О закваске фарисейской и саддукейской (16:5-12). — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

О закваске фарисейской и саддукейской (16:5-12).

2017-09-30 190
О закваске фарисейской и саддукейской (16:5-12). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. 6 Иисус сказал им: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». 7 Они же помышляли в себе и говорили: «Это значит, что хлебов мы не взяли». 8 Уразумев то, Иисус сказал им: «Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? 9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробóв вы набрали? 10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? 11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?» 12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

 

Итак, покинув фарисеев и саддукеев, Иисус с учениками сели в лодку и переправились к другому берегу Галилейского моря. «Другой берег» скорее всего был населен язычниками. И тут ученики забеспокоились, что они забыли захватить с собой хлеба. Смысл последующего следует рассматривать в контексте предыдущего разговора Иисуса с фарисеями и саддукеями. Там речь шла об их требовании чудесного «знамения с неба». Здесь Иисус с горечью вспоминает об этих самых фарисеях и саддукеях и предостерегает учеников: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Ученики этих слов Иисуса не поняли. Точнее, поняли в буквальном смысле. Ведь вообще-то в быту закваской назывался маленький кусочек забродившего теста, без которого нельзя печь квасной хлеб. Закваской можно было назвать и просто дрожжи. И именно так и поняли ученики слова Иисуса. Вот они забыли купить на том берегу и взять с собою хлеб. А теперь, на другом берегу, им придется купить его у язычников. Но для иудея это было невозможно, ибо «языческий хлеб» осквернял, был ритуально нечистым. Так что ученики подумали, что Иисус им посочувствовал, сказав, что они, мол, забыли чистый хлеб и теперь должны остерегаться нечистого хлеба с оскверняющей закваской. При этом, правда, не совсем ясно, почему их Учитель назвал закваску «фарисейской и саддукейской». Но ученики либо не придали значения этим словам, пропустив их мимо ушей, либо, зная отрицательное отношение Иисуса к фарисеям и саддукеям, так и поняли Его слова: хлеб на этом берегу нехороший, напоминает о враждебных фарисеях и саддукеях.

Но почему закваска слыла чем-то нечистым? Закваска, как известно, производит брожение, которое иудеи приравнивали к гниению, к разложению. По этой причине закваска у них символизировала зло, грех, порок. Да и потом достаточно себе представить быт в древнем мире – без холодильников, без современных способов консервирования. Продукты очень скоро портились в жарком климате. Закваска очень дурно пахла. Потому и нечистая. Перед великим праздником Пасхи из домов удалялись всякие следы закваски и пеклись пресные лепешки, опресноки, которые и употреблялись в пищу во время праздника. Много позже Апостол Павел, говоря о христианской жизни как о праздновании Пасхи, увещевает: «Станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор 5:8). Только в одном случае в Новом Завете «закваска» метафорически означает нечто положительное. Это в притче о малой закваске (Мф 13:33). Но там ведь смысл не в самой закваске, а в том влиянии, которое малая закваска оказывает на большую массу вскисающего теста.

Здесь же слова Иисуса ученикам говорят, с одной стороны, о влиянии закваски, а с другой стороны, о закваске как о чем-то порочном, чему нет места в празднике Царства Небесного: «Берегитесь пагубного влияния фарисеев и саддукеев. В Царстве Небесном, как во время праздника Пасхи, не должно быть места “закваске”». Фарисеи и саддукеи требовали от Иисуса «знамения с неба», подобного тем знамениям, каких требовал от Него диавол в пустыне: превратить камни в хлебы, полетать по воздуху… а самое главное – проявить Свое всемирное господство наподобие имперского. Так и фарисейское требование мессианских знамений было для них равноценно демонстрации национального триумфа и политического господства. И для фарисеев, и для саддукеев Царствие Божие было земным царством посланного от Бога Мессии; оно было основано на земной власти и на победах, которые можно одержать с помощью силы. Своим замечанием «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» Иисус как будто готовил Своих учеников к событиям, которые уже скоро должны были наступить. Он как бы говорил им: «Может быть, вы скоро поймёте, что Я – действительно Помазанник Божий, Мессия. Но совсем не такой Мессия, о каком помышляют фарисеи и саддукеи». Но в этот момент Он не пояснил Свою мысль. Печальное откровение еще было впереди. Ученики же, собственно, и не обратили особого внимания на необычные слова Учителя и поняли их превратно. Иисус с печалью видел, что они всецело заняты мыслями о хлебе. Он напомнил Своим ученикам, что Он уже дважды обнаружил Царствие Божие не силой и оружием: Он не только досыта накормил огромные толпы народа, но дал им даже больше, чем им было нужно. «Сколько коробóв вы набрали? … и сколько корзин вы набрали?». «Не о хлебе сказал Я вам». Только тогда ученики «поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной», но вредного влияния «учения фарисейского и саддукейского». Фарисеи представляли себе религию, богослужение как набор строгих правил, которые следует соблюдать, пусть даже напоказ, а не по велению сердца. Саддукеи не были блюстителями норм и правил. Но они были по преимуществу состоятельными людьми и Царствие Божие понимали как политическую стабильность и изобилие материальных благ, прежде всего, конечно, для себя. Вот от влияния таких «ветхих» представлений о праведности и о Царствии Божием и предостерегал Иисус Своих учеников.

На этой короткой истории завершается целый большой раздел Евангелия, в котором рассказывалось о деятельности Иисуса Христа в Галилее. Теперь начинаются Его шаги по направлению к Иерусалиму. Впереди Иудея, путь к Его славе, которая будет включать Страсти и Воскресение.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.