Основоположниками п едагогики р аннего д е тства в Р о ссии с читают Николая Михайловича Щелованова и Наталью Михайловну Аксарину. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основоположниками п едагогики р аннего д е тства в Р о ссии с читают Николая Михайловича Щелованова и Наталью Михайловну Аксарину.

2019-09-17 546
Основоположниками п едагогики р аннего д е тства в Р о ссии с читают Николая Михайловича Щелованова и Наталью Михайловну Аксарину. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Большой вклад в решение задач воспитания, обучение и развитие детей раннего возраста внесли: М.Н. Кистяковская, М.М. Кольцова, Л.Н. Павлова, Р.В. Тонкова_Ямпольская, К. Л. Печора (Ксения Люциановна), Г.В. Пантюхина, Э.Г. Пилюгина, Л.Г. Голубева, Г.М. Лямина, Е.И. Радина, Т.С. Бабаджан, В.В. Гербова и др.

Педагогическая наука в этой области развивалась и опиралась на труды психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, С.Л. Новоселовой и др.

 

116


 

Значительное место в педагогике раннего и дошкольного детства сегодня занимает школа М.И. Лисиной, изучившей предпосылки развития личности, особенности развития общения ребенка с другими людьми.

Современные исследования связаны с именами Н.И. Авдеевой, С.Ю. Мещеряковой, С.Л. Новоселовой, М.Н. Галигузовой.

Комплексное обобщение вопросов развития, воспитания, обучения детей раннего возраста, собственные исследования в этой области проведены Г.Г. Григорьевой, Г.В. Грубой, Е.В. Зворыгиной, М.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой и др. (авторы современных пособий, программы воспитания детей раннего возраста в семье «Кроха»).

Детальное знакомство с авторами нас ждет при работе с их исследованиями в ходе изучения курса.

 

 

2. Ос обенности периода раннего детства. Предпосылки и педагогические условия развития личности в раннем возрасте Характеризуя период раннего детства необходимо в первую очередь

остановиться на особенностях этого периода, выделенных Н.М. Аксариной и Н.М. Щеловановым. Затем рассмотрим составляющие ранний возраст основные периоды.

 

Особенности раннего детства (Н.М. А ксарина, Н.М. Щелованов)

1. Скачкообразность развития периоды интенсивного развития функций организма чередуются с периодами медленного накопления опыта и замедления в становлении некоторых функций организма. Период интенсивного развития (скачок) является критическим в жизни ребенка. На протяжении короткого времени меняется его облик, он овладевает новыми умениями и приобретает новые функции, расширяются возможности. Л.С. Выготский выделяет критические периоды 1, 2, 3, 6 годы жизни. Критические периоды  отмечаются особой ранимостью ребенка, неустойчивым эмоциональным состоянием, возбудимостью нервной системы, повышением заболеваемости.

Между тем кризисы являются признаками нормального, закономерного развития ребенка. Их отсутствие говорит о проблемах развития и является поводом для обращения к специалистам.

Взрослому важно знать, что быстрый темп развития сопровождается медленным закреплением реакций. Поэтому при формировании умений, навыков, привычек важна повторяемость в обучении, неоднократное возвращение к усваиваемому.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья ифизического, нервно-психического развития. Крепкий физически развитый ребенок лучше развивается психически. Серьезные, длительные нарушения здоровья тормозят развитие нервной системы, эмоций, соответствующих возрастных новообразований. Например установлено, что нервно-психическое развитие, развитие речи во многом зависят от биологических факторов (течения

 

 

117


 

беременности, осложнений при родах, состояния здоровья в первые месяцы жизни).

3. Высокая степень ориентировочных реакций на окружающее. Ребенок раннего возраста нуждается и стремиться к постоянному обогащению сенсорного опыта. Сенсорные потребности порождают двигательную, интеллектуальную,  речевую активность. Ограничения  в получении информации замедляют процесс развития, делают ребенка безинициативным, малоэмоциональным («маленьким взрослым»), что полностью противоречит жизнеутверждающему оптимизму возраста. Взрослому важно обеспечить разнообразие впечатлений, действий в согласовании с режимом дня.

4. Организм ребенка тесно связан с окружающей средой – изменения температуры воздуха, давления, осадки вызывают временный дискомфорт. Приспособительные функции организма начинают формироваться и действовать во второй половине раннего детства.

5. Особое значение эмоций в развитии детей до 3 лет. Положительные эмоции создают благоприятный климат развития, располагающий к конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками. В этот период с помощью эмоций можно фиксировать внимание на предметах и действиях с ними. Вместе с тем, дети эмоционально возбудимы, как локатор улавливают и чувствуют эмоции других людей (позитивные и негативные). Отсюда важность в общении с детьми положительных эмоций, соблюдение меры, чтобы не обеспечить перегрузки. Важным для детей являются одобрение взрослым их действий, успехов, продвижений.

6. Ведущая роль взрослого в развитии, воспитании, обучении ребенкараннего возраста. Взрослый создает условия для роста и развития, несет информацию, является источником удовлетворения физиологических, социальных, познавательных, эмоциональных и др. потребностей.

Важным является единство педагогических действий всех близких взрослых, окружающих ребенка, невозможность противоречивости в предъявляемых к нему требований. Немаловажно правильно пользоваться запретами в воспитании для становления ребенка субъектом разных видов детской деятельности. Обилие запретов тормозит развитие, порождает конфликты, протест.

Периодраннегод е т с т в ах арактеризуетсяр ядомф изиологических,психологическихспецифичныхособенностей, которые необходимо знать и учитывать во взаимодействии с детьми. Раскроем их, разделив на два основных периода – младенческий и ранний возраст. Эти периоды обоснованы ведущим типом деятельности, общностью тенденций и особенностей развития и воспитания.

Младенчество. На этапе младенчества наблюдается полная зависимость ребенка от взрослого. Ведущимвидомдеятельности является непосредственноеэмоциональноеобщениесовзрослым, задача которого создать все условия для полноценного психофизического развития.

Отличительные особенности периода младенчества 1. Быстрый темп физического и психического развития.

 

118


 

2. Формирование двигательной активности и сенсомоторной координации.

3. Формирование интеллекта на основе действий с предметами.

4. Появление первых слов. Которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям.

5. Интенсивное развитие общения со взрослым. Сначала эмоционально непосредственная (ситуативно-личностная), а затем эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая) форма общения.

6. Начало формирования образа «Я», появление первых желаний (хочу, не хочу).

7. Восприятие многообразия цветов, звуков. Форм.

8. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.

Эти особенности определяют цели, содержание и условия взаимодействия взрослого с ребенком. В этот период необходимо обеспечить все формы общения со взрослым, использовать ведущий вид деятельности для развития всех сторон личности и жизнедеятельности ребенка.

Ранний возраст. Ведущимвидомдеятельности становится предметная, через которую протекает развитие, обучение ребенка в этот период. К 3 годам происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности, которая становится ведущей на весь последующий дошкольный период.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.