Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-09-27 | 386 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цель: изучить особенности социально-экономического и политического развития России в конце XVI – начале XVII века.
На семинаре формируются знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики России в конце XVI – начале XVII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии России и других стран конца XVI – начале XVII века.
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории России;
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
компетенции:
ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-10 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
ОК-11 – способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Восстание под руководством Ивана Болотникова», «Второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского».
|
План семинарского занятия
1. Экономическое и политическое положение России после смерти Ивана Грозного до 1613 г. Династический кризис. Федор Иоаннович и Борис Годунов.
2. Причины Смутного времени. Борис Годунов и Лжедмитрий I.
3. Шведская и открытая польская интервенция 1609 – 1612 гг. «Конечное разорение Московского царства» и Курск в Смутное время.
4. Роль народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы и изгнании интервентов. Земский собор 1613 года.
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13):
династический кризис, Смутное время, самозванство, Гражданская война, Крестьянская война, иностранная интервенция, народное ополчение, семибоярщина, «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13)
Вопросы для обсуждения
1. Назовите предпосылки и причины возникновения династического кризиса и Смутного времени в конце XVI – начале XVII века. (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
2. Какие внутренние и внешние общественно-политические силы принимали участие в Смуте? С какими требованиями они выступали? Какую роль сыграл Курский край в Смутное время? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
3. Проанализируйте составы первого и второго народных ополчений. Какие обстоятельства стали решающим фактором развала первого и успеха второго ополчения? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
4. Какие были последствия русской Смуты начала XVII века? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)
Задания в тестовой форме:
(ОК-1, ОК-3)
ВАРИАНТ I
1. «Семибоярщина» — это:
а) ополчение для борьбы против интервенции;
б) правительство России с 1610 г.;
в) государственная судебная инстанция;
г) оппозиционная группировка бояр.
2. Смутным временем называется период:
а) 1598—1613 гг.;
б) 1584—1613 гг.;
в) 1603 – 1614 гг.;
г) 1607—1613 гг.
3. Впервые в истории России был избран на престол Земским собором:
|
а) Михаил Романов в 1613 г.;
б) Борис Годунов в 1598 г.;
в) Василий Шуйский в 1606 г.;
г) Лжедмитрий I в 1606 г.
4. Лжедмитрий I правил в:
а) 1605—1606 гг.; в) 1605—1607 гг.;
б) 1606—1607 гг.; г) 1605—1612 гг.
5. Соотнесите личности и события:
1. Иван Болотников.
2. Лжедмитрий I,
3. Дмитрий Пожарский;
4. Борис Годунов.
а) претендент на русский престол;
б) руководитель второго ополчения;
в) предводитель восстания;
г) первый царь, избранный на престол Земским собором.
6. После отречения Василия Шуйского от престола власть оказалась в руках:
а) Боярской думы;
б) «Семибоярщины»;
в) Земского собора;
г) Сигизмунда II.
7. Руководитель крестьянского восстания 1606—1607 г.:
а. Е. Пугачев;
б. И. Болотников;
в. С. Разин;
г. П.Ляпунов.
8. Со смертью царя Федора Ивановича прекратилась династия:
а. Рюриковичей;
б. Ивана Калиты;
в. Романовых;
г. Даниила Московского.
9. С 1601 —1603 гг. в Российском государстве связаны:
а) неурожаи, голод в стране;
б) польско-шведская интервенция;
в) приглашение на престол польского королевича;
г) улучшение экономического положения.
10. Для борьбы с интервентами К. Минин и Д. Пожарский:
а) создали боеспособное, хорошо вооруженное войско;
б) организовали сбор добровольных пожертвований;
в) заручились поддержкой правительства;
г) обратились за помощью к Швеции.
11. И. Болотников во время восстания выдавал себя:
а) за царевича Дмитрия;
б) за родственника Бориса Годунова;
в) за воеводу, спасшего царевича Дмитрия;
г) за казацкого старшину.
12. В 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова. Укажите, чем определился его выбор:
а) Михаил Романов был государственным деятелем;
б) «Миша де Романов молод, умом не дошел и нам будет поваден»;
в) его кандидатуру поддерживала армия;
г) он был самым ближайшим родственником Ивана Грозного.
ВАРИАНТ II
1. С именами Д. Пожарского и К. Минина связано:
а) второе ополчение;
б) выборы Василия Шуйского на престол;
в) восстание холопов;
г) первое ополчение.
2. В составе Земского собора, выбиравшего в 1613 г. царя, были представлены:
а) дворяне;
б) казаки;
в) бояре;
г) стрельцы;
д) черносошные крестьяне;
е) верны все ответы.
3. Участники второго ополчения:
а) дворяне; в) казаки;
б) крестьяне; г) бояре.
4. Прозвище «Тушинский вор» относится:
а) к Лжедмитрию I;
б) к Ивану Болотникову;
в) к Лжедмитрию II.
5. Условия, на которых шведский король согласился помочь Василию Шуйскому в борьбе против Лжедмитрия II:
|
а) спасти Россию от самозванца;
б) вернуть себе балтийские земли;
в) оказать помощь в подавлении крестьянского восстания;
г) возвратить себе московскую корону.
6. Русская православная церковь получила самостоятельность и независимость от Константинополя. Это связано:
а) с учреждением в России патриаршества;
б) с расколом между русской и константинопольской церквями;
в) с церковной реформой;
г) с усилением влияния католической церкви.
7. Временной период «Семибоярщины»:
а) 1605—1606 г.;
б) 1610—1613 г.;
в) 1598—1605 г.;
г) 1606—1613 г.
8. Руководитель штурма Китай-города и Кремля в 1612 году:
а) князь Д. Трубецкой;
б) князь Д. Пожарский;
в) дворянин П. Ляпунов;
г) дворянин И. Пашков.
9. Начало XVII в. историки называют:
а) «бунташным веком»;
б) Смутным временем;
в) эпохой дворцовых переворотов;
г) заповедными летами.
10. Свергнутый в 1610 г. царь Василий Шуйский:
а) отправлен воеводой в Тобольск;
б) отправлен на Соловецкие острова;
в) отправлен в Троице-Сергиев монастырь;
г) был казнен.
11. Соотнесите события и даты:
1. Восстание И. Болотникова.
2. Правление Лжедмитрия I.
3. Первое ополчение.
4. Польско-шведская интервенция.
а) 1605—1606 гг.; в) 1609—1618 гг.;
б) 1606—1607 гг.; г) 1611 г.
12. Появление самозванцев на Руси в начале XVII в. связано:
а) с династическим кризисом;
б) с противоречиями внутри господствующего класса;
в) с экономическим упадком в стране;
г) со склонностью русского народа к авантюризму.
Основная литература
1. Зуев М.Н. История России: учеб пособие / М.Н.Зуев. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – С. 31 – 32, 161 – 169.
2. История России: учебник / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ. Исторический ф-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 85 – 97.
Дополнительная литература
1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 81 – 87.
2. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 85 – 97.
3. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 1: История России с древности до конца XIX века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 193 – 204.
|
4. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 97 – 112.
5. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 31 – 32, 161 – 169.
6. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 118 – 122.
7. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 192 – 218.
8. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 166 – 213.
9. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 129 – 141.
10. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 169 – 187.
11. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 120 – 126.
12. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 307 – 310. 13. Договор между «семибоярщиной» и гетманом С. Жолтковским о признании польского королевича Владислава русским царем // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М.: Проспект. 1999. – С. 141.
14. Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII века / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС, 1994. – С. 142 – 146, 269 – 338 и др.
15. Варенцова Л.Ю. Царевна Ксения Годунова // Вопросы истории. – 2005. – № 1. – С. 131 – 136.
Тема 5.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!