Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Язык как основное средство общения

2017-09-28 1403
Язык как основное средство общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Язык – основное средство человеческого общения – существует только в обществе людей. Связь языка и общества двухсторонняя: нет языка вне общества и нет общества без языка.

Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определённому уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонетический – морфемный – лексический – морфологический – синтаксический.

Язык – это социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры отражаются в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по социальному положению, уровню образования, месту проживания, по возрасту, полу и т. д. В соответствии с этим выделяют функциональные разновидности языка. В основе таких разновидностей языка лежит тот факт, что он возник естественным путём и представляет собой систему, которая одновременно необходима индивиду (отдельному человеку) и социуму.

Общение – специфическая форма взаимодействия людей. Совместная деятельность в добывании пищи, необходимость самозащиты, стремление завоевать свое место в мире обусловили появление феномена общения. Потребность в нем присуща не только человеку. Всё живое, так или иначе, общается. Природная функция общения – создание наиболее благоприятного фона жизни в суровых условиях приспособления к среде. Язык, с помощью которого общается животный мир, конкретный и простой. Он передаёт информацию об опасности, наличии пищи, возможности полового контакта.

Следовательно, общение не является изобретением человека, потребность в нём имеет биологическую природу. У людей оно стало играть столь важную роль, что практически получило статус одного из главных видов деятельности, и психологи склонны приравнять потребность в нём к потребности самосохранения.

Общение многогранно и может выполнять разнообразные функции. Основными являются следующие:

1) коммуникативная (от латинского communicatio – сообщать, беседовать), состоит в обмене необходимой информацией;

2) интерактивная (лат. inter – между, среди, внутри и actio – действие), функция организации взаимодействия, т. е. определение вида деятельности, распределение обязанностей и контроль их выполнения, влияние на настроение, поведение, убеждения партнёра по общению;

3) перцептивная (лат. perceptio – восприятие), установление взаимопонимания в процессе деятельности.

Такое разделение необходимо признать условным, поскольку в каждом акте общения могут одновременно проявляться различные его функции.

Общение становится возможным, если налицо все его компоненты и каждый четко выполняет отведенную ей роль. Компонентами общения являются:

1) его участники – их называют коммуникантами;

2) предмет общения;

3) его средства (словесные и несловесные).

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Коммуниканты (участники общения) – это люди. Сколько их должно быть, чтобы общение состоялось? Обычно не меньше двух. Однако психологи и лингвисты пользуются терминами «внутренняя речь», «внутренний голос» и тому подобное, то есть существует и общение человека со своим внутренним «я».

Коммуникантов может быть огромное количество, если речь идет о так называемом массовом общении. Однако психологи заметили, что оптимальное количество три – пять человек. Если же в контакт вступает большее количество людей, то они стремятся разбиться на группы.

Второй компонент общения – предмет, проблема, процесс деятельности, который требует рассмотрения, решения, обсуждении.

Мы должны вспомнить о третьем элементе – средствах общения. Они могут быть словесными (вербальными, от латинского от латинского verbalis – словесный) и несловесными (невербальными).

Проблемами общения как особой формы взаимодействия людей занимаются представители различных наук: философы и культурологи, социологи и педагоги, политики и религиозные деятели, психологи и лингвисты.

Лингвистика (от латинского lingua – язык), языкознание – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных представителей.

Итак, главное назначение языка – быть средством общения людей, формирования, выражения и сообщения мысли.

 

Функции языка

Основные функции языка следующие:

1. Коммуникативная: язык – это средство общения. Цели коммуникации разнообразны: передать информацию, то есть сообщить некоторые значимые и доступные для понимания сведения, повлиять на адресата, поделиться чувствами и т. д.

2. Когнитивная (лат. cognitio – знание, познание): язык – это орудие мышления и познания.

По словам Л. С. Выготского (1896 – 1934), «мысль совершается в слове»

В самом языке (в значениях слов, устойчивых выражений и т. п), а также в текстах на языке хранится большое количество информации. При этом необходимо учитывать, что в языке нередко отражаются архаические или просто специфические представления о мире, отличные от научных. К примеру, давно известно, что земля вращается вокруг солнца, а мы говорим, что солнце восходит и заходит.

Коммуникативная и когнитивная функция взаимосвязаны. Коммуникация – это обмен мнениями, а многие новые мысли в процессе коммуникации (в т. ч. в процессе чтения книг или восприятия произведений искусства – особые случаи коммуникации).

Когнитивная деятельность происходит обычно в сотрудничестве с другими людьми. Без других людей и знаний, накопленных в ходе развития человечества, индивид способен на немногое.

Есть и частные функции языка. Они выделяют отдельные аспекты коммуникативной и когнитивной функций:

1. Номинативная (назывная): при помощи языка человек даёт названия важных для него объектов действительности. Номинация тесно связана с познанием, поэтому, в частности, появление новых предметов и понятий влечет за собой появление новых слов.

Для разных народов значимыми являются разные объекты. Лакуна – отсутствие слова для обозначения того или иного понятия. Например, в сербском и хорватском языке нет слов для обозначения понятий «сутки», «гроза».

2. Эмоционально-экспрессивная: с помощью языка человек выражает свое субъективно-психологическое отношение к тому, о чем он говорит (эмоции и тому подобное). Междометия (oops, чёрт!) – особый класс слов, который реализует эмоционально-экспрессивную функцию.

3. Регулятивная: с помощью языка можно воздействовать на адресата - побудить его к какому действию или запретить ему что-либо делать, заставить ответить на вопросы и т. д. Ярко реализуется в рекламе, политике.

4. Фатическая: установление и поддержание контакта, «общение ради общения» (приветствие, прощание и другие средства речевого этикета, разговоры о погоде и тому подобное).

5. Эстетическая: язык является материалом для искусства (в первую очередь – художественной литературы) и может оцениваться с эстетических позиций (как что-то прекрасное или, наоборот, уродливое).

6. Магическая (специфическая реализация регулятивной функции): с помощью языка человек вступает в коммуникацию с Богом, потусторонними силами и т. п. Пример: молитвы, заклинания.

7. Метаязыковая: язык используется для того, чтобы говорить о языке (например, узнавать значение слов, исправлять ошибки, отвечать на экзамене по языкознанию).

8. Этническая: язык объединяет нацию. Например, в период существования Югославии язык, на котором говорят сербы и хорваты, назывался сербскохорватским». Теперь государственный язык независимой Сербии официально именуется «сербским», а язык Хорватии – «хорватским», хотя различия между ними не выходят за пределы региональных форм одного и того же языка.

 

Мышление и язык

Человеческая мысль всегда оформлена языком, который представляет собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли как неясные побуждения, волевые импульсы могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Речь – это общение между людьми посредством языка.

Мышление неразрывно связано с языком и речью, однако эта связь достаточна сложна. Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта:

а) генетический, выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

б) функциональный, с этой точки зрения язык и мышление в их современном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.

Являясь чувственно воспринимаемой стороной мышления, язык обеспечивает мыслям человека реальное существование. Вне чувственного восприятия мысль недоступна для других. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в самом её формировании. Нельзя противопоставлять «чистое», внеязыковое мышление и его «вербализацию», последующее выражение в языке.

Вместе с тем, язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон их единства относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношения языка и мышления в процессах познания и общения может быть разным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между речью и мышлением существуют определённые различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно чётко это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.

Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка выступают: фонема, морфема, лексема, предложение, аллофон (звук) и другие.

В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов в их определённости, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нём то, что ранее было сделано мышлением. Причём делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности.

В-четвёртых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.

Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, мышление влияет на язык. Это осуществляется следующим образом:

· мышление даёт содержательную основу для языка, для речевых выражений;

· мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации;

· в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знаний, закрепленных в языке, опыта его употребления;

· мышление определяет уровень языковой культуры;

· обогащение мышления (изменение и уточнение содержания и объёма понятий, обоснование новых понятий и т. п.) ведёт к обогащению языка (появлению новых слов и словосочетаний, уточнению их смысла и значения и тому подобное).

С другой стороны, язык оказывает влияние на мышление по следующим направлениям:

· язык является средством формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи;

· язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства формирования тех или иных мыслей у партнёра, их выражения во внешней речи. Тем самым мысль одного человека становится доступной для других людей;

· язык представляет собой средство для моделирования мысли, работы с мыслью, а также средство моделирования действительности;

· язык предоставляет человеку возможность управлять своими мыслями, так как им придается конкретная форма;

· язык по отношению к мышлению выступает средством воздействия на действительность, прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка (опредмечивание и распредмечивание, объективация и субъективация мышления);

· речь выступает как средство тренировки, отработки, совершенствования мышления.

Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно. Они находятся в единстве, имеют определенные различия и оказывают взаимное влияние друг на друга. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление. Формы и средства мышления, являясь идеальными образованиями, материализуются в языке и могут анализироваться только с использованием языковых средств. Между общими структурами мышления и структурами языкового выражения существует тесная взаимосвязь. Каждой мыслительной структуре адекватна определенная языковая структура и наоборот.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.