Б. Концепция построения образа себя М. И. Лисиной — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Б. Концепция построения образа себя М. И. Лисиной

2017-09-10 1338
Б. Концепция построения образа себя М. И. Лисиной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И ее школы

М. И. Лисиной исследованы возможности общения при фор­мировании у ребенка образа самого себя, который она охарак­теризовала как аффективно-когнитивный.1

Термин "образ" позволяет поставить представление о себе в единый ряд со всеми теми конструктами, которые возникают в результате деятельности. — вторичность. субъективность, связь с порождающей его активностью индивида.

1 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.


Слово аффективный М. И. Лисина использует для акценти­рования отношения человека к себе, составляющего часть обра­за самого себя. Говоря о когнитивном компоненте образа цело­стного, автор имеет в виду представление или знание о себе. Следовательно, в образе самого себя в неразрывной связи пред­ставлены знание человека о себе и отношение к себе. Образ са­мого себя — это целостный аффективно-когнитивный комплекс.

Аффективную часть образа, абстрагированную от знаний, М. И. Лисина называет самооценкой ребенка, а когнитивную — представлением ребенка о себе.

Самооценка понимается более узко, чем принято в психоло­гической литературе. Общую самооценку Лисина связывает с целостным отношением ребенка к себе как к любимому окру­жающими, важному для них, или, напротив, как к незначимо­му существу.

Представление о себе, как и любое другое, берет начало в восприятии; в дальнейшем образ восприятия перерабатывается в памяти (Венгер, 1969), обобщается, обогащается элементами когнитивных процессов более высокого порядка — наглядным мышлением и даже чисто умозрительными схемами (Ляудис, 1976).

Образ самого себя имеет сложную архитектонику. В этой структуре есть центральное или ядерное образование, на кото­рое конвенгируют новые впечатления, получаемые индивидом (Авдеева, Силвестру, Смирнова, 1977). В этом образовании зна­ние о себе как о субъекте, о личности представлено в наиболее переработанной форме; в нем рождается общая самооценка, которая постоянно существует и функционирует. Кроме цент­ра, у образа имеется и "периферия" — ближе или дальше отсто­ящие от центра участки, куда приходят новые сведения чело­века о себе. На "периферию" поступают главным образом кон­кретные частные знания. Они преломляются через призму цен­трального образования и обрастают аффективными компонен­тами. Действие последних способно вызвать искажение пред­ставлений — завышение или занижение их. Но не только центр влияет на периферию: одновременно идет влияние и в обрат­ном направлении. Благодаря влияниям периферии, общая са­мооценка постоянно модифицируется.

Следовательно, как подчеркивает М. И. Лисика, сложная архитектоника образа самого себя обусловливает его динамизм


и постоянное развитие, которое сводится не к накоплению но­вых деталей, а к перестройке, качественному преобразованию всего образа в целом.

Каковы.факторы, которые определяют становление и разви­тие образа? Откуда человек берет знания о себе и как он форми­рует то или иное отношение к ним? В работах М. И. Лисиной отмечается, что существуют два основных источника построе­ния образа: 1) опыт индивидуальной (одиночной) деятельности человека и 2) опыт его общения с окружающими людьми. Опыт общения подразделяется, в свою очередь, на общение со взрос­лыми и общение со сверстниками.

Рис. 2. Факторы и источники построения образа самого себя у дошкольников

Функционирование организма служит простейшим источ­ником сигналов человеку о его существовании. Однако, как подчеркивает М. И. Лисина, неизмеримо большую роль играет в этих процессах предметная деятельность. Уже примитивные предметные действия у детей рождают первые переживания гордости за себя, свои успехи, а также первые разочарования; сознание взрослого человека рождается в его социальной дея­тельности, в практике активного преобразования окружающей физической и социальной среды (Ананьев, 1980; Рубинштейн, 1973).

Общение среди других видов активной деятельности создает наиболее благоприятные условия для формирования у человека образа самого себя. Оно побуждается потребностью в самопоз-


нании. Образ самого себя в раннем детстве формируется у детей в постоянном реальном соотнесении с построением образа дру­гих людей. Для того, чтобы выделить себя в мире, ребенку нужно отделить себя от близких людей — взрослых.

Качественные особенности поведения детей выявляют в со­держании образа себя такую важную характеристику, как субъектность — способность ребенка воспринимать себя как субъекта деятельности.

Признаками субъектности служат активный характер пове­дения, выражающийся в инициативности ребенка как партне­ра по общению; переживание и демонстрация взрослому своего права на свободу выбора действий; эмоциональная оценка соб­ственной инициативы как инструмента достижения цели; ре­акция ребенка на отношение взрослого к его инициативе.

В первом полугодии жизни образ себя развивается на основе общения со взрослым, в нем преобладает переживание ребен­ком себя как субъекта коммуникативной деятельности; во вто­ром полугодии — на основе предметно-манипулятивной деятель­ности и как субъекта предметно-практических действий.

Формирование субъектности ребенка происходит параллельно становлению восприятия взрослого как субъекта и в этом каче­стве партнера по общению и взаимодействию. Ребенок воспри­нимает взрослого как активно действующее существо, призна­вая за ним право на свободу выбора действий.

Ведущее положение предметно-манипулятивной деятельно­сти во втором полугодии обусловливает развитие у ребенка спо­собности более четко воспринимать результаты своих конкрет­ных действий и одновременно усиливает переживание новой субъектности, переживание себя как действующего начала.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.