Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-09-10 | 324 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Ev nerededir? (küçük) 5. Onlar derstir. (zor) onlar dersler zordur
2. Arabalar buradadır. (yeni) 6. Tabaklar nerededir? (temiz)
3. Bu bir toptur. (büyük) 7. Şurada masalar var. (uzun) Şurada uzun masalar var
4. Orada bir ev var. (eski) 8. Kadın buradadır. (güzel)
5. Переведите эти предложения на русский язык:
1. Orada bir adam var
2. Küçük kedi nerededir?
3. Burada üç öğrenci var
4. Öğretmen ve öğrenciler şuradadır
5. Pahalı çanta buradadır
6. Eski resim burada mıdır? Hayır, değildir. O nerededir?
7. Yeni otobüs burada değildir
8. Şurada dört büyük köpek var
6. Переведите на турецкий язык:
1. Здесь есть два ключа
2. Длинные деревья там
3. Красивый ребенок здесь?
4. Где новые коробки?
5. Больница и завод старые
6. Здесь есть грязный стакан
7. Новые словари не там
8. Здесь пять маленьких комнат
Урок 9
НОВЫЕ СЛОВА, VAR MI?, YOK, КРАТКИЕ ОТВЕТЫ. ПАДЕЖИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. МЕСТНЫЙ ПАДЕЖ.
Uçak | Самолет | Burada eski bir uçak var |
Taksi | Такси | Taksi nerededir? |
Peynir | Сыр | Peynir buradadır |
Yumurta | Яйцо | Orada sekiz yumurta var |
Buzdolabı | Холодильник | Buzdolabı orada değildir |
Radyo | Радио | Yeni radyo buradadır |
Telefon | Телефон | Telefon nerededir? |
Sinema | Кино, кинотеатр | Bu büyük bir sinemadır |
Yatak | Кровать | Bu yatak temizdir |
Elbise | Платье | Şu elbise pahalı mıdır? |
Var mı?
Рассмотрим вопросительную и отрицательную форму предложений со словом Var, которое мы прошли в прошлом уроке.
...........var. ……..есть…
…..…var mı? Есть ли……
Burada bir top var Здесь есть мяч.
Burada bir top var mı? Есть ли здесь мяч?
Burada bir çiçek var mı? Есть ли здесь цветок?
Şurada bir elbise var mı? Есть ли там платье?
Orada bir radyo var mı? Есть ли там радио?
Burada bir yatak var mı? Есть ли здесь кровать?
Şurada bir hastane var mı? Есть ли там больница?
Orada bir anahtar var mı? Есть ли там ключи?
Burada öğrenciler var mı? Есть ли здесь ученики?
Orada işçiler var mı? Есть ли там рабочие?
|
Şurada yumurtalar var mı? Есть ли там яйца?
Orada taksiler var mı? Есть ли там такси?
Orada iki doktor var mı? Есть ли там два доктора?
Burada üç kız var mı? Есть ли здесь три девушки?
Şurada beş çatal ve bıçak var mı? Есть ли там пять вилок и ножей?
Yok
Отсутствие предмета выражается словом Yok, которое является отрицательной формой слова Var.
…...var. ……..есть.
…...yok. ……..нет……
Burada bir top yok Здесь нет мяча
Burada bir çiçek yok Здесь нет цветка
Şurada bir elbise yok Там нет платья
Orada bir radyo yok Там нет радио
Burada bir yatak yok Здесь нет кровати
Şurada bir hastane yok Там нет больницы
Orada bir anahtar yok Там нет ключа
Burada öğrenciler yok Здесь нет учеников
Orada işçiler yok Там нет рабочих
Şurada yumurtalar yok Там нет яиц
Orada taksiler yok Там нет такси
Orada iki doktor yok Там нет двух докторов
Burada üç kız yok Здесь нет трех девушек
Şurada beş çatal ve bıçak yok Там нет пяти вилок и ножей
Форма вопроса же получается путем использорвания вопросительного суффикса –mu, в соответствии с правилами согласования после слова yok.
Burada bir çiçek yok mu? Нет ли здесь цветка?
Şurada bir elbise yok mu? Нет ли там платья?
Orada bir radyo yok mu? Нет ли там радио?
Burada öğrenciler yok mu? Нет ли здесь учеников?
Orada işçiler yok mu? Нет ли там рабочих?
Şurada yumurtalar yok mu? Нет ли там яиц?
Orada iki doktor yok mu? Нет ли там двух докторов?
Burada üç kız yok mu? Нет ли здесь трех девушек?
КРАТКИЕ ОТВЕТЫ
Burada bir top var mı? Есть ли здесь мяч?
Evet, var. (Evet, burada bir top var) Да, есть. (Да, здесь есть мяч)
Hayır, yok. (Hayır, burada bir top yok) Нет. (Нет, здесь мяча нет).
Şurada bir elbise var mı? Есть ли там платье?
Evet, var. Да, есть.
Hayır, yok Нет.
Burada öğrenciler var mı? Есть ли там студенты?
Evet, var Да, есть.
Hayır, yok Нет.
Şurada iki doktor var mı? Есть ли там два доктора?
Evet, var Да, есть
Hayır, yok Нет.
ПАДЕЖИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
–de, –da hali Местный падеж
В зависимости от состояния, на которое указывает существительное, оно принимает разные окончания, другими словами склоняется по падежам.
|
Таких падежей в турецком языке пять.
В этом уроке мы рассмотрим местный падеж. Остальные падежи мы выучим в последующих уроках.
С помощью местного падежа, вернее, с помощью окончаний, который прибавляются к существительному для образования этого падежа, мы получаем информацию о местонахождении предмета или живого существа.
Окончания, которые прибавляются к существительному в этом падеже: –de и –da.
Эти два окончания также используются в соответствии с правилами согласования гласных. Если последний гласный существительного – a,ı,o,u, то используется окончание – da. А если последний гласный – e,i,ö,ü, то используется окончание – de.
Рассмотрите эти примеры:
Возьмем слово masa. Последним гласным является звук a. Поэтому и падежное окончание должно быть –da.
Теперь возьмем слово ev. Последний гласный звук – е. Следовательно, в местном падеже надо использовать окончание – de.
Masa a стол
Masada на столе
Kapı ı дверь
Kapıda у двери
Salon o зал
Salonda в зале
Okul u школа
Okulda в школе
Ankara a Анкара
Ankara’da в Анкаре
İstanbul u Стамбул
İstanbul’da в Стамбуле
Ev e дом
Evde в доме (дома)
Taksi i такси
Takside в такси
Göz ö глаз
Gözde в глазу
Ütü ü утюг
Ütüde на утюге
İzmir’de в Измире
Televizyonda на телевизоре (по телевизору)
Gemide на корабле
Bahçede в саду
Odada в комнате
Çantada в сумке
Kutuda в коробке
Pencerede на окне (в окне)
Radyoda на радио (по радио)
Sinemada в кинотеатре
Hastanede в больнице
Postanede на почте
Defterde в тетради
Если слово оканчивается на глухую согласную – ç, f,h,k,p,s,ş,t, то вместо окончаний –de, –da используются окончания –te, –ta.
Ağaç ç дерево
Ağaçta на дереве
Uçak k самолет
Uçakta на самолете
Kitap p книга
Kitapta на книге
Otobüs s автобус
Otobüste в автобусе
Sepet t корзина
Sepette в корзине
Sözlükte в словаре
Bardakta в стакане
Yatakta в кровати
Tabakta на тарелке
Предложения со словами var и yok также могут строиться с существительными в местном падеже.
Рассмотрим эти предложения:
Evde bir adam var Дома есть один мужчина
Masada bir tabak var На столе есть тарелка
Bahçede bir kedi var В саду есть кошка
Çantada bir kalem var В сумке есть карандаш
Hastanede doktorlar var В больнице есть врачи
Okulda öğrenciler var В школе есть студенты
Odada yataklar var В комнате есть кровати
|
Sepette portakallar var В корзине есть апельсины
Otobüste bir oğlan var В автобусе есть мальчик
Kitapta bir ders var В книге есть урок
Odada iki masa var В комнате есть два стола
Masada üç şişe var На столе есть три бутылки
Okulda dört öğretmen var В школе есть четыре учителя
Pencerede küçük bir kuş var На окне есть маленькая птичка
Sinemada güzel bir kadın var В кино есть красивая женщина
Parkta büyük bir ağaç var В парке есть большое дерево
Kitapta kolay bir ders var В учебнике есть легкий урок
Приведем несколько примеров вопросительных предложений:
Bahçede bir köpek var mı? Есть ли в саду собака?
Masada bir şişe var mı? Есть ли на столе бутылки?
Odada çocuklar var mı? Есть ли в комнате дети?
Ormanda çiçekler var mı? Есть ли ц лесу цветы?
Çantada üç kalem var mı? Есть ли в сумке три карандаша?
Evde dört oda var mı? Есть ли в доме четыре комнаты?
Sokakta pahalı bir araba var mı? На улице есть дорогая машина?
Masada temiz bir bardak var mı? На столе есть чистая тарелка?
Теперь же рассмотрим несколько примеров отрицательных предложений:
Bahçede bir köpek yok В саду нет собаки
Masada bir şişe yok На столе нет бутылки
Odada çocuklar yok В комнате нет детей
Ormanda çiçekler yok В лесу нет цветов
Çantada üç kalem yok В сумке нет трех карандашей
Evde dört oda yok В доме нет четырхе комнат
Sokakta pahalı bir araba yok На улице нет дорогой машины
Masada temiz bir tabak yok На столе нет чистой тарелки
Слова в местном падеже могут образовывать предложения, соединяясь с окончанием
–dır.
Köpek bahçededir Собака в саду
Adam arabadadır Мужчина в машине
Anahtar çantadadır Ключ в сумке
Çiçekler bançededir Цветы в саду
Kitaplar okuldadır Книги в школе
Portakallar sepettedir Апельсины в корзине
Ucuz çantalar fabrikadadır Дешевые сумки на фабрике
Eski kalemler çantadadır Старые карандаши в сумке
Yeni araba parktadır Новая машина в парке
Рассмотрим теперь отрицательные предложения этого типа:
Köpek bahçede değildir Собака не в саду
Adam arabada değildir Мужчина не в машине
Anahtar çantada değildir Ключи не в сумке
Çiçekler bahçede değildir Цветы не в саду
Kitaplar okulda değildir Книги не в школе
Portakallar sepette değildir Апельсины не в корзине
Ucuz çantalar fabrikada değildir Дешевые сумки не на фабрике
|
Eski kalemler çantada değildir Старые карандаши не в сумке
Yeni araba parkta degildir Новая машина не в парке
Обратимся теперь к вопросительным предложениям:
Köpek bahçede midir? Собака в саду?
Adam arabada mıdır? Мужчина в машине?
Anahtar çantada mıdır? Ключ в сумке?
Çiçekler bahçede midir? Цветы в саду?
Kitaplar okulda mıdır? Книги в школе?
Portakallar sepette midir? Апельсины в корзине?
Ucuz çantalar fabrikada mıdır? Дешевые сумки на фабрике?
Eski kalemler çantada mıdır? Старые карандаши в сумке?
Yeni arabalar parkta mıdır? Новые машины в парке?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Поставьте данные предложения в вопросительную форму:
1. Evde bir kadın var
2. Bahçede üç küçük kuş var
3. Kedi evdedir
4. Temiz bardaklar masadadır
5. Arabada iki çocuk var
2. Поставьте данные предложения в отрицательную форму:
1. Masada tabaklar var
2. Parkta büyük bir köpek var
3. Anahtarlar çantadadır
4. İşçiler fabrikadadır
5. Bahçede küçük bir kız var
3. Ответьте кратко на данные вопросы в соответствии с указаниями в скобках:
1. Okulda dört öğretmen var mı? (утвердит.)
2. Kutuda kalemler var mı? (отриц.)
3. İşçiler otobüste midir? (утвердит.)
4. Kuşlar ağaçta mıdır? (отриц.)
5. Orada telefon var mı? (утвердит.)
4. Заполнить пропущенные места:
1. Telefon masa …. 5. Kuş ağaç… değildir.
2. Çocuk sinema… …? 6. Taksi… şoför var …?
3. Salon… resimler var. 7. Öğretmen otobüs….
4. Oda… sandalye var …?
5. Составьте предложения по приведенному примеру:
Пример: kutu – kalem
Kutuda kalem var.
Kutuda kalem yok.
Kutuda kalem var mı?
1. masa – tabak 5. Okul – öğretmen
2. araba – doktor 6. Oda – yatak
3. ev – telefon 7. Salon – televizyon
4. ağaç – kedi 8. Hastane – doktorlar
6. Переведите на русский язык:
1. Odada iki kadın var 5. O hastane İstanbul’da değildir.
2. Bahçede pahalı bir araba var 6. Çantada kitaplar var mı?
3. Masada üç tabak ve üç kaşık var 7. Resimler salonda mı? Evet, salondadır.
4. Eski kitap okulda mı? 8. Adamlar oteldedir
7. Переведите на турецкий язык:
1. В сумке есть два словаря 5. Собака на стуле?
2. Большие бутылки на столе 6. В корзине нет пяти апельсинов
3. Студенты не в саду 7. Сыр на столе? Нет.
4. В автобусе есть мужчина? 8. Доктор в самолете?
Урок 10
НОВЫЕ СЛОВА, NE? NELER? KİM? KİMLER? NEREDE? РАССКАЗ
Duvar | Стена | Duvarda eski bir resim var |
Tavan | Потолок | Tavanda bir lamba var mı? |
Yer | Пол | Çanta yerde midir yoksa masada mıdır? |
Mutfak | Кухня | Mutfak nerededir? |
Ban | Ванная комната | Burada büyük bir banyo var |
Bilgisayar | Компьютер | Orada bir bilgisayar var mı? |
Koltuk | Кресло | Büyük koltuklar salondadır |
Dolap | Шкаф | Dolapta yeni elbiseler var |
Kim | Кто | Bu adam kimdir? |
Lamba | Лампа | Odada lamba yok |
Dükkân | Магазин | Dükkânda iki işçi var |
Para | Деньги | Çantada para var mı? |
Kâğit | Бумага | Kâğitlar nerededir? |
NE – NELER
В предыдущих уроках мы встречались с предложениями, где употребляется вопросительное слово – ne.
|
Bu nedir? Что это?
Bu bir kutudur. Это коробка.
Şu nedir? Что то?
Şu bir fincandır. То чашка.
Теперь же рассмотрим употребление вопросительного слова ne в предложениях со словом var.
Evde ne var? Что есть дома?
Evde bir buzdolabı var. Дома есть холодильник
Masada ne var? Что есть на столе?
Masada iki tabak ve üç bardak var. На столе две тарелки и три стакана
Dükkânda ne var? Что есть в магазине?
Dükkânda telefon ve masa var. В магазине есть телефон и стол
Bahçede ne var? Что есть в саду?
Bahçede çiçekler var. В саду есть цветы
Duvarda ne var? Что есть на стене?
Duvarda eski bir resim var. На стене есть старая картина
Çantada ne var? Что есть в сумке?
Çantada para var В сумке есть деньги.
Если, задавая вопрос со словом ne, известно, что в ответе предполагается множество объектов, к вопросительному слову ne прибавляется суффикс множественности ler. Neler.
Bahçede neler var? Что есть в саду?
Bahçede çiçekler var. В саду есть цветы
Çantada neler var? Что есть в сумке?
Çantada anahtarlar ve kalemler var. В сумке есть ключи и карандаши
Odada neler var? Что есть в комнате?
Odada yataklar var. В комнате есть кровати.
KİM – KİMLER
Слово kim также является вопросительным. Если в вопросах о предметах употребляется слово ne, то в вопросах о живых существах используется слово kim.
Evde kim var? Кто есть дома?
Evde bir adam var. Дома есть мужчина
Bahçede kim var? Кто есть в саду?
Bahçede güzel bir kadın var. В саду есть красивая женщина
Okulda kim var? Кто есть в школе?
Okulda bir öğretmen var. В школе есть учитель
Fabrikada kim var? Кто есть на заводе?
Fabrikada bir işçi var. На заводе есть рабочий
Hastanede kim var? Кто есть в больнице?
Hastanede bir doktor var. В больнице есть доктор
Если, задавая вопрос со словом kim известно, что в ответе предполагается множество людей или других живых существ, к вопросительному слову kim прибавляется суффикс множественности ler.
Kimler
Hastanede kimler var? Кто есть в больнице?
Hastanede doktorlar var. В больнице есть врачи
Parkta kimler var? Кто есть в парке?
Parkta çocuklar var. В парке есть дети
Evde kimler var? Кто есть дома?
Evde kadınlar var. Дома есть женщины
Слова указывающие на место в вопросе могут не повторяться в ответе:
Odada ne var? Что есть в комнате?
Bir yatak var. Кровать.
Ağaçta ne var? Что есть на дереве?
Kuş var. Птица
Masada neler var? Что есть на мосту?
Tabaklar var. Тарелки.
Köprüde neler var? Что есть на мосту?
Taksi ve otobüsler var. Такси и автобусы.
Salonda kim var? Кто есть в зале?
Bir adam var Мужчина.
Arabada kim var? Кто есть в машине?
Bir kız var Девушка.
Okulda kimler var? Кто есть в школе?
Öğrenciler var Ученики.
Otobüste kimler var? Кто есть в автобусе?
Öğretmenler var Учителя.
Вопросительное слово kim может использоваться и в других аспектах.
Например, для того, чтобы узнать личность какого–либо человека:
Bu kim(dir)? Кто это?
Şu kim(dir)? Кто то?
O kim(dir)? Кто то?
Ответом на такой вопрос является имя человека:
Bu kim? Кто это?
Bu Sumru. Это Сумру
Şu kim? Кто это (то)?
Şu Ali. Это (то) Али
O kim? Кто это(то)?
O Kenan Это (то) Кенан
Перед существительными в таких предложениях могут быть использованы указательные прилагательные bu, şu, o.
Bu adam kim(dir)? Кто этот мужчина?
Bu kadın kim(dir)? Кто эта женщина?
Bu çocuk kim(dir)? Кто этот ребенок?
Şu adam kim? Кто тот мужчина?
Şu doktor kim? Кто тот доктор?
Şu öğrenci kim? Кто тот ученик?
O adam kim? Кто тот мужчина?
O kadın kim? Кто та женщина?
O öğretmen kim? Кто тот учитель?
Теперь рассмотрим, как отвечать на такие вопросы
Bu adam kimdir? Кто этот мужчина?
Bu adam Ahmet’tir. Этот мужчина – Ахмет
Bu kadın kimdir? Кто эта женщина?
Bu kadın Ayşe’dir. Эта женщина – Айше
Şu doktor kimdir? Кто тот доктор?
Şu doktor Hasan’dır. Тот доктор – Хасан
O kız kimdir? Кто та девушка?
O kız Şükran’dır. Та девушка – Шукран
В этих предложениях также можно производить сокращения, особенно в разговорной речи. Рассмотрите эти примеры:
Bu adam kimdir? Bu adam kim?
Bu adam Ahmet’tir Ahmet
Şu doktor kimdir? Şu doktor kim?
Şu doktor Hasan’dır. Hasan
NEREDE
Мы уже проходили слово nerede в предыдущих уроках. В этом уроке мы рассмотрим другие области его употребления.
Yeni araba nerededir? Где новая машина?
Yeni araba buradadır. Новая машина здесь
Okul nerededir? Где школа?
Okul şuradadır. Школа там.
Telefon nerededir? Где телефон?
Telefon oradadır. Телефон там.
В ответах на вопросы со словом nerede могут использоваться всевозможные слова, указывающие на место.
Yeni kitaplar nerededir? Где новые книги?
Yeni kitaplar çantadadır. Новые книги в сумке.
Bilgisayar nerededir? Где компьютер?
Bilgisayar masadadır. Компьютер на столе.
Dolap nerededir? Где шкаф?
Dolap odadadır. Шкаф в комнате
Yeni araba nerededir? Где новая машина?
Yeni araba bahçededir Новая машина в саду
Ucuz elbiseler nerededir? Где дешевые платья?
Ucuz elbiseler dükkândadır Дешевые платья в магазине
Kızlar nerededir? Где девушки?
Kızlar sinemadadır. Девушки в кино
В ответах для того, чтобы не повторять предметы в единственном числе, употребляется местоимение o, а во множественном числе – onlar. Или просто можно опустить существительное.
Bardak nerededir? Bardak nerede?
Bardak masadadır O masada…masadadır
Eski araba nerededir? Eski araba nerede:
Eski araba parktadır O parktadır (Parktadır)
Dükkân …Kâğit -Знак ˆ ставится над буквами a, u, i. Этот знак мало используется в современном турецком языке. Звуки, которые обозначаются буквами â, î, û не сильно отличаются от тех, которые обозначают буквы a, u, i.
Буква â в словах Dükkân …Kâğit несколько смягчает предыдущий звук. Не следует полагать, что произношение этого звука сильно отличается. Если сравнить с русскими звуками, то второй слог можно сравнить с произнесением слога «кян» (в случае с буквой а слог читался бы «кан»).
Начиная с этого урока, через каждый урок будут приводиться тексты для чтения с использованием пройденного грамматического материала. Внимательно читайте эти тексты и высылайте перевод в домашнем задании.
Некоторые новые выражения, которые будут встречаться в текстах, будут объяснены перед текстом красным цветом.
De Da
Это слово, которое в зависимости от согласования звуков встречается в форме –de или
–da в русском языке обозначает – тоже, также. В отрицательных и вопросительных предложениях оно остается неизменным.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!