Понятие мер уголовно–правового характера — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие мер уголовно–правового характера

2017-09-28 1422
Понятие мер уголовно–правового характера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проведенные во второй половине XX в. исследования показали, что наказание не может признаваться единственным средством уголовно-правового воздействия, его применение слабо влияет на снижение уровня преступности, в особенности рецидивной, профессиональной и организованной[1]. Тогда же получило распространение множество идей и теорий, обосновывающих отказ от наказания, уголовного права и уголовной юстиции, полную замену наказания мерами надзора, лечения и иными некарательными мерами воздействия[2]. В связи с этим и в отдельных странах, и на международном уровне, в рамках ООН, стали широко обсуждаться предложения о декриминализации отдельных деяний, сокращении применения наказания в виде лишения свободы, введении различных альтернативных уголовному наказанию уголовно-правовых мер, в том числе связанных с освобождением от уголовной ответственности.

Эти идеи нашли отражение в различных положениях современного уголовного законодательства. В частности, в рамках институтов «иных мер уголовно-правового характера» или «мер безопасности», предусмотренных законодательством почти всех западных государств[3]. Сущность указанных мер состоит в том, чтобы, не отказываясь от наказания, усилить исправительное и превентивное воздействие уголовного закона за счет дополнительных мер, применяемых к некоторым лицам, совершившим преступления[4].

В российском законодательстве подобный институт получил название «иные меры уголовно-правового характера». Это такие меры, которые имеют уголовно-правовой характер, являясь уголовно-правовым последствием совершения, как правило, преступления, и хотя не являются наказанием, однако от имени государства изменяют правовой статус лица.

Способы уголовно-правовой борьбы с преступлениями в уголовном праве советского и постсоветского периодов выражались в различных законодательных конструкциях: «преступление влечет применение мер социальной защиты» (Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г., Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.); «к лицам, совершившим преступления, установлены наказания, подлежащие применению» (УК РСФСР 1960 г.); «за совершение преступлений устанавливаются наказания и иные меры уголовно-правового характера» (УК РФ 1996 г.).

Следовательно, в законодательстве России прослеживается тенденция уточнения и расширения способов уголовно-правовой борьбы с преступлениями.

Установление в российском уголовном законодательстве правового института иных мер уголовно-правового характера означает, что существует и другой, более объемный институт «Меры уголовно-правового характера». Этот термин УК РФ не использует, что явилось одной из причин отсутствия в теории отечественного уголовного права достаточного количества исследований, посвященных данной проблематике. Если в научных статьях она дискутируется и признается ее недостаточная разработанность[5], то в учебниках и учебных пособиях комплексный подход к исследованию мер уголовно-правового характера встречается крайне редко[6].

Подход к определению понятия «меры уголовно-правового характера» предполагает уяснение двух критериев - формального и содержательного. С формальной точки зрения, под мерами уголовно-правового характера следует понимать меры государственно-принудительного характера (либо освобождение от них), предусмотренные уголовным законом за совершение преступления. С точки зрения их содержания, меры уголовно-правового характера обладают рядом признаков.

Вместе с тем одним из основополагающих является вопрос о соотношении понятий «меры уголовно-правового характера» и «меры уголовной ответственности», который в юридической литературе пока остается открытым.

Под уголовной ответственностью в законе подразумеваются установленные Кодексом уголовно-правовые последствия совершения преступления в виде наказания и иных мер уголовно-правового характера. Вместе с тем такие меры могут быть применены даже вне рамок уголовной ответственности.

Современное уголовное законодательство России в качестве правовых последствий совершения общественно опасных деяний предусматривает различные меры уголовно-правового характера, являющиеся общим (родовым) понятием по отношению к мерам уголовной ответственности.

Необходимость введения в уголовное законодательство наряду с мерами уголовной ответственности и иных мер уголовно-правового воздействия для лиц, совершивших общественно опасные деяния, усматривается уже в социальном назначении уголовного права, его функций и вытекающих из них задач и принципов.

Всеобъемлющее, успешное выполнение охранительной и предупредительной задач уголовного права возможно лишь при строгом соблюдении его принципов, имеющих системное влияние на весь комплекс мер уголовно-правового характера.

Так, согласно принципу законности за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного УК, могут быть применены только такие меры уголовно-правового характера и в таких пределах, которые предусматриваются уголовным законом.

Принцип равенства граждан перед законом не означает равных пределов и содержания уголовной ответственности и наказания. Он предполагает индивидуализацию уголовно-правового воздействия, когда принимаются в расчет характер и степень общественной опасности деяния, обстоятельства его совершения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Все меры уголовно-правового характера (исключая принудительные меры медицинского характера, применяемые к невменяемым, когда юридического признания лица виновным не происходит[7]) реализуются при строгом соблюдении принципа вины. В соответствии с ним при определении общих условий уголовной ответственности должно быть указание не только на вменяемость и достижение установленного УК возраста, но и на виновное совершение лицом преступления.

В уголовном праве наиболее ярко принцип справедливости проявляется в принципах и общих началах назначения наказания. Применительно к правилам назначения наказания в первом случае имеется в виду, что за совершение преступлений одного и того же вида уголовный закон устанавливает одни и те же правила относительно пределов назначения наказания, критериев его назначения, возможности применения положений Общей части УК. Во втором случае, применительно к процессу назначения наказания, справедливость выступает в качестве требования соответствия назначаемого судом лицу, совершившему преступление, наказания характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ст. 6, 60 УК).

В рамках принципа гуманизма, с одной стороны, предполагается обеспечение безопасности всего общества путем применения к виновным мер государственного принуждения. С другой стороны, возможность основанного на законе смягчения карательного воздействия на преступника, экономии уголовной репрессии.

Основанием применения мер уголовно-правового характера является совершение лицом преступления. Это основание носит общий характер, так как именно преступное поведение лица влечет применение к нему мер уголовной ответственности. Непосредственным основанием применения некоторых мер уголовно-правового характера может быть и послепреступное правомерное поведение лица: например, деятельное раскаяние (ст. 75 УК). В таком случае закон допускает освобождение от уголовной ответственности.

Данные меры имеют именно уголовно-правовой характер, поскольку влекут за собой изменения в уголовно-правовом статусе лица, совершившего преступление. В то же время они не всегда выражают отрицательную оценку поведения гражданина. Так, принудительные меры медицинского характера применяются, в первую очередь, к невменяемому лицу, которое юридически не совершало преступления, т.е. не может быть признано преступником. Освобождение от уголовной ответственности производится без юридического признания лица виновным. Таким образом, в конечном счете, это лицо также не считается преступником[8].

Анализ юридической природы и законодательного регулирования мер уголовно-правового характера позволяет наделить их следующими признаками.

Во-первых, это меры должного системного принудительного реагирования государства на виновное совершение лицом общественно опасного деяния (в т.ч. преступления) путем вынесения судом или уполномоченным органом соответствующего акта о реализации уголовной ответственности либо освобождении от нее. Особым случаем является назначение принудительных мер медицинского характера лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости и не подлежащим уголовной ответственности (п. «а» ч. 1 ст. 97 УК).

Во-вторых, назначение мер уголовно-правового характера подчинено задачам уголовного законодательства, осуществляется в соответствии с принципами уголовного права и имеет характер государственного принуждения. В УК установлен также особый правовой режим назначения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости.

В-третьих, назначение мер уголовно-правового характера возможно только по основаниям, предусмотренным законом, и при наличии установленных им же условий (ч. 1 ст. 3, 8 УК).

В-четвертых, некоторые меры уголовно-правового характера в предусмотренных законом случаях могут применяться не только судом, но и иными уполномоченными органами – следователем и дознавателем с согласия соответствующих должностных лиц (ст. 75 УК, ст. 28, 281 УПК РФ).

В-пятых, применение некоторых мер уголовно-правового характера в силу указаний закона может быть не обязанностью, а правом суда или иного государственного органа (например, ст. 76, ст. 90 УК).

В-шестых, меры уголовно-правового характера назначаются в каждом конкретном случае с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния, обстоятельств дела, в частности, смягчающих и отягчающих наказание, а также данных о личности виновного (ст. 6, 60, 73 УК).

В-седьмых, рассматриваемые меры независимо от их вида и оснований назначения носят индивидуальный (личный) характер. Никому не может быть определена мера уголовно-правового характера за совершение общественно опасного деяния другим лицом. Даже в случае применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90-92 УК, суд не может определить меры уголовного воздействия для родителей несовершеннолетнего, совершившего преступление (если они, конечно, не причастны к данному преступлению в установленных уголовным законом формах)[9].

Приведенные признаки, свойственные мерам уголовно-правового характера, позволяют отграничить их от иных мер государственного принуждения, регулируемых другими отраслями российского права.

Применение мер уголовно-правового характера имеет ряд отличий от применения иных мер государственного принуждения:

1) по основаниям применения: совершение предусмотренного УК общественно опасного деяния в первом случае и совершение иного правонарушения (проступка) либо наличие деликта - во втором;

2) по субъектам: в установленных законом случаях меры уголовно-правового характера применяются к виновному лицу, начиная с четырнадцатилетнего возраста, а, например, административная ответственность наступает только по достижении шестнадцати лет; при применении мер государственного принуждения (кроме уголовно-правовых и дисциплинарных) их субъектами могут быть юридические лица;

3) по органам и процедуре установления и доказывания противоправности деяния: в частности, меры дисциплинарного взыскания налагаются в порядке служебной подчиненности по правилам, определенным Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;

4) по органам, применяющим меры воздействия: так, например, меры дисциплинарного взыскания налагаются органом (должностным лицом) в порядке служебной подчиненности;

5) по характеру и длительности мер принуждения: только за совершение преступления могут быть применены лишение свободы на длительный срок, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

6) по правовым последствиям – в частности, только уголовное наказание и условное осуждение влекут состояние судимости, которое сохраняется вплоть до ее погашения или снятия.

Возникает вопрос, возможно ли сочетание мер уголовно-правового характера с санкциями, установленными в других отраслях законодательства за совершение административных, дисциплинарных, гражданско-правовых правонарушений (проступков) или возникновении деликтов?

Применительно к административно наказуемым правонарушениям ответ отрицательный, поскольку административный проступок поглощается преступлением как наиболее общественно опасным правонарушением.

Дисциплинарный проступок так же по общему правилу поглощается преступлением. В то же время возможны ситуации, когда лицо, совершившее преступление, привлекается к уголовной ответственности (или подвергается иным мерам уголовно-правового характера) и одновременно увольняется по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Что касается гражданско-правовой ответственности, то при установлении вины лица в совершении преступления и наличии причиненного этим преступлением материального ущерба возможно возмещение последнего по гражданскому иску потерпевшего в уголовном деле либо на основании отдельного гражданского производства по такому иску. Гражданско-правовая ответственность (в отличие от мер государственного принуждения уголовно-правового характера) иногда возлагается не на самого причинителя вреда, а на третьих лиц (ст. 1074 ГК РФ)

Таким образом, меры уголовно-правового характера - это разнообразные уголовно-правовые последствия совершения общественно опасного деяния, предусмотренные уголовным законодательством в виде наказания и (или) иных мер уголовно-правового характера.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.