Раздел 4. Теория и м етодика воспитания детей — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Раздел 4. Теория и м етодика воспитания детей

2019-09-17 462
Раздел 4. Теория и м етодика воспитания детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дошкольного возраста

 

 

Темы и планы семинарских занятий по разделу 4

 

Тема1.Современныетеории,подходы,концепцииорганизациивоспитаниядетейдошкольногов озраста

 

1. Содержание понятий: «подход», «теория», «концепция».

 

2. Сущность          индивидуального,         дифференцированного, гуманистического, личностно-ориентированного  подходов к воспитанию дошкольников.

3. Гуманизация воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

 

4. Воспитание дошкольников в зарубежных и отечественных педагогических теориях Р. Кэмпбелл, Дж. Лэшли, Б. Спок, Г.Доман, М. Ибука, Л.И. Божович, Е.В. Субботский, В. А. Леви, Ш.А. Амонашвилли, Б.П. Никитин, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.

5. Современные проблемы воспитания детей дошкольного возраста. Заданиядлясамостоятельнойработы

 

1. Составить таблицу «Современные подходы к воспитанию детей в дошкольный период». При заполнении таблицы в качестве основы использовать Российскую педагогическую энциклопедию. В ходе обсуждения вопроса на семинарском занятии вносить дополнения и уточнения.

2. Раскрыть свое понимание сущности гуманизации воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Тезисы оформить в тетради.

3. Подготовить письменное сообщение, раскрыв в нем суть одной из авторских теорий воспитания детей дошкольного возраста. В сообщении выделить цели, содержание, формы, методы, средства воспитания, особенности данной теории. Предусмотреть наглядное сопровождение сообщения (примеры,

 

295


 

иллюстрации, наглядные пособия, литература, показ характерных приемов

 

взаимодействия с детьми, цитаты и др.).

 

4. По результатам прочитанного, выделить ряд проблем воспитания дошкольников на современном этапе. Написать индивидуальное сочинение по теме Проблемы воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе». Обосновать значимость проблемы, проанализировать причины ее возникновения, предложить возможные пути ее решения.

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.. 1994.

 

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

 

4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1985.

 

5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени обще6ния: от года до семи лет. – М., 1992.

6. Демина Е.С. Психолого-педагогические основы умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и методика дошкольного образования. – Барнаул, 2002. С. 92 – 106.

7. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ.. – М., 1995. 8. Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1991.

9. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1992. 10.Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1993.

11.Максимов Л.К. Психологические основы новых педагогических технологий. // Психология. 1991. № 2.

12.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.

13.Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993.

14.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

 

296


 

15.Позитивистско-антропологическая    концепция     организации

 

дошкольного воспитания // Т.В. Фуряева Дошкольное воспитание за рубежом. – Красноярск, 1999. С. 64-97.

16.Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. – Самара, 2002.

 

17.Социально-ситуативная модель  деятельности  дошкольных учреждений // Т.В. Фуряева Дошкольное воспитание за рубежом. – Красноярск, 1999. С. 34-64.

18.Спок Б. Разговор с матерью. – М., 1991. 19.Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

20.Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.К., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.

 

Тема2.ОрганизацияфизическоговоспитаниявДОУ

 

 

1. Место физического воспитания в целостной системе воспитания дошкольников, его значение в развитии и воспитании личности.

2. Цели и задачи физического воспитания дошкольников на этапе дошкольного детства.

3. Содержание, формы, методы и средства физического воспитания в разных возрастных группах ДОУ.

4. Воспитание культурно-гигиенических умений и навыков у детей дошкольного возраста. Задачи, методика.

5. Режим дня, его значение в организации здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста.

6. Валеологическое образование дошкольников.

 

7. Проблемы физического воспитания дошкольников. Направления совершенствования физического воспитания в ДОУ и семье.

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

 

1. Выстроить таблицу: «Задачи физического воспитания дошкольников». Отразить в таблице все возрастные группы. Взять три подхода к определению

 

297


 

задач (учебник «Дошкольная педагогика», две образовательных программы).

 

Провести сравнительный анализ задач – их количество, содержание, направленность, своеобразие, различия между программами и возрастными группами, преемственность задач, связь с семьей в решении задач физического воспитания), критерии оценки результатов воспитания.

2. Проанализировать  содержание   физического   воспитания дошкольников, опираясь на комплексные программы: «Детство», «Радуга», Программа воспитания и  обучения дошкольников М.А.  Васильевой. Представить и сделать краткую аннотацию специализированной программы по физическому воспитанию.

3. Разработать групповой проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков в младшем (среднем, старшем) дошкольном возрасте. В проекте представить значимость, цели, задачи, содержание, пути формирования умений и навыков, предполагаемые результаты. Показать специфику педагогической работы, степень самостоятельности детей в данном возрасте.

4. Ввести в терминологический словарь термины «валеология», «валеологическое образование». Подобрать пособия для воспитателей, детей и родителей для организации этого направления деятельности. Сделать картотеку игр, пособий.

5. Подготовиться принять участие в дискуссии «Проблемы и направления совершенствования физического воспитания дошкольников в семье и ДОУ».

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

Смотрите список в плане лекционного занятия по теме.

 

Тема3.Психолого-педагогическиеусловия

 

умственногоразвитиядетейдошкольноговозраста

 

298


 


1.

 

период.

 

2.


Теоретические основы умственного воспитания детей в дошкольный

 

Содержание умственного воспитания дошкольников в современных


 

образовательных программах.

 

3. Развитие   познавательной   активности   (любознательности познавательных интересов) дошкольников в педагогическом процессе.

4. Возможности разных видов детской деятельности для умственного развития детей. Методы и приемы педагогического руководства. Организация предметно-пространственной среды.

5. Диагностика умственного развития дошкольников: педагогическое значение, способы, коррекционно-педагогическая деятельность.

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

 

1. Сделайте краткий конспект статьи Деминой Е.С. «Психолого-педагогические основы умственного развития детей дошкольного возраста» (Теория и Методика дошкольного образования. – Б., 2002. – С. 92-105). Ответьте на вопрос: «Какие психолого-педагогические теории лежат в основе понимания сущности и технологий умственного воспитания и развития дошкольников?» Раскройте основное содержание этих теорий.

2. Проанализируйте содержание умственного воспитания дошкольников, заложенное в современных программах дошкольного образования. Используйте для анализа Программу М.А. Васильевой (изд. 2005), Детство, Развитие, Радуга. При анализе используйте следующие критерии:

- системность, объем, глубина и широта знаний, заложенных в программе, их усложнение, расширение, преемственность от группы к группе;

 

- представленность усваиваемых детьми умений, их разносторонность, усложнение с возрастом;

 

- наличие отношенческого, ценностного компонента в осваиваемом содержании;

 

299


 

- направленность программы на развитие познавательной, творческой,

 

и сследовательской активности детей.

 

 

3. Составьте схему «Потенциал детской деятельности в умственном

 

развитии дошкольников». Укажите зависимость деятельностей, внесите в схему педагогические методы и средства умственного развития.

4. Подготовьте систему доказательных суждений, подтверждающих правомерность мыслей: «…познавательная активность и ее источники исходят из дошкольного детства», «…более 50 % интеллекта ребенка заложено генетически - остальное зависит от условий воспитания и обучения».

5. Во время выходов в детский сад сделайте фотографии предметно развивающей среды, оцените ее с позиций влияния на умственное развитие дошкольников. Проведите соответствие среды и возрастной группы детей.

6. Сделайте подборку диагностик результатов умственного воспитания дошкольников. При выполнении задания опирайтесь на рекомендуемую литературу.

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

Смотрите список литературы к теме лекционного занятия.

 

Тема4.Сенсорноевоспитаниедетейдошкольноговозраста

 

 

1. Содержание понятий: «Сенсорное воспитание», «сенсорное развитие», «сенсорные эталоны», «сенсорная культура».

2. Психолого-педагогические  основы    сенсорного   развития дошкольников. Комплексные исследования в области сенсорного воспитания детей в ДОУ и семье.


3. период.

4.


Цели, задачи, содержание сенсорного воспитания детей в дошкольный

 

Методика сенсорного воспитания дошкольников в разных возрастных


 

группах ДОУ.

 

 

300


 

5. Сенсорное воспитание дошкольников в разных видах детской

 

деятельности (игровой, познавательной, двигательной, художественной, трудовой, исследовательской и др.).

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

 

1. Пополнить индивидуальный словарик определениями понятий (см. вопрос 1темы).

2. По итогам изучения литературы по теме, подготовить сообщение об одной из теорий сенсорного развития дошкольников (М. Монтессори, Ф.Фребель, Л.А.Венгер, А.В. Запаорожец, Н.Н. Поддъяков, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, Л.Г. Парамонова и др.).

3. Составить схему «Задачи сенсорного воспитания». За основу взять учебники, образовательные программы. Отразить в схеме разные позиции, их соподчинение и принципиальные отличия.

4. Изучить методику сенсорного воспитания дошкольников В.И. Логиновой (Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой. – М., 1988.- С. 114     – 117). Составить таблицу «Методика сенсорного воспитания дошкольников» (в колонках отразить алгоритм деятельности педагога на каждом этапе).

5. Проанализировать содержание сенсорного воспитания, опираясь на учебную литературу и образовательные программы (Программа М.А. Васильевой, «Развитие», «Детство», «Радуга»). Сделать простые тезисы в тетради,  раскрывающие  основное содержание сенсорного воспитания дошкольников на разных возрастных ступенях.

6. Написать реферат по теме «Организация сенсорного воспитания дошкольников в … деятельности» (вид деятельности на самостоятельный выбор студента).

 

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

1)  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

 

301


 

2)  Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной

 

культуры ребенка. – М., 1988.

 

3)  Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1978.

4)  Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. П.Г. Нисканен. – М., 2002.

5)  Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.. 1998.

 

6)  Педагогическая теория и практика М. Монтессори // Дошкольное воспитание. - 1989. № 10. С.

7)  Сенсорное воспитание // В.И. Логинова, П.Г. Саморукова Дошкольная педагогика. – М., С. 107-117.

8)  Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., 1981.

9)  Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред Н.Н. Поддъякова. – М., 1980.

10) Умственное воспитание // С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. – М., С. 142-148.

11) Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984.

12) Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 4 (5) – 6 лет. – М., 2001.

 

Тема4. Социально-нравственноевоспитаниедетей

 

вдошкольномо б разовательному чреждении

 

 

1. Социально-нравственное воспитание в целостном педагогическом процессе. Взаимосвязь воспитательных задач.

2. Формы, методы и средства социально-нравственного воспитания в разных возрастных группах ДОУ. Условия оптимизации воспитательного процесса.

 

 

302


 

3. Социально-нравственное воспитание в разных видах детской

 

деятельности.

 

4. Содержание и методика воспитания:

 

- гуманных чувств и отношений ребенка к окружающему и другим людям;

 

- дисциплинированности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

 

- культуры поведения и отношений со взрослыми и сверствниками;

 

 

- социальных чувств (патриотизма, интернационализма, толерантности);

 

 

- дружеских взаимоотношений детей.

 

 

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

 

1. Составить схему с краткими пояснениями «Методы нравственного воспитания дошкольников». Под схемой прописать возрастную специфику использования представленных методов воспитания.

2. Предложите свой вариант использования какого-либо вида деятельности детей (на выбор) в целях социально-нравственного воспитания детей младшего,  среднего,  старшего возраста.  Сопроводите  ответ практическими примерами.

3. Составить (по вариантам) план:

 

- беседы с детьми «Что такое скромность?»

 

 

- консультации для родителей «Воспитание дисциплинированности детей

 

дошкольного возраста»

 

 

- консультации для родителей «Формирование самостоятельности

 

дошкольников в разных видах деятельности»

 

 

- консультации для воспитателей «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»

 

 

303


 

- консультации для воспитателей «Воспитание эмоциональной

 

отзывчивости детей в ДОУ».

 

 

4. Разработайте проект «Уголка настроения» для детей любой возрастной

 

группы.

 

 

5. Подготовьте реферат по теме (по выбору): «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии народов мира», «Формирование представлений детей дошкольного возраста об эмоциональных состояниях  человека,  способах их  выражения», «Формирование  саморегуляции  эмоций  и  действий  детей старшего дошкольного возраста», «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Воспитание культуры общения детей в разных возрастных группах ДОУ», «Формирование  отношения ребенка  к  самому себе», «Формирование представлений ребенка о Родине». При написании работы обратить внимание на задачи, методику воспитания, ее специфику в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Темы можно сужать, ограничивая возрастной период (напр. «Формирование культуры общения детей младшего дошкольного возраста»).

 

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

Смотрите список литературы к теме лекционного занятия.

 

304


 

Тема5.Организациятрудовоговоспитания

 

детейдошкольноговозраставДОУисемье

 

 

1. Место трудового воспитания в целостной системе воспитания

 

дошкольников.

 

2. Задачи и содержание трудового воспитания в комплексных образовательных программах.

3. Формы, методы и средства трудового воспитания дошкольников.

 

4. Методика трудового воспитания детей в разных возрастных группах. Заданиядлясамостоятельнойработы

 

1. Составить таблицу «Задачи, формы, методы трудового воспитания дошкольников». Детализировать эти параметры в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, показать их специфичность. При составлении таблицы использовать учебники и образовательные программы.

2. В виде схемы представить средства трудового воспитания дошкольников. В  схему  включить  название  средства, его краткую характеристику, условия эффективной реализации средств. Для составления схемы использовать учебник Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Логиновой, Часть 1, глава 8.

3. Составить конспект проведения коллективного труда в старшем дошкольном возрасте. Используйте источник Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983. Гл. Поручения. Дежурства. Коллективный труд.

4. Изучите методику организации повседневного труда детей. В виде кратких алгоритмов отразите методики организации дежурств и эпизодической трудовой деятельности, сделайте рекомендации по возрастам. Для подготовки используйте пособия в списке рекомендованной литературы Д.В. Сергеевой, Р.С. Буре, Г.Н.Годиной, В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой, М.В. Крулехт.

 

 

305


 

5. Сделайте тезисы методического пособия Д.В.Сергеевой Руководство

 

трудовой деятельностью дошкольников. – М., 1986. Выделите методику работы с детьми разных возрастов по развитию трудовой деятельности.

6. Составьте план ответа на вопрос «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольника».

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

Смотрите список литературы к теме лекционного занятия.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.