Методы воспитания дошкольников в Д ОУ и семье — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Методы воспитания дошкольников в Д ОУ и семье

2019-09-17 633
Методы воспитания дошкольников в Д ОУ и семье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(с ориентацией на классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского)

 

 

Методы формирования сознания личности   Методы организации деятельности и формирования опыта поведения   Методы стимулирования деятельности и поведения   Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса  
Направлены на формирование знаний детей о нормах и правилах поведения, общения, деятельности в обществе, их осознание детьми, включение их в картину мира дошкольника.   1. Словесныеметоды:   этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы, анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях и др.;   2. Наглядные   Направлены на формирование личностного опыта дошкольников в области практического поведения и деятельности в обществе.     1. Приучение (формирование привычки действовать определенным образом);   2. Упражнение (многократное повторение действия для его закрепления, формирования навыков);   3. Воспитывающие   Направлены на стимулирование социально принятых, проявлений личности ребенка. Дошкольник нуждается в поддержке и одобрении взрослого, это является самым мощным стимулом его воспитания и развития.   1. Поощрение   9одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, жест, авансированное доверие, вручение наград, медалек, жетонов и др.)   2. Порицание (неодобрительный   Направлены на анализ и оценку результатов воспитательного процесса; диагностику уровня воспитанности дошкольников. сопоставление поставленных целей достигнутым результатам.   1.Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка   2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка (если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты  

 

136


методы:   Наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино и видеоматериалов, жизненных ситуаций, пример поведения и общения взрослых, рассматривание слайдов, картинок, иллюстраций с воспитательным содержанием,   театрализация жизненных и сказочных ситуаций, поступков героев.   ситуации (в основе лежит конфликт – борьба нормы и внутренних побуждений ребенка);   4. Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций и вариантов поведения в них.   взгляд, замечание, лишение обещанной награды, ограничение в деятельности, запрет на …, метод естественных последствий и др.)   3.Создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки взрослого   4. Соревновательные методы   сделал;   3. Беседы с детьми и родителями   4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей   5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций в основе которых лежит нравственный выбор   6. Социометрия с выяснением зависимостей между воспитанностью и успешностью, местом ребенка в группе.   7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, черт характера, направленности личности, ее  

 

 

137


      свойств, способностей, умений.  

 

 

Перечень методов, представленных в таблице, может быть продолжен, раскрыты составляющие их приемы. Успешность воспитательной деятельности педагогов и родителей зависит от комплексного подхода к воспитанию, от использования разных групп методов в общении и профессиональной работе с дошкольниками. Так же при организации жизни детей, важно знать, что воспитание процесс непрерывный, он должен протекать естественно при положительном примере и одобрении взрослым достижений каждого ребенка. При выборе методов важно учитывать: конкретные цели и содержание воспитания, личностные, организационные, психолого-педагогические условия; использовать не один, а систему методов, варьировать их сочетание; не допускать стереотипов в применении форм, методов и средств воспитания дошкольников; детерминировать выбор методов воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Необходимым условием эффективности воспитания является ориентация на закономерности развития детей дошкольного возраста, соблюдение принципов воспитания. Ведущимипринципамивсовременнойличностно-ориентированнойвоспитательнойпарадигмеявляются:

1) Ориентация на развитую личность ребенка как главный результат образования;

2) Воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня детей;

3) Единство требований к ребенку со стороны близких взрослых и педагогов;

4) Опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми его особенностями;

5) Гуманизация воспитательного процесса;

6) Сочетание педагогического руководства с развитием инициативы, самостоятельности и творчества ребенка;

7) Соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей;

8) Принцип диалогичности во взаимодействии с детьми.

Формы и методы нуждаются в обыгрывании, наглядной опоре. В качестве таких вспомогательных материалов выступают воспитательные средства.

Средства в ос питания – система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

 

138


 

Средствами воспитания дошкольников могут быть различные бытовые предметы, природный материал, игрушки, наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фильмы и др.), технические средства, книги, журналы, разнообразные виды искусств, разносторонняя деятельность детей. в качестве ведущих в этой системе средств в дошкольной педагогике выделяются общение со взрослыми, игра как ведущая деятельность в дошкольный период. Как особые средства выделяют личность педагога (его внешний облик, эмоции, поведение, речь) и детский коллектив, общественное мнение.

Л.С. Выготский отмечает, что всестороннее воспитание личности – процесс овладения средствами материальной и духовной культуры. Следовательно, все средствавоспитания можно условно разделить на двегруппы:

1. Средства материальной культуры – игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др. Они развивают практический интеллект.

2. Средства духовной культуры – книги, предметы искусства, речь в разных ее формах (мысли, книги и др.).

Целым рядом педагогов И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и ряд других добавляют к классификации средств воспитания Л, С. Выготского третью группу.

3. Явления и объекты окружающего мира – явления природы и в природе, растительный и животный мир.

Совокупность форм, методов, приемов и средств, их сочетание и режимы применения в процессе передачи социального опыта составляют, по мнению П.И. Пидкасистого технологиювоспитания.

Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров определяют технологию воспитания как систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания и развития личности детей, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий, разработка и процедурное воплощение компонентов воспитательного процесса в  виде системы     действий, обеспечивающей гарантированный результат. Технология конкретизирует методики. Таким образом, система форм, методов, приемов и средств выступает как основа воспитательной технологии, делающей воспитательный процесс управляемым и воспроизводимым. Разработка таких технологий в дошкольном воспитании является современным, значимым и актуальным направлением дошкольной педагогики науки и педагогической практики, перспективной линией их дальнейшего развития.

Результатомцелостноговоспитательногопроцесса является достижение воспитательных целей – генеральной (всестороннее гармоничное развитие дошкольников) и субцелей, раскрывающих основную. Субцели, как мы отмечали выше, делают ведущую педагогическую цель конкретной и диагностичной, Соотнесение цели и результатов воспитание, степень их совпадения позволяет делать выводы об эффективности воспитательного процесса.

 

139


 

Для оценкирезультатоввоспитания в дошкольной педагогике используется система показателей, доступных наблюдению специалистов. В качестве таких показателей выделяют: речь, поведение, складывающееся из отдельных поступков ребенка; реакции на действия детей и взрослых; система взаимоотношений детей с окружающим миром, взрослыми и детьми; внешний облик; отношение к себе и другим; избирательность в деятельности и общении.

Мы установили, что по содержанию в воспитании дошкольников выделяют ряд основных направлений – физическое, социально-нравственное, умственное, эстетическое, трудовое. экологическое, половое, правовое и др. результаты воспитания по каждому направлению отслеживаются с помощью своих критериев и диагностических методик. Так например, результаты физического воспитания оцениваются исходя из уровня заболеваемости, развитости основных движений, физических качеств, ценностное отношение к своему здоровью, сформированность культурно-гигиенических навыков; результаты трудового воспитания оцениваются с позиций отношения детей к своему труду, труду взрослых, освоенности ими трудовых процессов, трудолюбие как качество личности, желание трудиться для себя и других и т.д.

Подробнее остановимся на показателях нравственной воспитанности: уровень сформированности нравственных чувств, учреждений, навыков и привычек нравственного поведения, степень самостоятельности в их выполнении, яркость проявлений нравственных чувств и качеств. Вопросами нравственной воспитанности активно занимались Р.С. Буре, Л.Ф. Островская, С.Д. Якобсон, Т.В. Артемова и др. Ими были выделены 3 уровня нравственной воспитанности дошкольников:

1) Высокий уровень – нравственные нормы усвоены на уровне применения, являются регуляторами поведения и отношений. Поведение устойчиво, проявляется самостоятельность и инициатива без напоминания взрослого. Ярко проявляются положительные нравственные чувства и качества. Ребенок способен оценить собственное поведение и поведение других детей с точки зрения нравственных норм.

2) Средний уровень – нравственные нормы усвоены на уровне воспроизведения, но по указанию или напоминанию взрослого. навыки и привычки нравственного поведения находятся в стадии формирования. Поэтому поведение не устойчиво, самостоятельность наблюдается редко, нравственные чувства проявляются ярко, но не систематически. Могут оценить поведение других, требуют соблюдения социально принятых нравственных норм от других детей и взрослых.

3) Низкий уровень – нравственные нормы усвоены на уровне узнавания, т.е. осознаются в момент совершения поступка. Нравственные нормы не являются регулятором поведения и отношений. дети не применяют правила в повседневной жизни, не требуют их реализации от других. Навыки и привычки поведения в соответствии с нравственными нормами не сформированы.

Таким образом, мы рассмотрели процесс воспитания дошкольников, показали его цели, содержание, формы, методы, средства, результаты. Воспитание – сложный, длительный, системный, непрерывный процесс

 

140


 

вхождения и освоения человеком социального опыта, культуры человечества, правил деятельности и взаимоотношений, принятых в обществе. Это активный процесс становления личности человека с первых лет его жизни, приобретение личностного опыта поведения, общения, самопрезентации, это процесс стихийного и целенаправленного развития направленности, индивидуальности человека.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.