Россия в начале XXI в. Модернизация общественно-политических отношений. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Россия в начале XXI в. Модернизация общественно-политических отношений.

2017-09-26 392
Россия в начале XXI в. Модернизация общественно-политических отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Становлению современной государственности России положило начало принятие 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Ровно через год 12 июня 1991 года Борис Николаевич Ельцин был избран Президентом республики, а затем по факту и появившегося в ходе распада СССР нового государства – России. Второе официальное название Российская Федерация было утверждено позже, в апреле 1992 года. В то время Российская государственность была представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет); исполнительной (президент и назначаемое им правительство), судебной с венчающим её Конституционным судом. Однако в 1993 году и форма правления, и государственный строй России претерпел некоторые изменения.

Углубление и ускорение рыночных реформ, проводимое в начале 90-х гг. правительством во главе с исполняющим обязанности премьер-министра Е.Т. Гайдаром, обернулось довольно неоднозначными последствиями, особенно для основной массы населения. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции, введенные принципы самоокупаемости предприятий, государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, ускорив крах российской промышленности, вели к массовой безработице. А в результате проводимой с конца 1992 года под руководством председателя Государственного комитета по управлению имуществом А.Б. Чубайса приватизации госсобственности большая часть бывшего национального достояния сосредоточилась в руках менее чем 10% населения страны.

В то же время ни приватизация со стремлениями придать частный характер преобладающему сектору экономики, ни другие преобразования в рамках проводимой тогда шоковой терапии к повышению эффективности экономики, особенно в столь короткие сроки, отнюдь не вели и кризис только углублялся. В 1996 году объём промышленного производства сократился вдвое и это в сравнении с кризисным 1991 годом. Свыше половины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции. В ещё более тяжёлом состоянии оказалось сельское хозяйство страны, усугублявшееся антипротекционистской политикой правительства. Россия откатывалась на позиции стран «третьего мира». Внешний долг России достиг к середине 1990-х годов 165 млрд. долларов, только на выплату процентов по займам страна должна была выделять до трети своего годового дохода. В то же время неимоверно разбух управленческий аппарат и возросла коррупция, превзойдя показатели советского прошлого. По оценкам западных экспертов за десятилетие с 1991-2002 гг. коммерческие структуры и коррумпированные чиновники вывезли из России за рубеж около 200 млрд. долларов. Нормой жизни стали «теневая экономика», «чёрный рынок», рэкет, заказные убийства, крупные финансовые афёры. По выражению режиссёра С. Говорухина, страну охватила «великая криминальная революция», причем, в условиях ослабления правового порядка и краха идеологических основ прежнего общества эта революция охватила самые широкие слои населения.

«Шоковая терапия», заключавшаяся в попытке насильственного наложения классической капиталистической модели на бывшее советское общество, которое до этого 80 лет жило совершенно по другим стандартам, привело к коренным социальным изменениям. В результате реформ первой половины 90-х годов выиграли немногие, как немногие могли эффективно распорядиться теми ценными бумагами, являвшимися эквивалентом определенной доли государственной собственности, в частности, полученными каждым гражданином России ваучерами. Произошло резкое падение жизненного уровня населения, а цены к концу 1992 года поднялись приблизительно в 100-150 раз. С головокружительной быстротой происходило имущественное расслоение населения. Росла безработица. Ниже черты прожиточного минимума оказалось 44% жителей страны. Миллионы граждан потеряли всё – профессию, работу, накопленные сбережения, жильё, уверенность в завтрашнем дне.

Радикальные перемены в начале 90-х гг. произошли в средствах массовой информации, на время практически полностью вышедших из-под опеки цензуры. Культура по своему реагировала на развернувшиеся в стране преобразования. Относительная творческая свобода соседствовала с резким сокращением государственных затрат на развитие учреждений культуры и возросшей материальной зависимостью от спонсоров и меценатов, снижением общекультурного уровня населения. Открытость мировому культурному процессу в условиях снятия цензурных ограничений обернулась вторичностью отечественной культурной жизни, изо всех сил стремившейся походить на западные образчики, запоздалые, а подчас и низкопробные. Реанимация религиозной составляющей духовной жизни населения вела, кроме прочего, к засилью сомнительных религиозных сект и учений. В области образования начался процесс его коммерциализации, вызванный сокращением государственного финансирования. Отсутствие финансирования нанесло сильный урон фундаментальной науке и свёртыванию научно-технического потенциала страны.

Остроты и драматичности жизни населения страны добавляла напряженность в межнациональных отношениях. После развала СССР Россия оставалась одним из крупнейших полиэтничных государств мира, на чьей территории проживали представители почти 200 этнических общностей. И поэтому одной из главных внутриполитических задач российского руководства стало предотвращение распада России. А эта угроза была вполне реальной на рубеже 80-90-х годов, когда в «парад суверенитетов» включились республики и автономные области России, а некоторые взяли курс и на выход из России. Чеченская республика открыто заявила о выходе из Российской Федерации и готовности вооружённым путём защищать свою независимость. Последовавший вооруженный конфликт с непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия, начавшись в 1994 году, завершился лишь с установлением контроля Вооружённых сил России над территорией Чечни в первые годы уже нового столетия.

Ситуация в центре страны в 90-е также накалялась. Попытки противостояния курсу социально-экономических преобразований и расширения полномочий исполнительной власти, действующего президента со стороны ряда политиков и, особенно, Верховного Совета, в котором большая часть депутатов настаивала на плавном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования, подавлялись. Пик противостояния, наиболее остро выразившегося в конфликте исполнительной и законодательной ветвей власти, пришелся на конец сентября - первые числа октября 1993 года. Столкновение завершилось роспуском чрезвычайного Совета народных депутатов в «Белом доме» (здании Верховного Совета России) с применением вооруженных сил, что вошло в историю как расстрел «Белого дома». Итогами тех событий, которые многие историки расценивают как государственный переворот, стала победа президента Ельцина и его политического окружения, ликвидация поста вице-президента, роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, прекращение деятельности Советов народных депутатов. Как следствие, радикальные меры по внедрению рыночной экономики и сопутствующие тому кардинальные социальные трансформации российского общества только углублялись, не встречая серьезного политического противостояния.

В соответствии с новой Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (действующей с некоторыми изменениями до настоящего времени) и отражающей итоги октябрьских событий, президент Российской Федерации наделялся чрезвычайно широкими полномочиями вплоть до права распускать высший законодательный орган страны - Думу (двухпалатное Федеральное собрание). Тем самым произошло установление президентской республики как формы правления в России, взамен существовавшей ранее советской республики. По новой конституции Россия провозглашалась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В состав РФ входили 21 республика и 6 краёв, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Уже в декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти – Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Однако подобные трансформации высшей власти не разрешали социально-экономических проблем государства. Даже государственная Дума также не стала лояльной к новому курсу, т.к. на выборах во второй половине 90-х неуклонно побеждали коммунисты (Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Авторитет и популярность Бориса Николаевича Ельцина неуклонно падали. На фоне экономической нестабильности, дефолта в августе 1998 г. страна оказалась на пороге очередного политического кризиса, ознаменовавшегося «министерской чехардой». Череда отставок премьер-министров продолжалась, пока в 1999 году на посту главы исполнительной власти не оказался глава Федеральной службы Безопасности (ФСБ) Владимир Владимирович Путин. В канун выборов в Думу в 1999 году было создано новое политическое объединение «Единство» («Медведь»), которое возглавил Сергей Кужугетович Шойгу. Заявив о поддержке нового премьер-министра, блок «Единство», по сути, выступил своего рода платформой новой расстановки политических сил. Борис Николаевич, серьёзно болевший и перенёсший ряд операций, 31 декабря 1999 года ушёл в отставку, подписав указ о назначении временно исполняющим обязанности Президента РФ председателя Правительства В.В. Путина. Собственно, с проведённых 26 марта 2000 года досрочных выборов Президента РФ, на которых Владимир Путин одержал победу, нередко отсчитывают начало нового этапа политической истории России.

Укреплению государственного порядка и дальнейшему смещению политического курса страны в консервативном направлении способствовало слияние общественно-политических движений «Единство» и «Отечество - вся Россия» в целях формирования наиболее крупной и влиятельной политической партии «Единая Россия» (действует с 2001 года). Превращение её в «партию власти» завершилось в результате парламентских выборов в 2003 году, начиная с которых «Единая Россия» неизменно формирует парламентское большинство. Не менее прочными оказались и позиции нового президента, выбиравшегося на повторный срок в 2004 году, а затем и в третий раз вступившего в должность президента в 2012 году. Вынужденный перерыв носил, скорее, формальный характер, пост президента тогда занимал Дмитрий Анатольевич Медведев - ближайший соратник по правительству и «Единой России» Владимира Владимировича, продолжавшего играть одну из главных ролей в политике государства, но уже в качестве председателя правительства. Подобное положение наряду с общим состоянием политической жизни страны в последнее десятилетие даёт повод некоторым исследователям говорить о своеобразной стагнации политической системы и усилении консервативных тенденций в развитии России.

Повод для подобных суждений дают и общие итоги социально-экономического развития государства в новом тысячелетии. Да, в начале нулевых наблюдался рост российской экономики, особенно заметный после кризисных 90-х. Усилилось политическое и экономическое влияние Российской Федерации на международной арене. Однако это объясняется чаще всего тремя обстоятельствами: стабильной конъюнктурой высоких цен на природные ресурсы, продажа которых на мировом рынке приносит российскому бюджету значительный доход; внешнеполитическими и экономическими проблемами США и их ближайших союзников - как в связи с очевидным для всего мира провалом «демократизации» Востока, так и в связи с нестабильностью на мировых финансовых рынках; наконец, политической стабилизацией общества с укреплением центральной власти. В то время как многие заявленные новой властью приоритетные направления развития российской экономики далеки от своей реализации. Трудно сказать, когда произойдет переход России от энергосырьевого к инновационному пути развития; инвестиции в человеческий капитал продолжают быть незначительными, модернизация экономики с использованием высоких технологий, достижений фундаментальной и прикладной науки также остается лишь в ряду перспектив. То же можно сказать и о реорганизации социальной сферы, обеспечивающей выведение на уровень мировых стандартов здравоохранения, науки, образования, культуры, социальной инфраструктуры.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.