Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-09-10 | 363 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Введение.
В мае 2012 года Россия ратифицировала конвенцию о правах инвалидов. Ратификация данной конвенции обозначила новый виток в развитии отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, закрепленный в настоящее время во многих правовых документах, регулирующих процесс образования, оказания социальной поддержки и медицинской помощи.
Ключевые позиции, касающиеся формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью отражены в Федеральном законе ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (далее - Закон об образовании). Данный закон впервые закрепил право на получение обучающимися с ОВЗ инклюзивного образования, которое определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций в образовательных организациях начат процесс активного включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума. В настоящее время люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в формировании и инспектировании доступной среды, информировании о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами интеграционных мероприятий.
Достижения российских паралимпийцев, появление информации о общественных деятелях с инвалидностью, актерах и «обычных» людях с инвалидностью, добившихся успеха способствовало повышению информированности общества о возможностях людей с инвалидностью. Однако уровень знаний людей об особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, о допустимых и недопустимых действиях при общении с ними остается пока достаточно низким. Это препятствует полноценной социальной интеграции людей с инвалидностью и ОВЗ.
|
Реализация принципов интеграции и инклюзии в образовании требует создания условий для организации продуктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ с их сверстниками как в образовательном процессе, так и за его пределами. Решение данной задачи возможно при условии подготовки к этому взаимодействию как самих обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, так и их сверстников.
Важное значение в работе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью отводится формированию позитивного отношения к людям с ОВЗ, их знакомству с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов образовательных организаций общего образования, реализующих мероприятия «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок.
2. Цели и задачи методических рекомендаций.
Целью данных методических рекомендаций является оказание содействия педагогическим работникам в проведении мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок среди школьников.
В рамках методических рекомендаций решаются следующие задачи:
¾ определение теоретических основ формирования толерантных установок у обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью;
¾ совершенствование умений по разработке структуры «Уроков доброты» и содержания каждого его этапа;
¾ характеристика особенностей людей с инвалидностью;
¾ характеристика способов сопровождения обучающихся с ОВЗ;
¾ определение способов организации продуктивного общения и взаимодействия между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.
Методические материалы к проведению уроков.
|
КЛАСС
КЛАСС
Урок 3. «Слышать глазами»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.
Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями слуха и способах общения с ними.
Задачи урока:
- формировать представление о способах общения с помощью языка жестов;
- обучать этикету общения с людьми с инвалидностью по слуху;
- практическое овладение умением здороваться, представляться на языке жестов.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мастер-класс, игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись (при необходимости) урока жестового языка.
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
1. Мини-лекция.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о тех людях, которые частично или полностью утратили возможность слышать мир вокруг них.
Человек может потерять слух частично или полностью в любом возрасте. Это может быть, как врожденный дефект, так и приобретённый. По данным Всемирной федерации глухих, число неслышащих людей в мире около 70 миллионов (или 0,1 процент от населения), однако лиц со сниженным слухом, например, по возрасту, значительно больше – до 10%. Причины, приводящие к частичной или полной потере слуха разнообразны.
Причинами нарушения слуха могут послужить особенности строения слухового анализатора, химические отравления, родовые травмы, а также механические травмы - ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями, контузии при взрывах, заболевания.
Если у человека имеется остаточный слух, его называют слабослышащим, а в случае практически полного отсутствия слуха – относят к глухим. При нарушении слуха у ребёнка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью.
Многие слабослышащие школьники для более полного понимания обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых.
Самостоятельная речь людей с нарушением слуха тоже имеет особенности. Из-за того, что они не слышат речь окружающих и не могут услышать изменения в интонации, паузы, логические остановки часто их речь монотонная и эмоционально невыразительная. А иногда и трудная для восприятия. Но вслушиваясь в их речь, проявив терпение постепенно человек привыкает к такой речи и уже не испытывает затруднений при общении с человеком с нарушением слуха.
|
Чтобы слабослышащий человек мог вас понять, нужно говорить четко, не быстро, не прикрывая рот, чтобы ваше лицо было видно собеседнику.
Также педагог рассказывает о том, что людям с потерей слуха помогают врачи, для них изобрели протезы – слуховые аппараты, которые внешне почти незаметны и человек выглядит практически здоровым. Но с этим аппаратом нужно очень аккуратно обращаться и ни в коем случае его не мочить.
Основной этап – 30 минут.
2. Игра «Ты и я вместе».
Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с инвалидностью по слуху. Для игры класс разделяют на пары. В каждой паре детей один из них надевает беруши, а второй получает задание, которое должен донести до своего напарника.
По окончании игры проводится обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Было ли тебе трудно?
- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?
- Нужна ли тебе была помощь?
Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с нарушениями слуха важно смотреть в глаза, не следует прикрывать лицо и рот руками, чтобы глухой человек смог видеть артикуляцию, следует говорить спокойно и четко, короткими, простыми фразами, не следует кричать, так как крик искажает артикуляцию и воспринимать речь становиться тяжелее. При привлечении внимания неслышаших следует помнить о том, что безрезультатно кричать глухому «Вернись» или звать по имени. Для привлечения внимания можно использовать махание рукой, но не близко перед лицом.
Также педагог акцентирует внимание детей на том, что иногда людям бывает трудно понять друг друга и для того, чтобы лучше понять друг друга существует язык жестов.
3. Практикум. Знакомство с жестовым языком.
Педагог сообщает детям, что язык жестов состоит из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Владение языком жестов помогает людям быть ближе и лучше понимать друг друга.
|
Далее детям предлагается изучить некоторые общеупотребительные жесты, которые можно использовать при общении с человеком с нарушением слуха.
Дети упражняются в приветствии и представлении себя в коротком рассказе о том, что они любят делать, на языке жестов с помощью педагога.
4. Игра «Подарок» (вариант игры в «Ассоциации»)
Дети стоят в кругу спинами к центру. Одному из детей предлагается задумать, что он хочет подарить другу. Он «задуманное» показывает жестами своему соседу справа, не произнося ни слова. Тот также жестами – своему соседу справа и так до тех пор, пока подарок не вернется к дарящему. Тогда даритель говорит, что он задумал и что к нему пришло.
Далее педагог формулирует вывод о том, как важно точно передавать смысл сказанного, чтобы тебя точно поняли.
Заключительный этап 5 минут.
5. Игра «Волшебный клубочек».
Дети стоят в кругу, педагог предлагает, кладя руку на плечо рядом стоящему, рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал.
Педагог подводит детей к выводу о том, что инвалидность по слуху создает ограничения, но применение технических приспособлений, использование жестового языка помогает людям лучше понимать друг друга.
Домашнее задание дается для группового выполнения (5-4 детей): составить памятку по общению с людьми с нарушениями слуха.
КЛАСС
Урок 1. «Верить в себя»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.
Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с инвалидностью.
Задачи урока:
- формировать представление о возможностях людей с инвалидностью;
- формировать представление о том, что люди с инвалидностью могут добиваться значительных успехов благодаря своим личностным качествам.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Алексея Бугаева.
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
8. Дискуссия «О мечте».
Детям предлагается порассуждать над словами Гарриет Табмен, слабовидящей американской аболионистки (борца против рабства) - «Не позволяйте проблемам управлять вами. Будьте ведомыми вашими мечтами».
Педагог подводит детей к мысли, что для того, чтобы мечта осуществилась необходимо упорно работать и верить в свои силы несмотря на трудности, которые встречаются на пути к мечте.
Основной этап – 30 минут.
9. Прослушивание рассказа о жизненной истории Бугаева Алексея[13].
|
Рассказ.
«Алексей Бугаев с детства мечтал кататься на лыжах. В 16 лет стал обладателем титула абсолютного чемпиона России по горнолыжному спорту, серебряным призёром чемпионата мира и победителем Кубка мира.
Горнолыжный спорт привлек Алексея еще в детстве. Однажды, катаясь с отцом на санках на Николаевской сопке, он увидел тренировку горнолыжников и загорелся желанием освоить этот вид спорта.
Тренировался он ежедневно, семь дней в неделю по три часа. Все время он проводил на горнолыжной трассе. Уже через месяц после начала занятий Алексей показал свой первый результат - 3-е место на соревнованиях в честь 8 Марта. Первая победа стала подарком маме. Эта грамота до сих пор висит на стене в доме Бугаевых.
Но с первыми победами выявились и трудности, связанные с состоянием здоровья Алексея.
Строение кисти руки Алексея не позволяет ему держать горнолыжную палку, а по правилам соревнований в горнолыжном спорте спортсмен должен кататься с двумя палками. Сначала Алексею просто приматывали вторую палку к руке.
Сейчас правила изменились и на Паралимпийских играх можно кататься только на лыжах без палок. Алексей к 14 годам обыграл на трассе всех своих сверстников. В 15 лет он стал выступать вместе со взрослыми. Сейчас Алексей двухкратный паралимпийский чемпион.
По мнению Алексей в занятии спортом главное характер, настойчивость. «Если сдашься при первой же трудности, ничего не получится. В спорте, я считаю, 5 % – талант, а остальные 95 % достигаются трудом» - говорит Алексей».
После прослушивания рассказа педагог предлагает детям ответить на вопросы: Как вы думаете, какую роль сыграли окружающие Алексея люди на его пути к званию паралимпийского чемпиона? Какие качества помогли ему достичь своей мечты? Каких еще людей с инвалидностью вы знаете, которые несмотря на трудности достигли своей мечты и изменили мир к лучшему? Кто из вас умеет ездить на велосипеде? А кататься на коньках? … как вы думаете, смогли бы вы научиться, если бы не перестали бояться и сомневаться, а поверили, что вы сможете? В каких еще делах важно верить в свои силы? …
Верить в себя, в свои силы важно не только паралимпийским чемпионам. Ведь многие люди добиваются гораздо больших успехов в жизни и без титулов.
Человека с инвалидностью называют еще человеком с ограниченными возможностями. Как вы думаете, если бы Алексей смирился со своими ограничениями и с тем, что не сможет их преодолеть, он добился бы успеха в жизни?
Каких еще людей с инвалидностью вы знаете, которые, несмотря на трудности, достигли своей мечты и изменили мир к лучшему?
Заключительный этап - 5 минут
10. Подведение итогов.
Дети стоят в кругу, педагог предлагает рассказать о том, что они сегодня узнали и какие выводы для себя сделали.
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не влияет достижение мечты. Многие люди с инвалидностью являются примером для других людей, благодаря своей силе духа и стойкости характера. Они вдохновляют других людей!
Домашнее задание: просмотр фильма «Через тернии к звездам», режиссер Павел Родионов.
Урок 2. «Видеть руками»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.
Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями зрения и способах общения с ними.
Задачи урока:
- формировать представление о взаимодействия и сопровождения человека с нарушение зрения;
- обучать этикету общения с людьми с инвалидностью по зрению;
- практическое ознакомление с особенностями восприятия окружающего мира слабовидящими людьми и осуществлением ими бытовых действий.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мастер-класс, игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация, раскрывающая особенности зрения слабовидящих, очки-симуляторы по комплекту на каждую группу обучающихся, плакаты (при необходимости) для рассматривания.
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
1. Мини-лекция.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о тех людях, которые частично или полностью утратили возможность видеть мир вокруг них.
В зависимости от остроты зрения одни из инвалидов по зрению совсем ничего не видят, другие могут видеть только свет, третьи – свет и цвета окружающих предметов, четвертые – только движения руки перед лицом, пятые – могут видеть на очень близком расстоянии предметы.
Бывает и так, что у человека такое нарушение зрения, что они видит все как будто через трубочку (трубчатое зрение) или видит только то, что справа или слева (половинчатое зрение) или только то, что находится ниже/выше их поля зрения, иногда не видят то, что расположено посередине, или не видят отдельные участки.
Такие проявления нарушений зрения часто требуют от людей с инвалидностью по зрению значительных усилий при выполнении повседневных действий и часто являются причиной своеобразного поведения инвалидов по зрению (потряхивания головой, постоянные повороты головы и т.д.). Своеобразное поведение инвалидов по зрению, вызванное необходимостью дополнить картину видимого, часто со стороны воспринимается как «странное поведение» незрячих людей, их ненормальность, даже как интеллектуальная недостаточность. При этом сами инвалиды, как правило, не знают о внешних проявлениях последствий своего нарушенного зрения, если кто-то об этом не сказал.
Но, например, для того чтобы не упасть, человек с трубчатым зрением при входе в комнату опускает голову, чтобы посмотреть себе на ноги, или человек с половинчатым зрение начинает поворачивать голову вправо/влево или вверх/вниз, пытаясь заполнить пропущенные в восприятии участки.
Хотя, например, человек с трубчатым зрением видя все как будто сквозь узенькую трубочку в тоже время может рассмотреть даже мелкие детали чего-либо, если он близко стоит и взгляд инвалида упал именно на них. Например, пуговицы на блузке собеседника, серьги. Однако все остальное пространство человек не увидит, если не будет интенсивно поворачивать голову.
Многие из людей с нарушением зрения страдают либо светобоязнью (их глаза просто закрываются при ярком свете, очень белом снеге, ярком солнце), либо куриной слепотой (нарушением темновой адаптации, то есть при хорошем освещении плохо, но видят, а в сумерках ничего не видят, кроме огоньков). Это приводит к ухудшению зрительного восприятия и трудностям передвижения в темное время суток, при плохом освещении, в пасмурную погоду.
Основной этап – 30 минут.
2. Практикум «Имитация».
Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с инвалидностью по зрению. Для этого класс разделяют на группы по 4-5 человек. Каждой группе детей выдаются очки-симуляторы нарушений зрения. Внутри группы каждый из детей должен надеть разные виды очков, чтобы на себе ощутить тот или иной дефект зрения и особенности восприятия пространства при нем. Задача остальных детей понаблюдать за изменением поведения товарища и обратить на появление своеобразного поведения, направленного на изучение воспринимаемого объекта.
При выполнения данного упражнения рекомендуется создать максимально новую обстановку для организации изучения окружающего пространства.
По окончании практикума проводится обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Было ли тебе трудно?
- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?
- Нужна ли тебе была помощь?
Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с нарушениями зрения важно давать словесные пояснения, предметы для осязания, всегда называть себя и представлять своих собеседников, а также остальных присутствующих, при желании пожать руку инвалиду по зрению, необходимо сообщить ему об этом.
Он также акцентирует внимание ребят на том, что наличие очков у инвалида по зрению облегчает восприятие, но не решает проблем, вызванных низким зрением, поэтому на все просьбы, связанные с использованием зрения, следует отвечать так же, как и тотально слепому человеку.
3. Игра «Слепой скульптор».
Педагог делит детей на команды по три человека. Первому из детей завязывают глаза. Второй должен из третьего «слепить» скульптуру. Затем ребенок с завязанными глазами должен из второго «слепить» то же, что тот слепил из третьего.
4. Игра «Слушаем тишину».
Педагог предлагает детям закрыть глаза и прислушаться к тишине и попытаться услышать малейшие звуки (в течение 2 минут).
Затем детям предлагается рассказать о том, что они услышали и о своих ощущениях от игры.
5. Игра «Я могу».
В ходе этой игры дети на себе ощущают трудности, с которыми сталкиваются люди с нарушением зрения в быту, при выполнении простейших действий.
Педагог предлагает детям с завязанными глазами: налить воду в стакан, найти нужный продукт, определить положение других людей в комнате, требуемый предмет среди других.
Далее педагог предлагает детям подумать, что помогает людям с нарушениями зрения ориентироваться в быту. Рассмотреть различные устройства, которые предназначены для помощи в быту людям с нарушениями зрения.
Он также акцентирует внимание ребят на применение технических средств реабилитации, помогающих людям с нарушением зрения самостоятельно передвигаться (очки, трости).
Заключительный этап - 5 минут
6. Подведение итогов.
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что инвалидность по зрению создает ограничения, но применение технических средств реабилитации, использование других анализаторов помогает людям вести обычную жизнь.
Домашнее задание дается для группового выполнения (4-5 детей): составить список игр, в которые можно играть с ребятами с нарушением зрения.
Урок 3. «Учиться вместе»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.
Цель урока: воспитывать у детей человеколюбие, чувство доброты и сопереживания, внимания к окружающим.
Задачи урока:
- формировать представление о возможностях людей с инвалидностью;
- дать представление об инклюзивном образовании.
Тип урока: беседа
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), дебаты, игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Дженнет Базаровой.
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети стоят в кругу.
1. Игра «Передай движение по кругу»
Педагог предлагает детям «передать» друг другу рукопожатие и сказать: «Привет!», затем жестами сообщить что-нибудь о том, что происходило с ним сегодня. Игра продолжается до тех пор каждый не выполнит движение.
Далее педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- Было ли тебе приятно и весело играть в эту игру с друзьями?
- Что вам особенно понравилось?
- Как бы отнесся к тому если бы у тебя не было возможности играть и учиться вместе с друзьями?
Педагог подводит детей к выводу, что учиться и играть вместе это весело и увлекательно.
2. Игра «Сходство -различие»
Педагог предлагает детям разбиться на пары, внимательно рассмотреть друг друга в течение 1 минуты и найти не менее трех различий. Затем каждый ребенок должен назвать имя своего партнера по игре и выявленные отличия, закончив фразу «(Имя ребенка) я отличаюсь от тебя…».
Затем детям опять предлагается посмотреть друг на друга в течение 1 минуты и найти сходства. По окончании времени каждый из детей рассказывает о том, что ему удалось отметить.
Далее педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- Было ли тебе приятно и весело играть в эту игру с друзьями?
- Что вам особенно понравилось?
В конце игры педагог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но им все равно приятно быть вместе, играть, учиться.
Основной этап – 30 минут.
3. Дебаты
Класс делится команды по 4-5 человек.
Каждой команде даются таблички с надписями «верю» и «не верю».
Далее педагог произносить разные утверждения, например: «У всех девочек длинные волосы»
Задача детей обсудить предлагаемый тезис и принять решение – какую табличку поднять «Верю» или «Не верю». Свой выбор ребята должны обосновать.
Утверждения:
Неслышащие могут петь.
Люди на колясках могут танцевать.
Незрячий человек может работать на компьютере.
Незрячий человек может ходит по городу один.
Только высокие люди могут играть в баскетбол.
Человек с ментальной инвалидностью никогда не получит профессию.
Инвалид, передвигающийся на коляске не может быть моделью.
У всех девочек длинные волосы.
У мальчиков серые глаза.
Только высокий человек может играть в баскетбол.
Педагог подводит детей к выводу о том, что все люди разные и имеют разные возможности. В том числе и люди с инвалидностью имеют разные возможности и могут сделать очень много.
4. Прослушивание истории о жизни Дженнет Базаровой[14].
«Дженнет родилась в Туркмении. У Дженнет несовершенный остеогенез. При этом генетическом заболевании ребенок рождается c хрупкими костями, которые чуть что ломаются — от неловкого движения или неудачного прикосновения. К 14 годам у Дженнет десятки переломов, она и сама не помнит, сколько именно. У нее одна рука очень тоненькая — из-за того, что мало двигается, а вторая неестественно широкая — из-за разрастания костной ткани. То же самое с ногами. Дженнет с двух лет она не ходит, а только ползает или передвигается на инвалидной коляске.
Таких людей как Дженнет в мире всего 12 человек.
Несмотря на «хрупкие» кости Дженнет ходит в обычную школу. С первого класса пока Дженнет была на уроках мама ждала ее в коридоре, чтобы на переменах поднимать и спускать коляску с этажа на этаж. Тогда еще не было школ с лифтами и подъемниками, специально оборудованными туалетами и т.д.
Сейчас Дженнет учится в школе с художественным уклоном рядом с домом и пишет картины для благотворительных аукционов.
Дженнет проводит в школах «Уроки доброты» в школах. Такие какой сегодня у нас с вами. На них она рассказывает о себе, о своем заболевании и о том, как важно ребятам с инвалидностью быть рядом со своими сверстниками.
Дженнет говорит: «Мне всегда задают очень много вопросов. И в школе, и на «уроках доброты». Спрашивают — что случилось, почему я в коляске? А как я сплю? Как я моюсь? Спрашивают с интересом и удивлением. На улице маленькие дети показывают на меня пальцем, подходят и толкают коляску. Родители сразу одергивают их, шепчут им что-то на ушко. Мое заболевание очень редкое. Никто о нем не знает. А я всегда все объясняю. Про хрупкость костей, про операции, про то, что сплю я как все люди».
После прослушивания рассказа педагог предлагает детям ответить на вопросы: Почему Дженнет хочет учиться в обычном классе? Почему для ребят, не имеющих инвалидности важно, чтобы в их классе учились ребята с инвалидностью? Что надо сделать, чтобы всем было комфортно учиться вместе?
Заключительный этап - 5 минут
5. Игра «Снежный ком».
Дети стоят в кругу, педагог предлагает, ребенку, стоящему рядом, продолжить фразу «Учиться вместе хорошо, потому что …». Затем ребенок, стоящий рядом с ним повторяет уже сказанное и добавляет слова во фразу.
6. Подведение итогов.
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не является преградой в получении образования. Каждый ребенок вместе с родителями может выбрать, где ему лучше учится: в обычной школе, в интегрированном классе или в специальной школе. Важно, помнить, что инвалидность не являются помехой для дружбы и общения между людьми.
Домашнее задание дается для группового выполнения (4-5 детей): составить список игр, в которые можно играть с ребятами с нарушением опорно-двигательного аппарата.
КЛАСС
КЛАСС
КЛАСС
КЛАСС
Урок 1. «Мы с тобой одной крови [18]»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.
Цель урока: способствовать устранению стереотипов в отношении внешности людей с инвалидностью.
Задачи урока:
- способствовать формированию адекватного представления о человеческих качествах людей с инвалидностью.
- формировать позитивное отношение к людям с инвалидностью.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация с фотографиями о людях с инвалидностью, листы бумаги, ручки.
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
1. Знакомство и обозначение темы занятия.
Педагог знакомит детей с приглашенным гостем (ведущим). Далее приглашенный гость обозначает тему занятия:
«Все люди разные, этим мы и выделяемся, от манекенов отличаемся изъянами и недостатками. Мы часто придаем большое значение мелочамсвоей внешности, придумывая проблемы. Одна девушка решила покончить с жизнью, потому что на руке у нее было родимое пятно. Ей казалось, что его все видят и стыдятся ее. Ее решимость испарилась тогда, когда однажды в ночном клубе она увидела людей в инвалидных колясках, танцующих рок-н-ролл… Видим друг друга иначе, себя не так, как нас видят другие.Хотите убедиться?»
Основной этап – 30 минут.
2. Игра по парам «Портрет и автопортрет».
Детям предлагается разбиться на пары и предлагается описать себя по заданной схеме: фигура, руки, лицо, глаза. Затем его напарник также описывает его по этой же схеме. Ведущий обращает внимание детей на то, что описание самого ребенка и напарника отличаются.
3. Игра «Стыдно – не стыдно».
Ведущий произносит: «Есть люди, которые считают, что стыдно быть инвалидом и неприлично быть с ним рядом… вы тоже так думаете? Вы бы пошли на танцы с парнем на костылях? Или в кафе с девушкой в коляске?»
Детям предлагается разделиться на две команды. Каждая команда получает комплект карточек с перечислением разных особенностей внешности или поведения, а также пустые конверты с надписями: «Неприятно», «Смешно», «Ну и что?» и «Стыдно».
В течение 5-7 минут команды должны разложить все карточки по конвертам.
Затем каждая команда рассказывает о своем выборе и обосновывает его.
После выполнения упражнения педагог подводит детей к выводу о том, быть рядом с инвалидом, дружить с ним не стыдно. Стыдно быть лишним и бесполезным везде. Каждый человек может быть нужным команде.
4. Игра «Необитаемый остров».
Дети делятся на команды по 5-7 человек в каждой.
Инструкция: «Корабль потерпел крушение, и каждая команда попала на отдельный остров, расположенный далеко друг от друга.
Команде нужно прожить неделю, используя каждого человека, включая того персонажа, которого я по секрету дам каждой команде (это будет человек, который не видит, либо человек, который не слышит, либо человек, который не ходит, человек, либо который не говорит). Вам нужно придумать, чем может быть полезен команде каждый персонаж».
Команды рассказывают, что будет делать полезного каждый персонаж. Педагог делает акцент на роли человека с ограниченными возможностями в решении общей задачи. Педагог подводит детей к формулированию вывода: полезен может быть любой и добрые дела для всех может делать каждый, независимо от своих возможностей. Главное людям хотеть взять его в команду, подружиться с ним, и самому хотеть быть нужным для других.
Заключительный этап - 5 минут
5. Подведение итогов.
Дети стоят в кругу, педагог предлагает каждому из детей рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал.
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не влияет активную жизненную позицию. Многие люди с инвалидностью являются примером для других людей благодаря совей силе духа и стойкости характера. Каждый человек ценен своей уникальностью и никакое внешнее отличие не является основанием для определения его полноценности. Если человек обделен в одном, он одарен в другом.
Урок 2. «Пусть меня научат… Профессиональная самореализация»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.
Цель урока: способствовать формированию представления о том, что люди с инвалидностью, как и все, могут заниматься разными видами профессий и приносить пользу обществу.
Задачи урока:
- способствовать формированию адекватного представления о возможностях профессиональной самореализации людей с инвалидностью;
- знакомить с возможностями трудоустройства людей с различными видами инвалидности.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация с фотографиями о людях с инвалидностью, листы бумаги, ручки.
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
1. Беседа «Жизненный выбор».
Педагог предлагает обучающимся поразмышлять о том, кем они хотели бы стать в будущем.
Вопросы:
- Чем ты хочешь заниматься?
- Почему ты выбрал эту профессию?
- Что нужно сделать, чтобы стать …?
Педагог подводит детей к мысли, что приобретение профессии — это важный и ответственный шаг в жизни каждого человека.
Основной этап – 30 минут.
2. Игра «Рецепт».
Педагог предлагает обучающимся разделить на группы по 5-7 человек и составить список качеств, которыми должен обладать человек для той или иной профессии.
Каждая команда в течение 5 минут записывает список качеств на листе бумаги, а по окончании отведенного времени выдвигает делегата. Который от всей группы рассказывает об их решении.
Педагог подводит детей к тому, что для осуществления той или иной деятельности необходимы знания, упорство и сила воли.
3. Дискуссия эстафета «Профессии для людей с инвалидностью»
Педагог предлагает детям разделиться на команды, каждая команда получает для обсуждения задание: какими видами деятельности могут заниматься люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, какими профессиями могут овладеть незрячие люди, люди с нарушением зрения, с расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальной недостаточностью.
По окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию записанных на нем точек зрения или решений. Затем каждая команда презентует результаты обсуждения каждой профессии.
По окончании работы педагог обращает внимание детей на том, что люди с инвалидность также ведут активный образ жизни, работают и добиваются в профессиях значительных успехов.
4. Мини-лекция «Профессии, которые выбирают».
Педагог демонстрирует слайд-презентацию и рассказывает о людях с инвалидностью, занимающихся разными видами деятельности, о людях, добившихся успехов в какой-либо профессии.
Персоналии:
Евгения Воскобойникова, журналист, телеведущая (травма позвоночника)
Анна Макдональд, писательница (интеллектуальные нарушения)
Кристи Браун, художник (детский церебральный паралич)
Афанасьева Екатерина Инструктор по вождению, общественный деятель
Стивен Вильям Хокинг, ученый (атрофирующий склероз)
Александр Суворов, ученый.
5. Игра «Передай другому»
Все обучающиеся стоят в кругу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Ребята при этом занимают разные позиции: кто-то сидит, кто-то стоит. Педагог просит каждого из ребят передать по кругу какой-то предмет. Затем одного из детей просят выйти из круга. В этот момент педагог акцентирует внимание детей на том, что сейчас выполнить начатое действие невозможно.
Педагог подводит детей к выводу о том, что важна роль каждого человека в осуществлении деятельности.
Заключительный этап - 5 минут
6. Подведение итогов.
Дети стоят в кругу, педагог предлагает каждому из детей рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал.
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не влияет самореализацию человека в профессии. Они, как и все остальные выбирают какую-либо профессию, получают образование, осваивают специальность и работают.
Урок 3. «Как слово наше отзовется…Образ инвалидов в СМИ»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.
Цель урока: способствовать устранению стереотипов в отношении инвалидов, сформированных СМИ.
Задачи урока:
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!