Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Юридическая речевая коммуникация

2017-09-28 2377
Юридическая речевая коммуникация 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Юридическое речевая коммуникация – это процесс контактов между людьми в устной форме в ходе создания, толкования и реализации правовых норм, включающий обмен информацией, восприятие и понимание одним человеком другого, формирование единой стратегии и тактики взаимодействия в профессиональной юридической деятельности.

В самом общем виде под речевой коммуникацией в юридической практике следует понимать осознанное стремление одного человека посредством слова вызвать у другого желание действовать, изменить что-то в какой-либо ситуации или установить новые отношения между участниками процесса.

Коммуникативный акт в юридической практике не сводится лишь к сообщению и передаче пусть даже важной социально значимой информации. Речевая юридическая коммуникация – это особая процедура передачи информационных конструкций и норм регламентации внешней активности индивидов. При этом общий характер такой информации и нормирования на практике оказывается максимально освобождённым от субъективного восприятия реальности.

Коммуникация в профессиональной юридической деятельности является статусно-ориентированной, институциональной. Речевая юридическая коммуникация возникает в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов государства. Институциональная коммуникация является специализированной клишированной разновидностью общения между людьми, которые должны общаться в соответствии с нормами данного социума.

Самым универсальным средством юридической коммуникации является речь, поскольку при передаче информации с её помощью менее всего теряется смысл общения.

Речевая юридическая коммуникация – это процесс общения двух или более собеседников-партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего. Диалог – это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Поскольку каждая реплика в диалоге предполагает появление следующей, то статус предлагаемой в ней никогда не является окончательным, пока он не получит подтверждения в процессе дальнейшей беседы.

Возрастающая роль речевой коммуникации в юридической практике, её огромные возможности для осуществления влияния и структурирование социальной действительности ставят в качестве первоочередной задачи изучение эффективности речевой коммуникации в юриспруденции. Развитие умения общаться (коммуникативных способностей) является необходимым для любого человека и особенно для юристов. Серьёзные изъяны в общении – отсутствие коммуникабельности, замкнутость, неумение устанавливать психологический контакт с людьми и т. п. – являются противопоказанием к деятельности юристов: следователей, судей, адвокатов и прокуроров.

Эффективная речевая коммуникация в юридической практике требует соблюдения определенных правил.

1. Речевая коммуникация в юридической практике невозможна без единого языка. При этом важна не только общая знаковая форма, но и значение, термины, которыми оперируют участники диалога. Поэтому юрист, например, при консультировании клиента должен излагать свои позиции доступным языком, преимущественно используя несложные общеупотребительные термины, понятные для собеседника. Общеупотребительные термины – слова обычного литературного языка («жилое помещение», «доля», «увлечения» и др). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания.

2. Необходимым требованием эффективной речевой коммуникации в юридической практике является существование желания и потребности в общении между участниками.

3. Речевая коммуникация предполагает сотрудничество. Это означает, что юрист кроме стремления к истине, должен уметь слушать и слышать другого человека. Сотрудничество в процессе речевой юридической коммуникации предполагает поведение его участников в соответствии с правилами вежливости. Выполнение этого требования надёжно обеспечивает обратные связи между собеседниками.

4. Вместе с тем, сотрудничество предполагает необходимость критического отношения к высказываниям и взглядам партнера.

5. Свобода – важнейшее условие эффективной речевой коммуникации в юридической практике. Выразители разных взглядов должны относиться друг к другу как к автономным субъектам со своими собственными точками зрения, достойными уважения.

Безупречное владение языком и развитые коммуникативные навыки необходимы юристу по различным причинам:

а) они обеспечивают объективность и достоверность расследования, а в многих случаях и судопроизводства. Если, например, следователь что-то недопонял, понял неправильно, или не сумел правильно отразить факты в протоколе, это так и останется в деле и лишь с очень большим трудом может быть исправлено;

б) развитые коммуникативные навыки обеспечивают доступность речи юриста. Этот фактор не менее важен. Ведь даже если юрист правильно понимает слова собеседника, иногда достаточно одного неточного или неумело поставленного вопроса, чтобы весь процесс пошел по неправильному пути;

в) развитые языковые навыки и умения позволяют юристу установить живой психологический контакт, вызвать доверие;

г) речевые навыки существенны и для профессиональной деятельности самого юриста. Они способствуют чёткости и ясности мышления, помогают преодолевать сковывающее влияние профессиональной речи, нередко отражается в некоторой шаблонности криминалистической мысли.

На основе умения говорить юрист решает коммуникативные задачи, связанные с получением и передачей информации. Так, скудность словарного запаса, стереотипные, короткие, неполные, а иногда непонятные фразы говорят о низком уровне владения устной речью, что недопустимо в юридической практике. Несколько слов следует сказать и о том, какие именно особенности речи юриста полезно развивать.

Во-первых, это богатство словаря, умение в нужный момент, в любой ситуации выбрать как раз то слово, которое уместно и необходимо.

Во-вторых, это дифференцированность употребляемых средств языка, умение выбрать нужную форму выражения, использовать богатство различных стилистических и иных языковых пластов, из которых эти выражения можно черпать. Так эффективность беседы юриста с людьми разных социальных групп будет зависеть от того, насколько свободно он владеет лексикой, употребляемой представителями данных социальных групп.

В-третьих, это умение адекватно понять речь клиента, то есть умение как бы поставить себя на его место и услышать в этой речи то, что хотел вложить в неё говорящий, а не то, что юрист сам имел бы в виду, говоря те же слова и употребляя те же выражения. Чем выше квалификация юриста, тем объективнее его понимание речи говорящего, тем меньше он вкладывает в это понимание своего личного опыта, своих собственных, индивидуальных речевых особенностей.

Эффективная речевая юридическая коммуникация, в первую очередь, связывается с задачами речевого воздействия. Причём область, доступная для речевого воздействия, может быть расширена: от неформальной беседы (разговора), юридической консультации до судебных прений. Для юриста важно не только правильно общаться с людьми, но и уметь оказывать психологическое воздействие на них: склонять их к своей точке зрения, убеждать, стимулировать положительные проявления в их поведении, принуждать к даче правдивой информации и т. п. Всегда необходимо помнить, что юрист часто вступает в общение не потому, что его просто интересует этот человек, а для того, чтобы изменить его позицию, его отношение. И именно психологическое влияние в процессе общения с ним позволяет этого достичь. Эффект речевой коммуникации в юридической практике наблюдается в изменении поведения собеседника, которое происходит в результате принятия им сообщения. Результатам речевой юридической коммуникации могут быть изменения в знаниях, изменение установок, изменение поведения.

Умение задавать вопросы, другими словами интервьюирования, является важным коммуникативным навыком юриста. Для юриста, который должен в процессе общения с гражданами выяснить обстоятельства того или иного события, одним из важнейших качеств является умение задавать вопросы. В данном случае его можно сравнить с журналистом, интервьюером. В юридической практике возможно использование различных вопросов в зависимости от конкретного контекста и целей, которые преследует при этом юрист.

Всё это и объясняет необходимость коммуникативной подготовки юриста, но это путь длительный и сложный, основанный на методе проб и ошибок и поэтому недостаточно надежен и эффективен. Важно, чтобы юрист в процессе коммуникативной подготовки получил представление о наиболее важных психологических закономерностях общения. При подготовке юристов необходимо сосредоточить внимание на обучении их не только умению решать дела, давать правильные ответы на конкретные вопросы, но и гуманитарных принципов юридической жизни, правового регулирования. Главное – дать будущему юристу как логический, так и эмоциональный инструмент, чтобы он мог работать с людьми. Необходимо учить юристов умению быть внимательными слушателями, распознавать в коммуникации различие восприятия партнерами друг друга, выбирать соответствующий коммуникативной ситуации «язык» общения, создавать благоприятный коммуникативный климат.

 

Понятие «культура речи»

Начиная с конца 10-х – начала 20-х годов ХХ века, получил развитие предмет «культура речи». Интерес к вопросам речевого искусства в двадцатые годы был особенно велик. Достаточно напомнить об институте живого слова, открытом в 1918 году, сборниках «Русская речь», многочисленных работах по ораторскому искусству (А. Мирта, Б. Казанский, В.. Гофман и др), где авторы стремились «учить говорить весь народ».

Культура речи – чисто русский феномен, национальный термин, введенный в русскую науку в 20-30 - е годы ХХ в. Г. О. Винокуром, В. В. Виноградовым, С. И. Ожеговым. Он отсутствует в иностранных филологических науках в силу специфичности проблем, рождаемых самой конструкцией русского языка. Культура речи понималась у нас лишь как учение о литературной норме, и добавлять в нее идеологически-содержательные компоненты избегали.

Необходимо отметить, что в научной литературе не существует единого определения термина «культура речи». Например, в педагогическом энциклопедическом словаре даётся такое определение понятия:«Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Это базовое определение понятия «культура речи».

Психолингвист А. А. Леонтьев в работе «Язык, речь, речевая деятельность» определяет культуру речи как «учение об оптимальном выборе и функционировании вариативных средств».

По мнению известного ученого-лингвиста Е. Н. Ширяева, культура речи – это «такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных языковых задач».

Проанализировав определения понятия «культура речи», можно сделать вывод о том, что в структуру данного понятия большинство авторов включает два основных компонента: владение нормами устного и письменного русского литературного языка и владение качествами коммуникативно-целесообразной речи.

Речевая культура соотносится с культурой человечества и с духовной культурой в частности. Но прежде дадим определение культуры вообще.

Культура – исторически определённый феномен, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Сущность культуры наглядно раскрывается через её содержание, сферы и виды. Культурологи выделяют две сферы культуры:

· материальная культура;

· духовная культура.

Духовная культура – наиболее сложное образование: она не только обобщает, осмысливает все области материальной культуры человечества, но и в значительной степени управляет этими отраслями культуры. Главная ценность этого вида культуры – язык и языковая способность человека.

Таким образом, культура речи органично включается в духовную культуру человечества, является её частью.

В то же время языковая культура отдельного человека и общая культура человечества взаимосвязаны. Основу любой культуры составляет язык. А по уровню речевой культуры можно легко определить уровень образованности, общей культуры человека. Речь отражает уровень культурного развития каждого человека.

Культура речи предполагает:

1. Умение строить высказывания в устной и письменной форме в соответствии с нормами русского литературного языка.Это умение базируется на понятии «языковая норма».

2. Владение качествами коммуникативно-целесообразной речи (качествами грамотной речи).

Качества речи (коммуникативные качества речи) – это реальные свойства её содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность.

Рассмотрим каждое качество хорошей речи отдельно.

Правильность речи. Правильность речи – это соответствие её языковой структуры действующим языковым нормам: орфоэпическим (нормам произношения), акцентологическим (нормам ударения), словообразовательным (нормам образования слов), лексическим (нормам словоупотребления), морфологическим (нормам употребления частей речи), синтаксическим (нормам построения синтаксических конструкций) и стилистическим.

Точность речи. Различают два вида точности речи: предметную (фактическую) и понятийную (терминологическую). Если в речи адекватно обозначены предметы реальной действительности, явления жизни, события, то в ней соблюдена фактическая, или предметная, точность. Если запланированное говорящим содержание речи соответствует системе научных понятий, то можно говорить о терминологической, или понятийной точности.

Нарушение фактической точности речи происходит тогда, когда выбранное говорящим слово не передаёт адекватно описываемую ситуацию, предметную действительность. Одна из причин терминологической неточности заключается в том, что говорящий (пишущий) не умеет пользоваться термином в соответствии с его языковым значением.

Логичность речи. Для достижения логичности речи следует добиться согласованности высказываний в целом тексте. Условиями логичности речи на уровне текста являются:

а) обозначение переходов от одной мысли к другой;

б) деление текста на абзацы;

в) выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания.

Чистота речи. Чистой называют такую речь, в которой нет чуждых литературному языку слов, словосочетаний и других элементов языка. К языковым средствам, нарушающим чистоту речи, относят ненормативную лексику, диалектизмы, жаргонизмы, слова-паразиты. Навязчивое, частое повторение таких слов в речи делает их чуждыми задачам общения.

Выразительность речи. Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.

Средствами выразительности могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства выразительности используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность (эмоциональность) основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи.

Средствами выразительности являются все стилистические фигуры речи.

Богатство речи. Богатство речи можно определить как максимально возможное насыщение речи разными, не повторяющимися средствами языка, в той мере, в которой это необходимо для реализации коммуникативного намерения. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, личных оценок, авторского отношения к предмету речи.

В общем понятии языкового богатства можно выделить некоторые его разновидности.

Лексическое богатство речи проявляется в наличии у говорящего (пишущего) большого словарного запаса.

Семантическое богатство речи проявляется в разнообразии и обновлении словесных связей, то есть в данном случае имеется в виду значение слова, приобретённое в контексте.

Синтаксическое богатство речи проявляется в использовании разнообразных синтаксических средств.

Интонационное богатство речи тесно связано с лексическим, семантическим и синтаксическим богатством языка. Это богатство интонаций, которыми говорящий сопровождает свою речь. Но интонационное богатство и интонационная бедность явно выражены в звучащей и слышимой речи, а в письменной форме интонация всегда задана лексико-семантической и синтаксической структурой речи и присутствует лишь в сознании как автора, так и читателя.

Уместность речи. Уместность речи – необходимое качество хорошей речи, которое заключается в таком подборе, такой организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.

Уместность речи соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, их возрасту, полу, кругу интересов, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам письменного или устного высказывания.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.