История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-09-27 | 852 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Форма: семинарское занятие с элементами метода кейсов.
Цель: изучить процесс образования и развития древнерусского государства.
На семинаре формируются знания:
- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни восточных славян и Киевской Руси, внутренней и внешней политики Древнерусского государства с древнейших времен до начала XIII века;
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии Древней Руси и других стран с древнейших времен до начала XIII века.
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории Древней Руси;
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
компетенции:
ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-10 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
ОК-11 – способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентации
|
План семинарского занятия
1.Истоки формирования государственности на Руси. Великое переселение народов и первые государственные образования у восточных славян.
2. VI – IX вв. Образование древнерусского государства. Норманнская теория (XVIII в.).
3. Принятие христианства на Руси. Расцвет культуры Киевской Руси.
4. Феодальная раздробленность: понятие, предпосылки и итоги. Удельные княжества в XII – XIII вв. (Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская земля).
Глоссарий
Выпишите и дайте определения следующих терминов (ОК-1, ОК-2):
Индоевропейская языковая семья народов, восточные славяне, великое переселение народов, родовая община, соседская община, вервь, племенной союз, военная демократия, государство, феодальная раздробленность, христианство, православие.
Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения (ОК-1, ОК-2).
Вопросы для обсуждения
1. Какой теории происхождения восточных славян, автохтонной или одной из миграционных, Вы придерживаетесь? Обоснуйте свой ответ. (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)
2. В чем сходны, а чем различаются норманнская и антинорманнская теории? Как современные историки рассматривают процесс образования Древнерусского государства? (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)
3. В чем заключались основные задачи внутренней и внешней политики первых русских князей? (ОК-1, ОК-2).
4. Определите причины феодальной раздробленности на Руси. Почему этот этап в развитии государства считается закономерным? (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)
Ситуационные задачи (кейсы)
Объясните следующие исторические противоречия. Свой ответ законспектируйте. (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)
1. «Здесь, следовательно, на севере, в Новгороде, началась Русская земля, началось Русское государство», - писал один из патриархов отечественной истории С.М.Соловьев. Почему же в учебнике истории, по которому мы длительное время изучали историю Отечества, говорится, что «от Киевской Руси идет непрерывная тысячелетняя линия исторического развития к Московской Руси XV – XVII вв., к Российской империи...» и что «киевские князья построили на севере форпост для защиты от варягов – Новый город – Новгород у озера Ильмень»?
|
2. Норманнская теория, связывающая возникновение государства славян с влиянием пришельцев-варягов из Скандинавии, подвергается отрицанию. Тогда как объяснить, что, согласно летописи, княжить в Новгород были призваны трое братьев-варягов – Рюрик, Синеус и Трувор?
3. В житии святого Стефана Сурожского, бывшего долгое время архиепископом в византийской колонии в Крыму в городе Суроже (нынешнем Судаке) и умершего в 787 г., рассказывается о чудесах, которые творил святой. К одним из таких чудес авторы жития относят исцеление в Суроже новгородского князя Бравлина, хотя князь пришел в Крым далеко не с целью лечения. «Воинственный и сильный князь Новгорода русского Бравлин с многочисленным войском опустошил места от Корсуня до Керчи, с большой силой подошел к Сурожу... сломал железные ворота, вошел в город...», - писал автор.
По мнению отдельных историков возникает много «но»: и имя Бравлин кажется странным, и Новгорода, согласно общепризнанной точки зрения, будто бы еще не существовало и т.д. Однако, по описанию, и Новгород уже существовал, и Бравлин в нем уже княжил. Но как быть тогда с «киевской» теорией о происхождении русского государства из Киева (882 г.)? В конце концов, почему «Повести временных лет» доверять можно, а житию святого Стефана Сурожского нет?
4. Княгиня Ольга стала первой правительницей-христианкой на Руси. Киевский князь Владимир первым ввел христианство на славянских землях. Но религиозного почитания Владимира как, к примеру, его сыновей Бориса и Глеба или бабки Ольги, долгое время не было. Почему так произошло? Почему к лику святых первыми из русских официально были причислены князья Борис и Глеб, а не их отец или прабабка (Владимир «прошел» общерусскую канонизацию лишь при Иване Грозном)?
5. Князь Владимир был неоднозначен в своих поступках. Он запятнал себя убийством Рогвольда и его сыновей, которые никогда не были его врагами, он вероломно умертвил собственного брата, предал своих боевых товарищей-варягов. Он отличался многоженством: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц князя, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове...». Его грехи еще долго можно было бы перечислять. Но вот что любопытно: в народной памяти он остался князем Владимиром Красное Солнышко. Почему?
|
6. Письменность у восточных славян имела место еще задолго до принятия на Руси христианства и появления кириллицы. Почему исконно «руськие письмены» не получили своего дальнейшего развития, а на вооружение была взята кириллица, названная так по имени византийца Кирилла, составившего ее?
7. О.М. Рапов, анализируя причины принятия Русью христианства, так же как и другие авторы, исходит из признания христианства в качестве классовой религии. В самом деле, в исторической литературе давно уже сложился штамп противопоставления язычества как религии доклассовой, родовой и христианства как религии классовой. Но Рапов пошел дальше и в этой связи поставил такой вопрос: «...Совершенно непонятно, почему религия родового общества (язычество), не освящавшая господства одного класса над другим, вполне соответствовала рабовладельческому строю, существовала в рабовладельческих государствах сотни, а иногда и тысячи лет и совсем не подрывала неограниченной власти египетских фараонов, ассиро-вавилонских царей, римских императоров... вдруг перестает удовлетворять правящие круги общества при переходе к феодальному способу производства?» Действительно, почему?
8. Князь Василько Ростиславич был оклеветан Давидом Игоревичем, изменнически захвачен Святополком Изяславичем и варварски ослеплен ими при возвращении их из Любеча со съезда князей (1097 г.), где все целовали крест на… взаимную верность. Какова же истинная цена съезду, которому отдельные авторы отводят историческую роль в сплочении русских княжеств?
9. После смерти Мстислава Великого (1132 г.) все княжества Руси вышли из повиновения Киеву. Казалось бы, такая раздробленность шла во вред и единству, и развитию. Однако, академик Б.А. Рыбаков считает, что феодальная раздробленность – это не распад, не регресс, не движение вспять, а прогрессивная эволюция. Разве такое возможно?
|
10. На рубеже XI – XII вв. на Руси начался и довольно долго продолжался период феодальной раздробленности. Считается, что это был закономерный этап развития феодального общества. Почему закономерный? Разве нельзя было избежать этой раздробленности и сразу образовать централизованное русское государство, к чему в конечном счете и пришли княжества[1]?
Задания в тестовой форме:
(ОК-1)
ВАРИАНТ I
1. Укажите основные виды деятельности восточных славян:
а) земледелие;
б) виноделие;
в) садоводство;
г) скотоводство.
2. К родоплеменной знати славян относятся:
а) вождь, старейшины, жрецы;
б) князь, старейшины, жрецы-волхвы;
в) король, старейшины, друиды;
г) хан, старейшины, шаманы.
3 Восточные славяне вели оживленную торговлю с другими странами и народами. Они торговали:
а) солью, рыбой, воском, мехами;
б) оружием, воском, пенькой;
в) ювелирными изделиями, лесом, медом;
г) оружием, вином, зерном.
4. Восточные славяне исповедовали:
а) христианство;
б) ислам;
в) язычество;
г) буддизм.
5. Народное собрание у восточных славян называлось:
а) агора;
б) вече;
в) тинг.
6. Установление княгиней Ольгой «урока» связано:
а) с восстанием древлян против князя Игоря;
б) с укреплением государственной власти на Руси;
в) с княжескими усобицами;
г) с борьбой за власть с князем Мамоком.
7. Киевский князь, носивший прозвище Красное Солнышко:
а) Владимир Святославич;
б) Владимир Мономах;
в) Святослав;
г) Ярослав Мудрый.
8. Важное историческое событие, произошедшее на Руси в 988 г.:
а) религиозная реформа князя Владимира;
б) крещение Руси;
в) образование государства Киевская Русь;
г) остановлены набеги на Русь печенегов.
9. Князь, с именем которого связано первое русское законодательство «Русская Правда»:
а) Иван Калита;
б) Ярослав Мудрый;
в) Владимир Мономах;
г) Владимир Святославич.
10. Вира – это:
а) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну за убийство свободного человека;
б) сборщик штрафов;
в) денежная сумма в пользу семьи убитого;
г) свидетель.
11. Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет»:
а) Геродот;
б) Нестор;
в) Прокопий Кессарийский;
г) Маврикий Стратег.
12. Создание славянской азбуки связано:
а) с братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием;
б) с митрополитом Иларионом;
в) с монахом Нестором;
г) с монахами из Афона.
13. Укажите памятник архитектуры Киевской Руси:
а) Золотые ворота;
б) Георгиевский собор;
в) церковь Михаила Архангела
г) Московский Кремль.
14. Соотнесите славянские племена и города, которые они основали:
1. Поляне;
2. Кривичи;
3. Словене.
а) Русса, Ладога, Псков, Новгород;
б) Киев, Чернигов, Переяслав, Галич;
|
в) Смоленск, Полоцк, Туров.
ВАРИАНТ II
1. Определите соседей восточных славян:
а) финно-угорские племена;
б) западные славяне;
в) германцы;
г) булгары.
2. Славянские племена вынуждены были обороняться от кочевников. Отметьте, от каких именно:
а) хазар;
б) печенегов;
в) гуннов;
г) тюрков.
3. Переход от первобытнообщинного строя к феодализму у славян связан:
а) с развитием ремесла;
б) с совершенствованием земледелия;
в) с появлением соседской общины;
г) верны все ответы.
4. Вече в русских городах VIII—IX вв. — это:
а) народное собрание;
б) феодальная верхушка;
в) родоплеменная знать;
г) совет при князе.
5. Определите социальные группы Киевской Руси XI—XII в.:
а) князья, бояре, дворяне;
б) князья, бояре, духовенство, крестьяне;
в) князья, бояре, крепостные крестьяне;
г) князья, бояре, монахи.
6. Соотнесите товары, которые вывозили и ввозили русские купцы:
1. Вывозили.
2. Ввозили.
а) меха, мед, воск;
б) цветные металлы, краски;
в) кожу, шерсть, лен;
г) пергамент, книги, благовония.
7. Соотнесите историческую личность и событие:
1. Князь Владимир.
2. Князь Олег.
3. Ярослав Мудрый.
а) составление первого свода законов «Русская Правда»;
б) крещение Руси;
в) заключение договора с Византией, по которому Русь получала дань с Византии.
8. Свод законов «Русская Правда» включал статьи, содержащие:
а) отмену кровной мести;
б) разделение людей по имущественному и должностному положению;
в) осуществление суда на основе традиций и обычаев.
9. В пантеон славянских богов входили:
а) Перун;
б) Мокошь;
в) Один;
г) Сварог.
10. Укажите название славянской азбуки:
а) кириллица;
б) полуустав;
в) скоропись.
11. На каменное строительство на Руси оказала влияние:
а) византийская школа;
б) итальянская школа;
в) римская школа.
12. Наиболее известные каменные храмы:
а) церковь Успения Богородицы;
б) Спасо-Преображенский собор;
в) Софийский собор в Киеве;
г) верны все ответы.
13. Фреска – это:
а) роспись водяными красками по штукатурке;
б) изображение, выполненное из цветных камней, смальты;
в) древние надписи, рисунки, нацарапанные на стенах.
14. Укажите маршрут знаменитого торгового пути «из варяг в греки»:
а) Балтийское море — р. Волхов — оз. Ильмень — Черное море;
б) Белое море — р. Нева — Ладожское озеро — р. Днепр — Черное море;
в) Балтийское море – р. Нева – Ладожское озеро — р. Волхов — о. Ильмень – р. Ловать – верх Днепра — Черное море – Константинополь.
Основная литература
3. Зуев М.Н. История России: учеб пособие / М.Н.Зуев. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – С. 12 – 19, 284 – 287, 392 – 395, 563 – 568.
4. История России: учебник / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ. Исторический ф-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 14 – 49.
Дополнительная литература
1. Русские Веды. Велесова книга. – М.: Менеджер, 1995. – 320 с.
2. Балакина Т. История русской культуры. – М., 1995. – С. 9.
3. Богданов А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. – 2005. – № 2. – С. 57 – 72.
4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. – М.: Мысль, 1991. – С. 31 – 34.
5. Карамзин И.М. История государства российского. Книга первая. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 512 с.
6. Качановский История культуры России.: Учеб.пос. – Минск: Экоперспектива, 1997. – С. 3 – 61.
7. Ишимова А.И. История России в рассказах для детей. – М.: Экопас, 1992. – С. 24.
8. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории: Учеб. дорев. России по истории. – М.: Учеб. лит., 1996. – С. 14 – 64.
9. Соловьев С.М. Об истории Древней России. Т.1. – М.: Просвещение, 1992. – С. 13 – 167.
10. Как была крещена Русь. – 2-е. изд. – М.: Политиздат, 1989. – 320 с.
11. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. – 2005. – № 3. – С. 72 – 89.
12. Волощук М.М. Венгерское присутствие в Галиции в 1214 – 1219 годах // Вопросы истории. – 2005. – № 12. – С. 97 – 106.
13. Бердинских В.А. О происхождении Кирилла и Мефодия и отношениях между греческой и славянскими церквами // Вопросы истории. – 2006. – № 4. – С. 155 – 162.
Тема 3.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!