Показатели интеллектуальной готовности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Показатели интеллектуальной готовности

2019-09-17 600
Показатели интеллектуальной готовности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Образный компонент   Вербальный компонент   1.  Способность     воспринимать многообразные свойства, признаки предмета   1.    Способность       перечислять различные       свойства  предметов, выделять из них существенные   2. Зрительная память на образной основе   2. Слуховая память на речевой основе   3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении)   3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или                  самостоятельно подобранных терминов   4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза   4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа   5. Эвристичность мышления   5. Критичность мышления  

 

 

Такой подход к разработке показателей развития интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению помогает, во-первых, избежать одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей ребёнка. Во-вторых, такое сочетание критериев позволяет учесть специфику мышления детей дошкольного возраста, а значит, и самоценность дошкольного детства.

В процессе развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо иметь в виду следующие методологические положения:

- учёт целостности, ассиметричной гармонии всех форм мышления дошкольников в организации полноценного процесса познания;

- процесс познания сущности имеет два аспекта: логико-дискурсивный – осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, связанный с догадками, озарениями, имеющий в основе образные процессы мышления;

- понятие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отражённые в таких его признаках, как обобщённость, необратимость, свёрнутость, этапность, системность, рефлексивность. Эти свойства понятия имеют в мышлении дошкольников специфические особенности, связанные с доминированием в них образный и эмоциональных компонентов;

- учёт эмоционального отношения ребёнка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес к процессу познания;

- методы развития интеллектуальной готовности к школьному обучению опираются на единство образа, слова и действия в деятельности ребёнка с использованием знаково-символических средств как связующего звена образного и вербального компонентов мышления;

 

219


 

- интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребёнка.

Таким образом, единство общего уровня развития познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности, учёт вышеизложенных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, создаёт у детей интеллектуальную готовность к усвоению материала в первом классе.

Личностная готовность к обучению в школе выражается в достижении ребёнком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и товарищами по классу на нравственной основе. Содержание нравственно-ролевой готовности к школе определяется теми требованиями к личности и поведению ребёнка, которые обусловливаются позицией школьника.

Личностная готовность проявляется в определённом уровне развития личностного поведения старшего дошкольника. Показательной в этом отношении является развивающая на протяжении дошкольного возраста способность ребёнка к произвольному управлению своим поведением.

Значимым для становления личностной готовности к школе являются также такие черты личностного поведения старшего дошкольного, как самостоятельность, организованность и дисциплинированность.

Другим важным компонентом личностной готовности к школе является умение ребёнка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в с оответствии с правилами.

Личностная готовность к школе характеризуется также определённым уровнем развития нравственных чувств и сознания ребёнка ( понимание детьми общественной значимости нравственного поведения, развития способности к самооценке своих  поступков,  формирование  чувства ответственности, справедливости ).

В состав личностной готовности к школе входит и комплекс качеств, выражающих отношение дошкольника к труду ( желание трудиться, чувство удовлетворения от хорошо и аккуратно выполненной работы, уважение к труду окружающих, овладение необходимыми трудовыми навыками, навыки самообслуживающего труда, навыки коллективного труда ).

Таким образом, личностная готовность ребёнка к школе выступает как определённый итог нравственно-волевого развития в первые семь лет его жизни. Она охватывает наиболее важные с позиции школьного обучения черты личности и поведения ребёнка, которые в своей совокупности составляют необходимые предпосылки для адаптации ребёнка к новым условиям школы, соответственного выполнения новых обязанностей, формирования нравственного отношения к учителю и учащимся.

 

220


 

Социальная готовность детей к обучению в школе тесно связана с личностной. Однако этот компонент в большей степени отражает готовность ребенка к новому типу отношений, взаимодействия. Ее можно понимать как потребность, готовность и способность осуществлять произвольно-контекстное общение со взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками. К социальной готовности так же относится принятие ребенком новой социальной позиции школьника, накладывающей на него ряд обязанностей, требований и привилегий.

Мотивационная готовность к школе в разных классификациях выступает как составляющая психологической, личностной или социальной готовности к школе. Значимость мотивационной готовности ребенка к школе оправдывает выделение этого компонента как самостоятельного. В систему основных мотивов, управляющих ребенком на этапе перехода в школу включаются: познавательные, социальные, оценочные, игровые, внешние мотивы.

Уч ебно-познавательные м о т ивы – интерес к новым знаниям, желание учиться, познавать новое, активно взаимодействовать на уроке с учителем и детьми с познавательными целями (хочу в школу, чтобы узнать много нового).

Социальные мотивы – основанные на понимании ребенком общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника (я хочу в школу, потому что учиться нужно и важно).

Оценочные мо т ив ы – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение (хочу в школу, потому что меня будут хвалить, буду получать пятерки).

Позиционные мотивы – связаны с интересом к внешней стороне школьной жизни (хочу в школу, потому что там взрослые дети, мне купят портфель и т.д.).

Внешние по от н ошению к ш коле мотивы (хочу в школу, потому что так мама сказала).

В структуре мотивации будущих школьников присутствует весь спектр названных мотивов. Каждая из этих групп создают для ребенка положительную мотивацию к переходу на школьную ступень обучения. Показателями мотивационной готовности к школе является преобладание познавательных и социальных мотивов. В этом случае ребенок понимает социальную и личностную значимость учения, готов и стремиться к познанию нового.

Таким образом, готовность детей к школьному обучению – целостное, комплексное образование, включающее в себя ряд компонентов. Общая готовность органично соединяется со специальной. Их единство позволяет ребенку влиться в новые социальные условия, в коллектив сверстников. Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребёнку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции

 

221


 

школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

Педагогу дошкольного образования необходимо иметь компетентность в области процесса подготовки детей к школьному обучению и четко видеть его результаты, уметь отслеживать и соответственно корректировать педагогическую деятельность в этом процессе.

 

 

5. Преемственность в системе «семья - дошкольное учреждение -начальная школа»

Первые месяцы нахождения ребенка в школе связаны с трудностями адаптации. Через них проходят практически все, даже хорошо подготовленные к школе дети. Эти трудности вызываются в первую очередь накоплением ус-талости, обусловленной режимными моментами, соблюдением школьных правил, перегрузкой обучением. Все это создает проблемы, тем более что у детей способность к произвольному поведению очень слаба. Избежать этих трудностей можно только путем поддержания постоянного интереса к школе, насыщения занятий положительными эмоциями. Наибольшие трудности адаптации возникают у одаренных детей и у детей с задержкой психического развития. К ним нужен особый, индивидуальный подход.

Как сделать для детей дошкольного возраста привлекательным и содержательным образ школьника? Важно не только знать о школе и иметь знания об окружающем. Необходима целостная система отношений, построенная на сотрудничестве учителя с детьми, ребенка со сверстниками и др. Тогда и со знаниями все будет в порядке. Навыкам сотрудничества надо учиться и детям и взрослым. По мнению ученых Г.А. Цукерман, Н.К. Поливановой, учебное сотрудничество: 1) несимметрично, т.е. ребенок не имитирует взрослого; 2) основано на познавательной активности ребенка, указывающего взрослому ближайшую учебную цель их совместных усилий; 3) предполагает обращение ученика к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом новых знаний.

С поступлением в школу у детей-дошкольников осуществляется перестройка всей сферы взаимоотношений, прежде всего с родителями. Теперь ребенок оценивается с точки зрения его школьных успехов или неудач. Другими словами, родительская любовь иногда становится зависимой от школьных дел ребенка. Если все в порядке, его любят, если не в порядке -ругают. Изменяются и взаимоотношения с другими людьми. ребенка спрашивают о школе, оценивают его с позиции успеха – неуспеха в школьном обучении. Это способствует: 1) затуханию познавательной потребности; 2) формированию узкого представления о самом себе как о человеке, т.е. происходит полное отождествление себя с ролью школьника. Отсюда и особенности формирования самооценки, причем в зависимости от результата обучения.

Для  того,  чтобы  сформировать  личностный,  социальный, интеллектуальный и другие компоненты готовности, обеспечить успешность

 

222


 

адаптации к школьным условиям, важно создать преемственныймеханизмвзаимодействияДОУишколы.

При создании такого механизма ведущим становиться принцип преемственности, который направляет педагогов на обогащение содержания, форм, методов обучения и воспитания и аккумулирует позитивные результаты на всех этапах работы с детьми. Преемственность предопределяет характер связей между этапами образовательного процесса в ДОУ и школе, позволяет предвидеть логику дальнейшего развития этого процесса. При переходе с одного возрастного этапа на другой усложняются потребности ребенка, характер             его активности, новые функции выполняют разные виды деятельности. Вместе с тем, продвижения ребенка происходят на основе имеющегося «багажа» (состояния здоровья, уровня физического, психического, личностного, интеллектуального, социального развития и т.п.), что делает особенно важным установление преемственных связей ДОУ и школы.

Преемственностьвр а б о т еоб р азовательныху чрежденийи ме е тсложнуюструктуру. В ней В.И. Логинова выделяет несколько направлений:

- преемственность между целями, содержанием, формами, методами, средствами обучения и воспитания на дошкольном и школьном этапах;

- преемственность между направлениями деятельности ДОУ и школы (образовательное, воспитательное, развивающее);

- преемственность в педагогических требованиях и условиях воспитания и обучения старших дошкольников и младших школьников;

- преемственность в деятельности специалистов ДОУ (воспитателями, психологом, логопедом, педагогами дополнительного образования и др.) и учителями начальной школы;

- преемственное взаимодействие в подготовке и адаптации к школе с родителями воспитанников.

Преемственность в педагогической работе ДОУ и школы создает условия для реализации единого образовательного пространства, снимает целый ряд психологических трудностей адаптации детей к школьному обучению, обеспечивает естественное вхождение детей в новую ситуацию. Направленность педагогического процесса В ДОУ и школе на разностороннее развитие личности ребенка является      стержнем  в установлении преемственности.

Одним из важных организационно-педагогических условий обеспечения преемственности в работе ДОУ и школы является установление делового сотрудничества, обеспечивающего единство при подготовке детей к школе.

Аспектыпреемственностивсистеме«детскийсад–начальнаяшкола»

1. Информационно-просветительский аспект – аспект педагогического просвещения. Предполагает взаимное знакомство учителей и воспитателей с задачами образовательного процесса в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте; изучение содержания образовательных программ; изучение особенностей развития, воспитания, обучения детей этих возрастных групп. Формы сотрудничества: совместные педагогические советы, семинары –

 

223


 

практикумы, лекции по вопросам развития детей, трудностям адаптации к школе, методам диагностики готовности к школе и др.

2. Методический аспект – предполагает взаимное ознакомление с формами и методами образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе, установление преемственности в формах, методах, средствах организации занятий по основным учебным предметам. Формы сотрудничества – взаимопосещение, анализ, обсуждение занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, участие в семинарах-практикумах по отдельным методикам, обмен передовым педагогическим опытом, методические совещания по выработке конкретных рекомендаций в обеспечении преемственности содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания.

3. Практический аспект – выражается с одной стороны, в предварительном знакомстве учителей в ДОУ со своими будущими учениками, с другой стороны, в курировании воспитателями своих выпускников в процессе их обучения в первом классе. Это позволяет учителю заранее узнать своих воспитанников: особенности их характера, поведения, деятельности для того, чтобы учитывать их в организации педагогического процесса в 1 классе. Воспитатели, посещая детей в школе, могут видеть процесс адаптации, успехи и негативные моменты в обучении и воспитании детей. Это позволяет им выделить достоинства и недостатки процесса подготовки детей к школе, произвести            коррекцию  своей  педагогической  деятельности.    Формысотрудничества – взаимопосещения.

По итогам системной взаимосвязанной педагогической работы и результатам адаптации проводятся педагогические совещания специалистов дошкольных учреждений и учителей, итогом которых являются практические рекомендации:

- по совершенствованию процесса подготовки к школе;

- по обеспечению преемственности в системе «детский сад – начальная школа»;

-  по созданию психолого-педагогических, организационных, методических и др. условий преемственности в подготовке к школе.

6. Семья в процессе подготовки детей к школе

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка.

Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа и др.). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребёнок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребёнка, тем шире круг материнских забот.

 

224


 

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду и школе.

Школа - это новая ступенька в жизни ребёнка и в жизни семьи. И малыш, и родители приобретают новый статус. Успешность обучения ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он подготовлен. Часто за подготовку к школе принимают обучение ребёнка письму, чтению, счёт. Родители очень гордятся, когда ребёнок складывает буквы (не звуки) в слоги и слова. И совершенно не задумываются, что готовность к школьному обучению – это совершенно другое. Формирование школьной готовности есть проблема комплексная, требующая как усиленного внимания специалистов, так и родителей ребёнка.

Формированием готовности к школе в семейных условиях занимались: М.М. Безруких, С.П. Ефимова, С.В. Коноваленко и другие. Ими рассматривалась психологическая и социальная готовность, развитие школьно-значимых психофизиологических  функций, развитие  познавательной деятельности в  семейных условиях.  Многие  авторы  указывали  на необходимость формирования мотивации учебной деятельности в семье. Ф.А. Сохин рассматривал закономерности подготовки детей к школе в семье.

Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики и одной из актуальных проблем в современном образовании. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

Родители являются первыми учителями и образцами подражания для ребёнка. Важно отметить и то, что в формировании нравственно-волевой сферы (важного условия всестороннего воспитания личности ребёнка) семье принадлежит ведущая роль. Ведь от того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Однако понятие готовности к школе включает в себя не только сформированность нравственно-волевых качеств ребёнка, но и наличие определённого набора знаний, умений и навыков, в котором должны присутствовать все остальные элементы. Сюда входят и мотивационная, и личностная готовность, волевая и интеллектуальная готовность, «внутренняя позиция школьника». Важно отметить, что далеко не все родители могут подготовить ребёнка в домашних условиях, так как это сделали бы педагоги детского сада. Часто сами родители, пытаясь подготовить ребёнка к школьному обучению, выбирают неправильный «сценарий» поведения, из-за чего у детей может сформироваться неверное отношение к

 

225


 

школе, страхи и неврозы. Те дошкольники, которые воспитываются в семье, чаще всего, приходят в первый класс не имея «внутренней позиции школьника», с нежеланием учиться и неверными представлениями об учебной деятельности.

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной готовности является тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в их единстве и сотрудничестве.

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад. Родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отличие от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. При подготовке их акценты смещаются в сторону формирования специальной готовности (умения читать, писать и т.д.), а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Значительно меньше внимания уделяется формированию общей готовности (умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития). Наблюдаются перекосы в формировании мотивации детей, их учебных умений и качеств. Однако все родители сталкиваются с проблемой подготовки детей к школе, но не все могут её адекватно осуществить – она получается однобокая, не системная.

В настоящее время наблюдается недостаток комплексных материалов и рекомендаций для родителей по организации подготовки к школе в семейных условиях, как следствие возникает вопрос, о подготовке к школе детей не посещающих ДОУ. Существующие пособия для родителей не имеют комплексного характера, посвящаются отдельным аспектам подготовки детей, что не позволяет родителям увидеть процесс целостно.

Подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Ее успешность зависит от соблюдения ряда организационно-педагогическихусловий.

1. Главное условие — это постоянное сотрудничество ребёнка с членами семьи.

2. Выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей доводить до конца начатое дело. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают

 

226


 

ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

3. Взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд и другие виды деятельности ребёнка. Родителям важно понять, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому не нужно сводить их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению к словесным указаниям.

4. Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка, по мнению М.М. Безруких, — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

5. Особое значение в подготовке дошкольника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

6. Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

7. При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а, кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. В формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. В результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учится правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, п исьмом в школе. 8. У ребёнка, поступающего в школу, важно развить эстетический вкус,

и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

9. Необходимо в семье способствовать развитию и совершенствованию игровой деятельности. От уровня развития игры в значительной мере зависит

 

227


 

развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

10. Нужно учить рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка помогают  научить  ребёнка видеть, анализировать  окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей,  их пространственное соотношение.    Одновременно  это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

11. Воспитывая и обучая ребёнка, нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость, стимулировать познавательную активность, формировать учебно-познавательную мотивацию.

Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту «умных» сведений. Родители считают, что их ребенок развит «не по годам». На поверку же получается, что его знания лежат на поверхности, разрозненны, что считает он механически, ао героях книг выска-зывает услышанное от взрослых мнение. Даже в жизненных ситуациях, выглядя всезнайкой, он лишь повторяет готовые словесные «штампы» взрослых, не осознавая истинного их смысла. Разумно поступают те родители, которые готовят школьное «завтра» с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях. Начав воспитание своего ребенка, они по существу начинают готовить в нем и будущего школьника: весь его предшествующий опыт определяет успех учения.

Г о т овитьребенкакшколе — это не только обеспечить количество опре-деленных представлений, но и формировать качественные мыслительные спо-собности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению — интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усид-чивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в ре-зультате знакомства с окружающей жизнью — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Подготовка к школе требует комплексного подхода: надо помогать ребенку «умнеть» за счет всевозрастающей умственной активности, накапливания определенной суммы доступных знаний, а также приобретаемых им психологических качеств.

Современная семья ещё не готова нести в полной мере ответственность за подготовку ребёнка к школе, т.к. не обладает должным уровнем педагогической грамотности. Не каждый родитель знает, что существуют разнообразные виды готовности к школьному обучению, кроме умений читать, писать, считать или с

 

228


 

чего начать готовить ребёнка к школе. На данный момент в нашей стране существует огромное количество центров развития детей, при ДОУ открываются группы кратковременного пребывания, подготовительные курсы при школах и многие другие учреждения, где подготовкой детей к школе занимаются профессионалы. Но, по нашему мнению, родители не должны полностью перекладывать всю подготовку детей к школе на педагогов. Работа должна быть двусторонней, чтобы обеспечить  наиболее  полную, разностороннюю готовность ребёнка к школе.

Таким образом, на протяжении всего дошкольного детства деятельность взрослого играет большую роль в развитии ребенка. Он выполняет функцию передачи социального опыта детям. От мотивации и подготовленности взрослого при организации процесса подготовки ребёнка к школе зависит дальнейшее его обучение в школе.

Проанализировав трудности родителей в подготовке детей к школе в семейных условиях, а также цели, задачи этой подготовки, виды готовности ребёнка к школьному обучению, Н.П. Сазоновой, О.Б. Здмитрючковой выделены ряд обязательных функций, которые необходимо реализовывать в семье. Эти функции следующие:

1. Мотивационная функция семьи при подготовке ребёнка к школе состоит в мотивации ребенка на школьное обучение, познание нового, на понимание значимости школьного обучения в жизни человека. Это происходит на основе знаний ребенка о школе, учителе, учебной деятельности, ее социальной роли..

2. Интеллектуальная функция семьи заключается в том, чтобы дать детям определённую систему знаний об окружающем мире; научить учебным действиям (слушать, отвечать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, действовать по инструкции и по собственному замыслу); развить познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение, память). Все эти составляющие являются компонентами готовности ребенка-дошкольника к школьному обучению.

3. Социальная функция семьи с остоит в научении ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, осознавать нормы и правила поведения, в формировании умений подчиняться интересам и обычаям детской группы, действовать совместно с другими, проявлять необходимые для школы личностные качества (целеустремлённость, настойчивость, ответственность, самостоятельность и др.).

4. Организационная функция семьи заключается в организации процесса подготовки ребенка к школе, систематизации своих действий, опираясь на педагогическую литературу, результаты диагностик; в выборе образовательного учреждения, консультационного центра, помогающего в организации подготовки ребёнка к школе.

5. Самообразовательная функция семьи в подготовке ребёнка к школе заключается в самостоятельном освоении родителями основных психолого-педагогических знаний и методик оценки развития разных видов готовности

 

229


 

(нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая, психологическая, речевая и др.) детей к школьному обучению самостоятельное педагогическое просвещение родителей способствует повышению качества подготовки детей к школе, ее разностороннюю направленность.

В процессе подготовки детей к школе родители осознанно, а часто ситуативно, неосознанно, реализуют выше перечисленные функции. Но также не стоит забывать о том, что существуют ещё и учреждения дополнительного образования (центры детского развития, воскресные школы, подготовительные классы при школах и др.) по организации системной подготовки детей. Они также выполняют определённые функции: мотивационную – формируют у детей мотивационную готовность к обучению в школе, все её компоненты (учебный, познавательный, социальный); интеллектуальную – передают знания об окружающем мире, развивают познавательные процессы и т.д.

Согласно выше выделенным функциям, для решения проблем ворганизациипроцессаподготовкидетейстаршегодошкольноговозраставсемье Здмитрючковой О. разработаны педагогическиерекомендациидляродителей.

Реализуя мотивационную функцию:

1. Рассказывайте о школе, о правилах поведения в школе, на уроках, о самих уроках, о принадлежностях для школы.

2. Сводите ребёнка на экскурсию в школу (желательно в ту, в которой он будет учиться), по возможности познакомьте с будущим учителем.

3. Формируйте у ребёнка «положение школьника», т.е. формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника

4. Формируйте учебно-важные качества (мотивы учения; зрительный анализ; способность принимать учебную задачу; вводные            навыки; графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость.).

5. В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

6. Пообщайтесь вместе с ребёнком с кем-то из его друзей или старших родственников уже посещающих школу.

 

 

При осуществлении интеллектуальной функции необходимо:

1. Играть с ребёнком не только в сюжетно-ролевые, конструктивные и другие игры, но и в развивающие.

2. Регулярно водить ребёнка в библиотеку.

3. Читать с ребёнком познавательные книги и обсуждайте прочитанное. 4. Развивать познавательные процессы вашего ребёнка – восприятие,

память, мышление, воображение.

5. Поощрять в ребенке стремление задавать вопросы, любопытство.

6. Заботиться о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

 

 

Социальная функция обеспечивается, в случае, если в семье будут: 1. Поощрять игры с другими детьми.

 

230


 

2. Приветствовать общение со взрослыми.

3. Говорить с ребёнком о нормах и правилах поведения в обществе.

4. Развивать умение ребёнка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами.

5. Воспитывать       необходимые       личностные       качества (целеустремлённость, настойчивость и др.).

6. Прививать ребенку веру в свои силы, не допускать возникновения заниженной самооценки. Для этого важно чаще хвалить дошкольника, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а лишь показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.

 

 

Организационная функция возможна в случае, если родители: 1. Занимаются с реб


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.