Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-09-10 | 513 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Среди многих работ по теории личности, ее структуры особенно выделяются труды А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева, К. К. Пла-тонова и др.
А. Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как проблему синтеза сложных структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов и идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих "устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к бездействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности" (Ковалев, 1963).
Так складываются, по мнению А. Г. Ковалева, сложные структуры, синтезом которых является личность.
В научной литературе высказываются различные мнения относительно уровня интеграции, характеризующего структуру личности. В своей известной концепции психологии отношения В. Н. Мясищев характеризует единство личности направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). С этой точки зрения, структура личности есть лишь одно из определений ее единства и целостности, т. е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Согласно В. Н. Мясищеву, "вопросы структуры— это... соотношения содержательных тенденций; они, реализуясь в различных видах деятельности, связанных с условиями жизни соответственного жизненного момента, вытекают из основных отношений, т. е. стремлений, требований, принципов и потребностей... структура более отчетливо обнаруживается в относительной определяющей роли отдельных потребностей. Еще более характерным оказывается интегральное соотношение основных тенденций личности, которое позволяет говорить о гармоничности, цельности, единстве или двойственности, расщепленности, отсутствии единства личности" (Мясищев, 1969. С. 38).
|
Иначе представляет себе уровень интеграции в структуре личности К. К. Платонов, который подчеркивает необходимость
более точного определения этого понятия, говоря о динамической функциональной структуре личности и указывая на возможности более детальной и более общей характеристики: "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих четыре основные стороны личности..." (Платонов, 1965. С. 37). Эти группы следующие:
— социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
— биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
— опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
— индивидуальные особенности различных психических процессов.
Взаимосвязь между этими группами особенностей при ведущей роли так называемых социально обусловленных свойств образует структуру личности, являющуюся, таким образом, по К. К. Платонову, наиболее высоким уровнем интеграции в сфере явлений личности.
К. К. Платонов подчеркивает, что "с понятием структуры диалектически связано понятие элементов. Вне этой диалектики любую структуру достаточно глубоко понять невозможно.... структура личности меняется в зависимости от ее элементов". Он вводит также понятие "структурная единица личности", в которой выступают взаимосвязанные стороны личности.
|
Одним из важных компонентов в структуре личности В. Н. Мясищев называет динамику ее отношений к действительности. Говоря о направленности или доминирующем отношении, он выделяет отношения человека к людям, к себе и к предметам внешнего мира.
Категория отношения к людям является, по мнению В. Н. Мя-сищева, решающей и определяющей и носит характер взаимоотношения.
Концепция субъектности
С. Л. Рубинштейн исследует становление образа Я с позиции субъектности. "Личность как сознательный субъект", —
указывает он, — "осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к Я, то и нельзя отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все; что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца"1.
Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим Я. Рубинштейн подчеркивает: "Я — это личность в целом, в единстве всех трех сторон бытия, отраженная в самосознании".
Однако Я выступает не только как субъект деятельности. В структуре Я имеет место физический облик человека, в частности его тело. Человек воздействует на окружающее, познает мир с помощью органов, которые выступают в качестве орудий познания. Человек связывает свое Я и с определенным внешним обликом, т. к. в нем заключены выразительные моменты, отражается образ его жизни и стиль деятельности.
К своему Я человек в еще большей мере, чем свое тело, относит внутреннее психическое содержание. Но не все из него он в равной мере включает в собственную личность, указывает С. Л. Рубинштейн. Из психической сферы человек относит к Я преимущественно свои способности, особенно характер и темперамент — те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие.
Не каждое переживание человек воспринимает как значимое, а только то, что им было пережито в специфическом смысле, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, которая явилась результатом собственной его деятельности2.
|
Таким образом, основываясь на исследованиях С. Л. Рубинштейна, можно заключить, что реальный процесс развития образа Я неразрывно связан с реальным развитием личности и основными событиями ее жизнецного пути.
1 Рубинштейн С. Л. Психология личности. СПб., 1999. Т. 1. С. 240.
2 Там же. С. 639.
. 25
В развитии личности и ее самосознания С. Л..Рубинштейн выделяет ряд ступеней.
В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: у ребенка — развитие способности к самообслуживанию, у юноши, у взрослого — начало собственной трудовой деятельности, делающей их материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону. Объективное внешнее изменение взаимоотношений с окружающим, отражаясь в сознании человека, изменяет и внутреннее состояние, перестраивает его сознание, внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.
Подход к структуре Я с позиции субъектности рассматривается также в трудах В. А. Петровского, выделившего два момента, объединенных в структуре Я: наличное Я, т. е. сложившееся в опыте субъекта представление о своих реальных возможностях, реализуемых в деятельности, и потенциальное Я субъекта, т. е. его возможности, возникшие в условиях выполнения данной деятельности. Возникающее противоречие побуждает субъект к решениям, связанным с преобразованием исходного образа Я. Этот процесс трансформации образа Я рассматривается В. А. Петровским как само утверждающий. В своих исследованиях он выделяет механизмы возникновения внутренней задачи, "решением" которой является построение индивидом образа своего Я: "Суть этих задач состоит в том, что в процессе их решения человек строит или перестраивает образ самого себя, реализуя деятельность самопознания, самоопределения, т. е. некую самоустремленную деятельность"1.
|
Опишем некоторые разновидности внутренних задач.
Задачи на самоопределение, цель которых — соотнесение представлений о себе с возможностью решения данной предметной задачи. В зависимости от того, какие требования предъявляет к себе личность, выделяются три ступени самоопределения.
Первая ступень — оценка своих ситуативных возможностей.
Вторая ступень — оценка себя как носителя определенных познавательных возможностей. Здесь предметом оцен-
1 Петровский В. А. Психология псздаптивиой активности. М., 1994.
ки выступают не сами по себе познавательные возможности субъекта, а он сам в качестве обладателя этих возможностей.
Третья ступень — оценка своих атрибутивных (глубинных, сущностных) возможностей, самоопределение личности в собственном смысле этого слова.
Задачи на самопроявление. В этих задачах имеющийся у субъекта исходный образ себя объединяет два ряда переживаний — "определенно-чувственные", составляющие с точки зрения субъекта как бы органическую часть его Я (устойчивое ядро личности), и "неопределенно-чувственные" (сомнения, ожидания и т. д.). "Определенно-чувственные" переживания отчасти соответствуют тем психологическим феноменам, которые традиционно относятся к "сознательному", а "неопределенно-чувственные" — к явлениям неосознаваемого или смутно осознаваемого субъектом.
Условие, выполняемое личностью при решении задачи самопроявления, заключается в стремлении как бы избавиться от "неопределенно-чувственных" элементов путем "перевода" их в область "определенно-чувственного".
Очевидно, пишет В. А. Петровский, что решение рассматриваемой задачи есть процесс формирования образа Я. Отличительным признаком этих задач является то, что субъект придерживается рамок исходного чувственного Я.
В решении задач самореализации человек исходит уже из достигнутого сложившегося представления о себе, своих возможностях. Однако, реализуя в деятельности рождающиеся в ней самой избыточные потенциальные возможности, он постоянно выходит за рамки исходных представлений о себе, осуществляя расширенное воспроизводство образа Я.
Задачи самоутверждения личности представляют собой процесс "внутреннего" самоутверждения. Исходное чувственное Я субъекта представляет собой соединение находящихся в противоречии "частей" — "могу — не могу". Устранить этот конфликт может лишь действие.
Таким образом, исходный образ себя объединяет два момента. Первый характеризует наличное Я субъекта, т. е. сложившееся в его опыте представление о своих реальных возможностях, реализуемых в деятельности. Другой момент — это потенциальное Я субъекта, т. е. некоторые предвосхищаемые им возможности, возникшие в условиях выполнения данной деятельности.
Задача, которую решает здесь субъект, направлена на преобразование исходного образа Я: трансформация потенциального Я в наличное Я. Познавая внешнюю вещь, мы не обязательно преобразуем ее; познавая же себя, мы вместе с тем преобразуем и созидаем себя1.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!