Развитие Я в теории Л. С. Выготского — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Развитие Я в теории Л. С. Выготского

2017-09-10 538
Развитие Я в теории Л. С. Выготского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие ребенка характеризуется двумя основными пере­менами, происходящими в эту пору и имеющими для всего последующего развития решающее значение.

Первый момент — органический — состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда радикаль­ная перемена в приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функций передви-


жения и обилие предметов, которыми он может теперь мани­пулировать и овладевать.

Начинающие ходить дети не только воспринимают себя как отдельное объективное существо, но у них уже есть представ­ление об отсутствующих сейчас объектах и событиях, и они вполне могут оперировать этими представлениями. Ребенок становится относительно самостоятельным субъектом различ­ных действий, реально выделяясь из окружающего. С осозна­нием этого объективного факта и связано, по мнению С. Л. Ру­бинштейна, зарождение самосознания личности, первое пред­ставление о своем Я. При этом человек осознает свою самостоя­тельность лишь через свои отношения с окружающими людь­ми, он приходит к познанию собственного Я через познание других людей.

Другой момент, Л. С. Выготский назвал его культур­ным, заключается в овладении речью, которое приводит к пе­рестройке всех особенностей детского мышления, памяти и дру­гих функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.

Решающим моментом в смысле развития личности ребенка в этом периоде является осознание им собственного Я. Как из­вестно, ребенок первоначально называет себя собственным име­нем и с некоторым трудом переходит к тому, чтобы усвоить личное местоимение.

Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие о личности есть, таким образом, социальное отражен­ное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применя­ет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим.

Личное имя ребенка выделяется часто в ответах на вопросы: "Кто хочет этого? У кого это есть?". Здесь личное местоимение, как и собственное имя ребенка, является указательным жестом на самого себя.

Следующей стадией в развитии Я ребенка является игра как особая форма поведения. На стадии игры ребенок еще неустой­чиво локализует свою личность. Он также легко может быть другим, как и самим собой. Аналогично этому каждая вещь может принять любой облик, однако при общей лабильности, неустойчивости детского Я и окружающих его вещей, внутри каждой игры ребенок уже разумно расчленяет обращение с веща-


ми и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и дея­тельность серьезную, он уже владеет одной и другой.

Теории социального сознания

Природа процесса познания ребенком собственного Я рас­крывается определенным образом в работах В. В. Зеньковско-го, который развитие самосознания ребенка тесным образом связывает с социальным сознанием, т. е. восприятием людей как живых существ. Все развитие самосознания и социального сознания есть лишь дифференциация и развитие этого изна­чального и непосредственного сознания внутренней однород­ности личности своей и других людей. Различение "людей" и "вещей" является самым ранним из различий, в которых для сознания ребенка открывается многообразие мира.

Развитие самосознания и социального сознания не может быть отделено одно от другого. В. В. Зеньковский выделяет три фазы в развитии самосознания и социального сознания. Первую он называет проективной, вторую — субъективной, третью — эйективной. Обратимся к характеристике этих сту­пеней в развитии у ребенка самосознания и социального со­знания.

По терминологии В. В. Зеньковского, люди "рисуются" ре­бенку проективно— это живые, активные существа, которых он знает лишь внешне. Тот внешний образ, в котором ребенку представляются люди, Зеньковский называет проектом, "ибо каждый человек рисуется для нас в своем внешнем облике, в котором, однако, есть жизнь, находящая свое выражение столько же в действиях, движениях, сколько и в блеске глаз, звуках голоса, улыбке. Мы, взрослые, сложнее и глубже осо­знаем человеческую среду, но и у нас исходным пунктом явля­ется проект — внешний облик человека, внешние обнаруже­ния и действия его. Для ребенка характерно, что этим внеш­ним материалом исчерпывается все, что он осознает о лю­дях"1.

Проективное социальное сознание, по утверждению В. В. Зень­ковского, очень рано ведет к появлению проективной самоха-

1 Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1992. С. 45.


рактеристики, которую он определяет как проективное само­сознание. Первые чувства, связанные с проявлением интереса к своей личности, возникают у ребенка в связи с взаимодействи­ем с социальной средой. Он рано привыкает к тому, что имеет свое имя, откликается на него. Позднее ребенок приобретает способность реагировать на действия, проявляемые взрослым в отношении его.

Все это способствует накоплению материала для проектив­ной самохарактеристики. «Дети приучаются к тому, что у них есть свое "место" в системе социальной жизни, что к ним опре­деленно относятся окружающие люди, что у них есть свое имя, — все это ведет к тому, что дитя выделяет себя из окружающей обстановки. Не внутренние, а социальные мотивы побуждают дитя к этому: дитя только следует тому выделению его из сре­ды, какое оно "преднаходит" в этой среде по отношению к себе»1.

В указанный период происходит переход ребенка от сущест­ва, уже ставшего субъектом (т. е. сделавшего первый шаг на пути формирования личности), к существу, осознающему себя как субъекта, иначе говоря, к возникновению того системного ново­образования, которое принято связывать с появлением слова "Я".

Весь этот период осуществляется в условиях, во многом от­личных от тех, которые определяли жизнь и деятельность мла­денца. Дети раннего возраста, благодаря успехам предшеству­ющего развития в младенческом возрасте, начинают занимать совсем иное место в окружающем их мире людей и предметов. Они способны к удовлетворению многих своих потребностей, первичным формам речевого общения, иначе говоря, могут уже осуществлять деятельность, не опосредованную взрослыми людь­ми. В этот период познавательная деятельность ребенка об­ращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя.

Настоящий интерес к самому себе, указывает В. В. Зеньков-ский, созревает очень медленно и становится вполне опреде­ленным лишь в отрочестве. Субъективное самосознание однако вовсе не устраняет проективного. Оба вида самопонимания, взгляда на себя питают друг друга. Следуя Зеньковскому, вне-социальное и социальное самосознание образуют два полюса в сознании человека. Благодаря этому человек никогда не созна­ет себя только изнутри: уму всегда рисуется собственная лич-


ность и извне. Иначе говоря, в нашем самосознании мы всегда связаны с социально-психической перспективой, всегда осозна­ем себя среди других людей.

Открыв в себе внутренний мир, ребенок неизбежно прихо­дит к сознанию, что и в других людях есть свой внутренний, закрытый для других внесоциальный мир. Эту стадию В. В. Зень-ковский называет эйективацией. Объясняя ее природу, он ссы­лается на детскую подражательность в отношении к взрослым. Замечая действия взрослых, подражая им в играх, ребенок об­лекает их собственными эмоциями и фантазией. «Работа фан­тазии определена внешне темным эмоциональным вживанием в душу родителей, проективными образами их, но тем свобод­нее она во внутреннем вживании в "позиции" родителей. Внеш­ние движения неизбежно вызывают игру чувств, дитя пережи­вает новые эмоции, которые определяются игровой фантази­ей...»1.

Степень овладения растущим человеком социальным опы­том действий и отношений, осознания себя в обществе, виде­ния себя в других людях, готовности к ответственному дей-• ствию в окружающем мире своеобразно кумулируется в пози­ции его Я по отношению к обществу. Формирование такой по­зиции представляет собой постоянный процесс и одновременно результат социального развития ребенка в онтогенезе.

Целенаправленное рассмотрение в качестве объекта иссле­дования особенностей развития межличностных связей у де­тей, условий становления их социальной зрелости и анализ ее формирования на разных этапах детства позволили Д. И. Фельд-штейну2 вычленить два основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к окружающим, условно на­званных им "Я в обществе" и "Я и общество".

Первая позиция, где акцент делается на себя, отражает стрем­ление ребенка понять свое Я — что такое Я и что я могу делать. Вторая касается осознания себя субъектом общественных отно­шений. Обе эти позиции четко связываются с определенными ступенями развития дошкольника, фиксируя соответствующее положение растущего человека по отношению к социальной действительности, его возможности включения в деятельность и развития в ней.


Зенькоеский В. В. Психология детства... С. 47.


1 Зеньковскип В. В. Психология детства... С. 53.

2 Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.


Предметно-практическая сторона деятельности, в процессе которой происходит освоение социального опыта ребенка через освоение орудий, знаков, символов, выработки способов обра­щения с предметами, при оценке своих действий, рефлексии на свое поведение, связана с утверждением позиции "Я среди дру­гих — Я в обществе".

Становление качественно иной социальной позиции "Я и общество" связано с актуализацией деятельности, направлен­ной на усвоение норм человеческих взаимоотношений, обеспе­чивающей осуществление процесса индивидуализации. Ребенок стремится проявить себя, выделить свое Я, противопоставить себя другим, выразить собственную позицию по отношению к другим людям, получив признание самостоятельности, заняв активное место в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это обеспечивает развитие у него самосознания себя в обществе.

Развертывание определенной позиции ребенка по отноше­нию к людям и вещам приводит его к возможности и необходи­мости реализации накопленного социального опыта в такой деятельности, которая наиболее адекватно отвечает общему уров­ню психического и личностного развития. Так, позиция "Я в обществе" особенно активно развертывается в периоды раннего детства (с 1 года до 3 лет), младшего школьного (с 6 до 9 лет) и старшего школьного (с 15 до 17 лет) возраста, когда актуализи­руется предметно-практическая сторона деятельности.

Позиция "Я и общество", корни которой уходят в ориента­цию младенца на социальные контакты, наиболее активно фор­мируется в дошкольном (с 3 до 6 лет) и подростковом (с 10 до 15 лет) возрасте, когда особенно интенсивно усваиваются нор­мы человеческих взаимоотношений.

Выявление и раскрытие особенностей разных позиций ре­бенка по отношению к обществу позволили Д. И. Фельдштейну выделить два типа закономерно проявляющихся рубежей соци­ального развития личности, обозначенных им как промежуточ­ный и узловой.

Промежуточный рубеж развития — итог накопления эле­ментов социализации — индивидуализации — относится к пе­реходу ребенка от одного периода онтогенеза в другой (в 1 год, 6 и 15 лет).


Узловой (поворотный) рубеж представляет качественные сдвиги в социальном развитии. Он связан с новым этапом он­тогенеза (в 3 года, 10 и 17 лет).

Названные типы рубежей фиксируют достигаемый уровень социальной позиции растущим человеком, подчеркивая опре­деленный характер этой позиции.

В социальной позиции, складывающейся на промежуточном рубеже развития ("Я в обществе"), реализуется потребность раз­вивающейся личности в приобщении себя к обществу — от рассмотрения себя среди других, стремления быть, как дру­гие, до утверждения себя среди других.

На узловом, поворотном рубеже развития, когда формируется социальная позиция ("Я и общество"), реализуется потребность растущего человека в определении своего места в обществе, в общественном признании — от осознания наличия своего Я, своей "самости" до стремления к реальному выделению своего Я в системе равноправных отношений с другими людьми.

И промежуточные, и узловые рубежи возникают в процессе социального развития не однажды: закономерно чередуясь, они следуют один за другим. Например, если "Я в обществе" у го­довалого ребенка означает, что он начинает понимать, что есть другие, то у шестилетнего позиция "Я в обществе" содержит рассмотрение себя в кругу других конкретных людей, стрем­ление походить на них.

Если "Я и общество" у трехлетнего ребенка указывает на выделение своего Я среди других людей, то у десятилетнего уже происходит освоение общества не просто как совокупности знакомых людей, а как объективно существующей социальной организации, где его Я выступает наравне с другими.

Таким образом, определение позиции, своего места в "мире людей", осуществляемое в деятельности взаимоотношений, дает импульс к развитию возможностей ребенка, его потенций, ле­жащих в основе построения образа Я.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.