Генезис процесса самопознания — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Генезис процесса самопознания

2017-09-10 661
Генезис процесса самопознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нацеленность человека на познание своих физических, пси­хических возможностей, своего места в социуме составляет сущ­ность самопознания.

1 Личность: внутренний мир и самореализация / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Р. С. Сухобская. СПб., 1996. С.13.


В общем виде основную линию развития самопознания, его тенденцию можно представить следующим образом.

Познание человеком себя идет от познания внешнего мира, других людей, их взаимоотношений и собственных отношений с другими. "...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в дру­гого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку".1

Человек познает себя теми же путями, что и объективный мир. У человека нет другого механизма изучения себя. Оно проходит те же стадии, что и познание человеком объективного мира: от элементарных самоощущений, вначале чисто органи­ческих, к самовосприятиям, самопредставлениям, мнениям и понятиям о себе.

На начальных этапах развития самопознания осознается лишь внешняя видимая сторона собственных действий и по­ступков. Позднее осуществляется переход на высшие уровни самопознания, когда осознаются глубинные механизмы деятель­ности и поведения. В сферу самопознания вовлекаются эмоции, интересы, стремления, система разнообразных побуждений лич­ности.

Итак, с самого начала познания себя — процесс отрешен­ный, производный по отношению к познанию других людей вообще и отношений других людей к себе в частности. Позна­вая особенности других людей, свои внешние проявления в де­ятельности и поведении, отношение к себе других, человек на­чинает соотносить эти отдельные аспекты познания объектив­ного и в результате сопоставительно-оценочной работы состав­ляет оценку самого себя. Самооценка выступает как своеобраз­ный итог самопознания и отражает его уровень. Несовершен­ным формам самопознания соответствуют и несовершенные формы самооценки. В процессе более дифференцированного и глубокого познания ребенком себя формируется и собственная достаточно устойчивая самооценка более адекватного, фикси­рующая результаты самопознания ребенка.

Н. Е. Анкудинова проследила особенности самооценки ре­бенка дошкольника (5—7 лет) в связи с осознанием своих уме­ний в различных видах деятельности (рисование, рассказыва­ние и др.). Анализ данных показал, что пятилетние дети, слабо

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. С. 62.


владея умениями, вместе с тем, как правило, их переоценива­ют. Переоценка умений вызвана слабым неадекватным их осоз­нанием. В возрасте 6—6,5 лет происходит резкий скачок в осоз­нании умений; их оценка становится более точной и обоснован­ной. Дети этого возраста редко хвалят себя в категоричной форме ("Я — лучше всех"), их отличает скромность в оценке своих умений, они учитывают прошлый опыт, объективные условия проявления и результаты умений. В возрасте от семи лет на­блюдается еще более осознанное отношение к своим умениям: абсолютное большинство испытуемых оценивают их неправиль­но. Они стремятся сравнить себя со сверстниками, соревновать­ся с ними. На основе исследования Н. Е. Анкудинова1 выдви­гает гипотезу: осознавая свои умения, ребенок познает в извест­ной мере свою личность.

Итак, самооценка фиксирует результат познания себя. Но всякая самооценка — это единство рационального и эмоцио­нального компонентов. В эмоциональном компоненте самооцен­ки выражаются переживаниями того, что человек узнает в от­ношении себя.

Наряду с развитием самопознания происходит и развитие эмоционально-ценностного отношения к себе. Вначале эмоции ребенка ситуативные и неглубокие (Л. С. Выготский, Ж. Пиа­же). Он не запоминает свои эмоции, не соотносит их, не осоз­нает полностью своего эмоционального опыта, который уже присутствует в элементарной форме. По мере расширения эмо­циональной сферы ребенка, более адекватного соотнесения от­дельных эмоций с предметом переживаний, а также между собой начинает осуществляться эмоциональная интеграция с ее устойчивыми формами проявления. На основе общего эмо­ционального опыта у ребенка формируется и эмоциональное отношение к своей личности.

А. А. Люблинская отмечает2, что первоначальная диффе­ренциация некоторых имеющихся эмоций происходит уже пос­ле года. Ребенок все больше испытывает радость от осознания своих возможностей, от доступного ему преобразования окру­жающего, которую он переживает, практически познавая себя

' Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 5—7 лет: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1959.

2 Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. М., 1976. С. 492.


в разнообразной деятельности. Такие переживания выступают как "подкрепления" выполняемых действий. Поэтому ребенок и в следующий раз решается на те же или еще более сложные действия. Так из отдельных эмоциональных реакций возникают более сложные эмоциональные образования, эмоциональные чув­ства, например, гордость, удовлетворение собой, радость успеха.

Отдельные эмоциональные реакции, будучи вначале ситуатив­ными, временными, неустойчивыми, через общение, интегра­цию становятся устойчивым эмоциональным отношением к себе.

Значение всякого чувства в отношении себя с самого начала состоит не в пассивном, созерцательном его переживании, а в активной регуляционной роли поведения и различных действий. Например, чувство стыда у ребенка способствует возникнове­нию внутренней тормозной активности, направленной на те побуждения, которые осуждаются окружающими.

К 6—7 годам, по мнению Л. С. Выготского, обобщение ре­бенком собственных переживаний достигает высокой степени. Этот факт приводит к развитию их регулятивной функции в отношении собственного поведения во взаимоотношениях с другими людьми.

С развитием самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе расширяется и регулятивная сфера самосоз­нания. Это выражается прежде всего в формировании произ­вольного поведения. Если на ранних этапах онтогенеза произ­вольное владение собой было опосредовано отношением ребен­ка к отдельным проявлениям его поведения, соответствующего выполняемой роли, то к 6—7 годам он начинает регулировать свое поведение через отношение к себе и своим возможностям. Зная в достаточной мере свои физические, нравственные и ин­теллектуальные возможности, он ставит цели действия и нахо­дит доступные средства для их достижения. Осуществление дей­ствия находится теперь под самоконтролем ребенка, поэтому он постоянно соотносит свои возможности с условиями реали­зации данного действия. В этом же возрасте появляется способ­ность планировать и выполнять действие во внутреннем плане, про себя. Выполнение такого действия предполагает формиро­вание умения рассматривать и оценивать свои мысли как бы со стороны. Это умение лежит в основе рефлексии, благодаря ко­торой ребенок анализирует свои суждения с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.


Таким образом, способность к произвольному поведению, основанная на осознании своих возможностей и включающая различные формы мыслительной работы, становится призна­ком совершенствования регуляционной функции самосознания ребенка.

Самосознание в онтогенетическом плане можно рассматри­вать как постепенно развертывающийся во времени интегра-тивный психический процесс, в основе которого лежит все бо­лее усложняющаяся деятельность самопознания, эмоциональ­но-ценностного отношения к себе и способность регулировать свое поведение.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.