Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-09-26 | 819 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Вводная лекция.
Предлагаемый Вашему вниманию дистанционный курс разработан в рамках научного направления «История» в Высшей школе общественных наук Гуманитарного института СПбПУ. Курс предназначен для студентов практически всех институтов и направлений подготовки университета.
Лекторы: к.и.н. доцент И.В. Аладышкин;
к.и.н. доцент А.Н. Мичурин.
Цели и задачи курса.
Курс истории – важная базовая дисциплина, дающая представление о закономерности и непрерывности исторического процесса, об эволюции общества и формировании специфических черт современного социума. Изучение истории является неотъемлемой частью выработки у студентов научной картины мира, социальной памяти и социальных ориентиров.
Основные задачи курса Истории видятся в формировании специалиста с широким мировоззрением, способного к независимым суждениям и самостоятельным решениям, умеющего свободно ориентироваться в общественной жизни, аргументировано отстаивать свою точку зрения и готового к широкой профессиональной деятельности. Курс призван обеспечить возможности индивидуального развития, социальной мобильности и в то же время воспитания в духе патриотизма, гражданственности, активного участия в жизни общества с чувством социальной ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России. Не менее важной задачей оказывается подготовка хорошо информированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, а также поиску решений проблем, стоящих перед обществом.
История выполняет функцию коллективной памяти, способствуя тем самым формированию социальной, политической, профессиональной идентичности, что предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, моральных устоев, толерантности. Знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества, понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса как раз служит необходимым фундаментом для понимания места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами. Курс истории способствует и формированию профессиональных навыков и умений, в частности, способность работы с разноплановыми источниками, эффективному поиску информации и критике источников; осмыслению процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. Наряду с иными социогуманитарными дисциплинами История развивает творческое и логическое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
|
Общей целью курса и всех форм его изучения видится в освоении адекватной сегодняшнему времени методологии научной и практической деятельности, формировании у студентов научного представления о месте и роли России в истории цивилизации и в современном мире, о развитии научно-технических знаний и практик, в частности сопряженных с ключевыми направлениями профессиональной подготовки студентов СПбПУ.
Содержание курса.
Изучение курса истории опирается на весь комплекс естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний студента. В мировоззренческом и методологическом плане курс истории обеспечивает все изучаемые в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом гуманитарные, социальные и экономические дисциплины. Кроме того, знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения курса «История», могут быть использованы при освоении ряда специальных дисциплин, в которых присутствует исторический компонент.
|
Основой дистанционного курса выступает цикл видеолекций охватывающий главные периоды всемирной и отечественной истории, различные методологические подходы в её изучении и соответствует содержанию программы обязательной дисциплины «История» базовой части Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования.
В согласии с общей программой дисциплины структура курса и его дистанционная часть также состоит из трех модулей и соответствующих им восьми лекций (+ вводная лекция).
Первый модуль «История как наука, теоретические основы дисциплины (методология, историография, источники)» предполагает две лекции:
1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки;
1. Исследователь и исторический источник.
Второй модуль «История России и мира до начала Новейшего времени» включает уже четыре лекции:
2.1. Особенности становления государственности в России и мире;
2.2. Русские земли в XIII—XV вв. и европейское средневековье;
2.3. Россия в XVI-XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации;
2.4. Россия и мир в XVIII—XIX вв.: попытки модернизации и промышленный переворот.
Третий и последний модуль «Новейшая и современная история» содержит две лекции:
3.1. Россия и мир в ХХ веке и в качестве своего рода итога, объясняющего текущую социокультурную ситуацию и ключевые специфические черты современного социума выступает последняя тема;
3.2. Россия и мир в XXI веке.
Структура самих лекций соответствует ключевым разделам тем, предусмотренных программой дисциплины, включая контрольные вопросы и темы для самостоятельной работы, которые будут фиксироваться в конце каждой лекции.
Место дистанционного курса в освоении дисциплины «История» и формы контроля знаний.
Согласованность видеолекций с общей программой дисциплины призвана заметно облегчить её освоение. И объяснения тех или иных вопросов, иллюстративный материал в видеолекциях дополняют как обязательные, так и дополнительные материалы по курсу, а также иные образовательные технологии. В преподавании дисциплины «История» в СПбПУ всегда уделялось значительное внимание сочетанию различных форм обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа, тестирование и пр.). И сегодня в этот ряд полноправно вписывается и видеолекции, которые следует рассматривать именно как одну из форм обучения. В результате используемые в учебном процессе методы позволяют более тесно увязать общегуманитарную подготовку студентов с их будущей трудовой деятельностью, выработать у них навыки контекстного мышления, постижения программ человеческой деятельности, заложенных в исторической традиции.
|
Для более эффективной реализации новых форм обучения сохраняется весомая доля аудиторной нагрузки, а именно установочная лекция, где лектор объясняет принципы работы с дистанционным курсом и практические занятия, на которых осуществляется непосредственная педагогическая работа преподавателя и группы студентов. Дистанционный курс «История» предполагает и применение проблемного, личностно-ориентированного обучения с использованием индивидуальных заданий (в согласии с рабочей программой дисциплины: рефераты, курсовая работа, презентации и пр.), обучение с использованием музейных экспозиций. Дистанционный курс призван активизировать внеаудиторное общение преподавателя и студентов, по крайней мере, индивидуальное и групповое обсуждение тех или иных разделов дисциплины осуществляется в форумах как новостного, так и консультационного типа, где студент/группа студентов может обратиться с вопросом, включиться в обсуждение конкретных тем дисциплины.
Основной формой как текущего, так и итогового контроля знаний в рамках дистанционной части освоения дисциплины выступает тестирование.
Формы промежуточного контроля:
- Промежуточное тестирование - три теста в согласии с количеством модулей дисциплины. Тематически тесты сопряжены с к тематикой конкретного модуля, открываются в соответствии с графиком его прохождения и служат текущей проверкой освоения материала;
|
- Итоговое тестирование – один тест по тематике всех трех модулей, открываемый в преддверии зачетной недели;
Общая (итоговая) оценка, проставляемая в экзаменационные ведомости, зависит от суммы баллов, полученных студентом за текущую работу в семестре и устный ответ на зачете/экзамене. Необходимое количество баллов для оценки «удовлетворительно» или «хорошо» студент может набрать только по результатам работы как благодаря сдаче онлайн тестов, так и на аудиторных занятиях в семестре. Зачет/экзамен предполагает возможность получить дополнительно необходимое количество баллов для оценок «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Результаты рубежного контроля представляются в дирекцию Института в рейтинговых баллах и в виде обычной оценки. Соответственно общая (итоговая) оценка, проставляемая в экзаменационные ведомости, зависит от суммы баллов, полученных студентом за текущую работу в семестре и устный ответ на зачете/экзамене.
Материалы курса.
Следует понимать, что видеолекции отнюдь не заменяют иные формы обучения, а выступают одной из образовательных технологий преподавания курса наряду с аудиторными лекционными и практическими занятиями, самостоятельным изучением студентами целого ряда вопросов, различными формами контроля приобретенных знаний и умений, как в виде собеседований, письменных контрольных работ, тестирования и, наконец, зачета или экзамена.
Тем более, хронометраж видеолекций относительно небольшой, в среднем 15-20 минут и поэтому рассмотреть все вопросы, предусмотренные программой курса, не удастся. В видеолекциях будут затронуты самые важные или же самые спорные вопросы истории России и мира, дабы выявить общие тенденции исторического процесса и подвести к общему пониманию специфики современного социума. Ведь на лекциях как раз следует анализировать наиболее сложные проблемы курса, требующие не только знания фактического материала, но и профессиональных навыков исторического обобщения, глубокого знания историографических и источниковедческих нюансов. Это не означает, что студенту остается только пассивное усвоение преподносимого на лекции материала. Курс нацелен на развитие у студента навыков критического мышления за счет вариативности выводов, иллюстративного материала, открытых интерпретаций.
Своего рода компенсацией краткости видеолекций оказываются иные учебно-методические материалы, размещенные в данном курсе. И в рамках самостоятельной работы студенты должны обращаться к тем пособиям, практикумам и методическим указаниям, что дополняют видеолекцкии. В частности, конспекты видеолекций, а каждая лекция снабжена таковыми, также могут содержать материал, который по тем или иным причинам был не затронут, или затронут недостаточно в видеоматериалах.
|
В дистанционном курсе вместе с подробной его программой размещены:
- календарные планы освоения дисциплины;
- список вопросов к зачету и экзамену;
- глоссарий;
- практикум по истории;
- пособие по семинарским занятиям;
- несколько общих пособий по истории под авторством преподавателей Высшей школы общественных наук;
- Также каждая видеолекция дополнительно содержит презентации по соответствующей тематике, развернутый конспект лекции и тесты для самопроверки.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, анализируя и обобщая историческую информацию, интегрируя знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.
Модуль 1. История как наука, Теоретические основы дисциплины.
Литература
1. Арьес Ф. Время истории. М.: ОГИ, 2011. 304 с.
2. Баринова Е.П., Ипполитов Г.М., Бобкова Е.Ю. Основы теории и методологии исторической науки. Учебное пособие в схемах, диаграммах / Под общ. ред. Г.М. Ипполитова. 2-е, доп. Самара: Самарск. ин-т, 2012. 107 с.
3. Гринин Л.Е., Коротаев А.В., Малков С.Ю. История и математика. Модели и теории. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 304 с.
4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Айрис-пресс, 2003. 768с.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: ИЦ «Древнее и современное», 2002. 550 с.
6. Дорошенко Н.М. О методологическом наследии Л.Н. Гумилева // Петербургские исследования. 2010. № 2. С. 190-212.
7. Емельянов-Лукьянчиков М.А. Иерархия радуги: русская цивилизация в наследии К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, О.А. Шпенглера, А. Дж. Тойнби. М.: Русскiймиръ, 2008. 694 с.
8. Ефимчук И.В. Фрактальность истории // Общественные науки и современность. 2011. №1. С. 149–159.
9. Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. М.: РГГУ, 2008. 360 с.
10. Полторак С.Н., Репинецкий А.И., Зотова А.В., Репинецкая Ю.С. Теория и методология исторической науки. Учебно-методическое пособие для подготовки магистров / Отв. ред. Г.М.Ипполитов, Е.Ю. Бобкова М.: Научные технологии, 2013. 132 с.
11. Потёмкина М.Н. Теория и методология исторической науки. Учебное пособие. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2010. 172 с.
12. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: учебное пособие для бакалавров. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2016. 288 с.
13. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник: учебное пособие по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей. 10-е изд. М.: КДУ, 2009. 782 с.
14. Сидорцов В.Н. Методология истории: курс лекций. Минск: БГУ, 2010. 207 с.
15. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. 4-е изд.,испр. М: Академия, 2012. 270 с.
16. Теория и методология истории. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Филюшкин А.И., Малинов А.В., Сиренов А.В., Ростовцев Е.А., Федоров С.Е. М.: Из-во Юрайт, 2016. 324 c.
17. Теория и методология исторической науки: терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: Аквилон, 2014. 575 с.
18. Тойнби А. Постижение истории. Перевод с английского Е. Д. Жаркова. М.: Айрис-Пресс, 2010. 640 с.
19. Тойнби Арнольд Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад. М.: Астрель, 2011. 318 с.
20. Тойнби Арнольд. Исследование истории. Том 1. Возникновение, рост и распад цивилизаций. М.: АСТ, 2009. 676 с.
21. Тойнби Арнольд. Исследование истории. Том 2. Цивилизации во времени и пространстве. М.: АСТ, 2009. 868 с.
Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. 560 с.
Литература
1. Баринова Е.Е. Научно-популярная литература в классификации жанров (теоретический и исторический аспект // Сибирский филологический журнал. 2012. № 3. С. 120-128.
2. Белявский А.М. Фольклор как исторический источник: методологические и методические аспекты // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны. Вып. 1. Мінск: БДУ, 2002. С. 35–43.
3. Бехтенова Е.Ф., Зверев В.А., Зверева К.Е. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / Под ред. О.М. Хлытиной, В.А. Зверева. 2-е изд., Новосибирск: Педуниверситет, 2014. 285 с.
4. Голиков А.Т., Круглова Т.А. Источниковедение Отечественной истории. Учебное пособие. 4-еизд. М.: Academia, 2010. 464 с.
5. Горьковская З.П., Давыденко Н.А., Зверев В.А. Новые исследовательские подходы в работе с историческими источниками XVIII–XXI вв. / Под ред. В.А. Зверева, Н. Н. Родигиной. Новосибирск: НГПУ, 2013. 148 с.
6. Киба Д.В. Историография отечественной истории с древнейших времен до конца XIX века. Комсомольск-на-Амуре: ГУОВПО «КнАГТУ», 2011. 130 с.
7. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. В 2 т. М.: РОССПЭН, 2010. Т. 1. 407 с.; Т. 2. 631 с.
8. Мельников Ю.Н., Мельникова С.А. Делопроизводственное архивоведение: учебное. Ульяновск: УлГУ, 2011. 147 с.
9. Наумова Р.Г. Шикло А. Е. Историография истории России: учеб. Пособие. 3-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2011. 480 с.
10. Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 384 с.
11. Сиренов А.В., Твердюкова Е.Д., Филюшкин А.И., Корогодина М.В., Смирнова С.С. Источниковедение: учебник для академического бакалавриата / Под ред. А. В. Сиренова. М.: Юрайт, 2016. 396 с.
12. Тинякова Е.А. Как фольклор может стать источником исторических исследований // Филология: научные исследования. 2016. № 1. С. 21-25.
13. Ульянова С.Б., Аладышкин И.В. История и философия науки: учебное пособие. СПб.: Из-во Политехн. ун-та, 2012. 195 с.
14. Цеменкова С.И. История архивов России с древнейших времен до начала XX века: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. 152 с.
15. Шебалин И.А. Советская историография отечественной истории (1917-начало 1990-х гг.): учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 201 с.
Литература
1. Алексеев С.В., Инков А.А. Скифы. Исчезнувшие владыки степей. М.: Вече, 2016. 317 с.
2. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы: от появления на исторической арене до конца IV века до н. э. М.: Ломоносовъ, 2015. 200 с.
3. Боровиков Д.А. Междукняжеские отношения на Руси конца X- первой четверти ХII века. СПб.: Алетейя, 2015. 232 с.
4. Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов. Этнополитические и социальные аспекты. СПб.: Алетейя, 2011. 336 с.
5. Васильев Л.С. Всеобщая история: в 6 т. Т. 1: Древний Восток и Античность: учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М.: КДУ, 2013. 517 с.
6. Всемирная история: в 6 т. Т. 1: Древний мир / Отв. ред. т. В.А. Головина, В.И. Уколова. 2011. 821 с.
7. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс: в 3 кн. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Кн. Дом «Либроком», 2011. Кн. 1. Эпоха формирования государств: общий контекст социальной эволюции. 2011. 368 с.; Кн. 2. От раннего государства к зрелому. 2010. 368 с.; Кн. 3. Политический срез исторического процесса. 2009. 264 с.
8. Грэйнджер Д.Д. Империя Александра Македонского. Крушение великой державы. М.: Астрель, АСТ, 2010. 352 с.
9. Гуляев В.И. Тайны древних городов. Ближний Восток и Мезоамерика. М.: АСТ-Пресс АСТ-Пресс Книга, 2012. 315 с.
10. Дворниченко А.Ю. Зеркала и химеры. О возникновении древнерусского государства. М.; СПб.: Евразия; Клио, 2014. 700 с.
11. Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А., Шапошник В.В. Русское православие: от крещения до патриаршества. СПб: Академия исследования культуры, 2012. 411 с.
12. История суда и правосудия в России: в 9 т. / Отв. ред. В.В. Ершов, В.М. Сырых. Т. 1: Законодательство и правосудие в Древней Руси (IХ — середина ХV века). М.: Инфра-М, Норма, 2016. 640 с.
13. Кибинь А.С. От Ятвязи до Литвы: политические и социокультурные трансформации в бассейне верхнего Немана в Х - XIII веках. М.: Квадрига, 2012. 272 с.
14. Клейн С.Д. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев. Спб.: Евразия, 2009. 400 с.
15. Клейн С.Д. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб.: Евразия, 2009. 400 с.
16. Костромин К.А. Церковные связи Древней Руси с Западной Европой: (до середины XII в.). Saarbrücken: LAPLAMBERT. 2013. 249 с.
17. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб: Алетейя, 2016. 300 с.
18. Москати С. Цивилизации Древнего Востока / Пер. с англ. Н.И. Лисовой. М.: Центрполиграф, 2010. 316 с.
19. Нидерле Л. Быт и культура древних славян. М.: Вече, 2013. 284 с.
20. Плетнева С.И. Половцы. М.: Ломоносовъ, 2010. 216 с.
21. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.: Культура Академический проект, 2015. 715 с.
22. Седов В.В. Славяне; Древнерусская народность: историко-археологические исследования: избранные труды. М.: Знак А. Кошелев, 2005. 943 с.
23. Суриков И.Е. Очерки об историописании в классической Греции. М.: Языки славянских культур. 2011. 502 с.
24. Фриман Ф. Юлий Цезарь / Пер. с англ. А. Николаева. М.: АСТ. Астрель. 2010. 411 с.
25. Фроянов И.Я. Древняя Русь IX – XIII вв. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2016. 1088 с.
26. Хаммонд Н. История Древней Греции. М.: Центрполиграф, 2008. 704 с.
27. Чернявский С.Н. Юстиниан Великий: Император и его век. СПб.: Дмитрий Буланин. 2015. 528 с.
28. Шагинян А.К. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. СПб: Алетейя, 2011. 511 с.
29. Шинаков Е.А. Образование Древнерусского государства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература, 2009. 477 с.
Литература
1. Алексеев Ю.Г. Походы русских войск при Иване III. 2-е издание. СПб., Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. 464 с.
2. Бауэр С.У. История Средневекового мира: от Константина до первых крестовых походов / Пер. с англ. В. Гончарова. М.: АСТ, 2014. 990 с.
3. Валеев Р.М. Торговля и торговые отношения Золотой Орды // Вопросы истории. 2009. № 4. С. 97-105.
4. Васильев Л.С. Всеобщая история: в 6 т. Т. 2: Восток и Запад в Средние века: учебное пособие. М.: КДУ, 2013. 537 с.
5. Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время / Отв. ред.: Т.П. Гусарова. М.: КДУ, 2011. 572 с.,
6. Всемирная история: в 6 т. Т. 2.: Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. П.Ю. Уваров. 2012. 893 с.
7. Гребенюк А.В. Православная церковь и государственное объединение Северо-Восточной Руси в конце XIV - начале XVI столетий: проблемы отечественной историографии. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2014. 174 с.
8. Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского: очерки истории общины, сословий, государственности (до начала XVI в.). М.: Весь мир, 2013. 240 с.
9. Дьячук И.А., Богатырев В.Н. Пензиев М.В. Военно-духовные ордена СПб: Реноме, 2014. 304 с.
10. История Средневековья: энциклопедия Умберто Эко. М.: ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2015. 447 с.
11. История средних веков: в 2 т. Учебник / Под ред. С.П. Карпова. Учебник. 6-е издание. М.: Изд-во МГУ, Печатные традиции, 2008. Т.1. 681 с.; Т.2. 432 с.
12. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII век. 4-е. изд. М.: URSS ЛЕНАНД, 2014. 135 с.
13. Коваленко Г.М. Великий Новгород. Взгляд из Европы. СПб. «Европейский Дом», 2010. 456 с.
14. Кривошеев Ю.В. Русская средневековая государственность. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. 129 с.
15. Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Александр Невский: эпоха и память: исторические очерки. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2009. 239 с.
16. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-ВосточнойРуси XII–XIV вв. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Академия исследования культуры, 2015. 452 с.
17. Носов Е.Н., Хвощинская Н.В., Медведева М.В. Новгородская Русь. Рождение державы: свидетельства из глубины столетий. СПб.: ЛИК, 2012. 224 с.
18. Пашуто В.Т. Русь. Прибалтика. Папство. М.: Русский фонд содействия образованию и науки. 2011. 688 с.
19. Сахаров А.Н. Русь на путях к «Третьему Риму». 2-е изд. Тула: Гриф и К. 2010. 234 с.
20. Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII веков. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2006. 580 с.
21. Средневековая Европа. Восток и Запад / Отв. ред. М.А. Бойцов. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 412 с.
22. Хрусталев Д.Г. Русь и монгольское нашествие, 20-50-е гг. XIII в. СПб: Евразия, 2013. 412 с.
23. Цивилизация Средневековья: энциклопедия / Под ред. Умберто Эко; пер. с ит. Т. Никитинской и др. М.: Просвещение, 2016. 491 с.
24. Шагинян А.К. Армения, Азербайджан и Южный Кавказ в древности и средние века: учебник. СПб.: СПбГУ, 2012. 213 с.
Эпоха Возрождения.
Если на прошлой лекции речь шла о средних веках, то данная тема связана с закатом средневековья. XVI–XVII века стали переходным периодом к Новому времени и новому обществу. Своеобразным прологом к общему преображению европейского общества стала новая культурная парадигма, образно именуемая эпохой Возрождения.Ренессанс, или Возрождение, это особый период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. Пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению, эпоха Возрождения в Италии хронологически приходится на начало XIV и последнюю четверть XVI веков, тогда как на основной части Западной и Центральной Европы эта эпоха стартовала с некоторым запозданием и связана с XV–XVI веками, а в некоторых случаях продолжалась вплоть первых десятилетий XVII века (например, Северное Возрождение). В то время наблюдался рост интереса к античной культуре, происходило как бы её «возрождение» - так и появился сам термин, встречающийся уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.
Отличительная черта данной эпохи - светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм, выраженные в повышенном интересе к человеку и его деятельности, в идеях о ценности человеческой личности. Религиозный спиритуализм, аскетические идеалы и догматические условность средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение в искусстве красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придавали специфический оттенок и иным сферам культуры того времени, формируя начала нового светского мировоззрения и разрушая церковный догматизм и традиционализм мышления.
Литература
1. Андерсон П. Родословная абсолютистского государства. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. 512 с.
2. Анисимов Е.В. Хронология российской истории. Россия и мир. СПб.: Изд. Питер, 2013. 464 с.
3. Бовыкин В В. Очерки по истории местного самоуправления эпохи Ивана Грозного.СПБ.: ДмитрийБуланин, 2015. 424 с.
4. Васильев Л.С. Всеобщая история: в 6 т. Т. 3. От средних веков к новому времени (XVI - XVIII вв.): учебное пособие. М.: КДУ, 2013. 606 с.
5. Вовина-Лебедева В.Г. История России XV- XVII вв. Учебное пособи. М.: Изд. Центр Академия, 2012. 240 с.
6. Всемирная история: в 6 т. Т. 3: Мир в раннее Новое время / Отв. ред. тома. В.А. Ведюшкин, М.А. Юсим. М.: Наука, 2013. 853 с.
7. Готье Ю.В. Смутное время: очерк истории революционного движения начала XVII столетия. М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2010. 188 с.
8. Гуляев В.И. Доколумбовы плавания в Америку. М.: Ломоносовъ, 2010. 212 с.
9. Гуляев В.И. Загадки индейских цивилизаций. М.: Ломоносовъ, 2010. 187 с.
10. Домострой. М.: АСТ, 2015. 288 с.
11. Захаренко И.А. Русские географические исследования и освоение Сибири в XVII в. // Вопросы истории. 2009. № 2. С. 40–50.
12. Золотухина Н.М. Политико-правовая мысль России XVI в. Филофей и «Филофеев цикл».М.: Юрлитинформ, 2015. 427 с.
13. История России до конца XVII века: учебник для академического бакалавриата / А.И. Филюшкин, А.В. Сиренов, В.В. Шапошник [и др.]; под общ. ред. А.И. Филюшкина. М.: Изд-во Юрайт, 2015. 582 с.
14. История Украины / И.Н. Данилевский, Т.Г. Таирова-Яковлева, А.В. Шубин, В. Мироненко. СПб.: Алетейя Историческая книга, 2015. 507 с.
15. Крамер А.В. Раскол русской церкви в середине XVII века. 2-е изд., расшир. и доп. СПБ.: Алетейя Историческая книга, 2011. 367 с.
16. Морозова Л.Е. История России, Смутное время: правда и вымысел свидетельства современников. М.: АСТ Астрель, 2011. 542 с.
17. Освоение юго-восточных окраин России: архивные материалы и документы: в 4 т.Т. 2: Заселение Дальнего Востока. 2015. 558 с.
18. Преображенский А.А., Морозова Л.Е., Демидова Н.Ф. Первые Романовы на российском престоле. - 3-е изд. М.: Русское слово, 2011. 453 с.
19. Скрынников Р.Г. Василий III; Иван Грозный. М.: Аст Москва, 2008. 639 с.
20. Судебники XV—XVI веков. СПб.: Наука, 2015. 632 с.
21. Таирова-Яковлева Т.Г. Гетманы Украины: история о славе, трагедиях и мужестве. М.; СПб.: Центрполиграф, Русская тройка, 2011. 468 с.
22. Тимонин Е.И. Очерки истории Сибири (конец XVI-XIX вв.): 2 ч. Ч. 1. Присоединение и хозяйственное освоение Сибири. 2012. 391 с.
23. Флоря Б.Н. Иван Грозный. 4-е. изд. М.: Молодая гвардия. 2009. 441 с. (Жизнь замечательных людей).
24. Фроянов И.Я. Драма русской истории: на путях к Опричнине. М.: Русский издательский центр, 2012. 1066 с.
25. Шамардина Н.В. Из истории восточно-славянской художественной культуры XIV-XVI веков. Калининград: Изд-во КГТУ, 2011. 352 с.
26. Шапошник В.В. Иван Грозный. СПб.: Академия исследования культуры, 2015. 312 с.
Литература
1. Авдюшева Е.А. Русская культура XIX века. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 166 с.
2. Александр II: великие реформы: сборник. М.: Бизнеском, 2011. 211 с.
3. Васильев Л.С. Всеобщая история: в 6 т. Т. 4. Новое время (XIX в.): учебное пособие. М.: КДУ, 2013. 680 с.
4. Виноградов В.Н. Двуглавый российский орел на Балканах. 1862–1914. М.: Индрик, 2010. 480 с.
5. Всемирная история: в 6 т. Т. 4: Мир в XVIII веке / Отв. ред. С.Я. Карп, 2011. 785 с.
6. Всемирная история: в 6 т. Т. 5: Мир в ХIХ веке: на пути к индустриальной цивилизации / Отв. ред. тома. В.С. Мирзеханов. 2014. 939 с.
7. Гринев А.В. Аляска под крылом двуглавого орла (российская колонизация Нового Света в контексте отечественной и мировой истории. М.: Academia, 2016. 590 с.
8. Гринев А.В. Геополитические интересы России в Америке и на тихоокеанском Севере. XVIII – первая половина XIX вв. // Вопросы истории / 2009. № 3. С. 48-65.
9. Гринев А.В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741 – 1867 гг.). Новосибирск: Наука, 1991. 318 с.
10. Гринев А.В. Российские императоры и Русская Америка (к 400-летию династии Романовых) // Клио. 2014. № 1(85). С. 34-44.
11. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 479 c.
12. Каррер д Анкос Э. Екатерина II. Золотой век в истории России / Э. Каррер д Анкос. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 2010. 530 с.
13. Кротов П.А. Битва под Полтавой. Начало Великой России. СПб.: Фонд «Спас». 2014. 566 с.
14. Матьез А. Как побеждала Великая французская революция. 2-е изд. М.: Кн. дом «Либроком», 2011. 184 с.
15. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVII—начало ХХ века. М.: Новый хронограф, 2010. 911 с.
16. Павленко Н. И. Петр I / Н. И. Павленко. 8-е изд. М.: Мол. Гвардия, 2010. 494 с.
17. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в ХIХ-ХХ вв. СПб., Наука, 1998. 796 с.
18. Свердлов М.Б. М.В. Ломоносов и становление исторической науки в России. СПб.: Нестор-История, 2011. 916 с.
19. Самыловская Е.А. К вопросу о численности и национальном составе римско-католической общины Санкт-Петербурга в первой половине XVIII века // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2016. Т. 26. №1. С. 76-81.
20. Самыловская Е.А. Социальные связи петербургских католиков в первой половине XVIII века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.2013. № 9-2 (35) С. 153-158.
21. Самыловская Е.А. Участие российских императоров в жизни римско-католической общины Санкт-Петербурга в первой половине XVIII в. // Гуманитарные научные исследования. 2014. №9 (37) С. 16-19.
22. Самыловская Е.А. Этапы строительства римско-католических храмов в первой половине XVIII века // Гуманитарные научные исследования. 2015. №3 (43) С. 33-42.
23. Тарле Е.В. Наполеон. М.: АСТ, 2011. 413 с.
24. Тарле Е.В. Падение абсолютизма в Западной Европе и России. М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2011. 273 с.
25. Тойнби А. Промышленный переворот в Англии в XVIII столетии / Предисл. А.И. Чупрова. 2-е изд. испр. М.: URSS ЛИБРОКОМ, 2011. 329 с.
26. Томсинов В.А. Конституционный вопрос в России в 60-х - начале 80-х годов XIX века. М.: Зерцало, 2013. 308 с.
27. Шумахер А.А. Император Александр II: исторический очерк его жизни и царствования. 4-е. изд. М.: ЛЕНАНД, 2016. 207 с.
28. Яковлев А.И. Великие реформы в России. 1860–1870-е годы. М.: Православный Паломник, 2010. 320 с.
СССР в 1945–1991 годы.
Перипетии внешней политики Советского Союза тесно связаны с изменениями внутри страны, которые происходили после войны. В первые послевоенные годы вплоть до середины 50-х внутренняя политика страны Советов характеризовалась преимущественно проблемами восстановления народного хозяйства при сохранении довоенной тоталитарной системы. Однако заложенные в 30-х годах принципы партийного руководства в послевоенное время себя уже исчерпали, а смерть Иосифа Виссарионовича Сталина в 1953 году стала лишь катализатором давно назревших изменений. Дальнейшее развитие Советского Союза - это растянувшееся на 30 лет противоборство реформистских и консервативных начал. Попытки преобразования системы, как правило, сопрягают с именем Никиты Сергеевича Хрушева, ставшего с сентября 1953 года фактическим главой страны и закрепившим курс на десталинизацию в докладе на XX съезде КПСС в 1956 году. Однако сам Хрущёв оставался типичным продуктом этого режима, лишь осознавшим вместе с частью партийного окружения неэффективность и потенциальную опасность сохранения прежних методов управления. Соответственно, робкие попытки обновления и реформирования социалистической системы, которые к тому же отличались крайней непоследовательностью, были в целом обречены на провал.
Вскоре за отставкой Никиты Сергеевича в 1964 году последовала консервация политического режима, олицетворением которой стал следующий глава партии и государства - Леонид Ильич Брежнев. Сохранность политической системы и прежних командно-административных методов управления народным хозяйством неизбежно повлекло и постепенное сползание экономики СССР к стагнации практически всех её отраслей уже в конце 60-х-70-х годов. Падение темпов роста национального дохода и промышленного производства, очередной виток бюрократизации партаппарата, нерешенность многих задач социального характера, рост апатии и безразличия населения в те годы, названные, может и не совсем справедливо, «эпохой застоя», говорило о том, что страна постепенно погружалась в тяжелый кризис.
Первые весьма запоздалые попытки всестороннего реформирования советской системы пришлись на краткий период с 1985 по 1991 годы, когда к руководству страны пришел представитель относительно молодого и амбициозного крыла партийного руководства страны – Михаил Сергеевич Горбачев. В 1986 году на XXVII съезде был выдвинут курс на перестройку всех сторон жизни советского общества. Однако непродуманность и непоследовательность преобразований привела к плачевным результатам. Попытки внесения элементов рынка в советскую экономику, дарованная предприятиям частичная экономическая свобода, возрождение частного сектора обернулись крахом социалистической модели её развития, ростом цен, дефицитом основных товаров и падением уровня жизни населения. В то же время непродуманные шаги по сближению с Западом, по ослаблению экономического и политического бремени холодной войны, урегулированию региональных войн и конфликтов с отказом от принципов социалистического интернационализма завершились распадом социалистического блока и отказом от советской модели развития в странах Восточной Европы.
Внутри страны обстановка была не лучше. Политика гласности и демократизации режима привела к неуправляемому процессу очернения всего прошлого страны, противоборству внутри партаппарата и возникновению новых идеологических и политический течений, оппозиционных не только курсу КПСС, но и существованию Советского Союза. В союзных республиках в условиях разложения партийных структур нарастали центробежные тенденции и обострялись долгие годы подавляемые межэтнические конфликты. Москва уже не могла жестко контролировать ситуацию в стране, а попытки конституционной реформы 1988 года и создание новых органов власти, только дискредитировавшие прежние принципы государственного строя, проблем отнюдь не решали. Провал предпринятой представителями прежней партийно-государственной номенклатуры попытки государственного переворота в августе 1991 года и смещения Горбачева с пост
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!