Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

От Руси – к России: XIII – XVI вв.

2017-09-27 457
От Руси – к России: XIII – XVI вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Цель: овладеть знаниями об основных этапах становления и развития государственности, общества и культуры Руси – России в XIII – XVI вв.

 

На семинаре формируются знания:

- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни, внутренней и внешней политики Руси – России в XIII – XVI веках;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии Руси – России и других стран XIII – XVI веков.

 

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории Руси – России;

- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.

 

компетенции:

ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-10 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

ОК-11 – способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

 

Материально-техническое оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Московский Кремль XVI века», «Русская иконопись: от Феофана Грека до Дионисия».

 

План семинарского занятия

1. Борьба народов Отечества с иноземными захватчиками:

а) от нашествия Батыя до падения монголо-татарского ига; Куликовская битва и стояние на реке Угре;

б) нападение немецких, шведских, польских, литовских агрессоров и образование белорусской и украинской народностей.

2. XIV – начало XVI вв. Формирование Московского государства. Исторические предпосылки возникновения теории «Москва – третий Рим».

3. Укрепление единого государства при Иване Грозном. Россия.

4. Формирование русской (великорусской) народности и самобытной национальной культуры. Роль православной церкви в сохранении русской культуры и традиционных основ Российского государства.

Глоссарий

Выпишите и дайте определения следующих терминов (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13):

Ярлык, выход, баскак, иго, феодальная война, национальное государство, нация, народ, Великое княжение, царь, Боярская дума, Избранная рада,Земский собор, Стоглавый собор,автокефалия Русской православной церкви, нестяжатели, иосифляне, Судебник, местничество, вотчина, поместье, дворянин, тягло, Юрьев день, крепостное право, опричнина, земщина.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-13)

Вопросы для обсуждения

1.В каких формах осуществлялась власть Золотой Орды на Руси? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

2. Какую роль сыграло монголо-татарское завоевание в возникновении на основе единой древнерусской народности украинского, белорусского и русского народов? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

3. Каковы последствия монголо-татарского ига для Руси? (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

4. Какими средствами московские князья добились своего возвышения? Оцените политику Ивана Калиты с точки зрения морали и исторического прогресса. (ОК-1, ОК-3, ОК-6)

5. Каким образом оценивают политику опричнины Ивана Грозного историки С.Ф. Платонов, В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев?

(ОК-1, ОК-3, ОК-6)

Задания в тестовой форме:

(ОК-1, ОК-3)

 

ВАРИАНТ I

1. Новгород был феодальной республикой. Определите, в чем это выражалось:

а) власть сохранялась за вече;

б) Новгород выбирал князя на княжество;

в) новгородское население делилось на граждан и не граждан.

2. Первое упоминание о Москве связано с именем князя:

а) Андрея Боголюбского;

б) Юрия Долгорукого;

в) Даниила Московского.

3. Отметьте, каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси:

а) Русь потеряла свою независимость;

б) произошел спад экономического развития;

в) начались междоусобные войны;

г) расцвет Руси.

4. Укажите военно-монашеский орден, участвовавший в крестовом походе на Русь:

а) Тамплиеров; в) Ливонский;

б) Тевтонский; г) Меченосцев.

5. Соотнесите даты и события:

а) 1240 г.;

б) 1223 г.;

в) 1242 г.;

г) 1380 г.

1. Битва на Калке;

2. Ледовое побоище;

3 Куликовская битва;

4. Невская битва.

6. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха собрался съезд русских князей. Он вошел в историю как:

а) Любечский съезд;

б) Киевский съезд;

в) Владимирский съезд;

г) Новгородский съезд.

7. Определите историческое значение победы русских в битве на Чудском озере:

а) сохранение независимости новгородских и псковских земель;

б) сохранение единства Руси;

в) сохранение религиозного единства.

8. Боярская дума — это:

а) орган городского самоуправления;

б) совещательный орган при князе;

в) законодательный орган.

9. Определите даты монголо-татарского ига:

а) 1240—1480 гг.;

б) 1242—1485 гг.;

в) 1240—1580 гг.;

г) 1140—1440 гг.

10. К единению князей призывал автор:

а) «Моления Даниила Заточника;

б) «Слова о полку Игореве»;

в) «Хождения за три моря».

11. После падения Киева политическим центром становится:

а) Новгород;

б) Владимир;

в) Ярославль.

12. События, в результате которых произошло присоединение Новгорода к Московскому княжеству, - это:

а) сражение на р. Шелони в 1471 г. и походы 1475 и 1478 гг.;

б) подавление новгородского восстания Иваном Грозным;

в) вмешательство Золотой Орды.

13. Соперничество Москвы и Твери проявилось:

а) в феодальной усобице;

б) в борьбе за торговые интересы;

в) в борьбе за право стать центром объединения русских земель.

14. Автор идеи «Москва – третий Рим»:

а) монах Филофей;

б) Сергий Радонежский;

в) митрополит Макарий.

15. В XIV в. у русского народа формируется национальное самосознание. Выберите правильный ответ, который объясняет это понятие:

а) чувство единства народа;

б) осознание права на независимость;

в) сознание превосходства над другими народами.

16. Елена Глинская осуществила:

а) денежную реформу;

б) военную реформу;

в) административную реформу.

17. Территории, в XVI в. вошедшие в состав Русского государства, — это:

а) Казанское ханство;

б) Балтийские земли;

в) Западная Сибирь.

18. Кто из русских князей первым принял титул царя:

а) Иван III;

б) Иван Грозный

в) Михаил Романов

19. Опричнина прекратила свое существование:

а) в 1552 г.; в) в 1572 г.;

б) в 1571 г.; г) в 1584 г.

20. Соотнесите представителей культуры и сферу их деятельности:

1. И. Федоров;

2. Дионисий;

3. П. Яковлев;

4. А. Чохов.

а) русский зодчий;

б) первый русский книгопечатник;

в) ремесленник-кузнец;

г) русский живописец.

21. Стоглавый собор 1551 г. регламентировал:

а) церковное строительство;

б) церковную живопись;

в) оформление церковных книг.

22. При Иване Грозном продолжался процесс закрепощения крестьян. Это подтверждается:

а) составлением нового Судебника;

б) проведением государственного учета земель и их описанием с указанием владельцев и размера угодий (писцовые книги);

в) принятием ряда указов, регулирующих взаимоотношения крестьян и феодалов.

 

ВАРИАНТ II

1. Определите, на каком уровне развития находились монголо-татары перед нашествием на Русь:

а) феодальной раздробленности;

б) распада первобытного общества;

в) раннефеодального государства.

2. Соотнесите понятия и их объяснение:

1. Ярлык.

2. Дань.

3. Баскаки.

а) золотоордынцы, собирающие дань на Руси;

б) ханская грамота, дающая право на княжение;

в) поборы с покоренных народов в пользу Золотой Орды.

3. В 1097 г. состоялся Любечский съезд. Укажите, какую цель он преследовал:

а) прекращение княжеских усобиц;

б) разделение Киевской Руси на самостоятельные княжества;

в) объединение раздробленной Руси.

4. Во времена правления Владимира Мономаха Русь решила одну из важнейших внешнеполитических задач. А именно:

а) обезопасила себя от набегов кочевников-половцев;

б) заключила мирный договор с Византией на выгодных для нее условиях;

в) отстояла свою независимость от немецко-шведских рыцарей.

5. Укажите, кто был основателем династии московских князей:

а) Александр Невский;

б) Юрий Долгорукий;

в) младший сын Александра Невского Даниил.

6. На Руси формируется новое сословие – «дворянство». Оно характеризуется:

а) наличием земельного владения за несение военной службы;

б) наличием больших привилегий;

в) участием в управлении государством.

7. Определите, что входило в функции князя в Новгороде:

а) сбор налогов; б) защита города; в) суд.

8. Соотнесите территорию и города:

1. Юго-Западная Русь.

2. Северо-Западная Русь.

а) Галич;

б) Владимир;

в) Суздаль;

г) Москва;

д) Чернигов;

е) Ростов.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.