Урок 3. «О способностях и возможностях» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Урок 3. «О способностях и возможностях»

2017-09-10 422
Урок 3. «О способностях и возможностях» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уровень общего образования, для которого проводится урок: среднее общее образование.

Цель урока: формировать представления о возможностях и способностях людей с инвалидностью.

Задачи урока:

- формировать представление о возможностях и особенностях людей с инвалидностью в осуществлении различных видов деятельности;

- формирование представлений о разнообразии видов творчества, которыми, занимаются люди с инвалидностью.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация с фотографиями и видеофрагментами о жизни Ангелины Уэльской.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Беседа «Стереотипы».

Вопросы:

- Часто ли мы сталкиваемся со стереотипами?

- Откуда берутся стереотипы?

- Как бороться со стереотипами?

Основной этап – 30 минут.

2. Прослушивание рассказа о жизни Ангелины Уэльской.

Рассказ.

«Ангелина Уэльская – белорусская модель. Она участвует в фотосессиях и пишет сценарий театрального шоу с участием людей с инвалидностью.

Но ни одно модельное агентство не принимает девушку с проблемами дикции, которая не может ни ходить, ни стоять без поддержки.

– Как вы себе это представляете? – спросили Ангелину в одном из ведущих агентств.

Ангелина представляет так: в своем будущем шоу она планирует летать.

– Когда я была маленькая, мечтала быть актрисой, – говорит Ангелина. – А надо мной смеялись: ну, какая из тебя актриса, посмотри на себя…

И советовали учиться на психолога. Психология мне тоже нравится, но я решила, что поступлю на специальность, которая позволит быть ближе к театру.

Конкурс был огромный, никаких поблажек абитуриентам с инвалидностью не было. Ангелина поступила и уже заканчивает четвертый курс.

В 17 лет Ангелина решила встать с коляски. И встала! Правда, ходить без поддержки у нее пока не получается.

– Ни мама, никто другой никогда ничего не делает за меня, никакие сопровождающие не сидят рядом со мной на лекциях, – говорит Ангелина. – Иногда, когда приходят новые преподаватели, я попадаю в смешные ситуации. Вот недавно педагог взяла мою курсовую работу и пригласила выйти к доске, чтобы защитить ее. Я начинаю объяснять, что не могу выйти, и группа наперебой меня поддерживает… Преподаватель от удивления только и смогла спросить: «А кафедра знает, что вы не можете выйти?!»

Ангелина смеется, рассказывая о таких эпизодах. Ее правило: не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней.

– Сама я давно перестала говорить слово «инвалид», – продолжает она. – Считаю его некорректным, к тому же СМИ растиражировали образ инвалида как человека, живущего в болезни и безысходности.

А я хочу показать, что такие люди, как я, могут быть красивыми и успешными. И что страна, которая не использует сполна наш потенциал, себя же обедняет.

– Человек интересен своими особенностями, поэтому отличающиеся возможности могут стать твоей изюминкой, – говорит Ангелина. – Мое детское желание быть актрисой оформилось пять лет назад, когда я увидела по телевизору модный показ Victoria’s Secret. Я решила, что должна стать такой же красивой и желанной.

Учиться приходится самостоятельно: Ангелина работает дома перед зеркалом и изучает систему Станиславского по его книгам: ведь модель должна исполнить заданную дизайнером роль не хуже, чем актриса. Ежедневно с поддержкой мамы она гуляет, занимается на домашних тренажерах. Родители купили ей тяжеленные горнолыжные ботинки: в них она может стоять и даже передвигаться по квартире без помощи.

Первая фотосессия у Ангелины была три года назад. Признается: было страшновато, но она справилась.

Через год ее отобрали на эпизодическую роль в российском мини-сериале «А снег кружит».

– В фильме я играла саму себя – модель с ДЦП, которая участвует в ток-шоу, – говорит Ангелина. – То есть на площадке сидели зрители, среди которых были мои родители, по роли у меня был муж и ребенок. Я видела, что мама очень волнуется, на нее жалко было смотреть, а я чувствовала себя перед камерой, как рыба в воде.

После программы телефоны семьи раскалились от звонков: друзья и знакомые поздравляли Ангелину с замужеством и удивлялись, когда же она успела стать матерью. Они так и не поняли, что смотрели фильм, а не реальное ток-шоу.

– Я постоянно рассылала и рассылаю по всему миру свои резюме и фотографии, – говорит Ангелина. – К сожалению, ответов приходит очень мало.

– Театр – это моя профессия, мода – мечта. Я подумала, почему бы не соединить моду и театр, демонстрируя коллекцию одежды с элементами театрального действа? Почему бы вместе с обычными моделями не вывести на подиум моделей с отличающимися возможностями? Я взяла за основу мифологический сюжет о Пигмалионе и Галатее – но Галатея у меня без рук. И такие, как я, не обязательно должны демонстрировать одежду в инвалидной коляске: они могут даже летать.

– Я очень четко понимаю, что плыву против течения в своем желании быть моделью, работать в моде и шоу-бизнесе, – говорит Ангелина. – Но даже если кто-то крутит пальцем у виска на мой счет, не унываю, а еще больше начинаю верить в себя и свой потенциал. Потому что красота – внутри, а все прочее вздор! Может быть, мой личный пример послужит для кого-то толчком, он начнет верить в себя, мечтать, что-то делать, или просто захочет жить! Ведь мечта придает силы и ставит на ноги… Как показывает мой опыт, в буквальном смысле слова!»

3. Групповое обсуждение истории Ангелины Уэльской.

Вопросы:

- Близка ли Вам позиция Ангелины?

- Как можно охарактеризовать жизненный путь Ангелины?

- Какие личные качества помогают Ангелине не останавливаться, а двигаться вперед к своей мечте?

- Какие изменения происходят в обществе благодаря таким людям как Ангелина?

Заключительный этап - 5 минут

4. Подведение итогов.

Педагог подводит обучающихся к формулированию вывода о том, что достижение успеха и самореализация человека во многом зависит от силы духа человека, усилий, предпринимаемых им. Часто люди, в том числе с инвалидностью, сталкиваются со стереотипами и от того, насколько они будут стойкими, зависит существование этих стереотипов.

 

КЛАСС

Урок 1. «Легенды спорта»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: среднее общее образование.

Цель урока: формировать представления о возможностях и способностях людей с инвалидностью в спорте.

Задачи урока:

- формировать представление о возможностях и особенностях людей с инвалидностью в осуществлении различных видов деятельности;

- практическое овладение умением параолимпийским видом спорта «Бочче».

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мини-лекция, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация с фотографиями и видеофрагментами о спорте людей с инвалидностью, наборы для игры в бочче по количеству обучающихся.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Занятие проводится в спортивном зале. Дети сидят по кругу.

1. Беседа «Спорт людей с инвалидностью».

Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

- Что вы знаете о спорте людей с инвалидностью?

- Каких спортсменов с инвалидностью вы знаете?

- Какие виды спорта людей с инвалидностью вы знаете?

- На каких соревнования люди с инвалидностью тренируются в своем мастерстве?

- Как называются игры, где спортсмены с инвалидностью соревнуются в своем мастерстве?

- В каких видах спорта соревнуются спортсмены на Паралимпийских играх, Сурлимпийских играх, Специальной олимпиаде?

- В чем отличие на Паралимпийских и Сурлимпийских играх, Специальной олимпиады от Олимпийских игр?

Педагог предлагает детям назвать спортсменов с инвалидностью?

2. Прослушивание рассказа о жизненной истории Владыкиной Олеси, Дзанарди Алессандро.

Первая история - Олеси Владыкиной.

Олеся Владыкина – одна из чемпионок Паралимпийских игр и яркий пример сильной личности.

Олеся родилась в Москве 14 февраля 1988 года. В детстве у Олеси было много увлечений. Ее маме казалось, что девочке стоит заниматься искусством, а именно музыкой и балетом, и она занималась. Училась по классу домбры в музыкальной школе, играла на гитаре, ходила на балет, танцевала акробатический рок-н-ролл. В дополнение ко всему этому Олеся углубленно изучала английский язык. Такая занятость и просто сумасшедший темп жизни закалили характер Олеси.

На плавание родители отдали Олесю, чтобы помочь девочке справиться с паническим страхом воды. Постепенно занятия плаванием вытеснили все остальное и стали главным увлечением в жизни девушки. В результате упорных самоотверженных трудов Олеся Владыкина вошла в сборную Москвы по плаванию и стала мастером спорта.

В возрасте 16 лет Олеся поступила в Московский государственный университет путей сообщения изучать спортивный менеджмент. Параллельно с учебой девушке пришлось много работать, поскольку ее родители развелись, и маме было непросто одной содержать двоих детей. Олеся устроилась продавцом в ЦУМ, в модный бутик Armani. Так в ее жизни появилось нечто совершенно новое – мода, ночные клубы, вечеринки, кино. На спортивные тренировки времени совсем не оставалось, да и казалось, что все, чего можно было достичь в юношеском плавании, уже было достигнуто.

В феврале 2008 года Олеся поехала вместе со своей подругой Александрой Малочуевой в свой первый долгожданный отпуск в удивительную страну Таиланд. Никто не мог бы предположить, что именно здесь случится ужасная катастрофа, которая изменит все. По пути в Бангкок экскурсионный двухэтажный автобус, в котором ехали подруги, перевернулся на эстакаде. Позднее было установлено, что водитель автобуса не справился с управлением. В тот день шел дождь, а он ехал на слишком большой скорости, что, к несчастью, стоило некоторым людям самого дорогого - жизни. В момент аварии Олеся дремала и даже не успела понять, что же произошло. В той катастрофе Олеся Владыкина потеряла руку и получила множество других серьезных травм, включая перелом носа, лопаток и крестца. Подруга Олеси Александра погибла на месте. В одно мгновение жизнь буквально перевернулась. Однако с первых же минут Олеся дала себе установку не сдаваться. Впоследствии ее тренер по плаванию, Сергей Жилин, восхищался, что девушка держалась тогда невероятно мужественно и до приезда врачей сама пережимала изувеченную руку, чтобы остановить сильную кровопотерю.

В течение месяца Олеся проходила курс реабилитации в Бангкоке. По возвращении же в Москву уже буквально через месяц девушка возобновила спортивные тренировки. В тот период поддержка мамы и верных друзей помогла Олесе смириться с произошедшими переменами и принять, что жизнь ее теперь просто стала другой, но не стала хуже.

Возвращение в спорт открыло перед Олесей новые горизонты и помогло увидеть, что она может поставить перед собой и достичь еще многие хорошие цели. Уже после пяти месяцев тренировок Олеся прошла отбор на Летние Паралимпийские игры в Пекине. В финальном заплыве брасом на 100-метровую дистанцию целеустремленная девушка завоевала золотую медаль и установила новый мировой рекорд. С этого момента Олеся Владыкина – паралимпийская чемпионка.

В 2012 году Олеся Владыкина снова принимала участие в Летних Паралимпийских играх, на сей раз проходивших в Лондоне. Здесь ей удалось завоевать золотую медаль в 100-метровом заплыве брассом и поставить новый мировой рекорд. Также Олеся получила бронзовую медаль в 100-метровом заплыве на спине.

По словам Олеси, ее личная жизнь ее после аварии не только не закончилась, но и стала намного ярче. И если раньше она считала себя достаточно плаксивым и депрессивным человеком, то теперь поняла, что может в критический момент собраться с силами, бороться и побеждать в борьбе даже с очень серьезными трудностями.

Вторая история - Алессандро Дзанарди родился 22 октября 1966 года. Дзанарди начал занимался картингом с 13 лет. Он стал успешным автогонщиком и добился немалых результатов в международных сериях Формула 1, Indycar, ETCC, WTCC.

15 сентября 2001 года в гонке на трассе Лаузитцринг в Германии, Дзанарди попал в тяжелейшую аварию. Выехав на трассу после пит-стопа, Алекс на непрогретой резине слишком рано ускорился и потерял управление болида. Его машину развернуло поперек трассы. В следующую секунду в него врезался болид канадца Алекса Тальяни. Reynard итальянца разрубило пополам. Врачи вынуждены были позднее ампутировать обе ноги до колена. Уже к концу года, правда, Алекс смог ходить, используя специальные протезы.

В 2003 году перед гонкой CART на Лаузитцринге Дзанарди, на специально переоборудованном болиде, проехал оставшиеся с 2001-го года тринадцать кругов своей гонки. Зрители стоя аплодировали мужеству итальянца, ведь показанное им время на круге позволило бы занять ему шестое место на стартовой решетке.

Пройдя программу реабилитации, Дзанарди вернулся к гонкам, используя специально оснащенные ручным управлением автомобили.

Итальянец дебютировал в чемпионате Европы по автогонкам в классе туринг (ETCC) в 2003 году, а с 2004 начал там постоянные выступления как боевой пилот. В 2005 Алессандро перешёл в WTCC.

Алессандро не останавливался на достигнутом и пришел в паралимпийский спорт.

В ноябре 2011 года Дзанарди одержал победу в престижном Нью-Йоркском марафоне в классе ручных велосипедов. В 2012 году на Паралимпийских играх он завоевал золотую медаль на дистанции 16 км и выиграл второе золото на дистанции в 64 км.

Сейчас Алессандро живет полной жизнью и продолжает развиваться. Он ведущий актуальное ток-шоу о науке и технологиям будущего «E Se Domani» на итальянском телеканале. Ток-шоу посвящено.

Алессандро женат и у него есть Николо.

После прослушивания историй педагог подводит детей к выводу, что люди с инвалидностью тоже ведут активный образ жизни, активно занимаются спортом.

Основной этап – 30 минут.

3. Мини-лекция «Спортивные состязания людей с инвалидностью».

Мини-лекция о видах спорта, в которых соревнуются люди с инвалидностью.

Педагог кратко рассказывает о некоторых видах спорта, обращая внимание детей, на то, что данными видами спорта могут заниматься не только люди с инвалидностью.

4. Практикум. Знакомство с видом спорта «Бочче».

Педагог предлагает детям разделиться на команды по 3 человека.

Детям сообщается краткая информация об игре и рассказываются основные правила.

«Бочче (итал. bocce) — спортивная игра на точность, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу, петанку и боулзу, имеющих общие истоки в античных играх распространенных на территории Римской империи. Созданная в своём нынешнем обличии в Италии (где называется bocce, множественная форма от итальянского слова boccia, что переводится как «шары»).

Матч начинается со жребия, дающего возможность бросить меньший шар, паллино (pallino, иногда boccino). Иногда паллино устанавливается в отведённом для этого месте. После этого каждая сторона бросает шары по очереди, стараясь, чтобы их шары были как можно ближе к паллино. При этом разрешается выбивать шары противника от паллино. Партия заканчивается, когда все шары брошены. Так же, как и правил, существует много способов подсчёта очков по окончании игры. Как правило, наибольшее число очков даётся игроку, чей шар оказался ближе всех к паллино, меньшее число очков даётся игроку, чей шар оказался дальше ближайшего и. т. д. Обычно наибольшее число очков равно числу участвующих в игре шаров.

Существует два типа бросков:

Аccosto (близко) или puntata (удар), это бросок при котором стараются попасть как можно ближе к паллино. Игроки, которые специализируются на этом типе броска называются «puntisti» или «accostatori»

Боччата, также зовётся volo (полёт) или raffa (насилие), это сильный бросок, при котором стараются отбить шар противника как можно дальше от паллино, или паллино отбить от них. Игроки, специализирующиеся на таком типе игры, называются «bocciatori».

Педагог подводит обучающихся к выводу, что заниматься спортом могут все люди. Только людям с инвалидностью для этого иногда нужно специальное оборудование. Педагогом делается акцент, что заниматься спортом люди с инвалидностью и люди без инвалидности, как и любой другой деятельностью, могут совместно.

Заключительный этап - 5 минут.

5. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что люди с инвалидностью могут достигать высоких результатов в спорте, несмотря на средовые барьеры. Иногда, если это необходимо применяются вспомогательные устройства. Спорт объединяет людей и заниматься спортом можно всем вместе.

 

 

Урок 2. «Преодоление»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: среднее общее образование.

Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с инвалидностью.

Задачи урока:

- формировать представление о возможностях людей с инвалидностью;

- формировать представление о том, что люди с инвалидностью могут добиваться значительных успехов благодаря своим личностным качествам.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций).

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Александр Авдевич.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Беседа о том, что такое «успех» и «успешный человек».

Детям предлагается ответить на вопрос:

- Ребята, что такое успех?

- Какого человека можно назвать успешным?

Педагог подводит детей к мысли, что успех - это состояться в профессии, иметь семью и детей.

Основной этап – 30 минут.

2. Прослушивание рассказа о жизни Александра Авдевича[19].

Рассказ.

«Саша разбился на спортивном мотоцикле пять лет назад, заглянув в родной город почти случайно.

«Уже лет с 16 я уехал из дома, учился в Гродно, потом в Москве заканчивал универ, — вспоминает он. — В Норвегии работал почтальоном, наверное, год. Потом вернулся и в Минске устроился в компьютерную фирму, занимался ремонтом оргтехники».

«Мне было очень классно! У меня были друзья. Мне прикольно было — молодому, гонять на мотоцикле, тусоваться», — рассказывает Саша, вспоминая, как после аварии пережил страшный год переосмысления своей роли в жизни.

 

«Получилось после травмы, что там, в Минске, я никому становлюсь не нужен, работы нет. Квартиру снимать на инвалидной коляске? После всех своих тусовок — вот лежу, меня нужно ворочать каждые два часа, ставить утку, ставить клизму… Это, конечно, самые адские были времена. Друзья, которые к тебе начинают приезжать все реже. Реже, реже, потом вообще… Даже вспоминать не хочется», — говорит он.

Гараж в родительском дворе — единственное место, куда после больницы и операций оказалось возможным поместить Сашу, — силами семьи уже превращен в небольшой коттедж. Нет печки, которую в первый год Сашиного пребывания здесь бесконечно топили дровами; просторная комната приспособлена для перемещения на коляске.

И двор, где Сашина бабушка держала огород, теперь наполнен только цветами и широкими асфальтированными дорожками: проезд к беседке, турнику, высокому крыльцу старого бабушкиного дома, где сейчас хлопочет мама.

Саша рассказывает, как долго пытался найти чудо-врачей, способных поставить его на ноги. Но ни за границей, ни в Белоруссии реального волшебника пока нет.

«Тогда я подумал — окей, ладно. Если я не могу почувствовать себя заново, то хотя бы до того момента, когда придумают технологию, как срастить все эти фрагменты спинного мозга, надо сохранить свое тело должным образом. Потому что — вдруг окажется, что твои мышцы атрофировались или суставы полопались. И еще дороже будет себе какой-нибудь робот-скелет делать», — объясняет Саша.

Сашины тренажеры, доступные теперь в местном спорткомплексе всем желающим, — результат настойчивых поисков самых действенных технологий и методик, опробованных на себе.

«Нужно, чтобы твои ноги двигались, каждый день. Как это сделать? Ну, помимо массажа, самый дешевый способ — это подсказка для всех инвалидов — велосипед с электродвигателем, куда ты вставляешь свои ноги, и он крутит», — говорит Саша.

В небольшом реабилитационном зале спорткомплекса есть вертикализатор — тренажер, позволяющий «встать» на ноги; есть параподиум — «специальная штука, чтобы ходить»; есть тренажер для пресса, придуманный самим Сашей.

У бортика городского бассейна — подъемник, позволяющий опускаться в воду инвалидам, городские власти установили его под Сашиным напором.

«Плавание — это обязательно! Я начал вести свой канал на YouTube, называется invaLIFE, чтобы показывать, как я все это на тренажерах делаю, как пересаживаюсь из коляски. Кому-то это помощь-подсказка, и мне масса контактов и полезной информации возвращается в комментариях», — делится Саша.

Он очень деятельный человек. Поставил спектакль, провел флешмоб в своем городе. Создал местное общество инвалидов и придумал реалити-шоу «Не теряйся! Попробуй!», где раз в неделю исполняет мечты и желания людей с ограниченными возможностями.

Самым первым своим добрым делом называет «выбивание» и установку пандуса в общежитии, где 15-летняя девочка на коляске мечтала выйти на улицу.

В Лиде Саша Авдевич нашел около 300 инвалидов, большинство из которых не выходят из дому.

«Звонишь — берет трубку кто-то из родственников, говорит — «ты что, парень, куда идти, нам бы справиться в своей хате». Два-три десятка тех, кто не сломан еще физически и психически, готовы что-то делать. Но в реабилитационный зал и бассейн ходят только еще человека три», — вздыхает Саша, сетуя, что не хватает ему пока сил и энергии сподвигнуть на действия остальных.

Вообще-то он собирался лететь в Америку и, пересев на хэндбайк, бороздить далекий континент. Но с американской визой не сложилось — поехал в Европу.

«Хэндбайк — специальный велосипед, который управляется при помощи рук. Хэндбайки в основном для спорта, — объясняет Саша. — Чтобы в него сесть, человеку-инвалиду надо, чтобы его подняли туда, прямо затащили. А меня интересовал туризм, очень интересовали самостоятельные путешествия. И оказалось, чтобы это осуществить, нужно всего лишь немного переделать конструкцию байка, сделать специальный багажник для коляски».

Он придумал этот багажник, послал производителям свои чертежи и немного затормозил перед покупкой — машина обходилась в 6000 евро.

Деньги собирал через краудфандинг, признавая — система эта работает слабо, если постоянно не объяснять-рекламировать свою идею.

Объяснял и объясняет Саша так: средства нужны не только для доказательства «я могу» и побуждения других к преодолению ограничения возможностей, но и на развитие реабилитационного зала, бесплатную возможность пользоваться им для инвалидов города Лида.

Людям и фирмам, об отзывчивости которых он готов рассказывать подробно, огромное Сашино спасибо.

Отправился из Белоруссии Саша в начале июля.

«Решил: то, что для меня будет сверхсложно, смогу определить на пути от Минска до Вильнюса, где мне вообще нечего бояться, ведь я раньше коротко путешествовал по Прибалтике. Когда прошел этот путь, понял, что могу, не стоит возвращаться. Еще град начался, когда я приехал в Вильнюс в первый день», — вспоминает Саша.

По Прибалтике он ехал по шоссе — получалось в день одолеть до 80 километров.

«Я иногда пытался выезжать на велодорожки, но, как правило, все велодорожки заканчивались каким-нибудь бордюрчиком или выездом на шоссе. И это увеличивало время настолько, что я решил не заморачиваться, нацеплял кучу всяких фонариков и ехал по шоссе», — рассказывает Саша.

По его словам, проблема безбарьерной среды существует и в Европе, «хотя то, над чем мы бьемся в Беларуси, у них, как правило, решено лет десять назад».

«У меня была палатка. Для здорового человека она, конечно, классная: весит килограмм, трековая, кемпинговая. Но она сделана, как такой маленький гробик. И если у тебя не работают ноги, чтобы влезть в этот маленький гробик, тебе нужно туда засовываться», — объясняет он.

«Она вся шатается: если лезешь туда по какому-то надувному матрасику, то матрасик сворачивается, и пока ты залез — уже оказывается, что лежишь на земле, — вспоминает Саша. — Я ехал и думал, как это все изменить. Слава богу, изменил. Но уже после второй или третьей страны очень много предложений начало поступать: а давай мы снимем тебе отель по дороге, давай ты заедешь к нам в гости или в гости к нашим знакомым!»

«Самый трудный момент — это когда я оказывался без интернета, — продолжает Саша. — Реально самые трудные моменты. Покуда у меня была связь, я был уверен, что в самом крайнем случае могу позвонить — и найдется человек, который приедет и меня заберет. Потому что уже после трех стран количество фолловеров в моем блоге так сильно выросло и так много людей следили за мной и писали комментарии, что я чувствовал поддержку».

Четыре тысячи километров по 12 европейским странам хэндбайк, конечно, тоже преодолевал на пределе своих велосил. Ломались передачи, соскакивала цепь.

Поломку в Финляндии очень быстро помогли устранить хозяйка отеля и ее знакомый — прочитали о белорусском путешественнике-колясочнике в местной газете — а тут и он сам, уставший и расстроенный из-за своей машины.

«До Мыса Рока, чтобы, как пишут в туристических справочниках, любоваться изумительным закатом, когда солнце садится прямо в Атлантический океан, добраться я не мог и не успевал: и физически (как одолеть Пиренеи?!), и виза заканчивалась», — рассказывает Саша.

«Уже из Сан-Себастьяна в Испании я собирался через Барселону возвращаться домой, — продолжает он. — И вот буквально в последний момент (уже заказали билет в Барселону) мне написал парень из Португалии: «Непорядок! Мечта должна свершиться!» Он ехал из Франции, на машине, в которую можно было погрузить велик, «и мы переехали через Пиренеи прямо в Порту!»

На ролике, выложенном на Сашиной странице в YouTube, видно, как байк с лежащим парнем преодолевает прибрежную полосу. Саша говорит океану: «Здравствуй! Я вижу тебя впервые, и ты меня тоже».

 

Вопросы для группового обсуждения:

- Чему нас учит история Саши?

- Какие препятствия стоят перед людьми с инвалидностью?

Заключительный этап 5 минуты

3. Подведение итогов.

Педагог предлагает каждому из обучающихся рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал.

Педагог подводит обучающихся к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не влияет активную жизненную позицию. Многие люди с инвалидностью являются примером для других людей благодаря совей силе духа и стойкости характера. Они вдохновляют других людей!

 

Урок 3. «Видеть руками»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: среднее общее образование.

Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями зрения и способах общения с ними.

Задачи урока:

- формировать представление о взаимодействия и сопровождения человека с нарушение зрения;

- обучать этикету общения с людьми с инвалидностью по зрению;

- практическое ознакомление с особенностями восприятия окружающего мира слабовидящими людьми.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мастер-класс, игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация, раскрывающая особенности зрения слабовидящих, слайд-презентация о жизни Александры Францевой.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Мини-лекция.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о тех людях, которые частично или полностью утратили возможность видеть мир вокруг них.

В зависимости от остроты зрения одни из инвалидов по зрению совсем ничего не видят, другие могут видеть только свет, третьи – свет и цвета окружающих предметов, четвертые – только движения руки перед лицом, пятые – могут видеть на очень близком расстоянии предметы.

Бывает и так, что у человека такое нарушение зрения, что они видит все как будто через трубочку (трубчатое зрение) или видит только то, что справа или слева (половинчатое зрение) или только то, что находится ниже/выше их поля зрения, иногда не видят то, что расположено посередине, или не видят отдельные участки.

Такие проявления нарушений зрения часто требуют от людей с инвалидностью по зрению значительных усилий при выполнении повседневных действий и часто являются причиной своеобразного поведения инвалидов по зрению (потряхивания головой, постоянные повороты головы и т.д.). Своеобразное поведение инвалидов по зрению, вызванное необходимостью дополнить картину видимого, часто со стороны воспринимается как «странное поведение» незрячих людей, их ненормальность, даже как интеллектуальная недостаточность. При этом сами инвалиды, как правило, не знают о внешних проявлениях последствий своего нарушенного зрения, если кто-то об этом не сказал.

Но, например, для того чтобы не упасть, человек с трубчатым зрением при входе в комнату опускает голову, чтобы посмотреть себе на ноги, или человек с половинчатым зрение начинает поворачивать голову вправо/влево или вверх/вниз, пытаясь заполнить пропущенные в восприятии участки.

Хотя, например, человек с трубчатым зрением видя все как будто сквозь узенькую трубочку в тоже время может рассмотреть даже мелкие детали чего-либо, если он близко стоит и взгляд инвалида упал именно на них. Например, пуговицы на блузке собеседника, серьги. Однако все остальное пространство человек не увидит, если не будет интенсивно поворачивать голову.

Многие из людей с нарушением зрения страдают либо светобоязнью (их глаза просто закрываются при ярком свете, очень белом снеге, ярком солнце), либо куриной слепотой (нарушением темновой адаптации, то есть при хорошем освещении плохо, но видят, а в сумерках ничего не видят, кроме огоньков). Это приводит к ухудшению зрительного восприятия и трудностям передвижения в темное время суток, при плохом освещении, в пасмурную погоду.

2. Практикум «Имитация».

Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с инвалидностью по зрению. Для этого класс разделяют на группы по 4-5 человек. Каждой группе детей выдаются очки-симуляторы нарушений зрения. Внутри группы каждый из детей должен надеть разные виды очков, чтобы на себе ощутить тот или иной дефект зрения и особенности восприятия пространства при нем. Задача остальных детей понаблюдать за изменением поведения товарища и обратить на появление своеобразного поведения, направленного на изучение воспринимаемого объекта.

При выполнения данного упражнения рекомендуется создать максимально новой обстановки для организации изучения окружающего пространства.

По окончании практикума проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- Что ты чувствовал?

- Что ты делал?

- Было ли тебе трудно?

- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?

- Нужна ли тебе была помощь?

Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с нарушениями зрения важно давать словесные пояснения, предметы для осязания, всегда называть себя и представлять своих собеседников, а также остальных присутствующих, при желании пожать руку инвалиду по зрению, необходимо сообщить ему об этом.

Он также акцентирует внимание ребят на том, что наличие очков у инвалида по зрению облегчает восприятие, но не решает проблем, вызванных низким зрением, поэтому на все просьбы, связанные с использованием зрения, следует отвечать так же, как и тотально слепому человеку.

3. Прослушивание рассказа о жизни Александры Францевой.

Рассказ.

«Саша родилась на Дальнем Востоке. Серьезное нарушение зрения врачи обнаружили почти сразу после рождения, но ничего не смогли поделать. Окружающие только вздыхали: девочка никогда не увидит разноцветного мира, и судьба ее ждет незавидная. Возможно, так бы оно и случилось, но родители воспитали в дочке сильный характер и не видящая девушка сумела наполнить свою жизнь яркими красками.

В детстве Саша занималась плаванием, а после школы поступила на юридический факультет местного техникума. Как-то раз крестная попросила ее сходить вместе в тренажерный зал, и это посещение тренировки стало началом большого пути к вершинам спорта.

В семье решили, что Саша должна увлечь горными лыжами брата Ваню. Неожиданно для себя она тоже встала — из любопытства. И почти сразу – серьезный перелом ноги. В ходе восстановления Александра познакомилась с врачом – Михаилом Александровичем Васильевым, и благодаря ему решила заниматься горными лыжами серьезно, чтобы этот доктор мог ей гордиться.

Александре во всем очень помогает ее напарник — Павел Заботин. Они вместе тренируются, вместе выступают на всех соревнованиях, вместе анализируют выступления. На дистанции Павел при помощи микрофона рассказывает мчащейся сзади Александре об изменениях рельефа, о поворотах трассы, о близости финиша. Так, вдвоем, они и проходят всю трассу».

4. Игра «Будь рядом».

Педагог предлагает обучающимся разбиться на пары. Одному из ребят в паре завязывают глаза. Задача второго провести его через лабиринт. После выполнения упражнения ребята меняются ролями.

После выполнения задания обучающимся предлагается рассказать о своих ощущениях и трудностях, с которыми они столкнулись при выполнении данного упражнения.

Заключительный этап - 5 минут

5. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что инвалидность по зрению создает ограничения, но применение технических средств реабилитации, использование других анализаторов помогает людям вести обычную жизнь.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.