Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-09-28 | 673 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
I. Выработанность почерка
Под выработанностью почерка в теории и практике судебно-почерковедческой экспертизы принято понимать уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Выработанность — это характеристика степени овладения навыками письма, степени сформированности почерка в целом.
Как показатель степени сформированности навыков письма, выработанность почерка служит для эксперта показателем автоматизма письма, управляемости движениями, способности писать в быстром темпе.
Выработанность — разносторонний признак. Показателями его являются координированность, темп. Кроме того, в качестве показателя выработанности часто рассматриваются: устойчивость признаков почерка, строение букв, вариационность конструкций букв в зависимости от конкретного сочетания букв в слове.
Под координацией движений, рассматриваемой в качестве показателя степени выработанности, понимается пространственная точность движений. Темпом письма считается время выполнения букв, слов, фраз, рукописи в целом. Понятия устойчивости и вариационности известны.
Почерки по степени выработанности делятся на три группы:
а) маловыработанные,
б) средневыработанные и
в) высоковыработанные,
почерков без учета их групповой принадлежности. В отношении проявлений признаков, бывших объектом обсчета, в главе приводится условная значимость, которая тем выше, чем реже частота встречаемости конкретного проявления признака. Результаты обсчета частот встречаемости частных признаков с учетом групповой принадлежности почерка отражены в гл. 5.
|
Маловыработанные почерки отражают начальную ступень образования навыка письма. К этой группе почерков относятся: 1) школьные, ученические почерки, характерные для периода обучения письму (1—4 классы средней школы) и 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко; в отличие от первых, эти почерки называются маловыработанными практическими. Рукописи, выполненные школьными и практическими почерками, резко различаются по внешнему виду, хотя и относятся к одной группе (рис. 2 а, б).
Рис. 2
О малой выработанности почерка в первые периоды обучения письму свидетельствует низкая точность движений, выражающаяся в извилистости, изломах штрихов, угловатости овалов, неравномерности протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями. Эти признаки деформируют буквы, придают им неуклюжий, нестройный вид. Низкая точность или координированность движений свидетельствует о неумелом управлении ими.
Однако в школьном почерке признаки низкой координации движений бывают отчетливо выражены только в самом начале обучения. Уже в начальных классах ученики могут достигнуть высокой степени точности движений при условии их медленного выполнения. Исчезают извилистость, изломы и угловатость элементов букв, соблюдаются правильные пропорции протяженности, направления, взаимного размещения движений. Поэтому рукописи, исполненные маловыработанным школьным почерком, как правило, отличаются стройностью, четкостью, соответствием строения букв прописям и имеют очень характерный вид. Однако, если обучающийся попытается писать быстрее, движения сразу же теряют точность и упорядоченность. Отсюда в качестве показателя малой выработанности обязательно рассматривается медленный темп письма. Основным признаком медленного темпа является несвязное, отрывистое выполнение букв. Непрерывно выполненные сочетания букв встречаются редко. Иногда самостоятельными движениями выполняются элементы в буквах. Кроме того, свидетельством медленного темпа могут служить: тупые начала и окончания штрихов, наличие некоторых усложнений движений.
|
В противоположность школьному в маловыработанном практическом почерке признаки низкой координации движений, особенно неравномерность протяженности, направления и размещения движений, выражены довольно отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными, нечеткими. Неравномерность протяженности, направления, размещения может стать устойчивой при выполнении определенных букв. Такому почерку свойствен медленный, а иногда и средний темп. Последний выражается в наличии непрерывно выполненных сочетаний, чаще всего двух букв, отсутствии тупых начал и окончаний штрихов. Строение букв отличается от прописей главным образом за счет упрощений движений и бывает деформированным, «неуклюжим», что связано с низкой координацией.
Пространственная неточность движений в пределах обширной группы маловыработанных (школьных и практических) почерков может быть выраженной более или менее. Темп также колеблется, но в относительно небольших пределах.
Для маловыработанного почерка, особенно школьного, типичной является следующая зависимость рассмотренных показателей: чем медленнее темп, тем выше пространственная точность движений и наоборот.
Движения при письме в процессе обучения довольно быстро приобретают относительную устойчивость (стереотипность). Эта устойчивость кратковременна, так как навык письма продолжает развиваться.
В пределах группы маловыработанных почерков лишь в самом начале обучения или у лиц с очень незначительной практикой письма движения очень неустойчивые.
Кроме того, устойчивость почерка весьма непрочна, легко нарушается в необычных условиях письма. Приобретаемые в процессе обучения письму навыки стереотипны, но еще лишены приспособляемости к различным условиям.
Средневыработанные почерки — это не вполне сформировавшиеся почерки, отражающие стадию практического освоения связного и быстрого письма (см. рис. 3).
Задача школьного обучения сводится не только к тому, чтобы научить писать стройно и четко, по возможности соблюдая прописи, но и обучить быстрому письму. Важно, чтобы человек умел писать быстро и успевал фиксировать скоро протекающие процессы мышления и устную речь. Для этого требуется более сложное управление процессом письма, так как относительно точные движения необходимо выполнять в ограниченные отрезки времени.
|
Пространственная точность движений соблюдается уже в пределах более быстрого (по сравнению с начальной стадией), условно названного средним, темпа письма, характеризующегося большей непрерывностью движений. Возможно сохранение недостаточной координации движений, которая проявляется не в отклонениях от принятого направления в пределах штрихов, а в неточном соблюдении правильных пропорций протяженности, направления, размещения движений при выполнении элементов букв и букв в целом. Кроме того, точность движений может снизиться и вследствие недостаточной подготовленности пишущего к быстрому темпу письма и других объективных и субъективных факторов.
Рис. 3. Средневыработанный почерк
Строение букв обычно близко к прописям.
Средневыработанный почерк в большей мере устойчив относительно влияния различных сбивающих обстоятельств. На этом этапе формирования пишущий начинает приспосабливать навыки к различным условиям и в первую очередь к быстрому и медленному темпу. В связи с этим буквы могут подвергаться значительным изменениям: появляется больше упрощений при выполнении букв и их элементов.
Высоковыработанные почерки — это вполне сформировавшиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движений навык письма (см. рис. 4).
Для почерков высокой степени выработанности характерна относительно большая точность движений в процессе быстрого выполнения избранных пишущим форм письменных знаков. Правда, признаки недостаточной координированности, выражающейся в неравномерности протяженности, направления и размещения движений, закрепившиеся на предыдущих стадиях формирования, могут сохраниться и в высоковыработанных почерках, особенно при формировании почерка упрощенного строения, которому свойственна высокая приспособленность к быстрому темпу.
|
Рис. 4. Высоковыработанный почерк
Лицам, имеющим высоковыработанные почерки, свойствен относительно быстрый темп движений при письме. Признаками быстрого темпа являются значительная непрерывность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощенное строение букв. Дифференциация же темпа в пределах данной группы зависит от строения почерка (простое, упрощенное или усложненное).
Для навыков письма, отражающихся в высоковыработанном почерке, наряду с относительной стереотипностью, характерна вариационность, объясняющаяся приспособляемостью к различным условиям, и относительно большая устойчивость к сбивающим факторам. Вариационность признаков и особенно почерка — качество, проявляющееся только на высокой ступени его формирования.
Степень выработанности почерка относится к устойчивым признакам. Ее показатели, как правило, воспроизводятся при письме в измененных условиях в таком объеме, что удается судить о действительной степени выработанности почерка исполнителя исследуемой рукописи.
Устойчивость выработанности наблюдается не только в случаях изменения внешних условий письма и состояния пишущего, но и часто при стремлении намеренно изменить свой почерк с целью маскировки.
Устойчивость степени выработанности почерка, по-видимому, объясняется многообразием ее показателей. Координация и темп могут претерпевать значительные изменения. Вместе с тем в рукописи удается обнаружить особенности движений, выражающиеся обычно в строении букв, которые свидетельствуют о более высоких координационных возможностях и приспособленности к быстрому темпу письма. Это позволяет судить о действительной степени выработанности почерка исполнителя.
Степень выработанности может изменяться только в одном направлении — в сторону ее снижения. Невозможно заметно повысить степень выработанности почерка в пределах одного периода времени без тренировки и совершенствования практики письма.
В большей мере изменение степени выработанности наступает при стремлении пишущего выполнить документ определенным образом (в зависимости от его характера
и значения) или намеренно изменить свой почерк. При этом старательное замедленное письмо сопровождается снижением степени выработанности только у лиц с почерком упрощенного строения. При намеренном изменении почерка степень выработанности может снижаться при подражании буквам печатной формы. Это наблюдается в тех случаях, когда лицо не пишет привычно «печатным» шрифтом. Кроме того, степень выработанности может снизиться и при подражании буквам другого строения (например, прописям, лицом, имеющим высоковыработанный почерк упрощенного строения), при компетентном изменении почерка. Естественно снижение степени выработанности при перемене пишущей руки в случае отсутствия навыка письма этой рукой.
|
Установление степени выработанности почерка, которым выполнена исследуемая рукопись, в случае необычного ее написания, осложняется малым объемом рукописи.
В связи с этим при производстве экспертных исследований не всегда возможно установить степень выработанности. Иногда удается судить только о двух возможных группах, к одной из которых должен быть отнесен почерк, и исключить третью. Например, эксперт устанавливает, что рукопись не могла быть выполнена лицом, имеющим маловыработанный почерк. Следовательно, этот почерк относится либо к группе средних, либо высоковыработанных почерков.
Координация и темп движений как идентификационные признаки рассматриваются отдельно.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!