Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-09-10 | 601 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
К дошкольному возрасту более уместно употребление категории "образ Я", а не Я-концепция. Представим некоторые пояснения данной позиции, опираясь на ряд теоретических
положений, обоснованных в работах отечественных и зарубежных ученых.
Я-концепция определяет не просто то, что представляет собой индивид, ко и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем (К. Роджерс).
Я-концепция — каким я вижу себя, каким, как мне кажется, меня видят другие, каким я бы хотел себя видеть е будущем, каким я представляю себя в прошлом (Р. Берне).
Я-концепция каждого человека уникальна, ибо каждый наделен различными физическими качествами и обладает особым прошлым опытом (Б. Скиннер).
Переживание собственного Я выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому в настоящем, прошлом и будущем (А. В. Петровский, М. Г. Ярошев-ский).
Основываясь на возрастных психофизических особенностях детей дошкольного возраста, мы можем утверждать следующее,
1. На первом уровне самопознания — с 3 до 7 лет (Л. И. Бо-жович, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн) — складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы "привязанные" к конкретной ситуации, к конкретному общению. На данном уровне формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем Я, но нет еще целостного истинного понимания себя, связанного с понятием своей сущности.
2. Жизненный опыт ребенка-дошкольника только формируется. Я-прошлое осознается дошкольниками преимущественно через отдельные действия, эмоциональные состояния и события, которые он испытал, осуществил.
|
Образ себя в прошлом в значительной мере выстроен ребенком с помощью взрослого: через усвоение его оценок себя в прошлом, его отношения к себе прошлому, его знаний о себе в прошлом.
3. Дошкольник еще не обладает способностью к прогнозированию своего будущего. Его желания и интересы во многом определяются потребностью подражать значимому взрослому, связывать свои желания с ярко переживаемыми эмоциональными событиями.
Однако отсутствие целостного понимания себя (когнитивное отношение к себе) еще не означает отсутствия целостного эмоционального отношения к себе. Ведь и ситуативный образ включает в себя отношение индивида к. данной ситуации, а значит и отношение к самому себе. Тождественность образа Я и чувственного образа на ранних онтогенетических этапах развития личности приводит к тому, что его целостность определяется в основном в когнитивном аспекте, как целостное понятие.
Б. Ф. Ломов подчеркивает, что образ не есть нечто завершенное и статичное: он формируется, развивается, существует только в процессе отражения; он сам есть процесс, т. е. развитие образа Я ребенка происходит в постоянном соотнесении себя с другими.
Учитывая накопленный опыт и научные знания в данной области исследования, выделим следующие компоненты в структуре образа Я с учетом раннее сказанного:
— Когнитивный. Связан с пониманием и получением представлений о себе, о других, об отношениях между собой и другими.
— Эмоционально-оценочный переживания и позиции. Соотносится с оценкой себя и других, с умением делать выбор в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями.
— Поведенческий. Касается умения на практике обращаться с самим собой и с другими.
Итак, развитие у ребенка образа Я рассматривается в выделенных концепциях как результат:
— психофизиологических процессов при возникновении первичных самоощущений;
— произвольных действий при формировании представлений ребенка о "схеме тела";
|
— выделения ребенком собственных действий из процесса совокупной предметной деятельности со взрослыми;
— обособления себя в процессе общения со взрослыми, позднее — сверстниками.
В контексте системного подхода к изучению психики эту "результативность" образа Я ребенка можно проанализировать как фиксацию его отдельных проявлений. Однако представляется возможным поиск некоего общего основания этих многообразных проявлений.
В процессе развития происходит много изменений как в теле, так и образе тела. Изменяется и эмоциональное восприятие тела, объектов, чувства собственного Я и самооценки. Наряду с этим существует ярко выраженная неразрывность образа собственного Я в течение всего процесса развития.
В дошкольном детстве образ Я характеризуется гибкостью, чувствительностью к актуальным изменениям. Основой его развития является ассимилирующийся новый опыт и положительное самовосприятие, сопряженное с позитивной самооценкой.
Контрольные вопросы и задания
1) Охарактеризуйте основные положения теории адаптации Ж. Пиаже.
2) Поясните, опираясь на положения теории Д. Штерна, что такое "субъективный опыт младенца"?
3) На каких положениях основывается теория развития чувственного опыта у младенцев Р. и Ф. Тайсонов?
4) Проанализируйте концепцию "разделения — индивидуализации" М. Малер.
5) Раскройте основные положения концепции "образа себя", разработанной М. И. Лисиной и ее учениками.
6) Какие основные доводы построения развития образа Я изложены в теории Л. С. Выготского?
7) В чем единство и различия построения концепций социального сознания В. В. Зеньковского и Д. И. Фельдштейна?
8) В чем вы видите доказательства использования категорий "Я-концепция" и "образ Я" применительно к периоду дошкольного детства?
9) Вспомните и опишите эпизод, пережитый вами в дошкольном детстве. Обоснуйте с научной точки зрения, почему Вы это помните?
Литература для самообразования
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. Фелъдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.. 1994.
'Гайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
|
Психология личности: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородско-го. Самара. 1999.
Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1992.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
Авдеева Н. Н. Развитие образа самого себя у младенца. М., 1982.
Глава 6. РЕБЕНОК И ВЗРОСЛЫЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Самопознание ребенка осуществляется не в вакууме, а в особом пространстве, содержание которого определяется межличностными контактами дошкольника со взрослым сообществом, сверстниками, предметным миром.
Его компоненты выстраиваются на основе идей, либо возникающих внутри пространства, либо привносимых извне. В данной системе все подчинено целям образования и воспитания личности.
Образовательное пространство современного детского сада развивается как вариативное. Его основу задают транслируемое ребенку содержание культуры, опыт социальных отношений, возрастные особенности и перспективы развития личностного Я.
§ 1. Идеи гуманитарной парадигмы образования
Развитие образа Я ребенка-дошкольника осуществляется в непосредственном взаимодействии с миром взрослых. Формирование личности, как подчеркивает Д. И. Фельдштейн1, требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое, психолого-педагогическое знание закономерностей развития ребенка в про-
1 ФельОштейн Д. И. Психология становления личности... С. 46.
цессе онтогенеза. Без опоры на такое знание существует опасг ность возникновения манипулятивного воздействия на процесс развития.
В гуманитарной парадигме, отмечает И. А. Колесникова1, точкой отсчета является человек в его движении во времени по отношению к самому себе. В данном контексте педагогу интересна прежде всего динамика индивидуально-личностных свойств и проявлений. Гуманное отношение к ребенку выражается в принятии его активности как полноправного субъекта образовательного процесса. Собственная активность ребенка есть необходимое условие приобретения знаний о себе. Формы проявления активности, уровень осуществления, определяющий ее результативность, формируются на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. "Собственное" не исходно, а производ-но, хотя, став таковым, оно приобретает важнейшую функцию внутри дальнейшего процесса формирования деятельности индивида (Давыдов, 1986).
|
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка2, организуя его активное самопознание путем создания игровых и проблемных ситуаций. "Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности" (Божович, Конникова, 1967). Ценностно ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, отмечал Д. И. Фельдштейн3, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. В условиях дошкольного учреждения характер общественной практики носит игровая и совместная деятельность дошкольников. Только в контексте целостного опыта ребенка внутри его практических взаимоотношений все "воздействия" на него приобретают то или иное педагогическое значение.
Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один путь направлен на воспроизведение уже сложившегося социального
! Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии. СПб., 1999. С. 39.
2 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 191. я Фельдштейн Д. И. Указ. соч. С. 50.
характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень развития ребенка.
В связи с этим для гуманитарной парадигмы более приемлемым является положение, сформулированное Л. С. Выготским (1982). Воспитание не может "плестись в хвосте детского развития", а должно соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко отражается принцип подхода к развитию личности как к управляемому процессу.
Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством и в сотрудничестве со взрослыми, а уж затем и вполне самостоятельно.
|
Целенаправленное развитие образа Я личности предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого ребенка проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности, выраженные в когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом компонентах образа Я.
Педагогический процесс при таком подходе ориентирован на выработку у подрастающего поколения умения адекватно оценивать себя, свои поступки, что требует обращения его "вовнутрь себя" к своим истокам. Это поиск личностью (самостоятельно и с помощью взрослого) способов построения нравственной жизни, который сопряжен с ответами на вопросы: Кто я? Как я живу? Чего хочу от себя, от других людей? Куда двигаться дальше? Цель воспитания в этом случае направлена на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
Для педагога, полагает И. А. Колесникова, цель, сформулированная таким образом, выглядит несколько необычно, поскольку выражает отказ от стремления задать в качестве должного набор определенных характеристик, т. е. некий "стандарт воспитанности".
Особое значение в этом процессе приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей ребенка, его стремлений.
Именно на этой базе появляется возможность, с одной стороны, правильно оценить возможности ребенка, а с другой — построить эффективную систему воспитания через специально задаваемую деятельность, направленную на познание ребенком себя. Реализация этих положений представляется продуктивной на основе принципов гармоничного воспитания, предложенных В. А. Петровским.
1. Учет психологического возраста детей. В первые 7 лет ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и рационально осваивать мир.
2. Открывающаяся перспектива. Завершение того или иного акта деятельности должно нести в себе стимул для постановки новой цели и задачи, вопросов к взрослым, выдвижения гипотез; открывать новые горизонты деятельности.
3. Равноценность основных сфер. Согласно этому принципу, каждому ребенку должны быть предоставлены возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности ("природа", "рукотворный мир", "общество", "я сам").
4. Свободный выбор. Если взрослый стремится что-то внушить ребенку, то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой задачи ребенку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т. п.).
Таким образом, целостность обучения-воспитания определяется содружеством двух тенденций. Одна из них — нисходящая: от подражания взрослому — к собственному поведению. Обретая в контакте со взрослыми представления о необходимых результатах человеческой деятельности, разделяя со взрослыми чувства, рождающиеся в общении и совместной деятельности, ребенок приобщается к ценностям взрослых людей.
Другая тенденция — восходящая: от рождающихся в самой деятельности ребенка представлений, намерений, эмоций — к рождению мотивов более высокого уровня, которые оцениваются взрослыми.
Потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью проявляется в желании ребенка быть, с одной стороны, непохожим на других, уникальным, самостоятельным,
делать "по-своему" и,'с другой стороны, значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным ими.
Ориентация на свою значимость для других дает ребенку возможность полноценно участвовать в совместных делах, содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.
§ 2. Механизмы взаимодействия взрослого с ребенком в образовательном пространстве
Включение ребенка в организованную взрослыми деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, формирует потребность действовать в соответствии с принятыми нормами и правилами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей и взрослых.
Процесс развития, становления ребенка как личности реально включает два разнохарактерных способа освоения мира взрослых:
— развитие, осуществляющееся в изменении физиологических, психологических состояний;
— развитие, проявляющееся в расширении, освоении социо-культурного пространства.
Эти способы лежат и в основе познания особенностей и условий развития образа Я ребенка. Однако развитие этого состояния в психолого-педагогических исследованиях пока мало разработано. При характеристике процесса развития, его генеральной направленности, обычно подчеркивается такой компонент, как присвоение ребенком социальных норм, ценностей, уровня организации жизнедеятельности общества, в котором он функционирует; выявляется степень присвоения социальных отношений, характеризующих готовность растущего человека к вступлению во взрослый мир. При этом индивидуальный образ Я ребенка рассматривается, как правило, вне социальных связей.
Что лежит в основе проектирования растущего человека как личности, в нем выражается содержание личностного Я ребенка? Что представляет собой развитие Я и из чего оно складыва-
ется; что это такое — сложение, совокупность или интегрированное свойство?
Известно, что развитие ребенка совершается в среде взрослых при осуществлении их деятельности, направленной на помощь детям в осознании, присвоении социального опыта, его реализации. Деятельность эта строится в разных условиях по-разному; она разная по содержанию, смыслу, формам и характеру организации ее взрослыми, действующими иногда через ограничения, прессинг на ребенка, иногда через расширение поля его свободного выбора. Но в любом случае взрослый занимает ведущую позицию: он организует, структурирует пространство, в котором развивается ребенок. Но независимо от ограниченности этого пространства, ребенок входит в него со своей деятельностью, в которой и формируется его личностное Я, происходит саморазвитие.
Во "встрече" этих деятельностей — задаваемой взрослыми и осуществляемой ребенком — формируется сложное структурное образование, специфичное для конкретного ребенка, возрастной группы детей.
Именно это сложноструктурное образование определяет особенности личностного становления растущих людей.
"Осуществление" человека как личности проявляется в становлении его как носителя не только социальных отношений своего конкретного общества, но и индивидуальных личностных проявлений. Такой трактовки движущих сил развития личности ребенка придерживается Д. И. Фельдштейн.
Другая трактовка восходит к идее Л. С. Выготского о социальной ситуации развития. Взрослый для ребенка — не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект. Между взрослым и ребенком устанавливаются взаимоотношения, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого.
Эта проблема нашла свое развитие в исследованиях В. А. Петровского, В. К. Калиненко, И. Б. Котовой1, которые подчеркивают, что в данной ситуации речь идет о развивающих взаимодействиях в системе "взрослый — ребенок". Совместная деятельность и деятельное общение взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в реальных живых контактах друг с
1 Петровский ВЛ... Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995.
другом — вот та "среда", в которой возникает и развивается личность ребенка и личность взрослого как воспитателя1.
Говоря о развивающих взаимодействиях, исследователи подчеркивают, что каждый из вступающих во взаимодействие не просто "содействует" развитию другого, но именно в этом находит условия для собственного личностного развития. Такой взгляд базируется на двух предпосылках: на концепции личности как субъекте идеальной представленности и продолженно-сти человека в другом человеке и на идеях педагогики сотрудничества. В первом случае фиксируется тот фундаментальный факт, что "быть личностью" — значит осуществлять значимые преобразования жизнедеятельности другого лица.
В понятие "развивающее взаимодействие" вкладывается более широкий смысл, чем во взаимодействие только в диаде "взрослый — ребенок". Речь идет о возможных формах взаимопроникновения мира взрослых и мира детей, о многообразии этих форм. Таким образом, развивающие взаимодействия как объект психолого-педагогических исследований В. А. Петровский рассматривает в виде множества возможных предметов. В одном случае — это вопрос влияния взаимоотношений на познавательное, эмоциональное развитие ребенка. Второй вариант — это исследование в качестве источника развивающих взаимодействий взаимоотношений между воспитателем и другими детьми. И, наконец, третий способ "предметизации" области развивающих взаимодействий — изучение отношений в диаде "воспитатель — воспитанник" или "воспитатель — группа детей''. Как можно видеть, категория развивающих взаимодействий задает широкое поле с множеством взаимосвязанных проблем.
Остановимся на обсуждении проблемы развивающих взаимодействий в диаде "воспитатель — ребенок", а также в системе "воспитатель — группа детей", изложенной В. А. Петровским. Акцентируем внимание на позиции воспитателя в контакте с детьми. К сфере профессиональной компетентности воспитателя относятся:
— способность к ценностному самоопределению в отношении целей и средств воспитания, перспектив развития личности воспитанников;
1 Петровский ВЛ., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие... С. 12.
— овладение определенными технологиями педагогической работы и постоянное повышение педагогического мастерства;
— развитие педагогической рефлексии.
Необходимость ценностного самоопределения относительно ценностей воспитания, способов педагогической работы, ожидания, предъявляемые к воспитаннику, вытекают из самой сути воспитания и приобщения к миру человеческих ценностей и норм взаимоотношений с миром.
Овладение определенной "суммой технологий" педагогического мастерства — существенное условие реализации ценностей воспитателя. В педагогике представлен богатый арсенал методик развивающих воздействий воспитателя на воспитанников. Особая сложность, однако, заключается в том, что не существует какой-либо методики воспитания, которая бы во всех случаях была заведомо эффективна. Кроме того, даже в контактах с одним и тем же воспитанником подход, однажды себя оправдавший, оказывается нерезультативным в последующем. Наконец, ценность той или иной методики воспитания неотделима от особенностей личности того, кто ее применяет. Воспитатель каждый раз как бы заново строит свои отношения с воспитанником. Возможность творчества при этом основана на педагогической рефлексии, которая включает в себя такие взаимосвязанные моменты:
— Осознание воспитателем подлинных мотивов своей педагогической деятельности.
— Умение отличить собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников.
— Способность к эмпатии и децентрации (постановка себя на место другого, взгляд на происходящее глазами воспитанника и т. д.).
— Оценка последствий собственных личностных влияний на воспитанников, умение видеть себя в "зеркале" жизни других людей.
Очевидно, что ответственность за развитие личности воспитанника предполагает способность осознавать и предвидеть последствия своих влияний, ориентацию на них в построении развивающих взаимодействий.
В результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных черт личности воспитателя, указывает В. А. Пет-
ровский, оформляется особое образование — "воспитательская позиция личности", характерные черты которой следующие:
— содействие становлению и развитию личности ребенка;
— ориентация в общении с ребенком на принцип "Не рядом и не над, а вместе'.";
— не подтягивание ребенка к заранее известным стандартам, а координация своих ожиданий и требований с задачей максимально полного развития его личности;
— понимание, признание и принятие его позиции в межличностном общении.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!