Черты творческой деятельности, подлежащие формированию (И.Я. Лернер) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Черты творческой деятельности, подлежащие формированию (И.Я. Лернер)

2019-09-17 609
Черты творческой деятельности, подлежащие формированию (И.Я. Лернер) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; 2)    видение новой проблемы в знакомой ситуации;

3) видение новой функции объекта, использование предмета в целях напрямую не предназначенных;

4) видение структуры объекта, способность разделять объект на части, видеть их соотношение и связи, существенное и несущественное;

5) альтернативное мышление – видение различных способов решения в одной ситуации, разных действий, видение противоречивых фактов;

6) построение принципиально нового решения, отличного от известных.  Характеризует высший  уровень  развития  творчества  (у дошкольников не представлен). Это уровень объективных открытий, появления новых теорий, законов и т.п.

 

159


 

Эти черты могут проявляться комбинированно и характеризуют творческую личность. Они задают направленность развитию творчества. Их можно и нужно развивать у дошкольников, что ведет к формированию творческой личности.

Специфика третьего компонента содержания дошкольного образования состоит в том, что нельзя указать систему действий в процедуре творческой деятельности. Она создается самим субъектом деятельности. Нельзя обучить творчеству, можно развить его черты, определяющие творческую личность.

4. О пыт э моционально-ценностного от ношения ребенка к себе и окружающему. Дошкольный возраст – период сензитивный для усвоения норм и правил поведения, взаимодействия. В этом возрасте закладывается поведенческая линия, формируются первые достаточно стойкие убеждения о том, что можно и нельзя, как вести себя в обществе. Так же на этой ступени закладываются основы полового поведения, происходит идентификация ребенка с определенным полом.

Этот элемент содержания образования специфичен. Его содержание – это не знания и умения. А отношения ко всему окружающему и самому себе. Между знаниями и отношениями могут существовать три вида взаимосвязей:

- полное согласование (идеальный вариант совпадения нормативного знания и отношения личности);

- полное рассогласование (несовпадение социальных норм и отношений личности – социальный конфликт);

- частичное рассогласование – знания и отношение личности в ряде случаев вступают в противоречие.

Все эти виды взаимосвязей знаний ребенка и его отношений прослеживаются в реальной действительности.

Специфика этого элемента содержания дошкольного образования заключается в том, что носителями системы отношений к окружающему и себе для ребенка в первую очередь являются родители, педагог и др. взрослые. В среднем и старшем дошкольном возрасте весомую роль приобретают сверстники. Взрослый является для дошкольника образцом поведения и взаимоотношений,                              обучает оценочным действиям, дает понятие о нравственных нормах, воспитывает нравственные качества личности ребенка. Формирование многих линий поведения происходит на основе подражания взрослому, а его одобрение выступает мощным фактором, регулирующим поведение дошкольников. На основе отношений, сложившихся в дошкольном возрасте, впоследствии накладываются устойчивые убеждения, система ценностей, избирательность действий и поступков. От развитости у личности этого компонента и его соответствии социальным нормам во многом будет зависеть будущее ребенка.

Таким образом, нами рассмотрены элементы содержания образования и их специфика. Сделаем выводы:

1)  Содержание дошкольного образования состоит из четырех взаимосвязанных элементов. Назовите.

 

160


 

2)  Эти элементы должны просматриваться в процессе обучения дошкольников на занятиях и в нерегламентированной деятельности.

3)  Элементы содержания образования должны проходить через занятия по всем методикам с учетом специфичности конкретного их содержания.

4)  Они должны быть предусмотрены в рамках изучения с детьми любой темы, просматриваться в целях обучения, воспитания и развития детей (дидактическая, воспитательная, развивающая цели).

5)  Главным носителем содержания дошкольного образования являются взрослые, а его источником социальный опыт.

Указанные компоненты находят свое отражение в содержании современных образовательных программ и определенных в стандарте дошкольного образования направлений развития детей и образовательных областей.

??? Вспомните и назовите основные направления реализации образовательной программы. Какие образовательные области обеспечивают освоение этих направлений?

 

 

3. Нормативные документы, определяющие содержание дошкольного образования

Вспомним из курса общей педагогики, какие нормативные документы регламентируют содержание образования? (Госстандарт, учебные планы, образовательные программы).

Содержаниед о школьногоо бразованиярегламентируется:

- проектом Госстандарта дошкольного образования, отражающим требования к содержанию и методам обучения и воспитания дошкольников, к среде развития детей, требования к характеру педагогического взаимодействия;

- программами воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста;

- учебными и методическими материалами, рекомендациями, пособиями, руководствами.

Между этими документами существует определенная взаимозависимость. При отборе содержания образования ведущее место занимает Госстандарт, на основании которого составляются требования и строятся образовательные программы. Подробнее остановимся на каждом документе.

1. Первый определяющий документ – Госстандарт образования. Госстандарт – это установленная законодательно норма образованности.

Он определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Госстандарт дошкольного образования существует сегодня в форме проекта и находится на стадии апробации и коррекции в регионах РФ. Он представляет собой установленную норму образованности, которая гарантируется каждому ребенку дошкольного возраста при условии посещения ДОУ.

 

161


 

Образовательный стандарт включает 3 уровня:

1) Федеральный уровень, определяемый Министерством образования РФ и задающий обязательный минимум содержания образования на данной образовательной ступени.

2) Региональный уровень, определяемый местными органами управления образованием (необходим для учета региональных, национальных, культурных, природных и др. особенностей при построении содержания дошкольного образования).

3) Уровень образовательного учреждения, обеспечивающий возможность внесения дополнений в содержание дошкольного образования, исходя из установок, интересов педагогического коллектива. Дает возможность для творчества специалистов ДОУ.

Установленные на втором и третьем уровне дополнения в содержание образования не должны противоречить законодательству, возрастным особенностям и возможностям детей.

Значимость Госстандарта, как документа, обеспечивающего обязательный минимум содержания образования, равные стартовые права всем дошкольникам, привели к необходимости его разработки и апробации. Рассмотрим причины, обусловившие появление понятия "стандартизация дошкольного образования".

 

 

Причины стандартизации дошкольного образования

1. Необходимость устойчивых ориентиров в системе дошкольного образования.

2. Миграция населения, требующая создания единого образовательного пространства в условиях появления альтернативных программ дошкольного образования.

3. Значимость централизованного регулирования деятельности разных типов ДОУ, работающих по различным программам. Он должен стать гарантом того, что ребенок получит самые значимые для возраста знания, умения, навыки, качества, опыт отношений и творческой деятельности.

4. Стандарт должен обеспечить образование, соответствующее позитивным мировым тенденциям.

Как следствие, Госстандарт выполняет ряд функций:

А) реализация качества образования в условиях его вариативности; Б) защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий;

В) сохранение единства образовательного пространства на территории страны в условиях самостоятельности регионов, пед. коллективов ДОУ;

Г) обозначение требований к педагогам дошкольного образования, которые определяют требования к их профессиональной подготовке;

Д) обеспечение уровня образования, соответствующего позитивным мировым тенденциям построения содержания дошкольного образования;

Е) фиксация лучших достижений педагогической практики дошкольного образования.

 

162


 

Что же представляет собой сегодняшний проектгосстандартадошкольногообразования?

В 2013 году утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС), который определил содержательные нормы деятельности педагогов дошкольного образования, требования к образовательной программе дошкольного образования, к комплексу условий ее реализации, а так же требования к педагогам, реализующим образовательную программу дошкольного образования.

Госстандарт дошкольного образования устанавливается федеральным законом, разрабатывается на конкурсной основе, уточняется не реже одного раза в 10 лет.

2. П рограмма вос п и т а ния и о бучения детей дошкольного возраста – это второй документ, определяющий содержание дошкольного образования. Образовательная программа конкретизирует содержание образования, определенное стандартом.

Образовательная программа – документ, указывающий цели, содержание дошкольного образования,  виды  деятельности  детей, представленность компонентов социального опыта, его распределение по разделам программы и возрастам.

Программы обучения и воспитания являются формой фиксации содержания образования и подготавливают его к переводу на уровень учебного материала для включения его в реальный педагогический процесс в дошкольном учреждении. Учебная программа рассматривается как средство фиксации содержания образования и как руководящий документ для педагогического процесса.

Программы в ДОУ выполняют две основных функции:

1. Функция фиксации содержания образования на уровне учебного предмета;

2. Функция контроля за построением и протеканием педагогического процесса.

 

 

Немного из историиразвитияпрограммвоспитанияиобучениядошкольников.

Первая программа обучения и воспитания детей была предложена Я.А. Коменским в 1663 г. В труде «Великая дидактика» - руководство для матерей независимо от сословий. Методическое приложение к программе было представлено в его книге «Материнская школа». Свой вариант программы обучения и воспитания дошкольников был предложен И.Г. Песталоцци в 1703 г. в руководстве для матерей «Как Гертруда учила своих детей».

В России в 1919 г. была издана «Инструкция по ведению очага детского сада», где были даны основные указания по организации, содержанию, методам работы с детьми. В 1932 г. выпущен первый проект программы под руководством Н.Н. Суровцевой, включающая направления: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изодеятельность, математика, грамматика. Она содержала

 

163


 

методические рекомендации по организующим моментам, методические рекомендации по живому слову, по игре, организации детского коллектива. В проекте программы сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ.

В 1934 г. появляется первая «Программа воспитания» под редакцией Е.А. Флериной, Д.В. Менджерицкой, Н.Н. Суровцевой. Она включала направления: общественное, физическое воспитание, рисование, лепка. трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, начатки знаний о природе, развитие математических представлений, грамота. Эта программа совершенствовалась до 1962 г. и служила основой обучения и воспитания детей в детском саду.

В 1938 г. Н.К. Крупская пишет «Р уководство для воспитателей детского сада», где пишет свои критические замечания в связи с педологическими извращениями. Она критикует неоправданную возрастом сложность познавательного материала для детей, отсутствие научной обоснованности программы, отсутствие раздела по работе с родителями. В 1953 г. «Руководство…» перерабатывается в связи с введением раздела «Обучение дошкольников в детском саду».

В 1962 г. выходит руководство «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». На основании этого руководства происходит преемственное объединение детских яслей и садов в одно дошкольное учреждение. В 1964 г. под руководством М.А. Васильевой разрабатывается и издается единая «Типовая программа воспитания и обучения в  детском саду», которая являлась единственным ориентиром в образовательном процессе до 1989 г., с которого начинают появляться новые альтернативные программы       образования дошкольников. «Типовая программа…» включала все разделы воспитания и обучения дошкольников, была выстроена  по возрастным этапам.  Содержание  материала структурировано   по разделам: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, развитие детей в игре. В программе появляется новый раздел «Обучение дошкольников в детском саду», работу над которым возглавляла А.П. Усова. В программе предусмотрены необходимые дидактические  материалы. Затем  были  подготовлены  «Методические рекомендации» к программе, включающие материалы для воспитателей. Эта программа несколько раз видоизменялась и совершенствовалась с изменением требований к содержанию дошкольного образования (последний раз в 2005 г.). Сегодня ее используют специалисты для построения образовательного процесса в ДОУ.  Кроме  того, на  современном этапе  существуют альтернативные государственные и авторские образовательные программы.

В 2011 г. Вышли федеральные государственные требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования (ФГТ), определившие перечень нормативных требований к структуре и содержанию образовательной программы дошкольного учреждения. Программа имеет основную часть (на основе федерально одобренных программ комплексного развития ребенка), а так же вариативную часть, которая

 

164


 

выстраивается исходя из особенностей и потребностей образовательного учреждения, его направленности и возможностей и индивидуальности участников педагогического процесса.

??? Проведите анализ программы «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др. (см. список литературы). Определите структуру программы, предлагаемые разделы и образовательные области. Поработайте с комплектом материалов программы. Какие материалы предлагаются авторами для ее реализации в практике деятельности ДОУ.

Рассмотрим теоретические основы построения программ для дошкольных учреждений.

Программы в системе дошкольного образования делятся на:

1) Комплексные программы – включают все направления развития ребенка (физическое, социально-нравственное, интеллектуальное, эстетическое, эмоционально-волевое и др.);

2) Парциальные программы включают одно или несколько направлений  развития   дошкольников (художественно-эстетическое, экологическое, экономическое и др.).

Примерами комплексных программ могут быть "Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.А. Васильевой; "Истоки" Л.А. Парамоновой, А.И. Давидчук; "Радуга" Т.Н. Дороновой; "Детство" В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и кол-ва, 2от рождения до школы» Н.Е. Вераксы и др.

Примерами парциальных программ могут выступить "Дружные ребята" Р.С. Буре; "Наш дом – природа" Н.А. Рыжовой; "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой; "Красота. Радость. Творчество". Т.С. Комаровой; "Я – человек" С.А. Козловой и др.

Целостный педагогический процесс в ДОУ обеспечивается одной комплексной программой или рядом парциальных. Образовательная программа может охватывать весь дошкольный период или определенный возраст (ранний, младший, старший). В настоящее время дошкольные учреждения переходят от использования единой программы М.А. Васильевой к вариативным ("Детство", "Истоки", "Радуга", "Из детства в отрочество", «Дом радости» и др.).

В этом многообразии программ специалисту необходимо ориентироваться с целью выбора наиболее адекватной программы образования в ДОУ, для конкретного ребенка.

Чтобы знать, что такое программа дошкольного образования, важно рассмотреть ее структуру, способы построения содержания, а так же требования к ней.

 

 

Требования к о б разовательной п рограмме

1. Программа должна отражать содержание образования и соответствовать Закону РФ "Об образовании". Она должна быть ориентирована на новое Типовое положение о ДОУ, ФГТ к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования и ФГОС дошкольного образования.

 

165


 

2. При конструировании содержания должен соблюдаться принцип светского характера образования (за исключением специализированных программ для образовательных учреждений с религиозной направленностью).

3. Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские культурные традиции, строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия в процессе усвоения отобранного содержания.

4. Программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества и умений общаться со взрослыми и сверстниками, т.е. комплексно отражать задачи воспитания, обучения, развития детей.

5. Каждая программа должна предусматривать формы организации жизни детей в ДОУ и быть ориентирована на охрану и укрепление здоровья участников педагогического процесса.

6. Программа должна сочетать разные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей и предусматривать оптимальную нагрузку на ребенка в течение дня, учитывать режим.

7. Должна предусматривать коллективную, групповую, индивидуальную формы взаимодействия детей и взрослых.

8. Программа должна включать описание необходимой для ее полноценной реализации развивающей среды.

9. Текст программы должен полно раскрывать цели и содержание дошкольного образования, быть конкретным (не содержать общих фраз), и инструментальным (содержать описание последовательности работы педагогов, раскрывать формы, методы, средства обучения и воспитания детей).

10. В программе представляется конечный результат, получаемый на каждом возрастном этапе по всем разделам воспитания и обучения.

Программы, как комплексные, так и парциальные могут быть выстроены разными способами.

Способы построения образовательных программ

1. Линейный способ – способ, при котором отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев. Причем, новое выстраивается на основе уже известного. Содержание материала за период обучения прорабатывается один раз. На основании  этого  способа  построены  большинство  программ профессионального образования.

2. Концентрический способ построения программы - предусматривает изложение одного и того же материала несколько раз, но с элементами усложнения, расширением. Углублением содержания образования новыми компонентами на другом витке усвоения. Этот способ наиболее характерен для системы дошкольного образования, когда к ранее пройденному, педагог возвращается снова на более высоком уровне от года к году обучения детей в детском саду.

 

 

166


 

3. Комбинированный (смешанный) способ – соединяет в себе признаки первого и второго. Такой способ позволяет излагать разные части материала разными способами.

Образовательная программа, как и любое другое явление, имеет свою, четко обозначенную структуру, которая приводит в соответствие все необходимые стороны деятельности специалистов

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.