I. Исповедание Петра в Кесарии Филипповой и ответ Иисуса (16:13-20). — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

I. Исповедание Петра в Кесарии Филипповой и ответ Иисуса (16:13-20).

2017-09-30 331
I. Исповедание Петра в Кесарии Филипповой и ответ Иисуса (16:13-20). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» 14 Они сказали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». 15 Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». 20 Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

 

Как было упомянуто, этот эпизод является как бы поворотным пунктом в жизнеописании Иисуса. Если до сих пор мы читали о Его многих встречах с людьми Его родной страны Галилеи, то отныне деятельность Иисуса в Галилее подошла к концу. Начинается путь к Иерусалиму. Место действия переместилась в окрестности Кесарии Филипповой. Это уже за пределами Галилеи, которая была подвластна Ироду Антипе. Город Кесария находился на территории другого сына Ирода Великого – Филиппа. Эта территория была северо-восточнее Галилеи. Кесария своё название получила в честь кесаря Тиверия, а Филипповой она названа, чтобы отличить ее от Кесарии Приморской, находившейся на берегу Средиземного моря и бывшей римским административным центром всей провинции.

Новый путь Спасителя начинается с двух важных вопросов и одного важного ответа на него. Сначала Иисус спрашивает Своих учеников: «За кого люди почитают Сына Человеческого?» [43]. Они отвечают неопределенно: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Илия и пророки по представлениям того времени будут предтечами наступления Конца, Страшного Суда и Царствия Божия. Что касается Иоанна Крестителя, то, как мы видели, сам Ирод Антипа думал, что Иисус – воскресший Иоанн.

Сделаем небольшое отступление и разъяснение. – Итак, после деятельности в Галилее, где Иисус много учил, исцелял, творил чудеса, Его начинает волновать вопрос – какое влияние Он оказал на людей? Понял ли хоть кто-нибудь, кто Он есть в действительности? Мнения и слухи, которые ходили о Нем были разными, но ни одного истинного. Эти мнения и слухи можно понять только на фоне представлений современников Иисуса о собственной истории.

Иудеи никогда не забывали, что они – избранный Богом народ, и потому должны занимать особое место в мире. Вначале им казалось, что они могут добиться ожидаемого величия обычными земными средствами. Все ведь помнили величайшие дни истории иудейского народа. Такими были дни царя Давида в X веке до РХ, которые со временем в народном сознании были приукрашены и мифологизированы. Иудеи мечтали о том дне, когда из их народа восстанет новый Царь из рода Давидова (Сын Давидов), который сделает их великими, праведными и сильными. Этот ожидаемый царь-спаситель назывался также Мессия. Это слово – греческая форма еврейского «Маши,ах», Помазанник (ведь царей традиционно помазывали оливковым маслом в знак наделения их силой свыше). В переводе на греческий язык Помазанник – привычное нам обозначение Христос. Но шло время, и становилось все более очевидно, что обычными средствами иудеи никогда не смогут достичь желанного величия. Проходили годы и столетия, и жизнь разрушала оптимистические надежды. В конце VIII века до РХ десять колен Израиля были выселены в Ассирию и были навсегда потеряны. Потом, в VI веке, – 70-летний вавилонский плен. Потом иудеи попали под владычество персов, потом греков, потом римлян. Иудеи уже забыли, что такое быть действительно свободными и независимыми. Но мечта о величии не угасала. Только она стала принимать иные формы. Иудеи теперь мечтали не о естественном ходе исторических событий, а о сверхъестественном вмешательстве Бога в их историю, о том Дне, когда Бог чудесным образом даст им то, чего никак не удаётся добиться обычными средствами.

В эпоху между Ветхим и Новым Заветами иудейскими авторами было написано много книг, которые называются Апокалипсисами, Откровениями. В этих книгах, если схематизировать, можно выделить следующие мысли:

1. Перед приходом Христа, Царя-Спасителя, Царя-Мессии людей постигнут ужасные бедствия. Они назывались «родовыми муками», в которых и родится Мессия и новый мессианский век.

2. И вот в это ужасное время придет воскресший Илия, предтеча и вестник Мессии. Он должен навести порядок в хаосе, чтобы подготовить путь для Мессии. Когда придет Илия, ждать Мессию уже придется недолго.

3. А потом придет Мессия, то есть Помазанный Богом Царь. Иногда Его по традиции представляли царем из рода Давида, но чаще – великой сверхчеловеческой личностью.

4. Все языческие народы объединятся и выступят против Мессии. Но Он с помощью Божией принесет им погибель.

5. За этим последует освобождение и восстановление Иерусалима. Чаще всего под этим восстановлением представляли себе сошествие с небес Нового Иерусалима. Старые же строения будут удалены.

6. Иудеи, рассеянные по всему миру, будут собраны в этот город. И до сегодняшнего дня в своей ежедневной молитве иудей просит Бога: «Подыми знамя, чтобы собрать нас всех рассеянных с четырех концов света».

7. Новый мир должен был стать иудейским. Разумеется, во всем этом присутствовал националистический элемент. Палестина должна стать центром мира, и весь прочий мир будет подчинен ей. Будут покорены все народы. Иногда предполагалось, что это будет мирное покорение. Но иногда утверждалось, что язычников ждет полное уничтожение, а Израиль возрадуется и восторжествует. Так, например, об этом написано в книге «Успение Моисея»: «И Он явится, чтобы покорить язычников, и Он разрушит всех идолов их, и тогда, Израиль, ты будешь счастлив. … И Бог возвеличит тебя... И ты взглянешь с высоты, и увидишь врагов твоих в аду, и ты узнаешь их и возрадуешься» [44]. Все умершие израильтяне при этом должны быть воскрешены, чтобы присоединиться к новому миру.

8. И, наконец, наступит новый век вечной Субботы, век мира, изобилия и блага.

Вот такие мессианские представления господствовали в умах иудеев, когда явился Иисус. Иудеи были настроены националистически, они, стремясь к совершенному Царствию Божию, были готовы к насилию, к террору, жаждали мести. Вот в такой среде пришлось жить и учить Иисусу! В такой атмосфере Он возвещал сострадание и любовь! Неудивительно, что Ему пришлось учить Своих учеников заново, объяснять им сущность мессианства. Ведь никому из иудеев и в голову не могло прийти признать ожидаемого сверхъестественного Мессию в таком человеке как Иисус. Пусть необычном, пусть Учителе, пусть целителе и чудотворце, но всё же человеке, сыне плотника, человеке, Мать Которого, братьев и сестёр все в Назарете знают (Мф 13:55-56). Да и вообще «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин 1:46). Неудивительно, что иудеи, в конце концов, распяли Его, как самозванца, еретика и смутьяна.

Тереь вернёмся к нашему тексту. – Итак, Иисус задал ученикам второй, на этот раз прямо к ним обращенный вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?». И Петр, далеко еще не понимая сути истинного мессианства, тем не менее, из глубины сердца и, наверное, от имени всех учеников, ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго».

Этот ответ и эти слова Петра в Евангелии являются тем поворотным моментом, после которого Иисус будет учить Своих учеников уже не притчами, не иносказаниями, но прямо и непосредственно говорить им о цели Своей деятельности на земле.

Впервые Иисус прямо признается как Мессия, Христос. До этого восторженный народ мог лишь удивляться Его целительной силе и неуверенно предполагать: «Не это ли Христос, сын Давидов?» (Мф 12:23). Но фарисеи тотчас обрывали такие предположения, заявляя, что Иисус не может быть Христом, ибо действует «не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф 12:24). И вот теперь Петр заявляет: «Ты – Христос», добавляя: «Сын Бога Живаго», то есть признавая Его откровением Животворящего Бога.

«Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин!». О том, что Петра от рождения звали Симоном, мы уже знаем из истории его призвания вместе с его братом Андреем. Теперь узнаём имя его отца – Иона. В Евангелии от Иоанна, правда, отец Симона назван Иоанном (Ин 1:42)[45]. Почему существует такое расхождение, мы можем только предполагать. Но сейчас об этом говорить не стоит. Важнее то, что Иисус, благословляя Симона, сказал ему далее: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Выражение «плоть и кровь» обозначает человека, людей, вообще человечество в его ограниченности и слабости. Признание Иисуса Христом и Сыном Божиим – не плод мыслей человеческих, но результат откровения от Бога.

И далее такие слова Иисуса: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Здесь в Евангелии, написанном на греческом языке, содержится некоторая игра греческих слов: Иисус говорит: «Ты – Pe,troj (слово мужского рода, означающее скала, камень), и на сей pe,tra (слово женского рода, тоже означающее скала, камень) Я создам Церковь Мою». Разумеется, Иисус говорил не по-гречески, а по-арамейски. И назвал Он Симона новым именем Кифа, что и зафиксировано в других местах Нового Завета. Но арамейское Кифа по-гречески и будет Петрос, или петра – скала, камень. Дарование нового имени означает наделение новым содержанием. Ведь в древности имени придавалось гораздо большее значение, чем сегодня. Считалось, что имя отражает сущность именуемого. Нелишне вспомнить, что в Библии новые имена получали самые великие люди Священной истории. Так Аврам стал Авраамом, «отцом множества», родоначальником израильского народа. Пророк Исаия сравнивал Авраама со скалой:

«Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, …

Посмотрите на Авраама, отца вашего,

и на Сарру, родившуювас:

Ибо Я призвал его одного

и благословил его, и размножил его» (Ис 51:1-2).

Авраам – скала и родоначальник Израиля, Симон – Скала, Камень, Петр – символический родоначальник Нового Израиля – Церкви Христовой: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Мы знаем, сколько богословских споров вызвали в истории эти слова Иисуса Христа о Петре как основании Церкви. Споры эти вращались вокруг вопроса о примате Римского епископа, то есть Папы Римского как наследника Апостола Петра, по преданию первого епископа Рима. Но к нашему тексту все эти бурные споры о месте Папы Римского среди прочих епископов, конечно, никакого отношения не имеют. Невероятно, чтобы, произнося свои благословляющие Симона-Петра слова, Иисус помышлял о римских папах. Оставим это католическим и антикатолическим богословам. Мы занимаемся не догматическим богословием, а конкретным евангельским текстом.

Вспомним другое: хотя Церковь как земное проявление Царства Небесного «утверждена на основании Апостолов и пророков», удерживающим и скрепляющим её «краеугольным камнем» является Сам Иисус Христос (Еф 2:20; 1 Петр 2:4-6), которого Апостол Павел прямо называет истинным основанием Церкви, и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор 3:11). Он – «камень живой, человеками отверженный, но Богом избранный, драгоценный» (1 Пер 2:4).

Итак, когда мы читаем слова Иисуса «создам Церковь Мою», мы понимаем, что, говоря о Своей Церкви, Он не имел в виду Церковь как социальную структуру, которая имеет свою администрацию, законодательство в форме канонического права, свои здания, земельные участки и так далее и тому подобное. Речь идет, во первых, не о социальной структуре, а об «экклесии» (evkklhsi,a), – о собрании людей, об обществе, о народе. Во-вторых, Церковь метафорически изображена как строение, дом, храм: «создам Церковь Мою» на церковнославянском «на се1мъ ка1мени сози1жду (то есть «построю») цrковь мою2».

В первом смысле, как ветхозаветная Церковь была собранием избранного народа Божия, так и новозаветная Церковь будет собранием народа Иисуса Христа. Как ветхозаветный народ Божий имел своим родоначальником Авраама, метафорически названного «скалой», так и новозаветным родоначальником (уже не в физическом, а в духовном смысле), как бы первым «христианином», был Симон, образно также названный «Петром, Скалой». Именно в этом смысле Церковь началась с Петра. Он объявлен началом, основанием нового Израиля, нового избранного Богом народа, нового общества, нового братства тех, кто верит в Иисуса как во Христа – Сына Божия и Спасителя.

О Своей Церкви Иисус говорит, что «врата ада не одолеют ее». Ад не следует понимать в современном смысле – как место вечного наказания грешников. Нет. В Новом Завете ад (греческое «Аид», a|[dhj, перевод с еврейского «шеол») – это преисподняя, место пребывания мертвых или, точнее, их теней. В переносном смысле «ад» – это смерть, которую образно можно представить себе как неодолимую крепость: умирают и уходят в преисподнюю все. Никто не мог выйти из этой крепости: ее крепостные врата были плотно заперты. Но Воскресение положило конец всевластию смерти. Как говорил апостол Петр в своей проповеди, «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2:24). Из ада вместе с Иисусом Христом выйдут все умершие, и врата ада не смогут их удержать. Скорее всего, именно так следует понимать слова Иисуса. Мыслимы и другие объяснения. Но как бы ни толковать выражение «врата ада», ясно, что Иисус здесь говорит о том, что смерть отныне будет не всевластной, она не сможет одолеть Церковь Христову, которую ждет жизнь вечная в Царствии Божием.

Далее следуют новые обетования Петру: «Дам тебе ключи Царства Небесного». Здесь снова возникает метафора дома. Небесная Церковь, или Царство Небесное представлено как дом, не только имеющий основание и краеугольный камень, но имеющий также вход, дверь и ключи к этой двéри. Метафора ключей была привычным образом власти, часто встречающимся в Библии и Ветхого и Нового Заветов. Так, например, в книге Откровения Воскресший и прославленный Иисус Христос говорит о Себе: «Был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр 1:18). Там же: «Так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр 3:7). Далее в Евангелии о книжниках и фарисеях Иисус скажет: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф 23:13). Они сами присвоили себе такую власть. Но их власть мнимая. В евангельском обетовании властью открывать и закрывать дверь в Царство Небесное наделяется Петр. Смысл этой власти поясняется: «и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Словосочетание «связывать и разрешать», или на современном русском языке «связывать и развязывать» – тоже известный образ власти «запрещать и разрешать». В иудействе того времени так обозначалась власть авторитетных учителей, которые определяли, что Закон запрещает, а что разрешает. Теперь таким учительным авторитетом Христос наделяет Петра, а вместе с ним и всех апостолов. Они будут нести миру Евангелие, Слово Иисуса Христа, которое будет критерием конечной участи человека. Как говорит Иисус в Евангелии от Иоанна, «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин 12:48). Носители этого судящего Слова – Апостолы. И потому им сказано: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:23). Вот что значит «связывать и разрешать на земле».

Всё это говорится Петру в присутствии прочих учеников. Но тут же Иисус «запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Христос». Этот наказ молчать (конечно, до Пасхальных событий) обусловлен абсолютным незнанием, непониманием всего народа Божественной цели посланного на землю Христа. Ведь все ожидали Мессию как победоносного Царя, Который поведет иудеев к победе над язычниками и к всемирной власти. Никому и в голову не могло прийти, что Мессия спасёт людей не силой оружия и земной власти, но Своим Воскресением, пройдя через крестные муки смерти. Это было пока неведомо не только народу, но и самим ученикам. Иисусу еще предстояло поведать Петру и другим о том, что такое подлинное Мессианство.

 

Беседа № 55.

 

В прошлой Беседе мы занимались очень важным отрывком Евангелия от Матфея. Иисус спросил Своих учеников: «За кого вы почитаете Меня?». Симон Петр от лица всех учеников ответил Учителю: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Иисус похвалил Петра: «Блажен ты, Симон, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Потом Петр был объявлен «камнем Церкви», и он был наделен великим учительным авторитетом: «дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16:15-19).

Итак, впервые в Евангелии Иисус прямо объявлен Христом, Мессией. Но при этом… «Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он –Христос» (Мф 16:20). Ведь смысл истинного мессианства еще не был открыт. Никому – не только иудейскому народу, но даже ближайшим ученикам Иисуса – не могло даже прийти в голову, что Христос спасёт людей не силой оружия и земной власти, но Своими Крестными страданиями, пройдя через смерть к Воскресению.

Об этом будет впервые поведано в новом разделе, к изучению которого мы сегодня приступим.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.