История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-09-17 | 588 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
План
1. Содержание понятий: «методология», «логика педагогического исследования», «метод», «метод педагогического исследования».
34
2. Логика научно - педагогического исследования.
3. Методы исследования дошкольной педагогики (общее и специфичное).
4. Особенности применения методов исследования в системе дошкольного образования (на примере готовых и самостоятельно подготовленных методов и методик).
З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы
1. Рассмотрите и на основе имеющихся знаний по педагогике самостоятельно заполните таблицу «Логика научно-педагогического исследования» в пособии Сазоновой Н.П. (13; С. 7). Объясните выбранную Вами последовательность исследовательских действий.
2. Подготовить минисообщение о содержании и особенностях метода педагогического исследования в дошкольной педагогике (пед. эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, моделирование, метод независимых характеристик, математические методы и др.). Для выполнения задания используйте ниже предложенный план.
План рассмотрения метода
- название метода, его место в структуре методов педагогического исследования;
- назначение метода, на оценку каких сторон личности или деятельности, процесса направлены, отличие от других методов;
- прядок практической реализации (план реализации, способы фиксации результатов, условия эффективности, специфика реализации);
- плюсы и минусы метода в исследовательской практике.
3. Подобрать иллюстрации методов, реализуемых в практике деятельности ДОУ.
4. Разработать анкету для родителей в соответствие с темой выполняемого курсового исследования.
|
5. Подготовить план наблюдения за ребенком дошкольного возраста с целью выявления его игровых предпочтений, предусмотреть варианты наблюдений. Фиксацию результатов выстроить в табличной форме.
Рекомендуемаял и т ер а т ура
1. Бабанский Ю.К. Методы научных исследований в педагогике. – М., 1984.
2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.
3. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевина. – Ростов-на-Дону, 2003.
4. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
5. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.
35
6. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
7. Маневцова Л.М. Педагогическая диагностика как условие оптимизации педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – С. 12-13.
8. Матвеева Н.А. Как провести анкетный опрос. – Барнаул, 1996.
9. Методы педагогического исследования / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1972.
10. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.
11.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.
12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998.
13. Подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Сост. Н.П. Сазонова. – Барнаул. – 2007. – 42 с.
14. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
15. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.
16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1994-1999.
17. Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989.
18. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
19. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1979.
|
20. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических способностей дошкольников. – М., 1996.
21. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.
Содержание основных понятий темы
Прежде чем говорить о логике научно-педагогического исследования, используемых для организации научно-исследовательской работы методах, необходимо раскрыть основные понятия темы.
Наука развивается только тогда, когда пополняется новыми фактами, знаниями. Для их накопления и интерпретации, отмечает В.А. Сластенин, нужно научно-обоснованное понимание процедуры и методов исследования. Научная обоснованность осуществляется методологией. Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Следовательно, методология в педагогике
36
(дошкольной п едагогике) рассматривается как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
Под исследованием в области педагогики (дошкольной педагогики) понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов). Педагогические исследования описывают, объясняют, прогнозируют факты и явления педагогической действительности. По своей направленности они могут быть:
- фундаментальными – их результатом являются обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических движений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем;
- прикладные исследования – направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики; результатом являются обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Основными критериями качества педагогических исследований, исследований в области дошкольной педагогики и образования являются: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость. Степень соответствия исследования этим критериям определяет его значимость и качественный уровень.
|
Научные педагогические исследования осуществляются в определенной логике. Логика (греч. logikos - построенный на рассуждении) – последовательность (алгоритм) осуществления деятельности. Логика научно-педагогического исследования – это последовательность осуществления научно- исследовательской деятельности, упорядоченный и обоснованный алгоритм исследовательских действий. Основываясь на логике этих действий, исследователь последовательно организует научно-исследовательскую работу. Подробнее эту последовательность раскроем в рамках второго вопроса темы.
Понятно, что для осуществления научного исследования нужен инструментарий. Таким инструментарием являются методы исследования. Метод (греч. methodos – путь исследования, познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Таким образом, мы установили, что методология дает обоснование принципов построения, форм, способов научно-познавательной деятельности. Логика научно-педагогического исследования определяет алгоритм исследовательских действий, а методы представляют собой способы решения научно-исследовательских задач, инструменты, с помощью которых осуществляется познание педагогической действительности.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!