История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-09-17 | 633 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
(с ориентацией на классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского)
Методы формирования сознания личности | Методы организации деятельности и формирования опыта поведения | Методы стимулирования деятельности и поведения | Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса |
Направлены на формирование знаний детей о нормах и правилах поведения, общения, деятельности в обществе, их осознание детьми, включение их в картину мира дошкольника. 1. Словесныеметоды: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы, анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях и др.; 2. Наглядные | Направлены на формирование личностного опыта дошкольников в области практического поведения и деятельности в обществе. 1. Приучение (формирование привычки действовать определенным образом); 2. Упражнение (многократное повторение действия для его закрепления, формирования навыков); 3. Воспитывающие | Направлены на стимулирование социально принятых, проявлений личности ребенка. Дошкольник нуждается в поддержке и одобрении взрослого, это является самым мощным стимулом его воспитания и развития. 1. Поощрение 9одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, жест, авансированное доверие, вручение наград, медалек, жетонов и др.) 2. Порицание (неодобрительный | Направлены на анализ и оценку результатов воспитательного процесса; диагностику уровня воспитанности дошкольников. сопоставление поставленных целей достигнутым результатам. 1.Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка 2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка (если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты |
|
136
методы: Наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино и видеоматериалов, жизненных ситуаций, пример поведения и общения взрослых, рассматривание слайдов, картинок, иллюстраций с воспитательным содержанием, театрализация жизненных и сказочных ситуаций, поступков героев. | ситуации (в основе лежит конфликт – борьба нормы и внутренних побуждений ребенка); 4. Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций и вариантов поведения в них. | взгляд, замечание, лишение обещанной награды, ограничение в деятельности, запрет на …, метод естественных последствий и др.) 3.Создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки взрослого 4. Соревновательные методы | сделал; 3. Беседы с детьми и родителями 4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей 5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций в основе которых лежит нравственный выбор 6. Социометрия с выяснением зависимостей между воспитанностью и успешностью, местом ребенка в группе. 7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, черт характера, направленности личности, ее |
137
свойств, способностей, умений. |
Перечень методов, представленных в таблице, может быть продолжен, раскрыты составляющие их приемы. Успешность воспитательной деятельности педагогов и родителей зависит от комплексного подхода к воспитанию, от использования разных групп методов в общении и профессиональной работе с дошкольниками. Так же при организации жизни детей, важно знать, что воспитание процесс непрерывный, он должен протекать естественно при положительном примере и одобрении взрослым достижений каждого ребенка. При выборе методов важно учитывать: конкретные цели и содержание воспитания, личностные, организационные, психолого-педагогические условия; использовать не один, а систему методов, варьировать их сочетание; не допускать стереотипов в применении форм, методов и средств воспитания дошкольников; детерминировать выбор методов воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей.
|
Необходимым условием эффективности воспитания является ориентация на закономерности развития детей дошкольного возраста, соблюдение принципов воспитания. Ведущимипринципамивсовременнойличностно-ориентированнойвоспитательнойпарадигмеявляются:
1) Ориентация на развитую личность ребенка как главный результат образования;
2) Воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня детей;
3) Единство требований к ребенку со стороны близких взрослых и педагогов;
4) Опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми его особенностями;
5) Гуманизация воспитательного процесса;
6) Сочетание педагогического руководства с развитием инициативы, самостоятельности и творчества ребенка;
7) Соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей;
8) Принцип диалогичности во взаимодействии с детьми.
Формы и методы нуждаются в обыгрывании, наглядной опоре. В качестве таких вспомогательных материалов выступают воспитательные средства.
Средства в ос питания – система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
138
Средствами воспитания дошкольников могут быть различные бытовые предметы, природный материал, игрушки, наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фильмы и др.), технические средства, книги, журналы, разнообразные виды искусств, разносторонняя деятельность детей. в качестве ведущих в этой системе средств в дошкольной педагогике выделяются общение со взрослыми, игра как ведущая деятельность в дошкольный период. Как особые средства выделяют личность педагога (его внешний облик, эмоции, поведение, речь) и детский коллектив, общественное мнение.
Л.С. Выготский отмечает, что всестороннее воспитание личности – процесс овладения средствами материальной и духовной культуры. Следовательно, все средствавоспитания можно условно разделить на двегруппы:
|
1. Средства материальной культуры – игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др. Они развивают практический интеллект.
2. Средства духовной культуры – книги, предметы искусства, речь в разных ее формах (мысли, книги и др.).
Целым рядом педагогов И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и ряд других добавляют к классификации средств воспитания Л, С. Выготского третью группу.
3. Явления и объекты окружающего мира – явления природы и в природе, растительный и животный мир.
Совокупность форм, методов, приемов и средств, их сочетание и режимы применения в процессе передачи социального опыта составляют, по мнению П.И. Пидкасистого технологиювоспитания.
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров определяют технологию воспитания как систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания и развития личности детей, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий, разработка и процедурное воплощение компонентов воспитательного процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Технология конкретизирует методики. Таким образом, система форм, методов, приемов и средств выступает как основа воспитательной технологии, делающей воспитательный процесс управляемым и воспроизводимым. Разработка таких технологий в дошкольном воспитании является современным, значимым и актуальным направлением дошкольной педагогики науки и педагогической практики, перспективной линией их дальнейшего развития.
Результатомцелостноговоспитательногопроцесса является достижение воспитательных целей – генеральной (всестороннее гармоничное развитие дошкольников) и субцелей, раскрывающих основную. Субцели, как мы отмечали выше, делают ведущую педагогическую цель конкретной и диагностичной, Соотнесение цели и результатов воспитание, степень их совпадения позволяет делать выводы об эффективности воспитательного процесса.
|
139
Для оценкирезультатоввоспитания в дошкольной педагогике используется система показателей, доступных наблюдению специалистов. В качестве таких показателей выделяют: речь, поведение, складывающееся из отдельных поступков ребенка; реакции на действия детей и взрослых; система взаимоотношений детей с окружающим миром, взрослыми и детьми; внешний облик; отношение к себе и другим; избирательность в деятельности и общении.
Мы установили, что по содержанию в воспитании дошкольников выделяют ряд основных направлений – физическое, социально-нравственное, умственное, эстетическое, трудовое. экологическое, половое, правовое и др. результаты воспитания по каждому направлению отслеживаются с помощью своих критериев и диагностических методик. Так например, результаты физического воспитания оцениваются исходя из уровня заболеваемости, развитости основных движений, физических качеств, ценностное отношение к своему здоровью, сформированность культурно-гигиенических навыков; результаты трудового воспитания оцениваются с позиций отношения детей к своему труду, труду взрослых, освоенности ими трудовых процессов, трудолюбие как качество личности, желание трудиться для себя и других и т.д.
Подробнее остановимся на показателях нравственной воспитанности: уровень сформированности нравственных чувств, учреждений, навыков и привычек нравственного поведения, степень самостоятельности в их выполнении, яркость проявлений нравственных чувств и качеств. Вопросами нравственной воспитанности активно занимались Р.С. Буре, Л.Ф. Островская, С.Д. Якобсон, Т.В. Артемова и др. Ими были выделены 3 уровня нравственной воспитанности дошкольников:
1) Высокий уровень – нравственные нормы усвоены на уровне применения, являются регуляторами поведения и отношений. Поведение устойчиво, проявляется самостоятельность и инициатива без напоминания взрослого. Ярко проявляются положительные нравственные чувства и качества. Ребенок способен оценить собственное поведение и поведение других детей с точки зрения нравственных норм.
2) Средний уровень – нравственные нормы усвоены на уровне воспроизведения, но по указанию или напоминанию взрослого. навыки и привычки нравственного поведения находятся в стадии формирования. Поэтому поведение не устойчиво, самостоятельность наблюдается редко, нравственные чувства проявляются ярко, но не систематически. Могут оценить поведение других, требуют соблюдения социально принятых нравственных норм от других детей и взрослых.
3) Низкий уровень – нравственные нормы усвоены на уровне узнавания, т.е. осознаются в момент совершения поступка. Нравственные нормы не являются регулятором поведения и отношений. дети не применяют правила в повседневной жизни, не требуют их реализации от других. Навыки и привычки поведения в соответствии с нравственными нормами не сформированы.
|
Таким образом, мы рассмотрели процесс воспитания дошкольников, показали его цели, содержание, формы, методы, средства, результаты. Воспитание – сложный, длительный, системный, непрерывный процесс
140
вхождения и освоения человеком социального опыта, культуры человечества, правил деятельности и взаимоотношений, принятых в обществе. Это активный процесс становления личности человека с первых лет его жизни, приобретение личностного опыта поведения, общения, самопрезентации, это процесс стихийного и целенаправленного развития направленности, индивидуальности человека.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!