Относительное направление сгибательных движений — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Относительное направление сгибательных движений

2017-09-28 622
Относительное направление сгибательных движений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(относительный наклон при выполнении отдельных букв в целом и их элементов) в основном устойчиво.

Проявление этого признака в ряде случаев оказыва­ется особо устойчивым. Так," часто сохраняется левонаклонное положение буквы относительно остальных, вы­полненных правонаклонно, или остается более правонаклонное положение буквы по сравнению с остальными. То же наблюдается при выполнении элементов букв.

Устойчивость данного признака скорее всего обуслов­лена фактором биомеханического порядка и свидетель­ствует о возможности приспособления положения руки в необычных условиях.

Протяженность движений при выполнении отдельных букв и их элементов отличается значительной неустойчи­востью. Часто изменяется протяженность движений при выполнении букв в целом, начальных, заключительных элементов (чаще увеличивается); основных, надстроч­ных, подстрочных элементов (уменьшаются или увели­чиваются).

Относительная протяженность движений устойчива в случаях увеличения движений при выполнении отдель­ных элементов букв или букв в целом относительно дру­гих элементов букв и строчных букв.

Вид соединения движений. Общее увеличение связно­сти движений при письме отражается на связности от­дельных букв и их элементов. Уменьшается число интервальных соединений, и непрерывные соединения иногда становятся преобладающими, однако в отдель­ных буквах интервальный вид соединений может сохра­ниться.

Устойчиво проявляется слитное соединение с предше­ствующей и последующей буквой, элементов в букве (включая дополнительные и подстрочные элементы).

Количество движений при выполнении отдельных букв и их элементов. Устойчиво сохраняются варианты букв, имеющие предварительные и дополнительные эле­менты, а также варианты букв, в которых отсутствуют основные элементы (часто 2-е) либо заключительные.

Изменение признака заключается в утрате или появ­лении элементов букв или букв в целом.

Так, с увеличением связности почерка при письме в непривычной позе в отдельных буквах появляются сое­динительные элементы, отсутствующие в обычном по­черке.

В случае упрощения движений утрачиваются элемен­ты букв и буквы.

Последовательность движений при выполнении букв и их элементов, осуществляемая в процессе письма, как правило, автоматизирована и с изменением условий со­храняется.

Пространственная ориентация движений. Наиболее устойчиво размещение точки начала движения относи­тельно условного центра буквы и других ее элементов (например, в буквах а, б, в, е).

Менее устойчиво размещение точки начала движения относительно линии письма, размещение точки соедине­ния с предшествующей буквой, точки окончания движе­ний, относительного размещения движений по вертикали и горизонтали.

Устойчивость признаков пространственного размеще­ния движений, протяженности движений и количества движений при выполнении букв и их элементов можно объяснить сохранением зрительного контроля и устой­чивостью зрительно-двигательного образа воспроизводи­мых букв, изменение же указанных признаков связано в основном с нарушением координации движений и при­способлением к измененным условиям.

б. Влияние материала письма на признаки почерка.

1. Характеристика признаков почерка в текстах, вы­полненных на материалах с неровной поверхностью (полотне, мешковине, холсте, досках, фанере). Шероховатая и крупнорельефная поверхность является необыч­ным условием для письма по сравнению с привычным материалом — бумагой.

При письме на материалах с неровной поверхностью кончик пишущего прибора встречает на своем пути пре­пятствия в виде неровностей материала (волокон, нитей, сучков). В связи с этим усиливается сцепление кончика пишущего прибора с материалом письма и в результате увеличения трения затрудняется его перемещение.

Необычное действие внешних сил нарушает привычный процесс письма, и для достижения результата пи­шущему требуется прилагать большие мышечные усилия.

В связи с этим изменяется привычная соразмерность напряжения и участия групп мышц в процессе письма.

Снижается автоматизм и повышается сознательный контроль за движениями. Усиливается роль зрения и замедляется темп выполнения.

Письмо на мешковине, холсте, деревянной поверхно­сти сопровождается упрощением движений, обусловлен­ным стремлением пишущего в связи с излишним мы­шечным напряжением сократить протяженность движе­ний и сделать запись разборчивой.

Степень выработанности почерка остается без изменений, однако уровень координации движений и темп выполнения снижаются — появляются изломы штри­хов, угловатость при выполнении овальных и полуоваль­ных элементов.

Стройность и четкость почерка часто снижаются. Стройность снижается главным образом из-за неравно­мерности интервалов между буквами, словами, строками, которая зависит от неровного расположения волокон по­верхности или дефектов волокон и дерева.

Снижение четкости наблюдается в случаях деформа­ции букв (из-за дефектов ткани и дерева), обводки и не­равномерного прокрашивания штрихов.

Если поверхность относительно гладкая, стройность и четкость снижаются незначительно.

Протяженность движений по вертикали (высота букв) в большинстве случаев увеличивается. Так, при письме на полотне размер букв в среднем увеличивается на 1—2 мм по сравнению с обычным почерком на мешко­вине — увеличивается еще больше и достигает 10—13 мм, на деревянной поверхности — 9—10 мм.

Размер букв, очевидно, увеличивается вследствие стремления пишущего выполнить текст разборчиво. При небольшом размере букв на крупнорельефной поверхности этого достичь трудно.

Протяженность движений по горизонтали (разгон) изменяется соответственно изменению протяженности движений по вертикали, однако вследствие дефектов поверхности может быть неравномерной.

Направление сгибательных движений (наклон), как правило, не изменяется. Скорее всего, это объясняется тем, что при письме на непривычном материале пишу­щему удается сохранять привычное положение кисти руки относительно предплечья и линии письма.

Связность почерка при письме на необычном матери­але уменьшается. Выполнение текстов на полотне соп­ровождается незначительным снижением связности, на деревянной поверхности — резким ее снижением.

Уменьшение связности можно объяснить упрощением координации движений, замедлением процесса письма, а также утратой элементов букв, выполняемых в основном разгибательными движениями, наиболее трудно воспро­изводимыми вследствие препятствий, оказываемых ма­териалом письма.

Распределение усилий (нажим) при письме на мате­риале с неровной поверхностью чаще изменяется (уве­личивается).

Увеличение нажима объясняется перераспределением усилий в процессе письма на необычном материале, а также малой различимостью штрихов при выполнении их с привычным давлением (особенно на более мягком материале).

Из частных признаков наибольшим изменениям под­вергаются следующие:

строение отдельных букв (при письме на мешковине, холсте, дереве, фанере) определяется изменением об­щего строения почерка — его упрощением.

Появляются варианты букв, близкие к прописным, упрощенные конструкции букв, характеризующиеся пря­молинейностью движений, а также упрощенные вариан­ты с утратой начальных, заключительных и соединитель­ных штрихов.

При письме на деревянной поверхности строение букв нередко приближается к печатной форме (напри­мер, в буквах н, п, л, в, ж).

В усложненных почерках отмечается утрата вариан­тов, выполненных сложными округлыми либо большими по протяженности движениями.

Письмо на полотне в основном не вызывает измене­ний строения букв, однако лица, обладающие варианта­ми стилизованного и печатного строения букв, начинают их использовать.

При письме на других материалах также возможен переход на варианты букв стилизованного строения.

Отметим, что выполнение текстов на материале с неровной поверхностью, как правило, не приводит к об­разованию новых вариантов строения букв. Используют­ся лишь имеющиеся у пишущего в запасе варианты с изменением частоты их встречаемости.

Форма движений при выполнении букв и их элемен­тов изменяется, главным образом, в случаях замены ок­руглых движений прямолинейно-угловатыми. Так, петли, полуовалы заменяются прямыми штрихами, нижние час­та овалов приобретают формы углов.

Вид соединения движений при выполнении отдельных букв и их элементов изменяется: уменьшение связности почерка влечет уменьшение связности при выполнении отдельных букв и их элементов. В случае выполнения текстов на деревянной поверхности преобладающим становится примыкающий вид соединения (особенно в буквах р, н, л, м, д).

Количество движений при выполнении отдельных букв и элементов букв часто уменьшается в связи с упрощением строения букв и утратой начальных, заклю­чительных и соединительных штрихов.

2. Характеристика признаков почерка в текстах, вы­полненных необычным пишущим прибором (заострен­ной палочкой, гвоздем, спичкой и пр.). О письме острым предметом свидетельствуют царапины, вдавленные сле­ды на бумаге, отсутствие окраски штрихов.

В тексте, выполненном спичкой, заостренной палоч­кой, отмечается большая, по сравнению с обычной, ши­рина штрихов, неравномерность распределения в них красителя, отсутствие следов нажима на лицевой и обо­ротной стороне бумаги.

Выполнение рукописи непривычным пишущим при­бором сопровождается часто снижением координации движений и темпа выполнения, снижением стройности и четкости, связности почерка, упрощением строения букв (рис. 28).

Протяженность движений по вертикали обычно уве­личивается. Это объясняется теми же причинами, что и при письме на необычном материале.

1. Непривычное уменьшение расстояния пальцев от пишущего острия сопровождается изменением механиз-

Рис 28 Фрагмент исследуемого письма, выполненного спичкой.

Отмечается большая ширина штрихов, неравномерность распределения в них красителя, упрощение строения букв и малая связность.

В. Зависимость признаков почерка от способа

держания пишущего прибора (расстояния от

пальцев до кончика острия пишущего прибора).

ма письма: изменяется (увеличивается) угол наклона между пишущим прибором и плоскостью стола; увели­чивается опора за счет присоединения безымянного, а иногда и среднего пальца. Нарастает напряжение пишу­щих пальцев и уменьшается их подвижность. В связи с этим уменьшается амплитуда колебательных движений по вертикали и наклонной, определяющих высоту букв.

Вследствие слишком близкого расположения пальцев от острия карандаша или ручки выполняемый текст заслоняется от глаз пишущего, что в некоторой степени влечет за собой утрату зрительного контроля. Уменьше­ние зрительного контроля, а также увеличение напря­женности мышц пишущих пальцев вызывает в ряде слу­чаев снижение координации движений.

В рукописи появляется неустойчивость протяженности движений по вертикали и горизонтали, неустой­чивость размещения движений по вертикали, неравно­мерность нажима, изломы прямых штрихов, угловатость полуовальных и овальных элементов.

Стройность и четкость почерка в случаях нарушения координации движений снижается.

В силу непривычных сбивающих обстоятельств пи­шущий избегает сложных движений и часто упрощает строение букв.

Протяженность движений по вертикали вследствие сокращения амплитуды колебательных движений часто уменьшается, но возможны случаи сохранения привыч­ной высоты букв. Скорее всего это объясняется подк­лючением к движениям пальцев движений кисти, обес­печивающих большую амплитуду движений при письме.

Размещение движений по горизонтали неустойчиво (увеличивается, уменьшается, остается без изменения).

Направление сгибательных движений колеблется (может сохраниться, увеличиться степень наклона, вып­рямиться).

Связность в большинстве случаев не изменяется, но возможно ее уменьшение.

Распределение усилий изменяется:

отмечается увеличение нажима, так как усилия руки концентрируются близко к острию, обусловливая боль­шее его давление на бумагу.

2. Непривычное увеличение расстояния пальцев до пишущего прибора сопровождается изменением положе­ния пишущего прибора по отношению к плоскости стола — большим его наклоном. При этом опора умень­шается и сосредоточивается чаще на мизинце, боковой поверхности кисти и предплечья.

В ряде случаев активизируется подвижность пальцев (их сгибание и разгибание), реже — кисти, предплечья, а поэтому увеличивается и амплитуда колебательных движений. Иногда, напротив, подвижность пальцев уменьшается и движения осуществляются в основном кистью и предплечьем.

С уменьшением привычной опоры требуется больше усилий для удержания пишущего прибора в удобном для письма положении, что в свою очередь вызывает увели­чение напряжения руки и пальцев. Это может быть при­чиной снижения координации движений, сопровождающегося неравномерностью протяженности движений по вертикали и горизонтали, неравномерностью распреде­ления движений по вертикали и нажима, изломами пря­молинейных штрихов, угловатостью овальных и полу­овальных элементов.

Снижение координации движений сопровождается уменьшением стройности и четкости почерка.

Строение букв в связи с необычностью условий пись­ма часто упрощается.

Протяженность движений по вертикали с увеличени­ем амплитуды колебательных движений увеличивается.

Высота букв сохраняется скорее всего в случаях хо­рошего контроля при совершенной координации движе­ний.

Г. Признаки письма в рукописях, выполненных

в темноте (без зрительного контроля)

и при очень слабом освещении (при ограниченном

зрительном контроле) [26]

В процессе письма зрительный контроль играет не­маловажную роль. Его отсутствие (письмо в темноте) или ограничение (письмо при очень слабом освещении: в затемненной комнате, при удаленном слабом источни­ке света, в сумерках и т. д.) создает для пишущего рез­ко необычные условия письма.

Отсутствие зрительного контроля вызывает у пишу­щего нарушение пространственной ориентации движе­ний, вследствие чего в рукописях изменяются признаки почерка, характеризующие размещение движений, и признаки, зависимые от них.

Степень выработанности остается без изменений, од­нако темп выполнения несколько снижается.

Координация движений частично нарушается. Это проявляется в неустойчивости наклона, протяженности движений по вертикали и горизонтали. Однако для дан­ного вида необычного выполнения рукописи характерно отсутствие извилистости и изломов в штрихах, углова­тости овальных и полуовальных элементов, деформации букв.

Стройность почерка снижается. Стройность снижает­ся, главным образом, из-за неравномерности интервалов между буквами, словами и строками.

Четкость почерка изменяется незначительно.

Строение почерка не изменяется. В некоторых случа­ях появляются лишь единичные буквы печатной формы.

Протяженность движений по вертикали и горизонта­ли в основном увеличивается.

Направление сгибательных движений (наклон) изме­няется и становится неустойчивым.

Связность почерка в основном сохраняется.

Пространственная ориентация движений. Изменяет­ся направление и форма строк: вместо горизонтальных появляются опускающиеся, поднимающиеся, пересекаю­щиеся. По форме строки в большинстве случаев вместо прямых становятся извилистыми. Наблюдается пересече­ние элементов рядом стоящих букв либо пересечение букв, слогов и слов, расположенных на разных строках. Отдельные буквы или элементы букв выполняются неод­нократно на одном и том же месте.

Интервалы между строками в основном увеличива­ются, но наряду с этим появляются либо очень малые интервалы, либо таковые отсутствуют совсем.

Линия полей становится неровной.

Четкая разбивка текста на абзацы нарушается.

Частные признаки почерка в основном не изменяют­ся, но число вариаций букв сокращается; чаще всего остаются буквы с упрощенной формой. В ряде случаев при одновременном сохранении прежних вариаций букв либо при сокращении числа вариаций появляются новые упрощенные формы букв. Прописные буквы заменяются строчными либо буквами печатной формы.

Признаки письменной речи. В текстах появляются либо пропуски букв и штрихов, либо лишние буквы и штрихи. В отдельных случаях пропуск букв или их пере­становка искажают смысл слова (например: «полетом» — «полем», «в освоении» — «в совоении»)

Каких-либо закономерностей в изменении расположе­ния знаков препинания не установлено.

Перечисленные изменения признаков при письме без зрительного контроля в равной либо меньшей степени характерны и для текстов, выполненных при ограничен­ном зрительном контроле.

Сопоставление данных о проявлении признаков по­черка при письме в различных измененных внешних условиях показывает следующее.

Степень выработанности почерка в случаях выполне­ния текста в непривычной позе и на материалах с не­ровной поверхностью, в темноте и при слабом освещении остается без изменения.

Координация движений снижается в указанных слу­чаях, а также при письме необычным пишущим прибо­ром либо с непривычным увеличением и уменьшением расстояния пальцев до пишущего острия.

В связи со снижением координации движений умень­шается стройность и четкость почерка.

Темп выполнения рукописи на материалах с неровной поверхностью либо необычным пишущим прибором сни­жается.

Структурная сложность движений при письме может измениться в сторону упрощения во всех рассмотренных случаях изменения внешних условий.

Преобладающая форма движений при письме в не­привычной позе сохраняется до момента приспособления пишущего к измененным условиям, после чего форма движений может измениться в сторону упрощения. Пре­обладающая форма также изменяется, если имеет место значительное снижение координации движений.

Протяженность движений по вертикали, как правило, увеличивается при письме в непривычной позе, на ма­териалах с неровной поверхностью, в темноте и при сла­бом освещении.

В случаях выполнения рукописи с непривычным уменьшением расстояния пальцев до пишущего острия высота букв остается без изменения либо уменьшается.

Непривычное увеличение расстояния пальцев до ост­рия сопровождается неустойчивостью протяженности движений по вертикали.

Протяженность движений по горизонтали в случаях выполнения текстов в измененных внешних условиях чаще является неустойчивой, однако при письме в непри­вычной позе возможно ее увеличение.

Направление сгибательных движений чаще сохраня­ется, если рукопись выполняется в непривычной позе либо на материалах с неровной поверхностью, и стано­вится неустойчивым при непривычном уменьшении рас­стояния пальцев до пишущего острия и в случаях вы­полнения текста в темноте и при слабом освещении.

Связность, как правило, увеличивается, если руко­пись выполняется в непривычной позе, и уменьшается в случае письма на материалах с неровной поверхностью, необычным пишущим прибором, с непривычным умень­шением расстояния пальцев до пишущего острия.

Распределение усилий при письме на материалах с неровной поверхностью, необычным пишущим прибором, с непривычным размещением пальцев от острия пишу­щего прибора изменяется: увеличивается — письмо на материалах с неровной поверхностью, непривычное уменьшение расстояния пальцев до острия; уменьшается в случаях выполнения записей необычным пишущим прибором; становится неравномерным — при выполнении записей с непривычным увеличением расстояния пальцев до кончика пишущего прибора.

Признаки пространственной ориентации движений в случаях письма в непривычной позе в основном устой­чивы, но имеющиеся в обычном почерке отклонения в необычных условиях становятся более выраженными.

При выполнении текстов в темноте и при слабом освещении:

интервалы между строками в основном увеличивают­ся, но наряду с этим появляются либо очень малые ин­тервалы, либо таковые отсутствуют;

направление линии строк изменяется с горизонталь­ного на опускающееся, поднимающееся;

форма линии строки вместо прямолинейной становит­ся извилистой. Имеет место пересечение линий строк, слов, слогов, букв, расположенных на разных строках.

Частные признаки почерка. Строение букв в услови­ях письма в необычной позе и на материалах с неровной поверхностью нередко изменяется в сторону упрощения.

При письме в непривычной позе устойчивы:

форма движений при выполнении основных, подстрочных, надстрочных, начальных элементов и штрихов букв;

форма движений при соединении с предшествующи­ми и последующими буквами, при соединении верхних и нижних частей элементов букв;

направление движений при выполнении букв в целом, при соединении с предшествующей и последующей бук­вой, при соединении элементов в буквах, при выполне­нии основных, заключительных, надстрочных, подст­рочных элементов.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.