Терминология для обозначения форм береговой черты — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Терминология для обозначения форм береговой черты

2017-08-26 370
Терминология для обозначения форм береговой черты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Непрерывная водная оболочка земного шара называется мировым океаном. Части мирового океана, в различной степени отделенные от него сушей или возвышениями дна, называются морями. За крупными озерами — Каспийским и Аральским — исторически укрепилось название морей.

Залив — часть моря или океана, заметно вдающаяся в сушу, например Мексиканский залив в Атлантическом океане, Финский залив в Балтийском море.

Бухта — небольшой залив с глубинами значительно меньши­ми, чем у моря, к которому он прилегает, например бухта Тикси в море Лаптевых.

Губа — залив, образованный речным устьем, например Нарв- ская губа в Финском заливе, Обская губа в Карском море.

Пролив — суженное водное пространство между материками или островами, соединяющее смежные воды, например Ламанш, пролив Лаперуза. Некоторые проливы на севере сохранили по­морское название «шар», например Маточкин шар, Югорский шар (Юшар). Узкий пролив, стесненный берегами или пониженными глубинами, называется проходом (проход Невельского в Татарском проливе).

Лиман — мелководный залив с пологими берегами в долине речного устья (Днепро-Бугский, Амурский лиманы). Лиманом на­зывают также затопленную морской водой низменность. Участок побережья, заполненный морской водой, просачивающейся через грунт, называется лагуной.

Фарватер — безопасный проход для судов среди мелей и про­чих опасностей и препятствий для плавания, обычно огражденный плавучими или створными знаками. Прямая, проходящая по наи­более глубокому месту фарватера на прямолинейном его участке, называется осью фарватера.

Канал — искусственный, т. е. прорытый, проход между вод­ными участками, например Суэцкий, подходной Ленинградский каналы. Некоторые каналы бывают шлюзованными, например Бе-.ломорско- Балтийский.

Шхеры — скопление островков, надводных и подводных скал, образовавшихся в местах прежнего оледенения. Фарватер в шхе­рах обычно извилист и требует большого количества ограждаю­щих знаков. Наличием шхер отличаются воды Финляндии, Север­ной Канады, Шотландии, Югославии.

Бар — наносная мель, отгораживающая устье реки от моря, лапример бар у впадения реки Яна в море Лаптевых.

Рейд — прибрежный участок, используемый для якорных сто­янок судов. На рейдах могут производиться перегрузки с судна на судно, а также такие работы, требующие маневрирования, как уничтожение девиации на судах, ходовые испытания. В зави­симости от защищенности их берегами от ветров и волнения разли­чают закрытые и открытые рейды. Закрытые рейды располагают­ся обычно в бухтах или приморских участках рек, например рейд в бухте Находка, Архангельский рейд в Северной Двине. Откры­тые рейды имеются на западном побережье Камчатки, в западном секторе Арктики.

Порт — пункт, предназначенный для погрузки и разгрузки су­дов. Порты делят на торговые, обслуживающие транспортные суда, и рыбные — для обслуживания судов флота рыбной про­мышленности.

Гавань — часть порта или рейда, искусственно защищенная от ветра, волнения и ледохода. Ковш — небольшая гавань продолго­ватой формы.

Бассейн — часть порта, отделенная от него естественными об­разованиями или искусственными сооружениями. В морях с при­ливами искусственные бассейны иногда оборудуют воротами или шлюзами для впуска и выпуска судов.

Дамба — сооружение в виде вала, предохраняющее берега ка­налов от осыпи и размывания водой, например дамба Ленинград­ского морского канала.

Волнолом (брейкватер) — внешнее искусственное ограждение входа в гавань, не соединяющееся с берегом.


Мол — искусственное ограждение порта или гавани, идущее от берега. Оконечность мола называется его головой.

Причал — сооружение, к которому швартуются суда для гру­зовых операций, приема топлива, ремонта и пр. Иногда причал называют береговой стенкой. В некоторых портах, в частности, где приливные колебания, бывают плавучие причалы.

Пирс — массивное сооружение, располагаемое под углом к бе­регу, позволяющее швартоваться судам с обеих его сторон. Пирс на опорах называется эстакадой.

Бон — плавучее заграждение у входа в гавань или на фарва­тере, препятствующее проходу судов. Боны бывают разводными.

Выше перечислены только наиболее часто встречающиеся на- вигационно-географические термины, относящиеся к участкам во­ды и побережья, и необходимые судоводителю при пользовании морскими картами, навигационными и промысловыми пособиями.

ГРУНТЫ МОРСКОГО ДНА.

НАВИГАЦИОННЫЕ ОПАСНОСТИ

Грунт — поверхностный слой морского дна. Это отложения мо­ря, либо выход коренных пород, связанных с геологической струк­турой дна и берегов. Вынос этих пород происходит в результате воздействия морского волнения, ветров и течений. Для морепла­вателей грунты представляют интерес с точки зрения держащей силы якорей и как признаки для опознавания местности при недо­статочной видимости. Поэтому характеристики грунтов в местах промеренных глубин указывают на морских картах. Наиболее ха­рактерные грунты — это песок, ил, глина, камень, галька, ра­кушка и др.

Навигационные опасности. Это опасности в виде недостаточных глубин или предметов на морском дне, а также в виде свободно плавающих неуправляемых объектов, способных причинить судам повреждения.

Навигационные опасности бывают естественными и искусствен­ными. Оба эти вида могут быть постоянными и временными.

К навигационным опасностям не относятся неровности морско­го дна, т. е. такие его поднятия, глубины над которыми доста­точны для судоходства. Неровностями морского дна назы­вают и его понижения, незначительные по площади, например ямы.

Основные виды естественных навигационных опасностей и не­ровностей морского дна рассмотрены ниже.

Мель — участок с пониженными глубинами и нетвердым грун­том, не соприкасающийся с берегом. Мели с глубинами над ними менее 20 м считают опасными для судов.

 

Отмель — это мель, идущая от берега с постепенно увеличи­вающимися глубинами.

7-869

Подводная коса — узкая вытянутая мель, образованная про­должением надводной косы.

Банка — резкое поднятие морского дна, относительно неболь­шое по площади. Банки могут быть несудоходными (с безопасными глубинами вокруг) и судоходными. К последним относятся, на­пример, Ньюфаундлендская банка, Доггер-банка и др.

Пятно — большой по площади участок или скопление малых, резко повышенных или пониженных по глубине в сравнении с ок­ружающими.

Осушка — часть отмели или мели, обнажающаяся при отливе.

Риф — подводное или осыхающее при отливе возвышение мор­ского дна, скалистое или состоящее из скопления камней, а в тро­пических морях — также из кораллов (коралловые рифы). Рифы опасны для судоходства.

Скалы — торчащие на дне гранитные, базальтовые или извест­няковые глыбы (обычно крутосклонные) с судоходными глубинами вокруг.

Камни в навигационном отношении — это небольшие скалы, расположенные вблизи берега. Скалы и камни бывают также надводными и осушными. Все виды скал опасны для судоходства.

Временные естественные опасности. К ним относятся умень­шение глубин на барах из-за выноса песка речным течением, под­нятия дна, вызванные землетрясениями. Такие опасности могут быть устранены с помощью дноуглубительных работ.

Искусственные навигационные опасности. Это свалки грунта, вывозимого с мест дноуглубительных работ, и строительные отхо­ды, а также свалки взрывчатых веществ и районы, опасные от мин, т. е. непротраленные.

Затонувшие суда опасны для мореплавания, если они высту­пают над водой либо если глубины над ними меньше осадки самых глубоко сидящих судов. В этом случае затонувшие суда ограждают светящими специальными знаками.

Временные искусственные опасности. Это плавающие мины, со­рванные со своих мест, оторвавшиеся боны заграждения, покину­тые суда и другие подобные объекты.

Навигационные опасности, кроме временных, указывают на мор­ских картах. О вновь обнаруженных и временных опасностях публикуются сведения в периодически выпускаемых ГУНиО МО «Извещениях мореплавателям» (ИМ).

ПРОМЫСЛОВЫЕ ОПАСНОСТИ

Промысловые опасности не представляют угрозы судоходству, но угрожают потерей или повреждением орудий лова. К ним отно­сятся также объекты и факторы, вызывающие потерю добычи или нарушение хода промысла.

Задевы, или цапы, — это подводные скалы, рифы с неровной поверхностью, а также затонувшие плавсредства, якоря, тросы.


В речных водах, озерах и водохранилищах это могут быть пни и коряги. Задевы представляют опасность для тралов, неводов и других орудий лова.

Каменистый грунт — это грунт, изобилующий камнями или валунами. Шероховатый грунт — грунт, состоящий из гальки, камней или щебня. Оба эти виды грунтов, а также грунт с губкой, кораллами и литотамнием являются тяжелыми, быстро изнаши­вающими донные орудия лова.

Вязкий грунт —■ илистый или глинистый липкий грунт, может явиться причиной потери или значительных повреждений донных орудий лова.

Зыбучий грунт — очень нестойкий мягкий ил или песок, в ко­тором орудия лова могут завязнуть.

Крутой склон — уклон морского дна под углом 10° и более, который обусловливает нарушения траления в результате резкого изменения глубины.

Нечистый грунт — любой участок дна, имеющий камни, валу­ны, коряги и затонувшие предметы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.