Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности допроса несовершеннолетних

2017-09-26 343
Особенности допроса несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет не­которые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психоло-гическими особенностями допрашиваемых.

К особенностям, определяющих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; по­вышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.

Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.

Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.

Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой не­уравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что ска­зывается на их показаниях.

Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демон­страции и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.

Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несо­вершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их до­прос имеет общие черты независимо от процессуального положения.

Вызов на допрос лица, не достигшего шестнадцати лет, производится через законных предста­вителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не находящегося под стражей,
производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в спе­
циализированном учреждении для несовершеннолетних,— через администрацию этого учрежде­
ния (ст. 424 УПК РФ). ■:.

Если несовершеннолетний вызывается повесткой, то повестка адресуется законному представи­телю несовершеннолетнего с указанием его фамилии, имени и отчества, либо руководителю заве-


Глава 22. Допрос

дения, где учится или работает несовершеннолетний. Законному представителю или руководителю заведения, где учится или работает несовершеннолетний, предлагается явиться вместе с несовер­шеннолетним, вызываемым на допрос в орган предварительного следствия или дознания, с указа­нием адреса, номера кабинета, фамилии, имени и отчества следователя юга дознавателя, даты и времени прибытия в часах и минутах. В повестке должно быть также указано, в качестве кого будет допрашиваться несовершеннолетний (Приложение 149 к ст. 476 УПК РФ).

Иной порядок (через посыльного, путем личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых пока­заний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.

В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.

1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершенно­
летние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя — в месте
нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля или
потерпевшего, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен
в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением сле­
дователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность
происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний. Для допроса малолетних
свидетелей и потерпевших следует избирать иное место, более ему привычное (школа, дом, дошко­
льное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где под­
росток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.

Несовершеннолетний обвиняемый и подозреваемый допрашиваются в рабочем кабинете следо­вателя либо в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы обвиняемый или подозре­ваемый не воспринял допрос как увещевательную беседу.

2. Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего
должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с со­
бытием преступления. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего, если наблю­
даемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхно­
стно, и поэтому образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под
влиянием новых восприятий. Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что
несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и не­
преднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное
восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате
сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологи­
ческая затороможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний смо­
жет давать показания.

Дата допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с учетом сроков, установленных для производства допроса.

Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос, следо­ватель должен учитывать особенность их психики и планировать свое рабочее время таким обра­зом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос. Следует также иметь в виду, что до­прос не может длиться непрерывно более 4 часов (ч. 2 ст. 187 УПК РФ).

Время допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого необходимо планировать с учетом требований ч. 1 ст. 425 УПК РФ, согласно которой «допрос несовершеннолетнего подозре­ваемого и обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день».

3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологическо­
го контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отноще-
ние к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и
т.п.), черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.), круг интересов и увлечений, а
также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической
характеристикам несовершен-нолетнего. С этой целью необходимо тщательно изучить материалы
уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить законных пред­
ставителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.

4. Определить круг участников допроса. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего
или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевше­
го и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.


13-2565



Глава 22. Допрос

При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его закон­ный представитель.

С особой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии в допросе несовер­шеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении ее родителей. Тяжелые переживания потерпевшей, связанные с насилием, усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родите­лей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, следователь (же­лательно чтобы это была женщина) должен выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замеча­ния о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 2 ст. 425 УПК РФ).

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестна­дцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или от­стающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обви­няемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса й делать письменные замеча­ния о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняют педаго­гу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 3-5 ст. 425 УПК РФ).

Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, рабо­тающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а до­прос учащихся младших и старших классов — с участием педагогов, преподающих в соответст­вующих классах.

В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога — зна­комого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе. Если между несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашивае­мым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому или обвиняемому по­рядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога— знакомого или незнакомого— он предпочитает давать показания.

По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отри­цательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.

В соответствии со ст. 426 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При до­пуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 УПК РФ. Та­ким образом, до начала допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого следователь обязан решить вопрос о том, кто из числа лиц, указанных в п. 12 ст. 5 УПК РФ, должен быть допущен к участию в уголовном деле в качестве законного представителя. Принятое решение излагается в по­становлении, содержание которого установлено Приложением 59 к УПК РФ.

В постановлении должны быть указаны, в частности, основания допуска к участию в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и кто конкрет­но (с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения) допускается в качестве законного представителя.

Постановление под расписку объявляется лицу, допущенному к участию в д«ле в качестве за­конного представителя.

Одновременно законному представителю разъясняется, что он вправе:

- знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

- присутствовать при предъявлении обвинения;

- участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разреше­
ния следователя — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием
защитника;


- знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать
письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;:

- заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дозна­
вателя, следователя, прокурора;

- представлять доказательства;

- по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного
дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме (ч. 2 ст. 426 УПК РФ).

В последующем законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетне­го подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь выносит постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего по­дозреваемого, обвиняемого (ч. 4 ст. 426 УПК РФ).

5. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно:

а) разъяснить участникам допроса их роль в допросе и предусмотренные законом права;

б) выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений не­
совершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить
участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и выска­
зывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и
содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить об­
становку на допросе.

При наличии данных о том, что несовершеннолетний (малолетний) свидетель или потерпевший неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определен­ных вопросов в присутствии следователя.

6. Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь
должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало
психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершен­
нолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь. С учетом этого следователь в ходе подготовки к
допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним
искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и потому не способст­
вующей установлению психологического контакта.

7. Составить тан допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо
тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопро­
сы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для
того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воз­
действия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повыше­
нием или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п.

8. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков про­
токола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует
проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, для того чтобы не при­
шлось приводить в рабочее состояние во время допроса.

Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего воз­раста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от отдачи показаний и за дачу за­ведомо ложных показаний. При разъяснении процессуальных прав несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему следователь указывает им на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191 УПК РФ).

Личность допрашиваемого удостоверятся путем предъявления документов лично допрашивае­мым, либо это делают участвующие в допросе законные представители, которые сообщают следо­вателю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетне­го свидетеля или потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым.

На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь должен установить пси­хологический контакт с допрашиваемым.

Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободного рассказа и ответов на вопросы.

Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От следователя в данном случае требуется умение применять тактические прие­мы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения. Для этого сле­дователь с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло. Задавая вопросы, необходимо убедиться


13'



Глава 22. Допрос

в тем, что допрашиваемый правильно уяснил его содержание, ив случае необходимости изменить
формулировку вопроса или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов.:

Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего имеет стадия ответов на во­просы, в которых следователь путем постановки уточняющих, напоминающих и дополняющих во­просов получает интересующую информацию. Содержание и направленность вопросов в этой стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.

Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные, неточные показания, следо­ватель задает уточняющие, дополняющие и напоминающие вопросы. При этом вопросы должны быть несложными, четкими, понятными, конкретными недвусмысленными и не содержать терми­нов, недоступных пониманию допрашиваемого. В ряде случаев на показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь инто­нацией демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не соответствующих действительности показаний. При постановке детали­зирующих вопросов следует помнить, что несовершеннолетние запоминают выборочно события (факты, явления) и поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях иногда не представля­ется возможным. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата, основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к тому, что недостающие детали в показани­ях окажутся вымышленными.

Для несовершеннолетних зачастую бывает легче узнать тот или иной объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные с ним события, и поэтому эффективным способом получения более полных и точных показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он восприни­мал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо дать показания.

В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подро­стка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе свободного рассказа и стадии ответов на вопросы, и некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что несовершен­нолетний дает показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить, кто рас­спрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе, и т.п.

Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, то следователь обязан выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.) и с учетом установленных обстоятельств применять тактические приемы, на­правленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на допросе. При этом должно со­блюдаться непременное условие: применяемые тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения или переубеждения.

Следует иметь в виду, что на процесс формирования показания несовершеннолетних свидете­лей также влияют объективные и субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, направ­ленность внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы, обстановка восприятия события и т. д.) (подробнее см. §3 настоящей главы). Если в показаниях несовершенно­летнего свидетеля обнаруживается неполнота и неточность, следователь должен выяснить, не яв­ляются ли причиной этого дефекты органов чувств, нервное потрясение от увиденного и другие факторы, которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание свидетелем того или иного события (факта, явления).

В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, впервые совершившего преступление, наибольший эффект достигается применением такого тактического приема, как ис­пользование положительных свойств личности допрашиваемого. Это предполагает постановку во­просов, рассчитанных на стимулирование известных следователю положительных качеств допра­шиваемого. В следственной практике встречается немало случаев, когда следователь, используя смелость, правдолюбие, стремление быть первым и другие качества несовершеннолетнего подозре­ваемого или обвиняемого, получает от них полные и правдивые показания.

Акцентирование следователем (дознавателем) внимания без особой в том необходимости на от­рицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что допрашиваемый замыкается в себе и отказывается давать показания.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.