятельностьдетейивзрослых:

• Чтение художественной литературы, заучивание (литературные источники)

• ОБЖ – темы, цели, формы работы

• Социально-нравственное воспитание, темы, цели, формы работы • Игровая деятельность – каждый вид игры, отдельная графа, по

каждому виду игр указать– цели, темы, оборудование.

Сюжетно-ролевая игра (1 новая, 1старая – в младших группах), (1 новая, 2 закрепляются – в старшем дошкольном возрасте). Дидактическая игра планируется (1 новая, 1 закрепляется по каждой методике).

 

Прописываются предполагаемые конструктивные, театрализованные, подвижные игры.

 

• Трудовая деятельность – каждый вид деятельности труда, расписывается отдельно. Цели, задачи, виды труда, оборудование, методы, приемы

• Музыкально-театрализованная деятельность: Игры-драматизации

 

Театрализованные, театральные игры и занятия

 

Праздники, развлечения (спорт, музыка, театр) - 1раз в месяц

 

Цели, задачи, формы работы, оборудование, подготовительная работа

 

• Опытно-экспериментальная деятельность (со средней группы) цели, виды опытов, оборудование

 

268


 

3.О рганизацияпредметно–развивающейсреды

Материалы для занятий в зонах, иллюстративный материал – планируем пополнения среды.

 

Формат планирования преобразований предметно-развивающей среды

 

Содержание работы   Сроки   Ответственные  

 

4. Работасродителями (планируется 4 родительских собрания в год, 1раз в квартал).

Родительское собрание – форма, задачи

 

Консультативная работа с родителями

 

Работа по факту (по поводу каждого ребенка)

 

Изготовление информационного материала для родителей

 

(материал в уголки, ширмы, передвижки, памятки)

 

Итоги дня – раздел: информация о дне, детях, проблемах

 

5.Ин дивидуальнаяработасдетьмиВкоррекционныхгруппах(отдельнаятетрадь)

 

 

Формат оформления планирования индивидуальной работы с детьми

 

 

Разделы программы

 

Дни недели

 

понедельник   Вторник   среда   четверг   Пятница  

 

Помимо календарных и перспективных планов специалисты осуществляют, как мы рассмотрели выше, планирование работы на год, являющееся ориентировочной основой для других форм планирования. Рассмотрим форматы годового плана работы специалистов.

 

Форматг о довогопланар аботыстаршеговоспитателя

 

• Задачи, направления работы (каждый месяц) • Повышение квалификации

• Консультации

• Педагогический совет

• Другие работы с кадрами • Руководство и контроль

• Организационно-педагогическая работа с детьми • Работа с родителями

 

269


• Работа с молодыми кадрами • Преемственность со школой.

 

Форматг о довогопланаработывсегоДОУ

 

• Пояснительная записка

• Проблемно-ориентированный анализ работы за прошлый год

• Основные направления работы ДОУ, задачи детского сада на учебный год

• Сведения о педагогических кадрах • Курсовая переподготовка педагогов

• Аттестация (информация о педагогах, график открытых мероприятий)

• Методическая работа (консультации, индивидуальная работа, семинары, школы, клубы-смотры, творческие выставки, ярмарки, открытые просмотры занятий)

• Теоретические семинары

• Диагностика в педагогическом процессе • Взаимодействия специалистов

• Оснащение педагогического планирования • Работа с родителями

• Взаимодействие со школой и другими учреждениями образования, науки, культуры и др.

 

При педагогическом планировании необходимо учитывать:

 

• Режимные моменты и их длительность;

• Медико-гигиенические требования к организации жизни детей; • Климатические условия;

• Национальные и региональные особенности;

• Изменение работоспособности педагогов и детей в течение недели, дня; • Методическое, материальное обеспечение ДОУ, группы, квалификации

педагогов, наличие специальных помещений, оборудования.

Анализируя разные варианты педагогического планирования, необходимо сделать вывод о его значимости. На современном этапе в практике дошкольного образования сложились две тенденции:

 

- педагоги самостоятельно выбирают форму планирования, принятую в дошкольном учреждении и осуществляют эту деятельность на основе основной образовательной программы, строят циклограммы и систему картотек, оптимизирующих труд специалиста;

 

- педагоги ориентируются на комплект материалов образовательной программы  и  используют  разработанные  авторами  программы  планы

 

270


 

образовательного процесса, вводят в него коррективы исходя из особенностей образовательной программы ДОУ.

 

Планирование осуществляется в разных формах. В том числе специалистами методических служб разрабатываются варианты оптимизации планирования педагогического процесса, позволяющие сделать планирование гибким и удобным для работы педагогов разного уровня квалификации и стажа работы.

 

6. Д ругие формы планирования педагогической деятельности в ДОУ

 

Педагогическая деятельность специалистов по планированию образовательного процесса совершенствуется  и  рационализируется специалистами ДОУ. Формы планирования находят свое разнообразное внешнее выражение. На современном этапе сложились и другие формы и виды планирования, показавшие свою результативность. К ним относят:

 

• План на день, который предлагают сами дети (накануне воспитатель собирает детей и спрашивает, что они хотели бы делать завтра).

• Блочное планирование – планирование педагогического процесса на основе приоритетной на определенный промежуток времени темы; Здесь так же планирование осуществляется по профессиональным блокам (хозяйственный, медицинский, педагогический во главе с методистом, административный, психологический блоки).

• Планшетное планирование – стенд с карманами. Каждый кармашек представляет собой блок деятельности в ДОУ (воспитательная работа, игровая деятельность, работа с родителями, педагогические советы), каждый кармашек заполняется планируемым содержанием (блочное, планшетное планирование используется, как правило, для перспективного планирования).

• Циклограмма – вид планирования, рожденный педагогической практикой с целью оптимизации этой работы. Предполагает распределение основных видов деятельности детей (предусмотренных программой) в течение недели (каждый день на каждый отрезок времени). Синтез перспектив и календарного планирования.

На год составляется 4 циклограммы в соответствие с четырьмя временами года, которые определяют варианты педагогической работы (большее или меньшее время пребывания детей на воздухе, учет продолжительности светового дня и т.д.). На основе циклограммы пишутся перспективный, календарный планы. Опытные воспитатели календарный план не пишут, а ориентируются на перспективный план и циклограмму. Рассмотрим вариант циклограммы.

 

 

271


 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.