Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Речь как средство реализации языка

2017-09-28 1092
Речь как средство реализации языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В языкознании давно утвердилось положение, что язык – это система знаков, код; а речь – это индивидуальное психофизическое явление, активное использование кода языка в соответствии с мыслями коммуниканта. Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида.

Наиболее чётко впервые в языкознании понятия «язык» и «речь» разграничил Фердинанд де Соссюр в «Курсе общей лингвистики», когда разделил понятия «язык» (langue) и «речь» (parole) как две полярные формы существования многообразных и противоречивых в своей совокупности языковых явлений: язык как систему знаков и правил их комбинирования, речь – как использование этой системы в целях общения.

Соссюру отличия между языком и речью представлялись несовместимыми, поэтому он разделил науку о языке на лингвистику языка и лингвистику речи. Но в дальнейшем с таким выводами ученые не согласились, поскольку между языком и речью, несмотря на их различия и противоречия, существует диалектическая связь. Проблема соотношения языка и речи в дальнейшем развивалась в трудах выдающихся языковедов (А. Сеше, Г. Гийома, А. В. Смирницкого, Л. В. Щербы, и др).

Дихотоническую концепцию языка и речи сегодня разделяет большинство языковедов.

Язык – это стихийно возникшая уникальная система знаков и правил их комбинации, предназначенная для коммуникации.

Речь – язык в действии, применение языка с целью общения.

Язык и речь предполагают друг друга и образуют диалектическое единство.

Отличия речи от языка состоят в следующем.

Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развёртывается во времени и в пространстве.

Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна. Так, изменением ситуации в обществе меняется и манера изложения информации в СМИ.

В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в неё слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядоченна. С примерами такой речи мы часто сталкиваемся в быту и на производстве.

Речь используя уже известные языковые средства, принципиально зависит от языка. В то же время ряд её характеристик, например темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционная чёткость, акцент, не имеют прямого отношения к языку. В индивидуальных отклонениях в речи заложены истоки языковых изменений. Поэтому говорят, что язык творит речь и сам творится в речи. Индивидуальный характер речи делает ее неповторимой.

Индивидуальность речи проявляется, во-первых, в отборе элементов языка, затем – в их частотности тех или иных элементов языка, в порядке расположения языковых элементов во фразе и, наконец, в различных модификациях языковых элементов (метафорическом словоупотреблении, использовании индивидуально-авторских неологизмов). Особый интерес представляет именно использование в речи слов, отсутствующих в языке окказионализмов или авторских неологизмов:

Говорящие метафоризируют речь, используя различные средства художественной изобразительности. Люди могут соотносить в речи слова, в языке не соотносимые и системно не связанные, в результате чего возникают контекстуальные синонимы, паронимы и даже омонимы. Такие синонимы, антонимы, паронимы и омонимы не лежат на поверхности имеющихся изобразительных средств русского языка, что подтверждает их отсутствие даже в специализированных словарях синонимов, антонимов и т. д. Авторы выявляют их в запасниках языка и впервые употребляют как средства художественной изобразительности в своих произведениях.

О своеобразии речи в сравнении с языком свидетельствует и возможная игра слов, основанная на сознательном смешении созвучных слов или производных от них.

Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-нибудь, и определяется как использование языка в коммуникативных целях. Собственно коммуникативный аспект рассмотрения языка позволяет сконцентрировать внимание как на закономерностях употребления языка в речи (внутриязыковая сторона), так и на социально-психологических условиях осуществления речевой деятельности (внеязыковое окружение).

Введём ряд понятий, каждое из которых задает разные ракурсы рассмотрения деятельностного аспекта языка.

Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Речевая коммуникация – единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Речевой акт – элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что язык и речь – это два разных явления. Но эти явления взаимосвязаны и взаимозависимы. В единстве языка и речи реализуется двойственная природа языка как человеческого феномена, который выполняет в человеческом обществе определённые функции, имея для этого соответствующие средства.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.