Достоинство и нагрузка морских навигационных карт — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Достоинство и нагрузка морских навигационных карт

2017-08-26 528
Достоинство и нагрузка морских навигационных карт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Достоинство морской навигационной карты определяется ее масштабом, давностью и методом производства описи, подроб­ностью промера, а также сроком корректуры.

Масштаб карты. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее она сможет быть. Поэтому на каждом участке перехода штурман должен пользоваться картами наибольшего масштаба. Если име­ется только карта меньшего масштаба, то на нее следует перенести с карт наиболее крупного масштаба все данные, касающиеся ориентиров, приметных мест и навигационных опасностей. Это особенно важно при плавании в районах малых глубин и при не­достаточной видимости.

Давность и метод производства описи. На картах указывают время производства описи данной местности, т. е. работ, по кото­рым карта составлена. Так как многие данные с течением времени могут измениться, а техника работ совершенствуется, то карте с более поздним сроком описи следует отдать предпочтение.

Метод описи также имеет значение. Если на карте при отсутст­вии пометок о постоянных опорных пунктах нанесены триангуля­ционные знаки, то карта, видимо, составлена по первому классу точности. Если на карте отмечены только астрономические пунк­ты, то это говорит об описи облегченного типа — по второму клас­су точности. Если же на карте показана береговая полоса с объек­тами, видимыми только с моря, и обозначены промерные галем в расстоянии около 2 миль от берега, то это значит, что опись про­изведена по способу морской съемки, т. е. с судна, и относится к третьему классу точности. Такая карта исчерпывающими све­дениями для судовождения не обладает.

Подробность промера. Подробное и достоверное изображение рельефа морского дна имеет первостепенное значение для безопас­ности плавания. Рельеф дна устанавливают с помощью промеров. Если глубины на карте нанесены часто и равномерно (заметно на­правление промерных галсов) и изобаты непрерывны, то промер можно считать подробным.

Обычно промеры делают не сплошь по всей местности, охва­тываемой картой. Глубоководные и малопосещаемые районы мо­гут содержать на карте белые пятна.

Если на карте всего 1—2 промерных галса, и глубины вне их не указаны, а также изобаты нанесены отрывками или отсутству­ют, то промер является рекогносцировочным.

Необходимо учитывать, что белые пятна на карте не означают больших глубин, недоступных лоту. Они говорят лишь о том, что промеры в данных участках не производили.

Сроки корректуры. Карта пригодна к использованию только в откорректированном виде, т. е. когда в ней учтены все измене­ния, происшедшие в местности, о чем сообщается в последних «Извещениях мореплавателям».

Нагрузка карты. Нагрузкой карты называют общий объем со­держащихся в ней сведений. Сюда входит рельеф морского дна, грунт, береговая зона, средства навигационного оборудования и некоторые другие сведения.

Рельеф морского дна оценивают с помощью карты не только по величине глубин, но и по характеру их изменений. Если глубины на карте изменяются равномерно, не образуют резких понижений, то его можно считать благоприятным для плавания. Если же глу­бины то увеличиваются, то уменьшаются, то такой рельеф счи­тают опасным для плавания.

Поэтому на карты наносят так называемые предостерегательные изобаты, заход за которые опасен. Их наносят в зависимости от крутизны дна и масштаба карты. Так, 10- и 20-метровые изобаты считают предостерегательными для судов с соответствующей осад­кой.

Показать опасные глубины на всем районе, охваченном кар­той, трудно. Поэтому на карты наносят наименьшие глубины и изобаты в основном районе рекомендованных курсов и фарва­теров. Особенно важно для мореплавателей, чтобы на карте были нанесены такие опасности, как банки, подводные скалы, затонув­шие суда.

Если положение ©пасности установлено недостоверно или име­ется сомнение в самом ее существовании, то в ее месте на карте делают пометку «ПС» (положение сомнительно) либо «СС» (су­ществование сомнительно).

Наиболее подробно глубины наносят на планах. На частных картах навигационные опасности наносят подробно, но обобщен­но — в местах наибольшего их скопления. На путевых картах навигационные опасности наиболее подробно наносят в, районах фарватеров и рекомендованных курсов. На генеральных картах указывают в основном главнейшие формы рельефа дна. Из навига­ционных опасностей наиболее полно показывают отдельные пони­жения глубин в открытом море; у берегов навигационные опас­ности наносят лишь обобщенно (для общей характеристики).

Грунт морского дна по возможности указывают на навигацион­ных картах, что важно знать для опознания местности и якорной стоянки. Дополнительные сведения о характере грунта можно по­лучить в лоции данного моря.

Береговая зона — это прилегающая к воде узкая полоса суши, содержащая пляж, мысы, косы и осушные, т. е. обнажающиеся при отливе, участки. На береговой зоне указывают и характер берега — низменный или возвышенный, обрывистый, голый или лесистый, ледниковый и т. д. Это имеет значение не только для опознания местности, но и на случай высадки на берег со шлю­пок, например при вынужденном оставлении судна.

За береговую линию в морях с приливами принят урез наи­большего приливного уровня, для бесприливных морей — урез воды при среднем многолетнем уровне.

На навигационных картах показывают и элементы суши, при­годные в качестве ориентиров и для опознания местности.

Средства навигационного оборудования (СНО) обязательно наносят на навигационные карты. К ним относятся как объекты (маяки и знаки), специально предназначенные в качестве ориен­тиров, так и прочие объекты, пригодные для этого, но положение которых точно определено (геодезические знаки, горные пики и пр.). Кроме того, наносят радиомаяки, радиолокационные и гидро­акустические станции, аэромаяки, лоцманские станции, средства туманной сигнализации, ведущие кабели.

При этом на генеральные карты наносят маяки с дальностью видимости огня не менее 15 миль и без их характеристик, радио­маяки и вершины гор. На путевые карты — маяки и светящие знаки с дальностью видимости огня до 10 миль с их характеристи­ками, плавучие маяки, радиомаяки, буи открытой части моря, аэромаяки. На частных картах, кроме того, указывают плавучие предостерегательные знаки и портовые огни.

Прочие объекты — это гидротехнические сооружения, прича­лы, волноломы, прибрежные участки железных дорог, подводные кабели, которые наносят на крупномасштабные карты.

§ 91. ЧТЕНИЕ МОРСКИХ КАРТ. '

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ НА КАРТАХ

Чтение морских карт. Оно состоит в распознавании того, что на них изображено в виде условных обозначений.

Морские карты имеют номера, присвоенные при издании (ад­миралтейский номер). Кроме того, нумеруют каждый оттиск (эк­земпляр) карты как документ строгой отчетности.

В заголовке карты, ниже ее названия, указывают масштаб и параллель, по которой он считается; год, к которому приведено магнитное склонение, и величина годового изменения последнего, если оно одинаково для всего района, охваченного картой (в про­тивном случае это указывают в соответствующих местах карты); меры, в которых выражены высоты и глубины, и уровень, к кото­рому они приведены (так называемый нуль глубин).

За рамкой карты (обычно внизу) схематически изображают в мелком масштабе данную карту и перекрывающие ее соседние, что необходимо для удобства подбора карт и перехода при про­кладке с одной на следующую.

В пределах береговой полосы и на водных участках, где не обозначены глубины, иногда помещают изображения вида бере­гов, маяков и знаков, а также планы портов и гаваней.

В свободных местах карты имеются текстовые примечания и предупреждения о вновь обнаруженных опасностях, нововведе­ниях в режиме плавания, дополнительных условных обозначениях и пр.

При изображении характера берегов недостоверной береговой линией считают линию, снятую приближенно или нанесенную по устаревшим сведениям.

Глубины, а также высоты обсыхания объектов указывают в метрах от принятого нуля глубин. Отличительными глубинами считаются те, что больше или меньше окружающих на 10% и более при ровном и на 20% при неровном рельефе дна. Гаранти­рованной глубиной считают в канале или на фарватере наимень­шую глубину, поддерживаемую на определенное время года и доступную для плавания.

Глубины, обозначаемые на картах изобатами, указаны циф­рами.

Грунты и их характеристики обозначают текстом в сокращен­ном виде, например: В — валун; Гк — галька; Гл — глина; ГлИ — глинистый ил; Гр — гравий; И — ил; ИП — илистый пе­сок; К — камень; Кор — коралл; П —песок; ПИ — песчаный ил; Пл — плита; Ск — скала. Так же сокращенно обозначают цвет, состав и свойства грунтов: бл — белый; бр — бурый; гл — голу­бой; жл — желтый; зл — зеленый; кр — красный; сн — синий; б — битый; ж — жидкий; же — жесткий: мг — мягкий; нч — не­чистый; тв — твердый и т. д. Под нечистым грунтом понимают, что он засорен тросами, обломками судов и другими предметами и не подходит для якорной стоянки и тралового лова.

Условные знаки на картах. Наиболее употребительные услов­ные знаки и обозначения, служащие для чтения карт, часть кото­рых требуется знать, приведены на отдельных листах приложе­ния 15.

Ниже приведены пояснения к ним.

Навигационные опасности. Приведены знаки основных ес­тественных и искусственных опасностей. Следует обратить вни­мание на характеристику затонувших судов, на высоты осыхания объектов и пр.

Навигационные ориентиры. Здесь приведены объекты, не являющиеся специально установленными как ориентиры, но при­годные для этого.

Радиотехнические средства навигационного оборудования. Здесь кроме морских навигационных средств приведены и авиа­ционные, годные для использования судами.

Промышленные и социально-культурные объекты. Железные дороги. Объекты, указанные данными знаками, могут оказать по­мощь в опознании местности.

Опорные пункты, границы и ограждения. Входящие сюда объекты (триангуляционные пункты и др.) можно использовать как навигационные ориентиры, так как положение их точно оп­ределено.

Стационарные средства навигационного оборудования. Сю­да относятся специально установленные в качестве этих средств как береговые, так и подводные объекты, например ведущий ка­бель. Местоположением на карте знаков правильной ф(5рмы при­нимается их центр, остальных — середина их основания.

Высоты ориентиров и несветящих знаков показаны дробью: на месте числителя указывают высоту их от принятого нуля глубин, на месте знаменателя — от основания.

У огней маяков и знаков на картах масштаба крупнее 1:1 000 000 показаны их секторы. Окраска огней дается действи­тельным их цветом, кроме белого, желтого и оранжевого. Белые огни приведены без надписей, желтые помечены буквами жл, оран­жевые— ор. Огни на картах масштаба 1:1 000 000 изображены рожками одной окраски независимо от действительного их цвета.

Плавучие средства навигационного оборудования. Буи лю­бой формы изображают единым знаком. Огни буев изображают толь­ко рожками с окраской их действительного цвета. Являясь всего лишь предостерегательными знаками, буи и вехи могут быть на­несены на карты менее точно, чем береговые ориентиры.

Рельеф суши. Приведены обозначения вершин гор, отметок высот, так как эти объекты также пригодны для опознания мест­ности и как ориентиры.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.