Д о школьная п едагогика на современном этапе. О сновные направления и тенденции развития — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Д о школьная п едагогика на современном этапе. О сновные направления и тенденции развития

2019-09-17 600
Д о школьная п едагогика на современном этапе. О сновные направления и тенденции развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Становление советской системы дошкольного воспитания и педагогической мысли тесно связано с революционными событиями 1917 г., периодом гражданской войны. Развитие дошкольного воспитания происходит в трудных условиях голода и разрухи, связано с занятостью женщин в общественной жизни и производственной деятельности.

 

Большинство организаторов дошкольного воспитания в этот период не имели практического опыта, не была разработана теория вопроса в связи с новым временем и целями воспитания подрастающего поколения. Интуитивно развивалась теория дошкольного воспитания, велся поиск методов работы с

 

28


 

детьми, анализировался русский и зарубежный опыт. Забота об охране здоровья матери и ребенка. его воспитании были объявлены государственным делом. Детским садам передавались царские дворцы, особняки, мебель и другие ценности, обеспечивалось питание детей. При Наркомпросе был создан Советзащитыдетей, возникают другие добровольные общества. В Москве и Петрограде впервые были созданы институтыматеринстваидетства, открыт первый в стране педиатрический институт. Повсеместно открываются детские сады и ясли.

 

В ноябре 1917 года дошкольное воспитание декретом Совнаркома было включено в единую систему народного образования. А.В. Луначарский (Нарком просвещения) выделил дошкольный отдел, заведующей которым была Д.А. Лазуркина. Проводились съезды, конференции, совещания по делам дошкольного воспитания. Серьезной проблемой был недостаток специально подготовленных кадров. Открывались краткосрочные курсы по подготовке воспитателей, проводились лекции на местах с выездными инструкторами. Дошкольный отдел привлекал к работе дореволюционных специалистов – Л.К. Шлегер, С. Т. Шацкого, Е.А. Флерину, Е.И. Тихееву, А.П. Усову, Е.И. Радину и др.

 

В 1918 г. был открыт институт дошкольного воспитания под руководством Константина Николаевича Корнилова в Москве. Одновременно был открыт Центральный музей по дошкольному воспитанию, директором которого стал профессор Ефим Аронович Аркин (1873-1948 гг.). Он изучал анатомо-физиологические особенности детей, уделял большое внимание вопросам физического воспитания и гигиены в дошкольном возрасте, рассматривал проблемы семейного воспитания. Его книга «Воспитание ребенка в семье читается специалистами и сейчас. Комиссия под руководством Е.А. Аркина анализировала игры, рекомендованные для дошкольников, разработала образцы оборудования для помещений дошкольного учреждения.

 

Педагогической работой, разработкой методик для детского сада занималась заведующая педагогическим отделом музея ЕвгенияАлександровна Флерина.. Она проводила исследовательскую работу в детском саду, особое внимание уделяла вопросам изобразительной деятельности детей, вела большую работу по подготовке кадров для детских садов, читала лекции в Институте дошкольного воспитания.

 

В Петрограде был открыт экспериментальный детский сад Е.И. Тихеевой, которая была одновременно преподавателем петроградского института дошкольного образования. Были ценны ее методика развития речи, методика

 

29


 

сенсорного воспитания, дидактические материалы и четкие установки по содержанию и методам обучения дошкольников, программа воспитания и обучения детей в детском саду.

 

В апреле 1919 г. состоялся 1-ыйВсероссийскийсъездподошкольномувоспитанию. Основным типом дошкольного учреждения был признан детский сад с 6-часовым пребыванием в нем детей (на время работы матери). В этом же году были обобщены «Инструкции по ведению очага и детского сада». Центральное место в них занимали вопросы организации обстановки детского сада и обеспечения активности дошкольников.

 

В педагогической теории часто звучала «идея свободного воспитания», существовало множество других теорий. Как следствие, появилось указание – анализировать педагогический опыт, не переносить его в практику без адаптации и учета положительных и отрицательных сторон.

 

После гражданской войны, в период индустриализации увеличивается число детских садов. Развитие промышленности требовало продления часов работы дошкольных учреждений.

 

С 1921-1930 гг. появляются новыетипыдошкольныхучреждений.

 

1. Детские дома – для детей дошкольного и школьного возраста.

 

2. Детские сады с 6-часовым пребыванием детей.

 

3. Детские очаги с 8-10-часовым периодом пребывания детей. С середины 20-ых годов они стали основными и получили название «детский сад».

 

4. Детские комнаты при жилищных управлениях с 6-часовым пребыванием детей. содержались на средства жилищных органов.

 

5. Дошкольные учреждения на кооперативных началах. Ведущими условиями для организации выступали: наличие не менее 10 детей, специалист по дошкольному воспитанию.

 

6. Детские площадки, как правило, летние учреждения. Продолжительность пребывания детей от 6-8 часов. Необходимые требования – хорошая территория, помещения для занятий и хранения инвентаря.

 

7. Детские комнаты при клубах с числом детей не менее 20-25 человек, необходимым оборудованием, наличием отдельного помещения.

 

30


 

8. Переходные или «нулевые группы» работали по 4 часа в день. Их задача – подготовка детей к школе. предусмотренное количество детей не более 20 человек.

 

В дошкольных учреждениях была установлена норма 15 детей, но из-за сложных условий допускалось до 25. Детские сады работали по методикам Ф.Фребеля, М.Монтессори. Е.И. Тихеевой, по теории свободного воспитания. Существовали дошкольные учреждения, которые сочетали в себе ряд методик. Постепенно в теории и практике происходил отбор и обоснование задач, содержания, форм, методов и средств дошкольного образования.

 

К началу 30-ых годов появился 1–ыйпроектпрограммыобученияивоспитаниявдетскомсаду. В 1934 году была утверждена 1-ая программы «Программы и внутренний распорядок дня». В этом же году было выпущено п ервое руководство для воспитателей по работе с программой.

 

Значительный вклад в развитие теории и практики дошкольного образования в первой половине XX века внесла Надежда КонстантиновнаКрупская (1869-1939 г.). Она посвятила значительное количество статей вопросам теории и организации дошкольного воспитания, была активной участницей съездо по дошкольному воспитанию, принимала участие в разработке нормативных документов. Развитие сети дошкольных учреждений рассматривала как важное политическое дело, так как это дает возможность женщине участвовать в общественной и производственной жизни. Много внимания уделяла развитию детских садов в национальных республиках, так как    детские сады могли уничтожить остатки национальной вражды, религиозные предрассудки.

 

Одной из основных функций детского сада Н.К. Крупская считала всестороннее воспитание детей, организацию полной, яркой, радостной совместной жизни детей. Игру рассматривала как потребность детского организма и средство развития физических, волевых, нравственных качеств. Важной задачей детского сада выделяла развитие способностей детей, которое будет продолжаться в школе. Она отрицала ведущую роль наследственности в развитии ребенка, указывала на воспитание и учет возрастных особенностей в этом процессе. Рекомендовала для развития эстетических и нравственных чувств организовывать детские праздники, занятия. Особое значение придавала детской книге, выделила требования к ней с эстетической и дидактической точки зрения, которые в то время носили прогрессивный характер. Определяла важность знания педагогами возрастных возможностей детей. Н.К. Крупская указывала на роль посильного общественного труда ребенка в воспитании»в

 

31


 

духе коммунистической морали». В детском саду должно присутствовать в доступной для детей форме общественно-политическое воспитание.

 

Н.К. Крупская доказывала необходимость контакта детского сада с семьей, обосновывала роль педагогической пропаганды в среде родителей. Значительна ее роль в обобщении и анализе имеющегося педагогического опыта. Рассматривала все части воспитания в детском саду, анализировала содержание и методики работы с детьми, целевые установки.

 

Значительный вклад в теорию трудового, семейного воспитания внес Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.). Так же им подробно рассматривались вопросы организации игр детей, дана классификация детских игрушек, проанализировано содержание детских игр. Он является автором теории коллективного воспитания, раскрыл стадии развития коллектива, способы работы в нем педагогов.

 

В 1944 году образуется Академия педагогических наук СССР. Параллельно ведутся психологические исследования Л.С. Выготского, Лурии, с.Л.     Рубинштейна о закономерностях развития психики, психических процессов.

 

После Великой Отечественной войны продолжается развитие системы дошкольного воспитания и педагогической науки. В 1960 г. основан НИИдошкольноговоспитанияподруководствомА.В.Запорожца. В 1962 г. была принята«Программавоспитанияиобучениядетейвдетскомсаду», разработанная на основе многолетних педагогических исследований.

 

В этот период выходят различные руководства, методические пособия для воспитателей, новые программы для детских садов (комплексные и по методикам). В 50-е годы над разработкой различных проблем дошкольного воспитания работали Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. радина, А.П. Усова, Б.И. Хачапуридзе и др.

 

Разрабатывались частные методики:

 

- методика развития речи (Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, Е.Ю. Шабад и др.);

 

- методика организации изодеятельности (Е.И. Флерина, А.А. Волкова, Н.А. Сакулина и др.);

 

- методика музыкального воспитания (Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан);

 

- ознакомления с окружающим (Р.М. Басс, А.А. Быстров, А.М. Степанова и др.);

 

32


 

ФЭМП (М.Я. Морозова, М. Блехер и др.).

 

Вместе с достижениями дошкольного образования в дошкольной педагогике прослеживались серьезные перекосы, так как происходило отчуждение советской дошкольной педагогики от мировой теории и практики дошкольного воспитания, недостаточно анализировался и использовался позитивный педагогический опыт (русский и зарубежный).

 

В 1984 г. было принято постановление «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовки детей к обучению в школе». Благодаря этому постановлению появляется комплекс «ясли - детский сад». В этом же году произведена коррекция и выпущена «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.И. Васильевой, которая до сих пор работает в системе дошкольного образования.

 

В 1989 г. выходит Концепция дошкольного воспитания, рекомендующая типы взаимодействия с детьми, виды деятельности и направления работы в детском саду. Типовое положение о дошкольном учреждении определяет рекомендуемые  типы дошкольных учреждений: арендные, семейные, смешанные (государственно-кооперативные). С неполным днем пребывания детей, кооперативные, вечерние группы, воскресные группы и группы праздничного дня, ведомственные, учрежденные предприятиями.

 

В 90-е годы XX века появляются программы обучения и воспитания детей, составившие альтернативу Программе воспитания и обучения М.И. Васильевой.

 

XX век в зарубежной дошкольной педагогике тесно связан с развитием психологии. Психологические подходы к проблемам дошкольного детства определяли различные направления и специфичные аспекты развития педагогической теории и практики дошкольного образования. основные направления психологии в этот период – когнитивное (Ж.Пиаже), бихевиористское (Б.Скинер, А. Бандура), психоаналитическое (Э.Эриксон), гуманистическое (К.Роджерс, А.Маслоу и др.).

 

Следствием психологических теорий выступили различные моделидошкольногообразования:

 

1. Академическая модель – цель подготовка к школе. Воспитание осуществляется через формирование конкретных умений и навыков, необходимых для школьного обучения.

 

33


 

2. Интеллектуальная модель – основана на свободной поисковой деятельности детей в развивающей среде, интенсивном вербальном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками.

3. Модель родительской эффективности – направлена на содействие и помощь родителям в создании развивающей домашней среды.

4. Традиционная модель (самая распространенная), сочетающая в системе воспитания умственное, социальное и эмоциональное развитие при формировании творческих способностей и заботе об укреплении физического здоровья.

Существовали и смешанные модели, объединяющие в себе признаки нескольких моделей. Модели сопровождаются разработкой значительного количества авторских программ дошкольного образования. Существовали специальные социальные программы, рассматривающие пути воспитания и развития детей из разных социальных слоев населения – прежде всего дискриминированных (малообеспеченные, многодетные семьи, негры и др.). Эти модели изучались и подвергались анализу в России, использовались отдельные рациональные идеи.

Вернемся к России. НасовременномэтапедошкольноевоспитаниевРоссии стало первым звеном системы образования, которое регламентируется проектом госстандарта и разнообразными образовательными программами. Сегодня, в системе дошкольного образования действуют ДОУ: присмотра и оздоровления, ДОУ комбинированные, санаторные, Центры развития, группы кратковременного пребывания в них детей, комплексы «детский сад – школа» и др. ДОУ действуют как на государственной, так и на коммерческой основе. Наряду с дошкольными учреждениями действует система индивидуального воспитания и обучения дошкольников в семейных условиях с помощью профессиональных гувернеров.

Поиск путей развития дошкольного образования, отбор содержания, эффективных форм, методов и средств обучения и воспитания детей ведется постоянно в теории и практике. С этой целью существуют научные центры,

 

лаборатории. Продолжаются дискуссии о целях ДОУ, его функциях, рассматриваются различные возможности организации других типов ДОУ, эффективно реализующих образовательные задачи. Идет процесс построения и внедрения в практику образовательных программ для ДОУ.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.